Задания 6 и 11 ЕГЭ по литературе
на сопоставление произведений
Презентацию подготовила Пантелеева М.А.
учитель русского языка и литературы
МОБУ ЦО «Знание»
Задания 6 и 11, сочинения на сопоставление, в ЕГЭ по литературе 2023 выглядят
примерно так:
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием
автора), в котором встречаются образы правителей, и в чем их можно сопоставить
с Екатериной II, предстающей в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? В обоих случаях требуется написать мини-сочинение на 5-10 предложений, сравнив
исходное произведение с одним примером на ту же тему. Разница между заданиями
лишь в том, что задание 6 касается эпоса/драмы/лироэпоса, а 11 — лирики.
Чтобы получить заветные 8 баллов , требуется соблюсти всего три критерия, в
соответствии с демоверсией ЕГЭ по литературе 2023:
К1 — глубина раскрытия темы — 2 балла;
К2 — аргументация и фактологическая точность — 4 балла;
К3 — речевая точность — 2 балла.
1. Сопоставлять строго по теме.
Если в задании спрашивается «трагедия маленького человека», то сравнивать нужно
именно трагедию, а не образы маленького человека.
Или, например, один из популярных вопросов: «В каких еще произведениях
встречается история семьи?» . История — это какая-то эволюция, что было — что
стало. Не нужно сравнивать специфику взаимоотношений, нужно выбрать семьи,
которые показаны не статично, а на протяжении длительного времени: «Тихий Дон»,
«Война и мир».
2 . Сопоставлять на основании авторский позиции.
Многие совершают ошибку, сопоставляя внешние факторы, сюжет. Это не принесет хороших
баллов, потому что по факту в этом случае ученики не проделывают никакую работу, не
анализируют. Для глубины, которая необходима для выполнения самого главного 1-го критерия,
требуется сопоставлять на уровне идеи или авторской позиции. То есть: что именно хотел сказать
автор по данному вопросу, каково его отношение?
Пример: «В каких еще произведениях встречается образ весны?» . Здесь логично сопоставлять по
принципу: как описывается весна, какую функцию выполняет (где-то передает состояние героя,
где-то является фоном/создает контраст и т.д.) Или — «В каких еще произведениях показаны
герои, ведущие футлярный образ жизни?» Основа для сопоставления: в чем проявляется
футлярность у каждого героя, какую идею (мысль) через это передает автор, каково его
отношение.
3. Указывать и сходства, и различия.
Даже если в вашем вопросе указано «В чем сходство…» — это формальность. Внимательные
ученики знают, что, согласно критериям, неважно, как сформулирован вопрос, вам нужно писать
ГЛУБОКО. Это значит, что если даже вас просят привести сходство , а произведения имеют очень
важное различие — вы потеряете баллы и ничего не докажете на апелляции, если упустите это.
Поэтому здесь работает принцип: пишем то, что реально есть.
Не нужно придумывать сходства или различия , если их нет, но и не следует упускать важные
моменты, даже если в вопросе просят привести что-то одно. Помните: различия даже важнее,
потому что чаще всего они касаются авторской позиции, которая является базой для
сопоставления.
Ну не могут 2 человека смотреть на одну вещь и иметь одни и те же чувства/мысли.
4. Подтверждать каждый тезис.
Еще один важный критерий, который может принести сразу 4 первичных балла —
аргументация. Следует приводить доказательства под каждый тезис, причем как от
примера, который сами приводите, так и от исходного произведения. Об этом многие
забывают, хотя в КИМе всегда приведен текст, и автоматически можно получить 2 балла.
В лирике есть нюанс: аргументом считается только цитирование, а не точечный
пересказ. Поэтому да, стихи придется учить наизусть, и чем больше — тем лучше.
5. Использовать информацию из предыдущего задания.
Так как чаще всего задания на ЕГЭ взаимосвязаны — часть работы от исходного
произведения уже проделана, поэтому вы можете использовать тезисы из сочинений
заданий 5 и 10, чтобы сэкономить время.
Например, распространенная ситуация: в 5.1 спрашивают «В чем особенность пейзажа
в приведенном отрывке?» , а в зад. 6 — «В каких еще произведениях встречается
пейзаж?..» .
Для эксперта это две отдельные работы, поэтому он не будет снижать вам баллы за то,
что в новом сочинении вы приводите те же выводы (более того, было бы странно, если
бы они вдруг изменились, тема-то одна).
6. В сочинении на сопоставление нужно сопоставлять.
Удивительно, но многие забывают об этом и отдельно анализируют сначала одно
произведение, а затем другое. Это не сравнение, а значит главный принцип задания
не выполнен. За это вполне могут поставить 0. В идеале ваше сочинение должно
выглядеть так:
Тезис от одного произведения — аргумент к нему — тезис от другого произведения
на ту же тему — аргумент к нему.
