СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Почему ребенок не говорит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация почему ребенок не говорит.Советы логопеда

Просмотр содержимого документа
«"Почему ребенок не говорит"»

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ



  Определяющим периодом для становления речи является возраст ребёнка от 0 до 5 лет. Это время, когда интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. А согласно данным, полученным в результате исследований физиологами, функции ЦНС легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования.

 Существуют некоторые объективные причины «запаздывания» речевого развития. 

 На «нулевом этапе» развития ребёнка, т.е. ещё до беременности, на его будущее здоровье влияют наследственность (особенности нервно-психического склада и образ жизни будущих родителей, строение артикуляционных органов родителей), воздействие радиации и химически активных веществ, наркомания, алкоголизм, курение, искусственное прерывание беременности в прошлом.

 На этапе внутриутробного развития плода нормальному формированию речевого аппарата могут препятствовать: токсикоз, резус-конфликт, физические повреждения, заболевания, стрессы и нагрузки матери во время беременности. Особенно важны первые 3 месяца беременности, когда идёт закладка и формирование основных органов ребёнка. Губительными для речи будущего ребёнка на данном этапе могут быть курение и употребление алкоголя.

 Очень важен для сохранения здоровья ребёнка и нормального формирования его речи в будущем и сам характер процесса родов. Родовые травмы, среди которых черепно-мозговые травмы, кровоизлияния при затяжных родах, асфиксии, обвитие пуповиной, могут стать причиной патологического развития речи и общего развития.
 В период раннего развития ребёнка опасностью для формирования речевого аппарата являются травмы головного мозга, среднего и внутреннего уха, воздействие лекарств на слуховой нерв, приобретённые до формирования речи аномалии челюстей и зубов, инфекционные заболевания, отсутствие контроля над развитием речи. 

 Не менее важно и то, что речевые расстройства у детей могут появиться по вине окружающих, поскольку речь усваивается ребёнком по подражанию. Картавость и заикание ребёнка нередко становятся «заслугой» окружающих его людей, а быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, может привести к задержке его собственной.  Бедный словарный запас ребёнка, неправильное согласование слов между собой также могут быть следствием внешнего воздействия, которое принято называть педагогической запущенностью.

 Нередко встречается и такая проблема речевого развития, как «двуязычие» в семьях, где родители говорят на разных языках. Ребёнок вперемешку слышит слова из разных языков, что затрудняет для него овладение родной речью с её особенностями звукопроизношения.
 Развитие речи включает в себя две стадии: понимание речи и самостоятельная речь. Понимание речи развивается у малыша примерно так же, как развивалось бы у нас, взрослых, понимание чужого языка. Вначале ребёнок понимает лишь общий смысл нашей речи, причём в основном по интонации, затем возникает ситуационное понимание – так, ребёнок до года понимает слова и короткие фразы, связанные с конкретной, часто повторяющейся ситуацией. Затем малыш уже понимает слова и фразы различной структуры, но различать слова, сходные по звучанию, ему пока нелегко.

 В формировании самостоятельной речи принято условно выделять два периода:
-    период от рождения до года, который характеризуется первыми голосовыми (неречевыми) реакциями ребёнка на окружающую среду;
-    период после 1 года и примерно до 5 лет, когда ребёнок должен овладеть всей языковой системой.

 Нормы возникновения звуков, слогов, слов и предложений в речи достаточно условны. «Бить в колокола» необходимо, когда:

- к концу первого месяца жизни ребёнок не пытается привлечь к себе внимание криком (в основном перед кормлением);

- к концу четвёртого месяца не возникает «комплекс оживления», когда малыш улыбается вам, начинает активно двигаться, всячески демонстрирует свою готовность оказаться на руках и пообщаться;

- к концу шестого месяца не произносит не только слоги, но и даже отдельные звуки, не гулит;

- к концу седьмого месяца не пытается привлечь к себе внимание гулением или лепетом;

- к концу десятого месяца не пытается повторять мимику и жесты за взрослыми, не повторяет за ними различные, доступные звуки и их сочетания;

- к концу года не выполняет простые просьбы, не отзывается на своё имя, не прислушивается к звукам, в речи не появилось ни одного слова (звукоподражания);

- к полутора годам не называет и не зовёт близких людей;

- к году и девяти месяцам не произносит 6 осмысленных слов;

- ритмы речи и дыхания ребёнка явно не совпадают (создаётся впечатление, что малыш «задыхается», когда говорит);

- речь ребёнка очень торопливая, сбивчивая, ребёнок «проглатывает» слоги и целые слова; речь явно не поспевает за мыслью.

 К разряду неговорящих относятся дети, которые не начинают говорить к 3 годам. К неговорящим можно причислить детей со следующей картиной молчаливого поведения:

•    Ребёнок молчит, отворачивается, когда его спрашивают «как тебя зовут». В активе только «мама, папа, би-би» да ещё несколько слов. Речь такого ребёнка носит лепетный характер, в то время как он должен уже пользоваться фразой и иметь словарный запас 1,5 тысяч слов;

•    Ребёнок называет одним словом разные предметы, например «кика» - это и кошка, и конфета, и пирамидка; а также мычит или показывает пальцем, если что-то нужно;

•    Речь появилась, ребёнок говорил слова и даже короткую фразу, но затем произошло «затухание» речи, и он замолчал;

•    Ребёнок переставляет слоги в словах, нарушена слоговая структура слова;

•    В речи ребёнка слова не согласованы между собой, например, «кукла дай», «папа пошла гулять»;

•    Ребёнок на уровне развития отстаёт от сверстников.
 Появление слов после 2-4 лет характерно для детей с тяжёлым нарушением речи, слуха, интеллекта, речевого негативизма. Необходимо вовремя выявить проблему, найти причину, устранить причину и как можно раньше начинать занятия с логопедом. Система занятий по развитию речи стимулирует моторное, сенсорное, речевое развитие ребёнка в соответствии с закономерностями его развития. По заданию логопеда родители проводят с детьми упражнения на развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия и пространственных представлений, расширяют кругозор, обогащают лексику, закрепляют грамматические категории и т.д.    
  Впоследствии, в процессе систематических логопедических занятий, одни дети дают положительную динамику, полностью преодолевая речевые проблемы до поступления в школу. Речь же других детей продолжает развиваться по патологическому пути, и такие дети могут обучаться только в специализированных школах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!