СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль подвижных игр на уроках физической культуры

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры на уроках физической культуры»

ГОУ ЛНР « Лозянская средняя школа»   ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Подготовила: учитель физической культуры Караванцева Яна Владимировна

ГОУ ЛНР « Лозянская средняя школа»

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Подготовила:

учитель физической культуры

Караванцева Яна Владимировна

 ПОДВИЖНАЯ ИГРА Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и др.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «Лови!», «Беги!» «Стой!» и др.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности. Свободу действий ребенок реализует в подвижных играх, являющихся фактором формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, значение в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических, умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры  нередко сопровождаются  песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами . Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение  имеют подвижные игры и  для нравственного воспитания . Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В подвижных играх  совершенствуется  эстетическое восприятие мира . Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра  готовит ребенка  к труду : дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижная игра  готовит ребенка  к труду : дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Таким образом,  подвижная игра  — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Подвижная игра  готовит ребенка  к труду : дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом,  подвижная игра  — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР Подвижные игры  классифицируются по разным параметрам : по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). В теории и методике физического воспитания принята следующая  классификация игр. К  подвижным играм с правилами  относятся сюжетные и несюжетные игры. К  спортивным играм  — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Подвижные игры делят на  элементарные  и  сложные . Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и несюжетные, игры-забавы, аттракционы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР

Подвижные игры  классифицируются по разным параметрам : по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).

В теории и методике физического воспитания принята следующая  классификация игр.

К  подвижным играм с правилами  относятся сюжетные и несюжетные игры.

К  спортивным играм  — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.

Подвижные игры делят на  элементарные  и  сложные . Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и несюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Сюжетные подвижные игры  отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод ( «Зайцы и волк», «Воробышки и кот», «Медведь и пчелы», «Ловишки», «Пятнашки») Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Сюжетные подвижные игры  отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод ( «Зайцы и волк», «Воробышки и кот», «Медведь и пчелы», «Ловишки», «Пятнашки»)

Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

Несюжетные подвижные игры  не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Они содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве («Найди пару», «Придумай фигуру», «Платочек»). Эти игры  делятся на игры типа :  перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования  («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.);  игры-эстафеты  («Кто скорее передаст мяч?» «Веселые парочки», «Быстро возьми, быстро положи»);  игры с предметами  (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).

Несюжетные подвижные игры  не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Они содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве («Найди пару», «Придумай фигуру», «Платочек»).

Эти игры  делятся на игры типа :  перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования  («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.);  игры-эстафеты  («Кто скорее передаст мяч?» «Веселые парочки», «Быстро возьми, быстро положи»);  игры с предметами  (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).

  Игра «Кот проснулся» Задачи:  воспитание творческого воображения, внимания, памяти, развитие ловкости, быстроты, координации. Инвентарь:  веревочка, мел. Место:  спортивный зал, площадка. Содержание:  с одной стороны площадка, за чертой – “дом кота”, в противоположной, тоже за чертой – “дом мышек”. Все “мышки” образуют в середине площадки круг. Руки у мышек за спиной, ладони вместе и отведены назад (это – “хвостики”). В центре круга – “кот”, он спит, сидит на пятках. По команде учителя “кот проснулся” кот поднимается и догоняет убегающих “мышек”. Мышки, запятнанные котом, уводятся в дом кота. Игра заканчивается, когда кот поймает обусловленное количество мышек (например, 4-5). На следующую игру из числа не пойманных выделяется новый кот. Вариант:  мышки имеют право выручить своих собратьев, находящихся в доме кота. Правила:  а) мышки, запятнанные в своем доме, пойманными не считаются, б) кот имеет права пятнать мышек без команды учителя. О.М.У:  перед игрой напомнить, что пятнать можно лишь касанием ладони по плечу. Выделить лучшую мышку и лучшего кота

Игра «Кот проснулся»

Задачи:  воспитание творческого воображения, внимания, памяти, развитие ловкости, быстроты, координации.

Инвентарь:  веревочка, мел.

Место:  спортивный зал, площадка.

Содержание:  с одной стороны площадка, за чертой – “дом кота”, в противоположной, тоже за чертой – “дом мышек”. Все “мышки” образуют в середине площадки круг. Руки у мышек за спиной, ладони вместе и отведены назад (это – “хвостики”). В центре круга – “кот”, он спит, сидит на пятках. По команде учителя “кот проснулся” кот поднимается и догоняет убегающих “мышек”. Мышки, запятнанные котом, уводятся в дом кота. Игра заканчивается, когда кот поймает обусловленное количество мышек (например, 4-5). На следующую игру из числа не пойманных выделяется новый кот.