7. Объем не имеет значения.
Во всех мини-сочинениях обозначение «5-10 предложений» условное.
Ваша задача: раскрыть тему глубоко, поэтому если вы сказали все: сравнили
произведения по заданной теме с опорой на авторскую позицию — не нужно
пытаться растянуть на большее количество предложений. Это неважно, ни в одном
критерии такого пункта нет.
И наоборот, если ваши примеры слишком разные — не бойтесь писать больше.
Гораздо хуже, если вы упустите какой-то важный для анализа момент.
Главное здесь — писать глубоко (см п. 1) и не лить воду.
8. Проверять на наличие речевых ошибок.
Последний, третий критерий, касается речевых ошибок и стоит целых 2 первичных
балла. Поэтому нельзя пренебрегать перечитыванием сочинения и проверкой на
наличие речевых ошибок, в частности повторов однокоренных слов в одном или
соседних предложениях (это самая распространенная ошибка).
Пунктуация и орфография здесь не проверяются, но это может также существенно
сказаться на впечатлении эксперта.
9. Искать лазейки в вопросе.
Обычно задание подразумевает, что лирику мы должны сравнивать с лирикой, а эпос/драму с
эпосом и драмой. Только лироэпос является палочкой-выручалочкой, потому что за счет
сочетания двух родов может использоваться и там, и там.
В безвыходных ситуациях смотреть нужно на задание. Если там написано «В каких
произведениях…», то можно приводить все роды, так как слово «произведения» подразумевает
все. То же касается «у каких авторов». А вот если у нас есть ограничения «в каких еще
стихотворениях» или «у каких писателей», то рисковать не стоит.
Однако не забывайте: даже если нам дали полную свободу — сопоставлять лирику с эпосом
тяжело, они слишком разные, и чтобы ничего не упустить — лучше все же выбирать произведение
того же рода.
10. Пример от другого автора.
Это не столько совет, сколько ответ на популярный вопрос: «Можно ли приводить в
пример произведение от того же автора?». Нет.
Если у вас вопрос по Пушкину, то Солнце русской поэзии использовать уже не стоит.
Пример сочинения 6 и разбор ошибок
В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной
или штатской, и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой»
А.С. Пушкина?
Ответ 1
Тему государственной, штатской или военной службы можно встретить во многих произведениях. Например,
в пьесе Грибоедова «Недоросль» тоже звучит похожая тема. Правдин является государственным служащим,
типичным чиновником, которого отправляют в имение Простаковой проверить, все ли у нее в порядке. Но
Простакова очень жестоко обращается со своими крестьянами, писатель показывает, что она держит весь дом
в подчинении, и через ее образ выражается идея, что крепостное право губительно для России.
Разбор 1-го примера . Надеюсь, вы сразу заметили фактическую ошибку?
Конечно, произведение написано Фонвизиным. Ученик приводит очень хороший пример
с Правдиным, однако тут же уходит в сторону Простаковой, и хоть и указывает
авторскую позицию (крепостное право губительно для России) — она никак не
пересекается с нашим вопросом, поэтому здесь тоже, к сожалению, 0.
А если у нас получается 0 баллов за К1, то можем ли мы оценивать работу дальше?
Естественно, нет. Поэтому 0 — за всю работу.
Ответ 2
Тема государственной, штатской или военной службы довольно часто встречается в произведениях
литературы. Возьмем, к примеру, пьесу Фонвизина «Недоросль».
В первом случае тема службы выражается через образ Правдина, который является чиновником и приезжает
в поместье Простаковой, дабы посмотреть, как она обращается со своими крепостными. В произведении
Пушкина на службу отправляют Петра Гринева, который вскоре становится свидетелем восстания Пугачева
и, несмотря на сложное положение, показывает себя истинным офицером и не переходит на сторону
самозванца. Правдин, в отличие от него, не принимает участия в военных действиях, однако также
исполняет свой долг: лишает госпожу Простакову прав из-за ее жестокого обращения со слугами.
Таким образом, несмотря на то, что тема службы встречалась во многих произведениях, каждый автор
закладывал в нее свою идею.
Разбор 2-го примера . В глаза сразу бросается сопоставление, причем не по внешним
признакам, а по основной линии. Поэтому даже этого сопоставления достаточно, чтобы
поставить высший балл. К тому же, обратите внимание, что все тезисы подтверждены,
ученик не просто говорит про долг, но и указывает, какой он. Фактические и речевые
ошибки также отсутствуют.
В каких произведениях отечественных и зарубежных авторов встречаются
письма?
Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание»
Письмо матери Раскольникову
М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего времени»
Прощальное письмо Веры Печорину
А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»
А.С. Пушкин
«Капитанская
дочка»
Письмо Татьяны,
письмо Онегина.
