СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматриваются задания 6 и 11 на сопоставление произведений. Обозначены основные моменты подготовки к экзамену. 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ по литературе»

Задания 6 и 11 ЕГЭ по литературе на сопоставление произведений Презентацию подготовила Пантелеева М.А. учитель русского языка и литературы МОБУ ЦО «Знание»

Задания 6 и 11 ЕГЭ по литературе

на сопоставление произведений

Презентацию подготовила Пантелеева М.А.

учитель русского языка и литературы

МОБУ ЦО «Знание»

Задания 6 и 11, сочинения на сопоставление,  в ЕГЭ по литературе 2023  выглядят примерно так: Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором встречаются образы правителей, и в чем их можно сопоставить с Екатериной II, предстающей в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»?   В обоих случаях требуется написать мини-сочинение на 5-10 предложений, сравнив исходное произведение с одним примером на ту же тему. Разница между заданиями лишь в том, что задание 6 касается эпоса/драмы/лироэпоса, а 11 — лирики.   Чтобы получить заветные 8 баллов , требуется соблюсти всего три критерия, в соответствии с демоверсией ЕГЭ по литературе 2023: К1 — глубина раскрытия темы — 2 балла; К2 — аргументация и фактологическая точность — 4 балла; К3 — речевая точность — 2 балла.

Задания 6 и 11, сочинения на сопоставление,  в ЕГЭ по литературе 2023  выглядят

примерно так:

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием

автора), в котором встречаются образы правителей, и в чем их можно сопоставить

с Екатериной II, предстающей в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? В обоих случаях требуется написать мини-сочинение на 5-10 предложений, сравнив

исходное произведение с одним примером на ту же тему. Разница между заданиями

лишь в том, что задание 6 касается эпоса/драмы/лироэпоса, а 11 — лирики.

Чтобы получить заветные 8 баллов , требуется соблюсти всего три критерия, в

соответствии с демоверсией ЕГЭ по литературе 2023:

К1 — глубина раскрытия темы — 2 балла;

К2 — аргументация и фактологическая точность — 4 балла;

К3 — речевая точность — 2 балла.

1. Сопоставлять строго по теме. Если в задании спрашивается «трагедия маленького человека», то сравнивать нужно именно трагедию, а не образы маленького человека. Или, например, один из популярных вопросов:  «В каких еще произведениях встречается история семьи?» . История — это какая-то эволюция, что было — что стало. Не нужно сравнивать специфику взаимоотношений, нужно выбрать семьи, которые показаны не статично, а на протяжении длительного времени: «Тихий Дон», «Война и мир».

1. Сопоставлять строго по теме.

Если в задании спрашивается «трагедия маленького человека», то сравнивать нужно

именно трагедию, а не образы маленького человека.

Или, например, один из популярных вопросов:  «В каких еще произведениях

встречается история семьи?» . История — это какая-то эволюция, что было — что

стало. Не нужно сравнивать специфику взаимоотношений, нужно выбрать семьи,

которые показаны не статично, а на протяжении длительного времени: «Тихий Дон»,

«Война и мир».

2 . Сопоставлять на основании авторский позиции. Многие совершают ошибку, сопоставляя внешние факторы, сюжет. Это не принесет хороших баллов, потому что по факту в этом случае ученики не проделывают никакую работу, не анализируют. Для глубины, которая необходима для выполнения самого главного 1-го критерия, требуется сопоставлять на уровне идеи или авторской позиции. То есть: что именно хотел сказать автор по данному вопросу, каково его отношение?  Пример:  «В каких еще произведениях встречается образ весны?» . Здесь логично сопоставлять по принципу: как описывается весна, какую функцию выполняет (где-то передает состояние героя, где-то является фоном/создает контраст и т.д.) Или — «В каких еще произведениях показаны герои, ведущие футлярный образ жизни?» Основа для сопоставления: в чем проявляется футлярность у каждого героя, какую идею (мысль) через это передает автор, каково его отношение. 

2 . Сопоставлять на основании авторский позиции.