Вариант:  мышки имеют право выручить своих собратьев, находящихся в доме кота.

Правила:  а) мышки, запятнанные в своем доме, пойманными не считаются, б) кот имеет права пятнать мышек без команды учителя.

О.М.У:  перед игрой напомнить, что пятнать можно лишь касанием ладони по плечу. Выделить лучшую мышку и лучшего кота

Игра «Пчелки»

Задачи:  развитие скорости, ловкости, координации движений, воспитание сообразительности, творческого воображения.

Инвентарь:  не требуется.

Место:  спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание:  за одной чертой размещаются все играющие. За другой, расположенной на расстоянии 15-20 м, находится 3-4 игрока – “пчелки”. Ребята высоко поднимая колени, идут к “пчелкам” и приговаривают:

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и колючки,

Через ветки и пенечки,

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся не упал.

После этих слов останавливаются вблизи от “пчелок”.

Глянь, дупло высокой елки…

Показывают, поднимая руки вверх и вставая на носки:

Вылетают злые пчелки!

“ Пчелки” начинают кружится и изображать полет движениями кистей рук, согнутых в локтях. При этом произносят:

Ж-ж-ж – хотим кусать!

А ребята хором отвечают:

Быстроногих не догнать!

Нам не страшен пчелок рой, убежим скорей домой!

После этого ребята убегают домой. За ними гонятся “пчелки”. Каждая хочет ужалить – запятнать кого-нибудь из играющих.

Правила:  выигрывает тот, кто ни разу не был ужален.

О.М.У:  ужаленные становятся “пчелками” и идут играть с остальными.

Игра «Пустое место»

Задачи:  развитие ловкости, координации движений, внимания, воспитание умения действовать в коллективе.

Инвентарь:  не требуется.

Место:  спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание:  игра начинается по указанию учителя. Водящий бежит по кругу, дотрагиваясь до кого-нибудь из играющих и после этого продолжает бежать около круга в ту или другую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит около круга в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Кто их них раньше займет пустое место, тот там и становится, а оставшийся без места водит.

Варианты:  а) обегая круг и встречаясь на пути, оба игрока подают друг другу правую руку или приседают, б) встречаясь на пути, поворачиваются кругом, садятся на пол, встают, хлопают в ладони.

Правила:  водящий имеет право коснутся рукой только того игрока, которого он вызывает на соревнование в беге. Когда играющие обегают круг, никто не должен мешать им. Обегая круг, играющие не имеют права задевать стоящих в кругу. При встрече играющие должны держаться правой стороны.

О.М.У:  нельзя вызывать на соревнование в беге одних и тех же игроков. При большом количестве участников можно построить в два-три круга, каждый круг работает самостоятельно.

 Игра «Кошки-мышки» Задачи:  развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения, воспитание выносливости. Инвентарь:  не требуется. Место:  спортивный зал, площадка, рекреация. Содержание:  игру начинают по указанию учителя. Кот начинает ловить мышку, которая, спасаясь от кота, вбегает и выбегает из круга. Игроки, стоящие в кругу, дают возможность мышке подлезать под руки, но мешают это делать коту. Варианты : а) в одном месте играющие отпускают руки, образуя “ворота”. Кот и мышка имеют право вбегать в круг и выбегать из него, подлезая под руки и через ворота, б) играющие отпускают руки в двух-трех местах, образуя несколько ворот, в) играющие образуют два концентрических круга с воротами или без них. Правила:  играющим разрешается всячески препятствовать коту, когда он хочет подлезть под руки. Мышка и кот не имеют права разрывать соединенные руки игроков, а также перепрыгивать через них. О.М.У:  если кот долго не может поймать мышку, выбирают другого кота.

Игра «Кошки-мышки»

Задачи:  развитие ловкости, быстроты реакции, координации и скорости движения, воспитание выносливости.

Инвентарь:  не требуется.

Место:  спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание:  игру начинают по указанию учителя. Кот начинает ловить мышку, которая, спасаясь от кота, вбегает и выбегает из круга. Игроки, стоящие в кругу, дают возможность мышке подлезать под руки, но мешают это делать коту.

Варианты : а) в одном месте играющие отпускают руки, образуя “ворота”. Кот и мышка имеют право вбегать в круг и выбегать из него, подлезая под руки и через ворота, б) играющие отпускают руки в двух-трех местах, образуя несколько ворот, в) играющие образуют два концентрических круга с воротами или без них.

