- Ребята, а как вы представляете женский образ? - В женщине видели начало жизни, мать всей природы. Её представляли как хозяйку дома, ценили душевную отзывчивость и теплоту. - Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений литературы и искусства. Что мы понимаем под выражением русская красавица? - Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старину. Давайте вспомним сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка» В.М.Васнецов «Аленушка» Пруд, заглохший весь в зеленой ряске, В ней тростник качается, шумит А на берегу, совсем, как в сказке, Милая Аленушка сидит. Прост венок, а нет его красивей, Красен от гвоздик, от лилий бел. Тополиный пух на платье синем, С тополиных рощ он прилетел. С берега трава, врываясь буйно, Знать не хочет, что мертва вода, И цветет дурман с цветком багульник Рядом у заглохшего пруда Но кукушка на сосне кукует, И тропинка к берегу ведет, Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладет. (А.А.Прокофьев) Следующий образ женщины–птиц - это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья. Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плавает по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе. Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава. «Царевна-Лебедь» - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве художника Врубеля. Врубель изобразил Царевну- Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, её краски, близкие родной природе. И еще один образ русской женщины. Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях С походкой, со взглядом цариц. Красавица миру на диво: Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Во всякой работе ловка. Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе. Молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки. В чем красота этих женских образов? Что объединяет эти образы? В каждом произведении, в каждой картине были отражены традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому национальному костюму всегда уделялось особое внимание. - Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие. - Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины. А знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка? Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их? Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе! В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. - Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от трудовой жизни, праздников, обрядов. Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном Рубаха – основа женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол. - Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли – ромбы, треугольники, квадраты с точками. На севере часто сарафан дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой. Епанечка – это короткая клешеная кофточка без рукавов. Душегрея (её также называли и душегрейка, шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) — верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке. - На юге России вместо сарафана носили понёву – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный узорами символизирующими землю и воду – ромбы, волнистые линии, птицы. - В праздничные дни голову украшали дивным убором – кокошником (Название происходит от древнерусского слова "Кокош" – петух). Кокошники были богато украшены речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор. |