Многие совершают ошибку, сопоставляя внешние факторы, сюжет. Это не принесет хороших

баллов, потому что по факту в этом случае ученики не проделывают никакую работу, не

анализируют. Для глубины, которая необходима для выполнения самого главного 1-го критерия,

требуется сопоставлять на уровне идеи или авторской позиции. То есть: что именно хотел сказать

автор по данному вопросу, каково его отношение? 

Пример:  «В каких еще произведениях встречается образ весны?» . Здесь логично сопоставлять по

принципу: как описывается весна, какую функцию выполняет (где-то передает состояние героя,

где-то является фоном/создает контраст и т.д.) Или — «В каких еще произведениях показаны

герои, ведущие футлярный образ жизни?» Основа для сопоставления: в чем проявляется

футлярность у каждого героя, какую идею (мысль) через это передает автор, каково его

отношение. 

3. Указывать и сходства, и различия. Даже если в вашем вопросе указано «В чем сходство…» — это формальность. Внимательные ученики знают, что, согласно критериям, неважно, как сформулирован вопрос, вам нужно писать ГЛУБОКО. Это значит, что если даже вас просят привести сходство , а произведения имеют очень важное различие — вы потеряете баллы и ничего не докажете на апелляции, если упустите это. Поэтому здесь работает принцип: пишем то, что реально есть. Не нужно придумывать сходства или различия , если их нет, но и не следует упускать важные моменты, даже если в вопросе просят привести что-то одно. Помните: различия даже важнее, потому что чаще всего они касаются авторской позиции, которая является базой для сопоставления. Ну не могут 2 человека смотреть на одну вещь и иметь одни и те же чувства/мысли.

3. Указывать и сходства, и различия.

Даже если в вашем вопросе указано «В чем сходство…» — это формальность. Внимательные

ученики знают, что, согласно критериям, неважно, как сформулирован вопрос, вам нужно писать

ГЛУБОКО. Это значит, что если даже вас просят привести сходство , а произведения имеют очень

важное различие — вы потеряете баллы и ничего не докажете на апелляции, если упустите это.

Поэтому здесь работает принцип: пишем то, что реально есть.

Не нужно придумывать сходства или различия , если их нет, но и не следует упускать важные

моменты, даже если в вопросе просят привести что-то одно. Помните: различия даже важнее,

потому что чаще всего они касаются авторской позиции, которая является базой для

сопоставления.

Ну не могут 2 человека смотреть на одну вещь и иметь одни и те же чувства/мысли.

4. Подтверждать каждый тезис. Еще один важный критерий, который может принести сразу 4 первичных балла — аргументация. Следует приводить доказательства под каждый тезис, причем как от примера, который сами приводите, так и от исходного произведения. Об этом многие забывают, хотя в КИМе всегда приведен текст, и автоматически можно получить 2 балла.  В  лирике  есть нюанс: аргументом считается только цитирование, а не точечный пересказ. Поэтому да, стихи придется учить наизусть, и чем больше — тем лучше.

4. Подтверждать каждый тезис.

Еще один важный критерий, который может принести сразу 4 первичных балла —

аргументация. Следует приводить доказательства под каждый тезис, причем как от

примера, который сами приводите, так и от исходного произведения. Об этом многие

забывают, хотя в КИМе всегда приведен текст, и автоматически можно получить 2 балла. 

В лирике есть нюанс: аргументом считается только цитирование, а не точечный

пересказ. Поэтому да, стихи придется учить наизусть, и чем больше — тем лучше.

5. Использовать информацию из предыдущего задания. Так как чаще всего задания на ЕГЭ взаимосвязаны — часть работы от исходного произведения уже проделана, поэтому вы можете использовать тезисы из сочинений заданий 5 и 10, чтобы сэкономить время. Например, распространенная ситуация: в 5.1 спрашивают  «В чем особенность пейзажа в приведенном отрывке?» , а в зад. 6 —  «В каких еще произведениях встречается пейзаж?..» . Для эксперта это две отдельные работы, поэтому он не будет снижать вам баллы за то, что в новом сочинении вы приводите те же выводы (более того, было бы странно, если бы они вдруг изменились, тема-то одна).

5. Использовать информацию из предыдущего задания.

