СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по Изобразительному искусству "А сама-то величава, выступает будто пава... (Образ русской женщины)"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностные цели: Изображение портрета женщины в Русском народном костюме.

Образовательная цель: Повышение интереса к истории, культуре, искусству России

Задачи урока:

Образовательные: Познакомить с женским народным костюмом, познакомить с изображением портрета женщины, научить изображать портрет, закрепить навыки работы с цветом.

Развивающие: развить  эстетический вкус, логическое мышление, речь, творческое воображение и внимание.

Воспитательные: воспитать интерес к урокам изобразительного искусства, воспитать аккуратность,  дружелюбие.

Личностные:

- познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

- развивать воображение, творческую фантазию;

- воспитывать у детей любовь к истории России

- показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;

Метапредметные:

 - осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);

Предметные:

- создать рисунок- портрет в кокошнике.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по Изобразительному искусству "А сама-то величава, выступает будто пава... (Образ русской женщины)"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

г.Майкоп Республика Адыгея










ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



по ФГОС



Предмет: ИЗО

по программе «Школа России» класс: 2 «А»

Тема: «А сама-то величава, выступает будто пава… (Образ русской женщины)»


урока:

занятия по тематическому планированию:



Студент-практикант: Милутка Ольга Сергеевна

Учитель начальных классов: Гумова Азида Борисовна



2018 г.

Тема: «А сама-то величава, выступает будто пава… (Образ русской женщины)»


Тип урока: Комбинированный

Деятельностные цели: Изображение портрета женщины в Русском народном костюме.

Образовательная цель: Повышение интереса к истории, культуре, искусству России

Задачи урока:

Образовательные: Познакомить с женским народным костюмом, познакомить с изображением портрета женщины, научить изображать портрет, закрепить навыки работы с цветом.

Развивающие: развить эстетический вкус, логическое мышление, речь, творческое воображение и внимание.

Воспитательные: воспитать интерес к урокам изобразительного искусства, воспитать аккуратность, дружелюбие.

Личностные:

- познакомить учащихся с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин;

- развивать воображение, творческую фантазию;

- воспитывать у детей любовь к истории России

- показать роль искусства в понимании красоты русской женщины;

Метапредметные:

- осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история, музыка);

Предметные:

- создать рисунок- портрет в кокошнике.

Оборудование: 

Для педагога: лист А4, ластик, карандаш.

Для учащихся: листы А4,краски, кисти, баночка с водой, ластик, карандаш, палитра.

Наглядные пособия:

Зрительный ряд: презентация по теме урока, В.М.Васнецов «Аленушка» .

Музыкальный ряд: Физминутка «Спортивный мишка», народная музыка.

Литературный ряд: сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Врубель М. «Царевна-Лебедь».



Ход урока:



Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учащегося

Формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

I. Орг. момент


Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим путешествие в прошлое. А поговорим мы с вами о Русских женщинах.

Ребята, какой, по вашему мнению, должна быть «русская красавица»? Давайте обратимся к художественному слову о красоте женщин, живших в старинных русских деревнях и городах. Поможет нам настроиться на нужное настроение – народная музыка.

- Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, сложный духовный мир, характер, настроение.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Регулятивные: контролируют свои действия, организует рабочее место.

Личностные: самооценка и готовность к уроку

II.Объявление темы.

(Слайд № 1, 2)






- Тема нашего урока: «А сама-то величава, выступает будто пава… (Образ русской женщины)»


Регулятивные: контролирует свою деятельность и оценивает ее.

Коммуникативные: умеет слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

III. Целеполагание

- Ч предлагаю определить цели нашего урока.

- Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему бы хотели научиться?


Определяют цели: Изображение портрета женщины в Русском народном костюме.

IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.







( Слайд № 3)























( Слайд № 4)







(Слайд №5)

















































(Слайд № 6, 7) .













( Слайд №8)





( Слайд №9)



Слайд №10)



( Слайд №11)




( Слайд №12)


- Ребята, а как вы представляете женский образ?

- В женщине видели начало жизни, мать всей природы. Её представляли как хозяйку дома, ценили душевную отзывчивость и теплоту.

- Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений литературы и искусства. Что мы понимаем под выражением русская красавица?

- Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старину.

Давайте вспомним сказку “Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

В.М.Васнецов «Аленушка»

Пруд, заглохший весь в зеленой ряске,

В ней тростник качается, шумит

А на берегу, совсем, как в сказке,

Милая Аленушка сидит.

Прост венок, а нет его красивей,

Красен от гвоздик, от лилий бел.

Тополиный пух на платье синем,

С тополиных рощ он прилетел.

С берега трава, врываясь буйно,

Знать не хочет, что мертва вода,

И цветет дурман с цветком багульник

Рядом у заглохшего пруда

Но кукушка на сосне кукует,

И тропинка к берегу ведет,

Солнце щедро на воду такую Золотые обручи кладет.

(А.А.Прокофьев)

Следующий образ женщины–птиц - это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья. Женские образы глубоко связаны с образом птицы-счастья, которая ходит по земле, плавает по воде и может свободно летать в доступном только для мечты человека небе.