Письмо Гринёва-
старшего, краткая
записка Маши с
мольбой о спасении
Л.Н.Толстой
«Война и мир»
Писем много
В 6 задании нужно не просто переписывать вопрос, т.е. выделять как общую черту то, что написано в вопросе, а
формулировать собственную черту, которую вы обнаружили при сопоставлении произведений. Например,
неправильно будет говорить, что в обоих произведениях – и в «Капитанской дочке», и в «Преступлении и наказании»
герои пишут письма или просто есть письма. Это не верно, так как повторяет сам вопрос, а правильным будет сказать,
например, так: и в «Капитанской дочке» и в «Преступлении и наказании» письма способствуют развитию сюжета. Вот это
очень чёткая общая черта, она не повторяет вопроса, она, действительно, конкретизирует сопоставление и показывает,
какую функцию выполняют письма. Действительно, во всех этих произведениях письма «двигают» сюжет.
В «Капитанской дочке» – если бы Маша Миронова не написала письмо, в котором просит Петра Гринёва вернуться и
спасти её из рук Швабрина, он бы не вернулся 2-ой раз, то тогда не было и состава дела, из-за которого Гринёва
арестовали. Или же: Пётр Гринёв решил жениться на Маше Мироновой, он пишет письмо отцу, в котором просит
благословения, а тот наслышан о дуэли и не разрешает жениться, грозит переводом его куда-нибудь подальше. И здесь
тоже сразу же меняется сюжет – Маша отказывается выходить за Петра без благословения его родителей.
В «Преступлении и наказании» это немного по-другому раскрывается, письмо тоже «двигает» сюжет, но в ином плане –
письмо становится одним из поводов для преступления. В начале произведения мы видим Раскольникова раздавленным
бедностью, он уже не учится, потому что у него нет денег оплачивать учёбу, нечем заплатить за квартиру, в таком
состоянии его начинают посещать мысли об убийстве старушки-процентщицы, ведь это может спасти не только его, но и
многих других людей. А потом он ещё получает письмо от своей матери, из которого узнаёт, что Дуню, сестру, сначала
притеснял Свидригайлов, а сейчас она вынуждена выйти замуж за Лужина, чтобы поправить материальное положение
семьи. Для Раскольникова это такой звоночек, потому что его сестра жертвует собой ради семьи, выходя замуж. И это
похоже на то, что делает Сонечка Мармеладова. Раскольникова письмо всё больше подталкивает к мысли, что убийство
старушки может быть выходом из этой ситуации.
Разбор 11 сочинения
11 номер представляет собой сочинение на сопоставление лирических произведений.
Формат работы такой же, как и в 6 задании. Ученику будет дано стихотворение, которое
нужно проанализировать и вспомнить еще одно произведение лирического жанра и
сопоставить оба стихотворения в заданном направлении анализа. То есть будет
указана конкретная тема.
Например: «Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое
посвящено теме любви»
От ученика может требоваться следующее:
«В чем сходно звучание данной темы». В таком случае в сочинении необходимо писать исключительно
про общие моменты в произведениях, эксперты не зачтут различия. Лучше всего выделять два сходства.
«В чем различно звучание данной темы». В этом случае стоит писать только о различиях. Лучше сравнить
два эпизода из каждого произведения.
«В чем сходно (или различно) звучание данной темы». Здесь у ученика есть право написать как про общие,
так и про различные моменты. В таком случае лучшим решением будет написать одно сходство и одно
различие. Однако, если возникнет затруднение, то не стоит переживать. Так как в случае данной
формулировки можно рассуждать исключительно о сходствах или различиях.
Советы по написанию 11 сочинения:
- Подумать, какое произведение лучше всего привести в аргумент. Выделить самые
простые и явные сходства и различия, в таком случае будет проще сопоставлять и
анализировать, а ни у одного эксперта не возникнет вопросов.
2 Выделить четкие сходства или отличия (в зависимости от формулировки). Нужно четко
Представлять, о чем писать. В стихотворениях можно сравнить: чувства лирических
героев, их позиции и мнения, авторское отношение к тому или иному событию, средства
выразительности, используемые для раскрытия темы.
3 Обратиться к конкретным эпизодам. В работе должен присутствовать анализ. Лучше
всего использовать цитаты и комментировать их. Так можно показать своё знание и
понимание текста. Однако если невозможно вспомнить определённую строчку, не нужно
паниковать. Так как цитирование можно заменить анализом чувств и эмоций лирического
героя.
4. Не забывать о структуре . У 11 сочинения есть три варианта композиции:
- первый аргумент, второй аргумент (можно писать как в один абзац, так и в два абзаца);
- вступление, основная часть (из двух аргументов), вывод;
- первый аргумент, второй аргумент, вывод.