Так как чаще всего задания на ЕГЭ взаимосвязаны — часть работы от исходного

произведения уже проделана, поэтому вы можете использовать тезисы из сочинений

заданий 5 и 10, чтобы сэкономить время.

Например, распространенная ситуация: в 5.1 спрашивают  «В чем особенность пейзажа

в приведенном отрывке?» , а в зад. 6 —  «В каких еще произведениях встречается

пейзаж?..» .

Для эксперта это две отдельные работы, поэтому он не будет снижать вам баллы за то,

что в новом сочинении вы приводите те же выводы (более того, было бы странно, если

бы они вдруг изменились, тема-то одна).

6. В сочинении на сопоставление нужно сопоставлять. Удивительно, но многие забывают об этом и отдельно анализируют сначала одно произведение, а затем другое. Это не сравнение, а значит главный принцип задания не выполнен. За это вполне могут поставить 0. В идеале ваше сочинение должно выглядеть так:  Тезис от одного произведения — аргумент к нему — тезис от другого произведения на ту же тему — аргумент к нему. 

6. В сочинении на сопоставление нужно сопоставлять.

Удивительно, но многие забывают об этом и отдельно анализируют сначала одно

произведение, а затем другое. Это не сравнение, а значит главный принцип задания

не выполнен. За это вполне могут поставить 0. В идеале ваше сочинение должно

выглядеть так: 

Тезис от одного произведения — аргумент к нему — тезис от другого произведения

на ту же тему — аргумент к нему. 

7. Объем не имеет значения. Во всех мини-сочинениях обозначение «5-10 предложений» условное. Ваша задача: раскрыть тему глубоко, поэтому если вы сказали все: сравнили произведения по заданной теме с опорой на авторскую позицию — не нужно пытаться растянуть на большее количество предложений. Это неважно, ни в одном критерии такого пункта нет. И наоборот, если ваши примеры слишком разные — не бойтесь писать больше. Гораздо хуже, если вы упустите какой-то важный для анализа момент. Главное здесь — писать глубоко (см п. 1) и не лить воду. 

7. Объем не имеет значения.

Во всех мини-сочинениях обозначение «5-10 предложений» условное.

Ваша задача: раскрыть тему глубоко, поэтому если вы сказали все: сравнили

произведения по заданной теме с опорой на авторскую позицию — не нужно

пытаться растянуть на большее количество предложений. Это неважно, ни в одном

критерии такого пункта нет.

И наоборот, если ваши примеры слишком разные — не бойтесь писать больше.

Гораздо хуже, если вы упустите какой-то важный для анализа момент.

Главное здесь — писать глубоко (см п. 1) и не лить воду. 

8. Проверять на наличие речевых ошибок. Последний, третий критерий, касается речевых ошибок и стоит целых 2 первичных балла. Поэтому нельзя пренебрегать перечитыванием сочинения и проверкой на наличие речевых ошибок, в частности повторов однокоренных слов в одном или соседних предложениях (это самая распространенная ошибка). Пунктуация и орфография здесь не проверяются, но это может также существенно сказаться на впечатлении эксперта.

8. Проверять на наличие речевых ошибок.

Последний, третий критерий, касается речевых ошибок и стоит целых 2 первичных

балла. Поэтому нельзя пренебрегать перечитыванием сочинения и проверкой на

наличие речевых ошибок, в частности повторов однокоренных слов в одном или

соседних предложениях (это самая распространенная ошибка).

Пунктуация и орфография здесь не проверяются, но это может также существенно

сказаться на впечатлении эксперта.

9. Искать лазейки в вопросе. Обычно задание подразумевает, что лирику мы должны сравнивать с лирикой, а эпос/драму с эпосом и драмой. Только лироэпос является палочкой-выручалочкой, потому что за счет сочетания двух родов может использоваться и там, и там. В безвыходных ситуациях смотреть нужно на задание. Если там написано «В каких произведениях…», то можно приводить все роды, так как слово «произведения» подразумевает все. То же касается «у каких авторов». А вот если у нас есть ограничения «в каких еще стихотворениях» или «у каких писателей», то рисковать не стоит. Однако не забывайте: даже если нам дали полную свободу — сопоставлять лирику с эпосом тяжело, они слишком разные, и чтобы ничего не упустить — лучше все же выбирать произведение того же рода.