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

«Царевна-Лебедь» - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве художника Врубеля. Врубель изобразил Царевну- Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, её краски, близкие родной природе.

И еще один образ русской женщины.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях

С походкой, со взглядом цариц.

Красавица миру на диво:

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе. Молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки.

В чем красота этих женских образов? Что объединяет эти образы?

В каждом произведении, в каждой картине были отражены традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому национальному костюму всегда уделялось особое внимание.

- Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие.

- Понятие русская красавица отражает сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а главное – о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость. Мягкость и духовная сила, нежность и величавость понимаются как суть красоты русской женщины.

А знаете ли вы, какой костюм могла носить ваша прапрапрабабушка?

Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы, как и зачем украшали их?

Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

- Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от трудовой жизни, праздников, обрядов. Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном

Рубаха – основа женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол.

- Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли – ромбы, треугольники, квадраты с точками.

На севере часто сарафан дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой. Епанечка – это короткая клешеная кофточка без рукавов.

Душегрея (её также называли и душегрейка, шугай, кацавейка, телогрейка, телогрея) — верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты. Широкое распространение получила на Руси в XVII веке.

- На юге России вместо сарафана носили понёву – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный узорами символизирующими землю и воду – ромбы, волнистые линии, птицы.

- В праздничные дни голову украшали дивным убором – кокошником (Название происходит от древнерусского слова "Кокош" – петух). Кокошники были богато украшены речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор.


Личностные: умение видеть и признавать свои ошибки.

Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Предметные: умение работать с текстом.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; осуществляет контроль своей деятельности, при необходимости корректирует

собственную деятельность.

V. Творческая работа (Самостоятельная работа)
















- Сегодня на уроке мы с вами попробуем создать образ русской красавицы.

- На что надо обратить внимание в своей работе?

- Правильно, вы должны отразить красоту русского народного костюма, передать характер девушки и ее настроение.

Мы с вами уже говорили, что главным объектом искусства всегда был человек, его внешний облик, сложный духовный мир, характер, настроение, строй его мыслей и чувств – словом, все богатство личности в различных ее проявлениях.

Ребята, скажите, как называется изображение определенного, конкретного лица? Правильно – портрет.

Основное качество портрета – сходство с оригиналом – обеспечивается, прежде всего,

точным изображением внешнего облика человека. Однако одного внешнего сходства

мало, так как подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека.

Перед работой подумайте над вопросами:

- Как бы выглядели бы в кокошнике ваша мама, или подружка?

- Как правильно расположить лист?

Лучше подходит вертикальное изображение, которое может быть сделано по грудь. Необходимо красиво украсить элементы головного убора.

При выполнении задания решаются композиционные задачи, осваивается умение изображать человека. Голова вверху шире, к подбородку уже, лицевая часть в какой-то мере напоминает форму яйца, высокая, статная шея – признак женской красоты. Обратите внимание на то, как рисуются глаза, изображаются нос, губы.

В игровой форме подвести учащихся к пониманию того, что красота их образов будет достигаться через красоту цветовых отношений и форм, отдельных деталей лица. Будет ли красиво, если мы нарисуем крупный нос, широкий рот, близко поставим глаза, сделаем маленькую голову или большие уши. Этот момент сопоставления приносит свои положительные результаты.

Дети самостоятельно работают над образом русской красавицы. ( Во время работы звучат русские народные песни.)

Выполняет самостоятельно по образцу.

Физкультминутка


-Повторяй движения за «Спортивным мишкой»

(вкл. видео Физминутка «Спортивный мишка»)

-Хорошо, продолжаем дальше.

Выполняет движения 
по содержанию видео

Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Регулятивные: контролирует свою деятельность.

VII. Подведение итогов работы

- Итак, ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Каких целей мы достигли к окончанию нашего занятия?

- Что осталось для вас неразгаданной задачей?

Домашнее задание: найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.






Отвечает на вопросы учителя.








Коммуникативные:

Умеет высказывать свое мнение; договаривается о совместной деятельности

Познавательные: осознанно и произвольно строит речевое высказывания; выделяет необходимую информацию.


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 
(итог)


– Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Так Вы думаете, мы справились с данной задачей?

-Обрати внимание на экран, Вам нужно оцени свою работу на уроке с помощью листа самооценки «Закончи фразу».




Отвечает на вопросы

Регулятивные: осознает важность полученных знаний; понимает причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Познавательные: осваивает начальные формы рефлексии.

Коммуникативные: умеет полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Личностные: осознает важность полученных знаний;

Домашнее задание: 

  • найти репродукции произведений искусства, отражающие мужскую красоту.

До свидания! Спасибо за урок.

Слушает объяснение учителя. Делает соответствующие записи

Список использованной литературы:

1. Б.М .Неменский.Л.А., Неменская, Е.И. Коротеева « Уроки изобразительного искусства 1-4 класс. Школа Неменского». Москва, «Просвещение», 2014 г. С. 132-136.

2. https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2016/02/04/zhenskie-obrazy-v-iskusstve

3. Урок ИЗО «А сама-то величава, выступает будто пава…» — 2016. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/urok-izo-izobrazhenie-babochki.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!