Правила:  играющим разрешается всячески препятствовать коту, когда он хочет подлезть под руки. Мышка и кот не имеют права разрывать соединенные руки игроков, а также перепрыгивать через них.

О.М.У:  если кот долго не может поймать мышку, выбирают другого кота.

 Игра «Птица без гнезда» Задачи:  развитие быстроты реакции на сигнал, совершенствование навыков быстроты, ловкости, внимания. Инвентарь:  не требуется. Место:  спортивный зал, рекреация, площадка. Содержание:  по команде учителя “Все птицы в полет!” птицы оставляют свои гнезда и летают за водящими, руками имитирую движение крыльев. Внезапно учитель говорит “Птицы в гнезда!”. Играющие бегут к стоящим по кругу игрокам и становятся за любым из них, положив ему руки на плечи. Водящий также старается занять одно из гнезд. Игрок оставшийся без гнезда, становится водящим. После этого играющие меняются местами и ролями, и игра начинается сначала. Правила:  после команды “Птицы в полет!” играющие должны оставить свои гнезда. Вернуться в гнездо разрешается только после команды “Птицы, в гнезда!”. О.М.У:  игру можно проводить с музыкальным сопровождением.

Игра «Птица без гнезда»

Задачи:  развитие быстроты реакции на сигнал, совершенствование навыков быстроты, ловкости, внимания.

Инвентарь:  не требуется.

Место:  спортивный зал, рекреация, площадка.

Содержание:  по команде учителя “Все птицы в полет!” птицы оставляют свои гнезда и летают за водящими, руками имитирую движение крыльев. Внезапно учитель говорит “Птицы в гнезда!”. Играющие бегут к стоящим по кругу игрокам и становятся за любым из них, положив ему руки на плечи. Водящий также старается занять одно из гнезд. Игрок оставшийся без гнезда, становится водящим. После этого играющие меняются местами и ролями, и игра начинается сначала.

Правила:  после команды “Птицы в полет!” играющие должны оставить свои гнезда. Вернуться в гнездо разрешается только после команды “Птицы, в гнезда!”.

О.М.У:  игру можно проводить с музыкальным сопровождением.

 Игры на развитие внимания  Игра «Стань правильно» Задачи:  развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться. Инвентарь:  не требуется. Место:  спортивный зал, площадка, рекреация. Содержание:  по первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму – все должны построиться в указанном месте. Варианты построения:  а) взявшись за руки в командах, ранее составленных преподавателем, в шеренгах; б) в общем круге или отдельных кругах; в) в отдельных колоннах в виде квадрата. Правила:  команда, сумевшая занять свое место, побеждает. О.М.У:  заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться.

Игры на развитие внимания

Игра «Стань правильно»

Задачи:  развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.

Инвентарь:  не требуется.

Место:  спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание:  по первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму – все должны построиться в указанном месте.

Варианты построения:  а) взявшись за руки в командах, ранее составленных преподавателем, в шеренгах; б) в общем круге или отдельных кругах; в) в отдельных колоннах в виде квадрата.

Правила:  команда, сумевшая занять свое место, побеждает.

О.М.У:  заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться.

Игра «К своим флажкам»

Задачи:  развитие внимания, памяти, слуха, реакции на сигнал; совершенствовать умение ориентироваться.

Инвентарь:  разноцветные флажки.

Место:  спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание:  в центре каждого кружка – водящий с флажком в поднятой руке (флажки разного цвета). По первому сигналу (хлопок, свисток) все играющие, кроме водящих, разбегаются по площадке. По второму сигналу – приседают и закрывают глаза. Водящие с флажками меняются местами. По команде преподавателя “Все к своим флажкам!” играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут и строятся вокруг него.

Варианты построения:  а) взявшись за руки в шеренгу; б) в колонну, игроков с флажками ставить вперед; в) с музыкальным сопровождением. Играющие двигаются по кругу или за руководителем, повторяя за ним различные движения. По сигналу все занимают свои места около своих флажков.

Правила : команда, сумевшая быстрее собраться вокруг своего водящего, побеждает.

О.М.У:  флажки брать разных цветов. Следует наблюдать, чтобы играющие не сговаривались, не смотрели в то время, когда водящие меняются местами.