9. Искать лазейки в вопросе.

Обычно задание подразумевает, что лирику мы должны сравнивать с лирикой, а эпос/драму с

эпосом и драмой. Только лироэпос является палочкой-выручалочкой, потому что за счет

сочетания двух родов может использоваться и там, и там.

В безвыходных ситуациях смотреть нужно на задание. Если там написано «В каких

произведениях…», то можно приводить все роды, так как слово «произведения» подразумевает

все. То же касается «у каких авторов». А вот если у нас есть ограничения «в каких еще

стихотворениях» или «у каких писателей», то рисковать не стоит.

Однако не забывайте: даже если нам дали полную свободу — сопоставлять лирику с эпосом

тяжело, они слишком разные, и чтобы ничего не упустить — лучше все же выбирать произведение

того же рода.

10. Пример от другого автора. Это не столько совет, сколько ответ на популярный вопрос: «Можно ли приводить в пример произведение от того же автора?». Нет. Если у вас вопрос по Пушкину, то Солнце русской поэзии использовать уже не стоит.

10. Пример от другого автора.

Это не столько совет, сколько ответ на популярный вопрос: «Можно ли приводить в

пример произведение от того же автора?». Нет.

Если у вас вопрос по Пушкину, то Солнце русской поэзии использовать уже не стоит.

Пример сочинения 6 и разбор ошибок В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина? Ответ 1 Тему государственной, штатской или военной службы можно встретить во многих произведениях. Например, в пьесе Грибоедова «Недоросль» тоже звучит похожая тема. Правдин является государственным служащим, типичным чиновником, которого отправляют в имение Простаковой проверить, все ли у нее в порядке. Но Простакова очень жестоко обращается со своими крестьянами, писатель показывает, что она держит весь дом в подчинении, и через ее образ выражается идея, что крепостное право губительно для России.

Пример сочинения 6 и разбор ошибок

В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной

или штатской, и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой»

А.С. Пушкина?

Ответ 1

Тему государственной, штатской или военной службы можно встретить во многих произведениях. Например,

в пьесе Грибоедова «Недоросль» тоже звучит похожая тема. Правдин является государственным служащим,

типичным чиновником, которого отправляют в имение Простаковой проверить, все ли у нее в порядке. Но

Простакова очень жестоко обращается со своими крестьянами, писатель показывает, что она держит весь дом

в подчинении, и через ее образ выражается идея, что крепостное право губительно для России.

Разбор 1-го примера . Надеюсь, вы сразу заметили фактическую ошибку? Конечно, произведение написано Фонвизиным. Ученик приводит очень хороший пример с Правдиным, однако тут же уходит в сторону Простаковой, и хоть и указывает авторскую позицию (крепостное право губительно для России) — она никак не пересекается с нашим вопросом, поэтому здесь тоже, к сожалению, 0. А если у нас получается 0 баллов за К1, то можем ли мы оценивать работу дальше? Естественно, нет. Поэтому 0 — за всю работу.

Разбор 1-го примера . Надеюсь, вы сразу заметили фактическую ошибку?

Конечно, произведение написано Фонвизиным. Ученик приводит очень хороший пример

с Правдиным, однако тут же уходит в сторону Простаковой, и хоть и указывает

авторскую позицию (крепостное право губительно для России) — она никак не

пересекается с нашим вопросом, поэтому здесь тоже, к сожалению, 0.

А если у нас получается 0 баллов за К1, то можем ли мы оценивать работу дальше?

Естественно, нет. Поэтому 0 — за всю работу.