Важно помнить, что если вступление будет, а выводов нет, то это будет логической
ошибкой и заберёт один балл по критерию речи.
5. Составить список универсальных стихотворений. Чтобы подготовиться к 11
сочинению, важно составить для себя список стихотворений по темам. Отдельно выделить
часто встречающиеся темы (тема любви, дружбы, одиночества и другие).
6. Изучить как можно большее количество тем. Обращайтесь к ФИПИ для
ознакомления с открытым банком заданий. В нем собраны все задания прошлых лет.
Чем больше формулировок изучите, тем увереннее будете себя чувствовать.
Шаблон ответа задания 11.
Назовите стихотворение отечественного поэта, в котором звучит тема времен года. В чём сходно (или
различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении Н. М. Рубцова «Сентябрь»?
Обязательно!
Анализ исходного текста
В стихотворении Рубцова Н. «Сентябрь» описывается краткий теплый период начала осени. Лирический герой понимает, что это время не продлится долго, что скоро на смену придет «ветер и грусть октября» и холодная погода. Но пока не наступили осенние холода, герой радуется быстротечному теплу: «Слава тебе, поднебесный радостный краткий покой». «радуюсь я…, и ничего не желаю, и ничего не хочу!» - восклицает герой, подчеркивая свое всеобъемлющее счастье и нежелание помнить о конечности тепла и покоя. Но присутствие октября, как будто давящего из «бездны небесной» на «поднебесный покой» все равно ощущается лирическим героем и навевает на него меланхолию.
Стихотворение Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» посвящено описанию поздней увядающей осени. «Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы солнце…скатилось», - пишет Есенин, создавая образ «усталой», печальной природы. Вечерний пейзаж, закатное солнце символизируют «закат», конец осени.
Анализ выбранного текста
Общее или различие
В стихотворении Рубцова описывается самое начало осени, сентябрь, радость тепла: «солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой, с рощей…, с россыпью ягод». Но и у Есенина, и у Рубцова предчувствие зимы. «…совсем немного ждать зимы седой осталось», - пишет Есенин, и его слова созвучны Рубцову: «…в бездне таится…грусть октября»
Как отличить пересказ от анализа?
Пересказ: Печорин похитил Бэлу и удерживал ее у себя.
Она сначала боялась и сторонилась его, но постепенно стала испытывать
к нему чувства.
Анализ: Печорин в погоне за избавлением от одиночества совершает
преступление: похищает Бэлу. Горянка кажется Печорину последней
возможностью истинной человеческой близости. Далекая от светского
общества, девушка другой культуры привлекает Печорина, но он вновь
стремится обладать. Конфликтная натура Печорина вновь приводит к
трагедии. Как справедливо писала Вера, Печорин отчаянно нуждается в том,
чтобы его любили. Однако возникшая привязанность Бэлы быстро
разочаровывает героя.
П .: Изложены кратко события, без объяснения причин, почему так случилось?
А .: Излагаются именно причины событий, почему Печорин так поступил,
зачем?
Всё о сочинении…
Немного о 12-м задании…
Это последнее задание ЕГЭ по литературе, которое может принести вам целых 18 первичных баллов! На выбор вам будет дано 5 тем
(по разным периодам литературы), из которых нужно будет выбрать одну. На что обращаем внимание при написании этого сочинения?
В сочинении больше 200 слов
Сочинение соответствует теме
Введение соответствует теме, подводит к ответу на вопрос, но не отвечает на него полностью
Написано три аргумента, которые прямо связаны с темой, содержат прямые отсылки к тексту - цитаты/детали/
эпизоды, имеют структуру тезис-анализ-микровывод
В аргументах рассматриваются разные образы/эпизоды, разные аспекты ответа на вопрос
Аргументы сопоставимы по объему и значению
В выводе раскрыт ответ на вопрос, есть обращение в проблематике произведения
В сочинение введены термины, есть, как минимум, два сложных термина употребленных для анализа
Отсутствуют грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки
Структура сочинения 12
Вступление
Общие рассуждения о произведении. Краткий ответ на вопрос не даём, но подвлдим к последующим аргументам.
Аргументы №1, №2, №3
- Отвечаем на вопрос, выделяем по одному аспекту;
- В каждом аргументе: выдвигаем тезис, то есть лаконичный ответ на вопрос. Цитаты в тезисе неуместны, ведь текст
произведения привлекается для того, чтобы доказать рассуждения, а в тезисе ничего не доказывают. Далее раскрываем
тезис, используя цитаты из нужной части произведения.
Вывод
Подводим итоги, говорим о проблематике или идее произведения. Не повторяем написанное во вступлении.
Спасибо за внимание!
Удачи на ЕГЭ!