Цель деятельности учителя | Актуализировать и восстановить знания о синтаксисе и пунктуации, основных единицах синтаксиса – словосочетании и предложении, типах словосочетаний |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые образовательные резуль- таты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия и функции знаков препинания, отличия словосочетания от слова, строение словосочетания, смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; уметь связывать слова в предложении по смыслу; верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста, разграничивать знаки препинания по их функции, отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании, составлять словосочетания по образцу, выделять словосочетания из предложений. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из носителях. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.intergu.ru http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность обучающихся | Формы организации взаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме урока. Сопровождение урока мультимедийной презентацией | Лингвистическая сказка*. – Представьте себе, что вы смотрите мультфильм. Сначала на экран выбежали поодиночке слова: с, ты, учиться, если, работать, жизнь, полезный, охотно, для, отдыхать, правильно, умело, и, сделать, увлечение, же, она, интересный, строить. Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи (каким?), потом объединились в две группы (какие?), но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным. Но вот кто-то невидимый начал их передвигать. Соединять друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране: «Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же ее интересной и полезной». – Что-то затрудняет чтение текста! Чего же в нем недостает? Да-да, вы правы, нужны знаки препинания. И вот рука автора уверенно расставила их в тексте. Теперь мы можем его прочитать быстрее, осмысленнее и выразительнее: «Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, – жизнь строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной!». – Что же помогло связать слова в предложении? (Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация.) | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
2. Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | – Сравните предложения. Даже эта работа трудна для него. (Имеется в виду не трудная работа, но слабый исполнитель.) Эта работа даже трудна для него. (Подчеркивается неожиданность трудности.) Эта работа трудна даже для него. (Речь идет о сильном исполнителе.) Вывод: предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «Синтаксис». Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков изучает раздел «Пунктуация». Словарная работа. Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок») (см. § 24). Пунктуация (от лат. рunctum – «точка») (см. § 25). – Есть ли в записи смысл? Мы, проводить, счастливые, минуты, за, письменный, стол. (В каждом отдельном слове есть, вместе – нет.) – Составьте и запишите предложение в соответствии с правилами синтаксиса и пунктуации. – Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Укажите главное и зависимое слово, задайте вопрос. (1–2 учащихся у доски.) Проверка работы. Счастливые минуты мы проводим за письменным столом. проводим (за чем?) за столом; за столом (каким?) письменным; проводим (что?) минуты; минуты (какие?) счастливые | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Задают вопросы для уточнения информации | Групповая, индивидуальная | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Беседа по вопросам. Анализ художественно-изобразительных средств | – Мы называем самыми счастливыми минутами те, которые провели за письменным столом. Поэт Марина Цветаева написала гимн письменному столу. Будьте внимательными к слову поэта, не забывайте о тропах. Назовите их. Мой письменный вьючный мул! Спасибо, что ног не гнул Под ношей, поклажу грез – Спасибо – что нес и нес. К себе пригвоздив чуть свет – Спасибо за то – что вслед Срывался! На всех путях Меня настигал, как шах – Беглянку. – Назад, на стул! М. Цветаева Запись: стол – мул – шах. – Разберемся в прочитанном. дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Задают вопросы для уточнения информации | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: действуют по плану. Коммуникативные: строят монологические высказывания | Устные ответы. Вопросы для уточнения информации |
3. твор-ческая практическая деятельность | Письменная работа | Дает пояснения, организует деятельность обучающихся по осмыслению метафорических образов стихотворения. Стол, заваленный рукописями, книгами, – «навьюченный тяжелой поклажей мул» (домашнее животное). Стол, приказывавший поэту сесть за работу, – грозный шах, повелитель. Поклажа, груз на муле – грезы, мечты, идеи, которые нужно воплотить в стихи, прозу. – Как вы поняли главную мысль этого поэтического отрывка? (Письменный стол разделяет с поэтом тяжесть труда, не дает поблажки, отдыха, призывает больше работать, дисциплинирует жизнь, отвлекая поэта от суеты.) Работа со связным текстом. – Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы. Марина Цв..таева ож..вила пис(?)менный стол, сравнил.. с деревом весной – с его живой корой, со слезами см..лы, с игрой л..ствы. Живое дерево – сама жиз(?)нь, но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь. Прочитаем выразительно текст. Обратим внимание на знаки препинания. Сколько предложений в тексте? Какое из предложений соответствует схеме? [ ], но [ ]. [– O,O,O,O,O,O] Какой знак помогает нам понять, что предложение закончено? Какие еще знаки конца предложения вы знаете? | Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданием. Задают вопросы для уточнения информации. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах | Устные ответы. Письменная проверочная работа |
4. Само-стоятельная работа | Выполнение разноуровневых упражнений | Создает условия для устранения перегрузки обучающихся и овладения новым учебным материалом | Выполняют упр. 122, 124, 129 | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: действуют по плану | Письменные работы |
5. Включение в систему знаний | Обобщение полученных сведений, оценивание | Запишите предложения, вставляя недостающие слова. В синтаксисе изучаются словосочетания и … . Правильно употреблять знаки препинания учит … . Мы начали изучать … и … . | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Оценивание работы учеников на уроке |