Ответ 2 Тема государственной, штатской или военной службы довольно часто встречается в произведениях литературы. Возьмем, к примеру, пьесу Фонвизина «Недоросль».  В первом случае тема службы выражается через образ Правдина, который является чиновником и приезжает в поместье Простаковой, дабы посмотреть, как она обращается со своими крепостными. В произведении Пушкина на службу отправляют Петра Гринева, который вскоре становится свидетелем восстания Пугачева и, несмотря на сложное положение, показывает себя истинным офицером и не переходит на сторону самозванца. Правдин, в отличие от него, не принимает участия в военных действиях, однако также исполняет свой долг: лишает госпожу Простакову прав из-за ее жестокого обращения со слугами. Таким образом, несмотря на то, что тема службы встречалась во многих произведениях,  каждый автор закладывал в нее свою идею.

Ответ 2

Тема государственной, штатской или военной службы довольно часто встречается в произведениях

литературы. Возьмем, к примеру, пьесу Фонвизина «Недоросль». 

В первом случае тема службы выражается через образ Правдина, который является чиновником и приезжает

в поместье Простаковой, дабы посмотреть, как она обращается со своими крепостными. В произведении

Пушкина на службу отправляют Петра Гринева, который вскоре становится свидетелем восстания Пугачева

и, несмотря на сложное положение, показывает себя истинным офицером и не переходит на сторону

самозванца. Правдин, в отличие от него, не принимает участия в военных действиях, однако также

исполняет свой долг: лишает госпожу Простакову прав из-за ее жестокого обращения со слугами.

Таким образом, несмотря на то, что тема службы встречалась во многих произведениях,  каждый автор

закладывал в нее свою идею.

Разбор 2-го примера . В глаза сразу бросается сопоставление, причем не по внешним признакам, а по основной линии. Поэтому даже этого сопоставления достаточно, чтобы поставить высший балл. К тому же, обратите внимание, что все тезисы подтверждены, ученик не просто говорит про долг, но и указывает, какой он. Фактические и речевые ошибки также отсутствуют. 

Разбор 2-го примера . В глаза сразу бросается сопоставление, причем не по внешним

признакам, а по основной линии. Поэтому даже этого сопоставления достаточно, чтобы

поставить высший балл. К тому же, обратите внимание, что все тезисы подтверждены,

ученик не просто говорит про долг, но и указывает, какой он. Фактические и речевые

ошибки также отсутствуют. 

В каких произведениях отечественных и зарубежных авторов встречаются письма? Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Письмо матери Раскольникову М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Прощальное письмо Веры Печорину А.С.Пушкин «Евгений Онегин» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Письмо Татьяны, письмо Онегина. Письмо Гринёва- старшего, краткая записка Маши с мольбой о спасении

В каких произведениях отечественных и зарубежных авторов встречаются

письма?

Ф.М. Достоевский

«Преступление и наказание»

Письмо матери Раскольникову

М.Ю.Лермонтов

«Герой нашего времени»

Прощальное письмо Веры Печорину

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин»

А.С. Пушкин

«Капитанская

дочка»

Письмо Татьяны,

письмо Онегина.

Письмо Гринёва-

старшего, краткая

записка Маши с

мольбой о спасении

Л.Н.Толстой «Война и мир» Писем много

Л.Н.Толстой

«Война и мир»

Писем много

В 6 задании нужно не просто переписывать вопрос, т.е. выделять как общую черту то, что написано в вопросе, а

формулировать собственную черту, которую вы обнаружили при сопоставлении произведений. Например,

неправильно будет говорить, что в обоих произведениях – и в «Капитанской дочке», и в «Преступлении и наказании»

герои пишут письма или просто есть письма. Это не верно, так как повторяет сам вопрос, а правильным будет сказать,

например, так: и в «Капитанской дочке» и в «Преступлении и наказании» письма способствуют развитию сюжета. Вот это

очень чёткая общая черта, она не повторяет вопроса, она, действительно, конкретизирует сопоставление и показывает,

какую функцию выполняют письма. Действительно, во всех этих произведениях письма «двигают» сюжет.

В «Капитанской дочке» – если бы Маша Миронова не написала письмо, в котором просит Петра Гринёва вернуться и

спасти её из рук Швабрина, он бы не вернулся 2-ой раз, то тогда не было и состава дела, из-за которого Гринёва

арестовали. Или же: Пётр Гринёв решил жениться на Маше Мироновой, он пишет письмо отцу, в котором просит

благословения, а тот наслышан о дуэли и не разрешает жениться, грозит переводом его куда-нибудь подальше. И здесь

тоже сразу же меняется сюжет – Маша отказывается выходить за Петра без благословения его родителей.

