СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ЕГЭ. Тренировочные задания. Синтаксис и пунктуация.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Тренировочные задания. Синтаксис и пунктуация.»

Тренировочные задания

Синтаксис и пунктуация

1. Определите, нужно ли ставить запятую между двумя подчинительными союзами (или подчинительным союзом и союзным словом). Подчеркните грамматические основы.

1). Она (Каштанка) знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро.

2). Я уже подумал, что если в решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. 

3). Какая это великая истина, что когда человек весь отдается лжи, его оставляет ум и талант. 

4). На задаваемые вопросы он (Дерсу) отвечал, что если в тихую погоду туман поднимается кверху и если при этом бывает сильное эхо, непременно надо ждать затяжного дождя. 

5). Ночами темно так, что сколько ни старайся, не разглядишь и собственных пальцев. 

6). Корчагин знал, что если он слезет с лошади, то принимать участие в маневрах не сможет.

7). Я заметил, что куда ни приедешь, найдешь что-нибудь.

8). Я вошел в свою комнату и почувствовал, что пока меня не было в Тифлисе, комната умерла. 

9). Случилось так, что когда мы ехали, не было ни малейшей зыби.

10). Я давно заметил, что если происходит какая-то большая неприятность, то мелкие неприятности расступаются перед ней, добровольно уступают дорогу. 

11). Егорушка вспомнил, что когда цветет вишня, эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами. 

12). В его (о. Христофоре) позе было что-то вызывающе надменное и презрительное и в то же время в высшей степени жалкое и комическое, потому что чем внушительнее становилась его поза, тем ярче выступали на первый план его короткие брючки, куцый пиджак, карикатурный нос и вся его птичья, ощипанная фигурка.

13). Выпив молча стаканов шесть, Кузьмичев расчистил перед собой на столе место, взял мешок, тот самый, который когда он спал под бричкой, лежал у него под головой, развязал на нем веревочку и потряс им. 

14). У Васи был еще другой мир, свой собственный, никому не доступный и, вероятно, очень хороший, потому что когда он глядел и восхищался, трудно было не завидовать ему. 

15). Спать его (Егорушку) положили на сундуке и предупредили, чтоесли он ночью захочет покушать, то чтобы сам вышел в коридорчик и взял там на окне цыпленка, накрытого тарелкой. 

16). К ним (часам) все так привыкли, что если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не замкнешь. (М.Булгаков)

17). В это самое мгновение мне пришло на мысль, что когда я обернусь назад, то непременно увижу Смита. 

18). Она (старуха) подняла глаза и увидала, что как лесенки, перекинутые через небо, по которым можно ступать только босиком, поверху бьют суматошные от радости, еще не нашедшие землю солнечные лучи. 

19). Медведь так полюбил Никиту, что когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. 

20). Окраска зверька до того походила на цвет коры, что если бы он оставался неподвижным, то его совершенно нельзя было бы заметить. 

21). Администрация решила, что так как Красноярск лежит на большом сибирском тракте, то ссыльных лучше перевести в Минусинск. 

22). Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное выступление обычно не отменяется. 

23). Сначала страшно показалось Вакуле, когда он поднялся от земли и пролетел, как птица, под самым месяцем, так что если бы он не наклонился, то задел бы его шапкой. 

24). Собакевич в четверть часа с небольшим доел осетра всего, так что когда полицмейстер вспомнил было о нем, то увидел, что от произведения природы оставался один хвост. 

25). За огородом следовали крестьянские избы, которые хотябыли выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но показывали довольство обитателей. 


2. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания; укажите придаточные части, их связь с главной и значения, составьте схемы всех предложений.

1) Савельич внёс за мною погребец потребовал огня чтоб готовить чай который никогда так не казался мне нужен.

2) Я расплатился с хозяином который взял с нас такую уме­ренную плату что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его.

3) Луна уже ка­тилась по небу и мне показалось что кто-то в белом сидел на берегу.

4) В голове моей родилось подозрение что этот слепой не так слеп как оно кажется; напрасно я старался уве­рить себя что бельмы подделать нельзя да и с какой целью?

5) Он махнул рукою и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик что я до сих пор не пони­маю как она не потонула.