 Игра «Запрещенные движения» Задачи:  воспитание внимания, наблюдательности; развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов. Инвентарь:  не требуется. Место:  спортивный зал, площадка, рекреация. Содержание:  преподаватель предлагает играющим выполнять за ним все движения, кроме запрещенного (например руки на пояс). Варианты построения:  построив по кругу, но выбрав помощника для контроля за соблюдением правил. Правила:  кто выполнит запрещенное движение, делает шаг вперед. О.М.У:  после 3-4 минут игры подводятся итоги и отмечаются самые внимательные.

Игра «Запрещенные движения»

Задачи:  воспитание внимания, наблюдательности; развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Инвентарь:  не требуется.

Место:  спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание:  преподаватель предлагает играющим выполнять за ним все движения, кроме запрещенного (например руки на пояс).

Варианты построения:  построив по кругу, но выбрав помощника для контроля за соблюдением правил.

Правила:  кто выполнит запрещенное движение, делает шаг вперед.

О.М.У:  после 3-4 минут игры подводятся итоги и отмечаются самые внимательные.

 Игра «Флюгер» Задачи:  развитие координации движений, умения ориентироваться на местности, внимания, быстроты реакции; тренировка вестибулярного аппарата. Инвентарь:  не требуется. Место:  спортивный зал, площадка, рекреация. Содержание:  играющие строятся в шеренгу. Руководитель называет стороны света и для каждой из них определяет свое действие: север – руки на пояс; юг – руки на голову; восток – руки вверх; запад – руки вниз. Вариант:  играющие двигаются по площадке, а по команде останавливаются и выполняют условия игры. Правила : за каждую ошибку играющий получает штрафное очко. Игра продолжается обусловленное время (3-4 мин). Победитель тот, кто набрал меньше штрафных очков. О.М.У:  игру необходимо опробовать.

Игра «Флюгер»

Задачи:  развитие координации движений, умения ориентироваться на местности, внимания, быстроты реакции; тренировка вестибулярного аппарата.

Инвентарь:  не требуется.

Место:  спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание:  играющие строятся в шеренгу. Руководитель называет стороны света и для каждой из них определяет свое действие: север – руки на пояс; юг – руки на голову; восток – руки вверх; запад – руки вниз.

Вариант:  играющие двигаются по площадке, а по команде останавливаются и выполняют условия игры.

Правила : за каждую ошибку играющий получает штрафное очко. Игра продолжается обусловленное время (3-4 мин). Победитель тот, кто набрал меньше штрафных очков.

О.М.У:  игру необходимо опробовать.

Игры, развивающие комплексное развитие физических качеств

Игра «Зайцы, сторож и Жучка»

Задачи:  закрепление навыка быстрого бега, ловкости, выносливости; воспитание активности, коллективизма.

Инвентарь:  веревочка.

Место:  спортивный зал, площадка.

Содержание:  из играющих выделяется “сторож” и “Жучка”, остальные - “зайцы”. На площадке обозначаются: с одной стороны – норы зайцев, с другой – огород и за огородом – дом сторожа. Посередине площадки на высоте 40-60 см протягивается веревочка – забор (веревочку вешают на стойки для прыжков так, чтобы она при касании падала вниз). Перед началом игры зайцы находятся в норах, а сторож с Жучкой дома. По сигналу учителя первые восемь-десять зайцев выбегают из нор, перепрыгивают через веревочку (забор) и оказываются в огороде, где начинают есть капусту, шевелить ушами (подражательные движения кистями рук), перепрыгивать с одного места на другое. По условному знаку учителя сторож стреляет в зайцев (хлопает три раза в ладони). По первому хлопку зайцы убегают домой, преодолевая забор подлезанием или подползанием, не касаясь веревки. После третьего хлопка Жучка догоняет зайцев и кусает их (касается рукой).

Правила:  пойманные зайцы остаются на месте. Зайцев, которые убежали за линии нор, догонять нельзя.

О.М.У:  сторож и Жучка могут меняться ролями. Когда все группы зайцев побывают в огороде, выделяются новые сторож и Жучка.

 Игра «Через ручеек» Задачи:  развитие прыгучести, ловкости, координации движений, воспитание коллективизма. Инвентарь:  2-3 скакалки. Место:  спортивный зал, площадка. Содержание:  дети находятся у черты. На расстоянии 3-4 м впереди линиями или шнурами обозначается первый ручеек, шириной 60-70 см, через 2-3 м – второй (можно и третий). По команде учителя первые 8-10 человек бегут, перепрыгивая ручейки, и остаются на другой стороне зала. Затем по команде учителя следующие 8-10 человек выполняют то же задание. Правила:  нельзя мочить ноги в ручейке, кто замочил, выбывает из игры. Побеждает тот, учащийся, который быстрее всех преодолел ручейки. О.М.У:  нельзя мешать своему товарищу. Отметить лучших играющих.