В «Преступлении и наказании» это немного по-другому раскрывается, письмо тоже «двигает» сюжет, но в ином плане –

письмо становится одним из поводов для преступления. В начале произведения мы видим Раскольникова раздавленным

бедностью, он уже не учится, потому что у него нет денег оплачивать учёбу, нечем заплатить за квартиру, в таком

состоянии его начинают посещать мысли об убийстве старушки-процентщицы, ведь это может спасти не только его, но и

многих других людей. А потом он ещё получает письмо от своей матери, из которого узнаёт, что Дуню, сестру, сначала

притеснял Свидригайлов, а сейчас она вынуждена выйти замуж за Лужина, чтобы поправить материальное положение

семьи. Для Раскольникова это такой звоночек, потому что его сестра жертвует собой ради семьи, выходя замуж. И это

похоже на то, что делает Сонечка Мармеладова. Раскольникова письмо всё больше подталкивает к мысли, что убийство

старушки может быть выходом из этой ситуации.

Разбор 11 сочинения

11 номер представляет собой сочинение на сопоставление лирических произведений.

Формат работы такой же, как и в 6 задании. Ученику будет дано стихотворение, которое

нужно проанализировать и вспомнить еще одно произведение лирического жанра и

сопоставить оба стихотворения в заданном направлении анализа. То есть будет

указана конкретная тема.

Например: «Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое

посвящено теме любви»

От ученика может требоваться следующее:

«В чем сходно звучание данной темы». В таком случае в сочинении необходимо писать исключительно

про общие моменты в произведениях, эксперты не зачтут различия. Лучше всего выделять два сходства.

«В чем различно звучание данной темы». В этом случае стоит писать только о различиях. Лучше сравнить

два эпизода из каждого произведения.

«В чем сходно (или различно) звучание данной темы». Здесь у ученика есть право написать как про общие,

так и про различные моменты. В таком случае лучшим решением будет написать одно сходство и одно

различие. Однако, если возникнет затруднение, то не стоит переживать. Так как в случае данной

формулировки можно рассуждать исключительно о сходствах или различиях.

Советы по написанию 11 сочинения: Подумать, какое произведение лучше всего привести в аргумент. Выделить самые простые и явные сходства и различия, в таком случае будет проще сопоставлять и анализировать, а ни у одного эксперта не возникнет вопросов. 2 Выделить четкие сходства или отличия (в зависимости от формулировки). Нужно четко Представлять, о чем писать. В стихотворениях можно сравнить: чувства лирических героев, их позиции и мнения, авторское отношение к тому или иному событию, средства выразительности, используемые для раскрытия темы. 3 Обратиться к конкретным эпизодам. В работе должен присутствовать анализ. Лучше всего использовать цитаты и комментировать их. Так можно показать своё знание и понимание текста. Однако если невозможно вспомнить определённую строчку, не нужно паниковать. Так как цитирование можно заменить анализом чувств и эмоций лирического героя.

Советы по написанию 11 сочинения:

  • Подумать, какое произведение лучше всего привести в аргумент. Выделить самые

простые и явные сходства и различия, в таком случае будет проще сопоставлять и

анализировать, а ни у одного эксперта не возникнет вопросов.

2 Выделить четкие сходства или отличия (в зависимости от формулировки). Нужно четко

Представлять, о чем писать. В стихотворениях можно сравнить: чувства лирических

героев, их позиции и мнения, авторское отношение к тому или иному событию, средства

выразительности, используемые для раскрытия темы.

3 Обратиться к конкретным эпизодам. В работе должен присутствовать анализ. Лучше

всего использовать цитаты и комментировать их. Так можно показать своё знание и

понимание текста. Однако если невозможно вспомнить определённую строчку, не нужно

паниковать. Так как цитирование можно заменить анализом чувств и эмоций лирического

героя.

