Урок № 24 | 8А от 10.10. | 8Б от 12.10. | 8В от 11.10. | 2019 |
Тема | «Синтаксис как раздел грамматики» |
Цель урока: | освоить теоретические понятия (синтаксис, пунктуация), познакомиться с видами и средствами синтаксической связи. |
Задачи: |
предметные: | знакомство с сочинительной и подчинительной связью слов в предложении и словосочетании; |
метапредметные: | развитие умений наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать, делать выводы и освоение способов и приемов деятельности в группе; |
личностные: | учить применять орфографические знания в повседневной жизни; прививать интерес к познавательной деятельности. |
Тип урока: комбинированный. |
Методы урока: проблемный вопрос, проблемная ситуация. |
Технология: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, системно-деятельностный подход. |
Оборудование: учебник. |
ХОД УРОКА |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап |
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. | Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
Проверка домашнего задания |
Проверить наличие упр. 31,39, орфпрактикум. Словарный диктант. Ростовщик, скошенный, издавна, цыганский, банщик, пригореть, зарянка, пол-лимона, полбанана, горошек, укладчик, кошеный, разберу, соломенный, цифра, полупроводник, кошенный косой, налево, справа, настежь. | Проверить наличие работы. Четверо – у доски, класс – в тетрадях. |
Мотивации УУД |
Запись на доске и в тетради: Что это ты выдумывать строго спросить гусеница да ты в свой ум не знать отвечать Алиса должно быть видеть ли - Чего не хватает в этом наборе слов? - Преобразуйте слова в текст. | -Что это ты выдумываешь? - строго спросила Гусеница. – Да ты в своем уме? - Не знаю, - отвечала Алиса. – Должно быть, в чужом. Видите ли … (Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания) |
Задание 1. Разделитесь на две команды. Вспомните все, что вы уже знаете на тему «Синтаксис». Для этого «соберите» предложение, которое «рассыпалось» на следующие словоформы: 1-я команда. Опустилась, трудного, ночь, внезапно, тихая, после дня, город. 2-я команда. Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми. | Двое работают у доски. |
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока |
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. | Оформление тетради. |
Актуализация опорных знаний |
Блиц-вопрос. - По каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли ? Начните с самой первой - Что такое синтаксис? - Что является основными единицами синтаксиса? | (Фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология) (Синтаксис–раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц). (Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение). |
Работа с учебником: §5 Тренировочное упражнение. Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная. Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочинённых предложений: Гром скоро затих, но дождь всё лил и лил. (К. Седых) Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы. Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчинённую) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. (С.Есенин.). Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчинённых предложений. Основным средством связи при подчинении слов является окончание зависимого слова, например: Я люблю подмосковные рощи... Связь сказуемого люблю с подлежащим я выражена окончанием сказуемого –ю, связь дополнения рощи со сказуемым люблю — окончанием -и, связь определения подмосковные с дополнением рощи — окончанием -ые. Сочинение и подчинение могут быть оформлены союзами. Например: Когда солнце медленно вышло из-за горы, лучи его озолотили верхушки деревьев (сложноподчинённое предложение с союзом когда). Солнце медленно вышло из-за горы и озолотило верхушки деревьев (простое предложение с однородными сказуемыми). Солнце медленно вышло из-за горы, и лучи его озолотили верхушки деревьев (сложносочинённое предложение с союзом и). Ребята, давайте выполним разборы предложений. Решение Лизы сняло с его сердца камень, и весь дом сразу ожил. Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород. Громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, тихо погромыхивал гром. (выполняют разборы в тетрадях. Один ученик выполняет разбор у доски) |
Физминутка |
Физкультминутка «Медвежата» Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили… Медвежата мёд искали, Дружно дерево качали… А потом они плясали, Выше лапы поднимали… | Разминка. |
Продолжение работы над темой |
Выполнение практического задания Разбить предложения на словосочетания. Обратите внимание на образец. Образец Осы вились над корзиночкой с белым хлебом, над граненой вазой с вареньем, над чашкой. (М. Бунин). Вились над корзиночкой, над корзиночкой с хлебом, с белым хлебом, вились над вазой, над граненой вазой, над вазой с вареньем, вились над чашками. Постройте схемы. 1.В самой глубине леса на пнях и волчьих кустарниках остались не засыпанные снегом волчьи заметки (М. Пришвин). 2. В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с тёмными окнами (А. Чехов). 3. Однажды в суровую зимнюю пору я из лесу вышел (Н. Некрасов). 4. В деревне у меня сразу же завелись обширные любопытные знакомства с крестьянами (Н.Лесков). 5. На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку (А. Пушкин). |
Рефлексия |
Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо? Какую новую информацию вы получили? Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласованы? | Анализируют, делают выводы. |
Д/з., оценивание |
§5, упр. 44 | Запись в дневник. |