СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры в физическом воспитании и их роль в развитии личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях мироустройства, в стремительно меняющемся информационном потоке, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. В физическом воспитании детей среди множества упражнений и форм их проведения большой популярностью пользуются подвижные игры. Они создаются на основе самых разнообразных упражнений и двигательных заданий, требующих от детей проявления не только основных физических качеств и тем самым, способствуют гармоническому физическому развитию занимающихся, но и затрагивают все области развития высших психических функций.

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры в физическом воспитании и их роль в развитии личности»

Подвижные игры в физическом воспитании и их роль в развитии личности


В современных условиях мироустройства, в стремительно меняющемся информационном потоке, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться.

Специальные исследования показали, что основной причиной снижения успеваемости у 85% учащихся общеобразовательных школ является слабое здоровье. От общего состояния здоровья и физических возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности.

На эффективность физических упражнений и их исключительно благотворное влияние на человека указывал знаменитый французский врач XVIII века Симон Андре Тиссо. Он считал, что движение как таковое может по своему действию заменить любые средства, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения. Сейчас, в условиях процветания гиподинамии и эпидемий ранее неведомых болезней, эти слова звучат в высшей степени убедительно и своевременно.

Целью физического воспитания, как составной части комплексной системы воспитательных воздействий, является содействие всестороннему и гармоническому развитию личности на основе использования средств физической культуры. Направленность на достижение этой цели находит свое отражение в одном из ведущих принципов отечественной системы физического воспитания – принципе всестороннего гармонического развития личности.

В физическом воспитании детей среди множества упражнений и форм их проведения большой популярностью пользуются подвижные игры. Они создаются на основе самых разнообразных упражнений и двигательных заданий, требующих от детей проявления основных физических качеств и тем самым, способствуют гармоническому физическому развитию занимающихся.

Элемент соперничества, присутствующий в подвижных играх, способствует улучшению эмоционального состояния детей, существенно повышая и эффективность занятий и, соответственно, физического воспитания в целом. Участие в подвижных играх, включающих упражнения с партнерами, предметами и препятствиями, происходит, как правило, в естественной манере, без строгой регламентации двигательной задачи. Такой подход к организации игр способствует проявлению индивидуальности каждого занимающегося, и благоприятно сказывается на процессе формирования двигательных навыков занимающегося, приспособлению к условиям среды.

Разнообразные формы проведения подвижных игр и составляющих их упражнений и отдельных двигательных заданий способствуют выбору формы поведения или выполнения двигательного действия каждым обучающимся индивидуально, помогают быстро ориентироваться в конкретной обстановке, принимать оптимальные решения. Подвижные игры, включающие большое количество простых, естественных упражнений способствуют не только гармоническому физическому развитию, но и формированию жизненно необходимых черт характера – целеустремленность, настойчивость, сообразительность, концентрацию внимания на главном.

Поскольку подвижные игры организуются в виде соревнования двух или более команд, проходят в обстановке эмоционального подъема, активного переживания всех членов команды за каждого ее участника, то такая обстановка способствует воспитанию устойчивости к стрессовым ситуациям психического плана. Во время проведения подвижных игр у педагогов открывается широкая возможность наблюдать за поведением детей, распознавать индивидуальные черты характера, уровень физического развития, координации движений. Такие наблюдения способствуют усовершенствованию процесса физического и нравственного воспитания на основе индивидуального подхода к каждому ребенку. Использование подвижных игр на занятиях позволяет бороться с психической монотонностью, возникающей в процессе занятия.

Нужно подчеркнуть, что подвижные игры (наиболее привлекательные двигательные упражнения не только для младших школьников, но и для большинства обучающихся среднего звена) имеют глубокие связи в областях не только физической, но и познавательной, эстетической, нравственной, трудовой и коммуникативной культур. Они способствуют формированию метапредметного результата, который позволяет детям в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий.

Некоторые из метапредметных результатов наиболее значимы для физического воспитания:

  • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

  • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

  • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

  • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

  • овладение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

  • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Таким образом, физическое воспитание – важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!