4. Не забывать о структуре . У 11 сочинения есть три варианта композиции: первый аргумент, второй аргумент (можно писать как в один абзац, так и в два абзаца); вступление, основная часть (из двух аргументов), вывод; первый аргумент, второй аргумент, вывод. Важно помнить, что если вступление будет, а выводов нет, то это будет логической ошибкой и заберёт один балл по критерию речи. 5. Составить список универсальных стихотворений. Чтобы подготовиться к 11 сочинению, важно составить для себя список стихотворений по темам. Отдельно выделить часто встречающиеся темы (тема любви, дружбы, одиночества и другие). 6. Изучить как можно большее количество тем. Обращайтесь к ФИПИ для ознакомления с открытым банком заданий. В нем собраны все задания прошлых лет. Чем больше формулировок изучите, тем увереннее будете себя чувствовать.

4. Не забывать о структуре . У 11 сочинения есть три варианта композиции:

  • первый аргумент, второй аргумент (можно писать как в один абзац, так и в два абзаца);
  • вступление, основная часть (из двух аргументов), вывод;
  • первый аргумент, второй аргумент, вывод.

Важно помнить, что если вступление будет, а выводов нет, то это будет логической

ошибкой и заберёт один балл по критерию речи.

5. Составить список универсальных стихотворений. Чтобы подготовиться к 11

сочинению, важно составить для себя список стихотворений по темам. Отдельно выделить

часто встречающиеся темы (тема любви, дружбы, одиночества и другие).

6. Изучить как можно большее количество тем. Обращайтесь к ФИПИ для

ознакомления с открытым банком заданий. В нем собраны все задания прошлых лет.

Чем больше формулировок изучите, тем увереннее будете себя чувствовать.

Шаблон ответа задания 11.

Назовите стихотворение отечественного поэта, в котором звучит тема времен года. В чём сходно (или

различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении Н. М. Рубцова «Сентябрь»?

Обязательно!

Анализ исходного текста

В стихотворении Рубцова Н. «Сентябрь» описывается краткий теплый период начала осени. Лирический герой понимает, что это время не продлится долго, что скоро на смену придет «ветер и грусть октября» и холодная погода. Но пока не наступили осенние холода, герой радуется быстротечному теплу: «Слава тебе, поднебесный радостный краткий покой». «радуюсь я…, и ничего не желаю, и ничего не хочу!» - восклицает герой, подчеркивая свое всеобъемлющее счастье и нежелание помнить о конечности тепла и покоя. Но присутствие октября, как будто давящего из «бездны небесной» на «поднебесный покой» все равно ощущается лирическим героем и навевает на него меланхолию.

Стихотворение Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» посвящено описанию поздней увядающей осени. «Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы солнце…скатилось», - пишет Есенин, создавая образ «усталой», печальной природы. Вечерний пейзаж, закатное солнце символизируют «закат», конец осени.

Анализ выбранного текста

Общее или различие

В стихотворении Рубцова описывается самое начало осени, сентябрь, радость тепла: «солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой, с рощей…, с россыпью ягод». Но и у Есенина, и у Рубцова предчувствие зимы. «…совсем немного ждать зимы седой осталось», - пишет Есенин, и его слова созвучны Рубцову: «…в бездне таится…грусть октября»

Как отличить пересказ от анализа?  Пересказ: Печорин похитил Бэлу и удерживал ее у себя. Она сначала боялась и сторонилась его, но постепенно стала испытывать к нему чувства. Анализ: Печорин в погоне за избавлением от одиночества совершает преступление: похищает Бэлу. Горянка кажется Печорину последней возможностью истинной человеческой близости. Далекая от светского общества, девушка другой культуры привлекает Печорина, но он вновь стремится обладать. Конфликтная натура Печорина вновь приводит к трагедии. Как справедливо писала Вера, Печорин отчаянно нуждается в том, чтобы его любили. Однако возникшая привязанность Бэлы быстро разочаровывает героя. П .: Изложены кратко события, без объяснения причин, почему так случилось? А .: Излагаются именно причины событий, почему Печорин так поступил, зачем?

Как отличить пересказ от анализа?

Пересказ: Печорин похитил Бэлу и удерживал ее у себя.

Она сначала боялась и сторонилась его, но постепенно стала испытывать

к нему чувства.