Игра «Через ручеек»

Задачи:  развитие прыгучести, ловкости, координации движений, воспитание коллективизма.

Инвентарь:  2-3 скакалки.

Место:  спортивный зал, площадка.

Содержание:  дети находятся у черты. На расстоянии 3-4 м впереди линиями или шнурами обозначается первый ручеек, шириной 60-70 см, через 2-3 м – второй (можно и третий). По команде учителя первые 8-10 человек бегут, перепрыгивая ручейки, и остаются на другой стороне зала. Затем по команде учителя следующие 8-10 человек выполняют то же задание.

Правила:  нельзя мочить ноги в ручейке, кто замочил, выбывает из игры. Побеждает тот, учащийся, который быстрее всех преодолел ручейки.

О.М.У:  нельзя мешать своему товарищу. Отметить лучших играющих.

Игра «Хитрая лиса»

Задачи:  развитие быстроты, ловкости, координации, воспитание честности, творческого воображения, умения себя вести в коллективе товарищей.

Инвентарь:  не требуется.

Место:  спортивный зал, площадка.

Содержание:  на одной стороне площадки проводится линия – дом лисы. Играющие стоят на кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Учитель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а учитель обходит круг за спинами детей, и дотрагивается до одного из играющих, который и становится хитрой лисой. Затем учитель предлагает открыть глаза играющим и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие три раза спрашивают хором: “Хитрая лиса, где ты?”. При этом все смотрят друг на друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: “Хитрая лиса, где ты?”, хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руки вверх и говорит: “Я здесь”. Все играющие разбегаются по площадке, а хитрая лиса их ловит. После того, как лиса поймает 2-3 человека, учитель говорит: “В круг!”. Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется.

Правила:  играющие не могут разбегаться из круга раньше слов лисы: “Я здесь”. Площадка должна быть оговорена заранее.

О.М.У:  перед игрой необходимо напомнить играющим о том, что подглядывать нельзя. После окончания игры нужно отметить лучшую лису. 

Игра «Филин и пташка»

Задачи:  развитие ловкости, быстроты реакции, координации, скорости движения, воспитание творческого воображения.

Инвентарь:  не требуется.

Место:  спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание:  играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке. На сигнал “Филин!” все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.

Правила:  птицы могут улететь в свои гнезда только после команды “Филин”.

О.М.У:  перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например: голубь, ворона, галка, журавль). Гнездо и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейке и т.д.). Птицы от филина прячутся каждый в своем гнезде.

Варианты:  дети делятся на 3-4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать, затем подходят к филину и говорят: “Мы сороки, где наш дом?”; “Мы чайки, где наш дом?”. Филин называет место, где птицы должны жить. Птицы летают по площадке, на слово “филин” прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.

 Игра «Космонавты» Задачи:  развитие быстроты реакции, внимания, умения координировать движения, воспитание выносливости. Инвентарь:  обручи. Место : спортивный зал, площадка, рекреация. Содержание:  дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят: Ждут нас быстрые ракеты Для прогулок по планетам. На какую захотим – на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет! С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (обруч, кружок) в одной из ракет. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют маршруты (например, Земля-Луна-Земля, Земля-Марс-Земля и другие). Эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращенно: ЗЛЗ, ЗМЗ и т.д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки и игра повторяется. Правила : выигрывают те, кому удалось при троекратном повторении совершить больше полетов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается. О.М.У:  заранее надо предупредить ребят, что в ракету садятся два космонавта.

Игра «Космонавты»

Задачи:  развитие быстроты реакции, внимания, умения координировать движения, воспитание выносливости.

Инвентарь:  обручи.

Место : спортивный зал, площадка, рекреация.

Содержание:  дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим – на такую полетим!

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (обруч, кружок) в одной из ракет. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют маршруты (например, Земля-Луна-Земля, Земля-Марс-Земля и другие). Эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращенно: ЗЛЗ, ЗМЗ и т.д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки и игра повторяется.

Правила : выигрывают те, кому удалось при троекратном повторении совершить больше полетов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.

О.М.У:  заранее надо предупредить ребят, что в ракету садятся два космонавта.

Выводы   Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств. Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим, на мой взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеурочных формах.

Выводы Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств.

Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим, на мой взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеурочных формах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!