СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Синтаксис как раздел грамматики"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

освоить теоретические понятия (синтаксис, пунктуация), познакомиться с видами и средствами синтаксической связи.

Задачи:                                                                                                                      

предметные:

знакомство с сочинительной и подчинительной связью слов в предложении и словосочетании;

метапредметные:

развитие умений наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать, делать выводы и освоение способов и приемов деятельности в группе;

личностные:

учить применять орфографические знания в повседневной жизни; прививать интерес  к познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: проблемный вопрос, проблемная ситуация.

Технология: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, системно-деятельностный подход.

Оборудование: учебник.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Синтаксис как раздел грамматики"»

Урок № 24

от 10.10.

от 12.10.

от 11.10.

2019

Тема

«Синтаксис как раздел грамматики»

Цель урока:

освоить теоретические понятия (синтаксис, пунктуация), познакомиться с видами и средствами синтаксической связи.

Задачи:

предметные:

знакомство с сочинительной и подчинительной связью слов в предложении и словосочетании;

метапредметные:

развитие умений наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать, делать выводы и освоение способов и приемов деятельности в группе;

личностные:

учить применять орфографические знания в повседневной жизни; прививать интерес к познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: проблемный вопрос, проблемная ситуация.

Технология: проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, системно-деятельностный подход.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить наличие упр. 31,39, орфпрактикум.

Словарный диктант.

Ростовщик, скошенный, издавна, цыганский, банщик, пригореть, зарянка, пол-лимона, полбанана, горошек, укладчик, кошеный, разберу, соломенный, цифра, полупроводник, кошенный косой, налево, справа, настежь.

Проверить наличие работы.


Четверо – у доски, класс – в тетрадях.

  1. Мотивации УУД

Запись на доске и в тетради:

Что это ты выдумывать строго спросить гусеница да ты в свой ум не знать отвечать Алиса должно быть видеть ли

- Чего не хватает в этом наборе слов?

- Преобразуйте слова в текст.

-Что это ты выдумываешь? - строго спросила Гусеница. – Да ты в своем уме?

- Не знаю, - отвечала Алиса. – Должно быть, в чужом. Видите ли …


(Законы сочетания грамматических форм в связное высказывание, цель высказывания)

Задание 1. Разделитесь на две команды.

Вспомните все, что вы уже знаете на тему «Синтаксис». Для этого «соберите» предложение, которое «рассыпалось» на следующие словоформы:

1-я команда. Опустилась, трудного, ночь, внезапно, тихая, после дня, город.

2-я команда. Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми.

Двое работают у доски.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

  1. Актуализация опорных знаний

Блиц-вопрос.

- По каким ступенькам языкознания (или лингвистики) мы уже с вами прошли ? Начните с самой первой

- Что такое синтаксис?


- Что является основными единицами синтаксиса?

(Фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология)


(Синтаксис–раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц).

(Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение).

Работа с учебником: §5

Тренировочное упражнение.

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочинённых предложений: Гром скоро затих, но дождь всё лил и лил. (К. Седых)

Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы.

Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчинённую) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. (С.Есенин.). Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчинённых предложений.

Основным средством связи при подчинении слов является окончание зависимого слова, например: Я люблю подмосковные рощи...

Связь сказуемого люблю с подлежащим я выражена окончанием сказуемого –ю, связь дополнения рощи со сказуемым люблю — окончанием -и, связь определения подмосковные с дополнением рощи — окончанием -ые.

Сочинение и подчинение могут быть оформлены союзами. Например: Когда солнце медленно вышло из-за горы, лучи его озолотили верхушки деревьев (сложноподчинённое предложение с союзом когда). Солнце медленно вышло из-за горы и озолотило верхушки деревьев (простое предложение с однородными сказуемыми). Солнце медленно вышло из-за горы, и лучи его озолотили верхушки деревьев (сложносочинённое предложение с союзом и).


Ребята, давайте выполним разборы предложений. 

Решение Лизы сняло с его сердца камень, и весь дом сразу ожил. 

Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород.

Громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, тихо погромыхивал гром.

(выполняют разборы в тетрадях. Один ученик выполняет разбор у доски)

  1. Физминутка

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили…

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали…

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали…

Разминка.

  1. Продолжение работы над темой

Выполнение практического задания

Разбить предложения на словосочетания. Обратите внимание на образец.

Образец

   Осы вились над корзиночкой с белым хлебом, над граненой вазой с вареньем, над чашкой. (М. Бунин).

  Вились над корзиночкой, над корзиночкой с хлебом, с белым хлебом, вились над вазой, над граненой вазой, над вазой с вареньем, вились над чашками.

     Постройте схемы.

1.В самой глубине леса на пнях и волчьих кустарниках остались не засыпанные снегом волчьи заметки (М. Пришвин).

2. В вечерних  сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с тёмными окнами (А. Чехов).

3. Однажды в суровую зимнюю пору я из лесу вышел (Н. Некрасов).

4. В деревне у меня сразу же завелись обширные любопытные знакомства с крестьянами (Н.Лесков).

5. На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку (А. Пушкин).

  1. Рефлексия

Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

Какую новую информацию вы получили?

Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласованы?

Анализируют, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

§5, упр. 44

Запись в дневник.


3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!