Анализ: Печорин в погоне за избавлением от одиночества совершает

преступление: похищает Бэлу. Горянка кажется Печорину последней

возможностью истинной человеческой близости. Далекая от светского

общества, девушка другой культуры привлекает Печорина, но он вновь

стремится обладать. Конфликтная натура Печорина вновь приводит к

трагедии. Как справедливо писала Вера, Печорин отчаянно нуждается в том,

чтобы его любили. Однако возникшая привязанность Бэлы быстро

разочаровывает героя.

П .: Изложены кратко события, без объяснения причин, почему так случилось?

А .: Излагаются именно причины событий, почему Печорин так поступил,

зачем?

Всё о сочинении… Немного о 12-м задании… Это последнее задание ЕГЭ по литературе, которое может принести вам целых 18 первичных баллов! На выбор вам будет дано 5 тем (по разным периодам литературы), из которых нужно будет выбрать одну. На что обращаем внимание при написании этого сочинения?     В сочинении больше 200 слов     Сочинение соответствует теме     Введение соответствует теме, подводит к ответу на вопрос, но не отвечает на него полностью     Написано три аргумента, которые прямо связаны с темой, содержат прямые отсылки к тексту - цитаты/детали/ эпизоды, имеют структуру тезис-анализ-микровывод     В аргументах рассматриваются разные образы/эпизоды, разные аспекты ответа на вопрос     Аргументы сопоставимы по объему и значению     В выводе раскрыт ответ на вопрос, есть обращение в проблематике произведения     В сочинение введены термины, есть, как минимум, два сложных термина употребленных для анализа     Отсутствуют грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки

Всё о сочинении…

Немного о 12-м задании…

Это последнее задание ЕГЭ по литературе, которое может принести вам целых 18 первичных баллов! На выбор вам будет дано 5 тем

(по разным периодам литературы), из которых нужно будет выбрать одну. На что обращаем внимание при написании этого сочинения?

  В сочинении больше 200 слов

  Сочинение соответствует теме

  Введение соответствует теме, подводит к ответу на вопрос, но не отвечает на него полностью

  Написано три аргумента, которые прямо связаны с темой, содержат прямые отсылки к тексту - цитаты/детали/

эпизоды, имеют структуру тезис-анализ-микровывод

  В аргументах рассматриваются разные образы/эпизоды, разные аспекты ответа на вопрос

  Аргументы сопоставимы по объему и значению

  В выводе раскрыт ответ на вопрос, есть обращение в проблематике произведения

  В сочинение введены термины, есть, как минимум, два сложных термина употребленных для анализа

  Отсутствуют грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки

Структура сочинения 12 Вступление Общие рассуждения о произведении. Краткий ответ на вопрос не даём, но подвлдим к последующим аргументам. Аргументы №1, №2, №3 Отвечаем на вопрос, выделяем по одному аспекту; В каждом аргументе: выдвигаем тезис, то есть лаконичный ответ на вопрос. Цитаты в тезисе неуместны, ведь текст произведения привлекается для того, чтобы доказать рассуждения, а в тезисе ничего не доказывают. Далее раскрываем тезис, используя цитаты из нужной части произведения. Вывод Подводим итоги, говорим о проблематике или идее произведения. Не повторяем написанное во вступлении.

Структура сочинения 12

Вступление

Общие рассуждения о произведении. Краткий ответ на вопрос не даём, но подвлдим к последующим аргументам.

Аргументы №1, №2, №3

  • Отвечаем на вопрос, выделяем по одному аспекту;
  • В каждом аргументе: выдвигаем тезис, то есть лаконичный ответ на вопрос. Цитаты в тезисе неуместны, ведь текст

произведения привлекается для того, чтобы доказать рассуждения, а в тезисе ничего не доказывают. Далее раскрываем

тезис, используя цитаты из нужной части произведения.

Вывод

Подводим итоги, говорим о проблематике или идее произведения. Не повторяем написанное во вступлении.

Спасибо за внимание! Удачи на ЕГЭ!

Спасибо за внимание!

Удачи на ЕГЭ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!