6) Пока он рассматривал всё странное убранство отворилась боковая дверь и взошла та же самая ключница которую встретил он не дворе.

7) На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всём положиться да и был прав потому что Александра Степановна скоро убежала с штаб-ротмистром бог весть какого кавалерий­ского полка и обвенчалась с ним где-то наскоро.

8) Не знаю чем бы разрешилось всеобщее томление если бы Яков вдруг не кончил на высоком необыкновенно тонком звуке словно голос у него оборвался.

10) Уже восток начинал бледнеть когда я заснул.

11) Каж­дый кто честен встань с нами вместе против огня войны.

12) Бывают дни когда мне приходится выезжать из дома к боль­ным раза четыре.

13) Границы где равнины соприкаса­ются с горами обозначены чрезвычайно резко.

14) Поезд был уже вдали где сужаются рельсы.

15) Теперь когда машины повернули к перевалу море осталось позади.

16) Очнулся он когда солнце уже стояло высоко.

18) Верить хотелось ибо книги внушили мне веру в человека.

19) Начиналась уже осень хотя стоял ещё август. (М.- С.)



3. Найдите предложения, в состав которых входят односоставные предложения, определите их вид ( знаки препинания не расставлены).


1) Вскочили на коней поскакали к бе­регу откуда должна была начаться переправа.

2) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи которым так и веяло с тём­ных полей.

3) Оксана знала и слышала всё что про неё говорили и была капризна.

4) Рассказывают ещё что панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо ста­раясь узнать которая из них ведьма.

5) Только слышно было что далеко-далеко вверху над головой голодный ветер гулял по верхушкам деревь­ев.

6) Ты привыкла видеть меня девочкой и тебе странно когда у меня серьёзное лицо.

8) Около дома в зелени завёлся соловей который кричит не переставая.

9) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось встречаться.

10) Берингов пролив напоминал большое спокойное озеро по которому сновали кожаные байдарки охотников.

11) Иван Игнатьич отправился за башкирцем который сидел в амбаре. 10) Есть лица подобные пышным порталам где всюду великое чудится в ма­лом.

4. Определите части речи в предложениях, укажите вид придаточных предложений, выпишите 4 словосочетания с подчинительной связью управление.


  1. Когда я был ещё ребёнком, он меня сажал на своего ко­ня.

2) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ям­скую избу.

3) Утром, как только солнце высушило росу, повсюду началась косовица.

4) Игра длилась до тех пор, пока все костяшки не переходили в одни руки.

5) Нас не оказывалось там, куда приходили каратели.

6) Машины засветили фары, потому что в лесу уже совсем стемнело.

7) Суматоха была оттого, что Анна Павловна отпу­скала сына в Петербург на службу.

8) Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево.

9) Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам.

10) Сейчас пикировщики бьют по пустому месту, так как «катюши» уже давно переменили пози­ции.

11) Всё, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан.


5. Замените придаточные определительные, где это воз­можно, обособленными определениями..

1) Лес, который состоит исключительно из одних сосен, называется бором.

2) Бело-розовый хребет гор, который вид­нелся из-за крыши, розовел в лучах заходящего солнца.

3) Вид земли, которую покрыл первый снег, веселит сердце каждого.

4) Воздух, который насытили испарения, терял свою прозрач­ность.

5) Над солнцем была кровавая полоса, на которую мой

товарищ обратил особенное внимание.

6) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с тём­ных полей.

7) Кое-где лежат в лесу огромные стволы дубов, лип, берёз и осин, которые сломала буря.

8) Я выбрал развеси­стое дерево, которое защищало бы меня от лучей палящего солнца.

9) Лодка колыхалась на волнах, которые шаловливо плескались о её борта.

10) Я сел на своего доброго коня, а Савельич — на тощую и хромую клячу, которую даром отдал ему один из городских жителей.

11) Солнце, которое закрыли облака, уже садилось.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую:

  1. Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

  2. В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

  3. И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.

  4. Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

  5. Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

  6. Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял

жизнь своему хозяину и всему дому.

  1. С поэтами-декабристами композитора А. А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

  2. Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

  3. В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

  4. Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!