Тема | Почему радуга разноцветная? |
Цель урока: | Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление. Образовательная: формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового. |
Задачи урока:
| Образовательные: -формировать первоначальные представления о цвете и свете; - познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; - обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений. Развивающие: - развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы. Воспитательные: - развивать коммуникативные навыки, - учить детей наблюдать за явлениями природы и получать эстетическое удовольствие. |
Планируемый результат: | Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять, как образуется радуга, называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма, отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.
Метапредметные: Познавательные УУД: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги . Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций .Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться .Соблюдать простейшие нормы речевого этикета Личностные УУД: Формировать интерес к изучению явлений природы, чувства прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга», уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор. |
Основные понятия | Природные явления: солнце, дождь, радуга. |
Межпредмет-ные связи | Литературное чтение, технология, изобразительное искусство |
Ресурсы: | Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч., А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2. Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, интерактивная доска. |
Форма организации учебной деятельности | Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах. |
Структура технологической карты |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Методы и приемы работы | Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального фона | Проверяют готовность к уроку. | Мотивация учащихся к учебной деятельности проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу
| Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти. | Фронтальная. | Коммуникативные УУД: Включение в учебный процесс Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней. Подготовка рабочего места. |
II. Актуализация знаний.) Цели: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний. | Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. Демонстрируют знания о радуге. Высказывают предположения Делают выводы совместно с учителем. | Используя приём «яркое пятно» стихотворение, создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся о природном явлении - радуга. | На прошлом уроке мы изучали тему «Звуки в окружающем мире». -Закройте глазки. -Послушайте, что это за звуки? (Сверчок, шум ветра, дождя). – Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо … Какое? Отгадайте загадку: Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути. В них ни въехать, ни войти? – Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.) | Сообщение, наблюдение, беседа, слушание. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.
|
III. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса. Цели: -организовать постановку цели урока; | Учить выделять, что сегодня на уроке узнает. Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях. | Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке. Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач. Определяет их объем. | -Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (радуга) -Допустим, ведем разговор дальше. – Дети, кто из вас видел радугу? - Какое настроение было, когда ты увидел радугу? Чтение стихотворения Летний дождь прошел с утра, А на Землю дождик льётся. И выходит на луга Семицветная дуга. - Сколько цветов у радуги? (Семь) - Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга) – Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. - Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной А хотели ли бы узнать? Тема : Почему радуга разноцветная?(Слайд №1) -Какую цель поставим? -Нам помогает слово узнать. Цель: узнать почему радуга разноцветная.
-Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности. - Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь). -Кто знает, а почему радуга разноцветная? Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете? ( Предположения детей) | Диалог | Познавательные УУД: Уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации Цели: организовать изучение нового материала; формировать умение делать выводы; развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями | Слушает сообщение учителя. Учится обобщать. Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Почему бывает радуга?»;, проблемных ситуаций: «Почему радуга разноцветная?», «Сколько у радуги цветов?» Коллективные формы работы (в парах). Решение проблемной ситуации | Организует изучение нового материала. Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. | - Посмотрите мультфильм, совершите путешествие с его героями и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?" Фильм (3 мин.) - Все ли слова понятны? - Да, сложные были слова, но вы смогли найти ответ на поставленный вопрос? -На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя) -Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.) -Что при этом образуется? (Радуга). -Кто главный “художник” в природе? (Солнце) (Слайд №2) | Беседа. Наглядно-демонстра-ционные. Фронтальная. Индивиду-альная. | Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков. |
V.Физминутка | | | В небе радуга-дуга Замыкает берега. Расцветая всё ясней, Чудо-краски светят в ней! Пусть ответит Тот, кто знает Или сможет сосчитать, Сколько красок В ней играют, Озаряя моря гладь? - Сколько цветов в радуге? (Дети хором считают ещё раз).(Слайды №6,7,8) | | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Я |
VI .Первичное закрепление | | | Работа по учебнику с.41 Чтение объяснения Мудрой Черепахи . - Посмотрите на картинку на с.41 - Что делают Черепаха и Муравьишка? (поливают) - Как думаете, что они хотят получить? (радугу) - Может у них получиться радуга? -Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.) - Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день) - Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (высказывания детей) - В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке. - Ребята, а у меня ещё к вам вопрос: «Как запомнить цвета по порядку и очень быстро?» – Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку: “Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.”(Слайд №9) – По первым буквам слов и запоминаются цвета. (на доске постепенно появляются – цветные слова) Повторение и заучивание этой фразы. | | |
Цель: -организовать усвоение учениками нового; зафиксировать новое содержание урока
|
VII. Закрепление Работа над проектом (в группах) Цели: организовать работу над проектом; осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.
| Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. Практическая работа. Коллективные формы работы (в парах). Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем. | Организует практическую работу, организует работу в паре в учебной ситуации «Создание модели радуги» | Работа в тетради с. 27, №2 - Прочитайте задание. - Что надо сделать? (Разукрасить шарики радужных человечков) Вспомните фразу-подсказку и раскрасьте их воздушные шарики- А сейчас раскрасьте вагончики для этих человечков. -Оцените работу. (Проверка в парах.) Выбор проекта, обоснование. – Чтобы закрепить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу. б) Выбор материалов и инструментов. – Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.) в) Планирование проекта. – Работать будем в группах. Создайте свою радугу. Сколько дуг будет у вашей радуги? (7) Учитель (читает стихотворение). На лугу построил кто-то. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три – Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? (Радуга.) – Можешь их нарисовать? (Да.) г) Практическая работа. (Дети самостоятельно конструируют радугу из цветных полосок бумаги.) (Слайд №11) д) Защита проекта. – У кого же получилась самая настоящая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску) Оцените работу 1 ряд – 2ряд 2 ряд – 1 ряд | Вопросно-ответные. Беседа. Практичес-кие. Работа в парах.
Работа в группах | Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия. Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания. Уметь самостоятельно выполнять учебные задания. |
VIII. Обобщение | | | Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. | | |
IX. Рефлексия Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Оценивают свои действия на уроке. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности | Проведение теста. У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы). (Слайд №12) Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”; Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет; Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет. Вопрос 1. У радуги 7 цветов? Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке? Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет? Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь? Проверка по ключу на доске.(Слайд №13) - Поднимите руки, кто не ошибся. -У кого 1-2 ошибки. | Вопросно-ответные. Индивиду-альная. Фронтальная | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания. |
X. Итог урока. Цель: зафиксировать новое содержание урока.
Домашнее задание | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока. Составляют синквейн.
| Организует фиксирование содержания. Организует подведение итога урока.
| - А вы помните, какая была у нас тема урока? Узнали почему радуга разноцветная? - Как и когда появляется радуга?(Слайд №14) А ещё я предлагаю составить синквейн «Радуга». Отрывок из стихотворения С.Маршака «Радуга-дуга». Солнце вешнее с дождём Строят радугу вдвоём- Семицветный полукруг Из семи широких дуг. Нет у солнца и дождя Ни единого гвоздя, А построили в два счёта Поднебесные ворота. Радужная арка Запылала ярко, Разукрасила траву, Расцветила синеву.
Выполнить задания № 1,2 в электронном приложении к учебнику. | Вопросно-ответные. Фронтальная
| Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.
Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные УУД: Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера. Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. |