На сцене появляется Цыдендамбаева Жамгар и исполняет на скрипке произведение Ж.А.Батуева «Колхозная песня» - У:Ребята, вы, конечно же, узнали на каком муз. инструменте играла Жамгар? Д: на скрипке. У:На прошлом уроке мы с вами познакомились с голосом этого инструмента. Вспомните- где появился этот инструмент? В каком веке? Д: В Европе, в конце 15 века. У: Правильно. Назовите имена выдающихся скрипичных мастеров Д: – Амати, Гварнери, Страдивари.У: Все они жили и работали в какой стране? Д: В Италии. До сих пор живут скрипки, сделанные этими мастерами. У:Дети, посмотрите на эту картину. Кто на ней изображён и как она называется?Д: – Изображён музыкант, а называется портрет. У: На портрете всегда кто изображается? Д: - Один, два человека или группа людей. У: На данной картине изображён выдающийся итальянский скрипач и композитор 19 века Никколо Паганини.О нём нам расскажет Некрасова Анна. Сообщение:В 1782 году 27.10 на окраине итальянского города Генуя в переулке Черной кошки родился мальчик, которого назвали Никколо. Паганини поражал публику своим поистине нечеловеческим талантом. Скрипка будто бы стала продолжением его души и тела и была подвластна ему как никому другому. Сила воздействия искусства скрипача на слушателей была настолько велика, что доводила женщин до обморока, публика испытывала потрясение, словно перед каким-то сверхъестественным явлением. Одним из самых известных сочинений Паганини стал «Каприс №24». («Каприс» в переводе с французского – прихоть, каприз). Давайте послушаем с вами фрагмент этого произведения: Слушание: Паганини «Каприс № 24». Знакома ли вам эта музыка? Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение «Каприс»? (ответы детей) Сначала звучит тема, а потом её изменения. -Каприс №24 написан для скрипки соло. Выразительные возможности скрипки в сольном звучании раскрываются особенно ярко. Вопрос учителя: ребята, как звучит скрипка в «Каприсе»? Ответы: меняет настроение, каждый раз звучит по другому.... Вы правильно подметили, что скрипка меняет своё настроение: то она смеётся, то плачет, то жалуется или возмущается. Эту мелодию неоднократно в своих произведениях повторяли разные композиторы как дань памяти скрипачу-виртуозу. Яркую необычную личность Паганини отразили в своём творчестве художники и скульпторы. Слайд 4. Скульптура Паганини С. Коненкова. Обращался к личности гениального скрипача в своём творчестве и русский композитор С.Рахманинов. Слушание: С. Рахманинов «Рапсодия или вариации на тему Паганини» -Здесь выделяется два образа. Первый основан на изменении темы Паганини, которая звучит каждый раз в новом виде - то легко и грациозно, то напористо и грозно. Исполнение этой темы переходит от оркестра к фортепиано. Второй - лирический, построен на подлинно русской, песенной теме. Каким предстаёт перед нами Паганини в этом произведении? –ответы детей. Я предлагаю послушать ещё одно произведение, посвящённое великому скрипачу. Оно называется «Вариации на тему Паганини» и написано польским композитором 20 века Витольдом Лютославским. Что общего между двумя прозвучавшими произведениями? Что их объединяет? Чем они отличаются? - ответы детей. Вариации- как вы объясните- что это за жанр? Когда сначала звучит мелодия, а потом её разные изменения, варианты, но всегда мелодию можно узнать в новых её звучаниях.Давайте сформулируем определение формы «вариации». Ответы детей .Вариации- муз. Форма, в которой основная тема(мелодия) подвергается различным изменениям. И в заключении послушаем ещё одно произведение Слушание: В. Зинчук «Каприс №24. Н. Паганини». Рок-обработка (гитара) -Как услышал и исполнил Зинчук шедевр мировой музыкальной классики? (точное повторение мелодии Каприса №24 солирующей гитарой) -В рок-обработке усилено безостановочное движение, которое придает музыке напористый, агрессивный характер. Эмоциональному накалу звучания способствует быстрый темп, который в конце пьесы ещё более ускоряется. Возбужденный характер пьесы поддерживается жестким ритмом сопровождения, с выделением ударных инструментов. -Что же остается без изменений по сравнению с Каприсом Паганини? (форма вариаций) Итог урока. Рефлексия. О каком величайшем композиторе и мастере скрипичной игры вы сегодня узнали? Как его имя? (Никколо Паганини). Яркую, необычную личность Паганини отразили в своих произведениях скульпторы и художники. Какой из представленных портретов Паганини ярче всего передает настроение услышанной вами музыки и почему? (ответы детей) Вы услышали музыкальные произведения, сочиненные для скрипки композиторами разных времен. Какой из музыкальных фрагментов вам понравился больше и почему? (ответы детей) Что такое интерпретация? Ответы детей. Интерпретации, подобные тем, что вы услышали на уроке, представляют собой переложения музыкальных произведений для других инструментов: фортепиано и оркестра, рок-группы. Фактически они являются образом, портретом выдающегося скрипача Н. Паганини, музыку которого услышали и воссоздали каждый по-своему композиторы разных стран, в данном случае являющиеся одновременно и исполнителями. Какая тема была сегодня у нас на уроке? Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн, и кто знает, может кому-то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну. PS. Кстати, до сих пор самым дорогим в мире музыкальным инструментом считается скрипка, сделанная итальянским мастером Джузеппе Гварнери. В 2010 году она была продана на аукционе в Чикаго за $18 млн. Этим же мастером была сделана и любимая скрипка Паганини.У скрипки появилось свое собственное имя – «Вдова Паганини». Победители конкурсов скрипачей им. Паганини, а также им. Чайковского получают право сыграть один раз в год на "Вдове Паганини". Это великая честь. Домашнее задание: прочитайте рассказ К.Паустовского «Струна» и подумайте, как связано содержание рассказа с темой сегодняшнего урока. До скорой встречи! |