СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Почему радуга разноцветная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование первоначальных представлений о свете и цвете. Исследование и объяснение природных явлений.

Просмотр содержимого документа
«"Почему радуга разноцветная"»



Открытый урок


Учитель

Калабина Валентина Васильевна

Место работы

ГБОУ СОШ с. Екатериновка

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Тема урока

Почему радуга разноцветная?

Класс

1

Технологическая карта урока



Тема

Почему радуга разноцветная?

Цель урока:

Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.

Образовательная: формировать первоначальное представление о свете и цвете; познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового.


Задачи урока:




Образовательные:

-формировать первоначальные представления о цвете и свете;

- познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;

- обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Развивающие:

- развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки,

- учить детей наблюдать за явлениями природы и получать эстетическое удовольствие.

Планируемый результат:

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять, как образуется радуга, называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма, отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.



Метапредметные:

Познавательные УУД: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги .

Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций .Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться .Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Личностные УУД: Формировать интерес к изучению явлений природы, чувства прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга», уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Основные понятия

Природные явления: солнце, дождь, радуга.

Межпредмет-ные связи

Литературное чтение, технология, изобразительное искусство

Ресурсы:


Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч., А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2.

Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова, интерактивная доска.

Форма организации учебной деятельности

Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный;

индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.



Структура технологической карты

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Методы и приемы работы

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цели:

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального фона

Проверяют готовность к уроку.

 

Мотивация учащихся к учебной деятельности

проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу



 

 

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти.

Фронтальная.

Коммуникативные УУД:

Включение в учебный процесс

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.

Подготовка рабочего места.


II. Актуализация знаний.)

Цели:

актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Демонстрируют знания о радуге.

Высказывают предположения

Делают выводы совместно с учителем.

 Используя приём «яркое пятно» стихотворение, создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся о природном явлении - радуга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


На прошлом уроке мы изучали тему «Звуки в окружающем мире».

-Закройте глазки.

-Послушайте, что это за звуки?

(Сверчок, шум ветра, дождя).

– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо …

Какое?

Отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти?

– Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)

Сообщение, наблюдение, беседа, слушание.


Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели



Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;



Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в  учебном материале.



III. Сообщение

темы и целей урока.

Постановка проблемного вопроса.

Цели:

-организовать постановку цели урока;


Учить выделять, что сегодня на уроке узнает.

Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.


Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.

Определяет их объем.

 


-Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (радуга)

-Допустим, ведем разговор дальше.

– Дети, кто из вас видел радугу?

- Какое настроение было, когда ты  увидел радугу?

Чтение стихотворения

Летний дождь прошел с утра,

А на Землю дождик льётся.

И выходит на луга

Семицветная дуга.

- Сколько цветов у радуги? (Семь)

- Как поэтесса назвала радугу в стихотворении?

(Семицветная дуга)

– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.

- Мы много раз видели радугу, но не знаем, почему она бывает разноцветной

А хотели ли бы узнать?

Тема : Почему радуга разноцветная?(Слайд №1)

-Какую цель поставим?

-Нам помогает слово узнать.

Цель: узнать почему радуга разноцветная.



-Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

-Кто знает, а почему радуга разноцветная?

Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная?

Как вы думаете?

( Предположения детей)


Диалог


Познавательные УУД:

Уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации

Цели:

организовать изучение нового материала;

формировать умение делать выводы;

развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями

Слушает сообщение учителя.

 Учится обобщать.

 Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Почему бывает радуга?»;, проблемных ситуаций: «Почему радуга разноцветная?», «Сколько у радуги цветов?»

Коллективные формы работы (в парах).

Решение проблемной ситуации

Организует изучение нового материала.

 Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.

 

 

- Посмотрите мультфильм, совершите путешествие с его героями

 и найдите ответ на вопрос "Почему радуга разноцветная?"

Фильм (3 мин.)

- Все ли слова понятны?

- Да, сложные были слова, но вы смогли найти ответ на поставленный вопрос?

-На что попадают в небе солнечные лучи?

(На капельки дождя)

-Что происходит с солнечными лучами?

(Распадаются на разноцветные лучики.)

-Что при этом образуется? (Радуга).

-Кто главный “художник” в природе? (Солнце) (Слайд №2)


Беседа. Наглядно-демонстра-ционные.

Фронтальная.

Индивиду-альная.

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).


Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

V.Физминутка



В небе радуга-дуга

Замыкает берега.

Расцветая всё ясней,

Чудо-краски светят в ней!

Пусть ответит

Тот, кто знает

Или сможет сосчитать,

Сколько красок

В ней играют,

Озаряя моря гладь?

- Сколько цветов в радуге? (Дети хором считают ещё раз).(Слайды №6,7,8)


Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Я

VI .Первичное

закрепление



Работа по учебнику с.41

Чтение объяснения Мудрой Черепахи .

- Посмотрите на картинку на с.41

- Что делают Черепаха и Муравьишка? (поливают)

- Как думаете, что они хотят получить? (радугу)

- Может у них получиться радуга?

-Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

- Где еще можем мы наблюдать маленькие “радуги” в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день)

- Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (высказывания детей)

- В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке.

- Ребята, а у меня ещё к вам вопрос:

«Как запомнить цвета по порядку и очень быстро?»

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.”(Слайд №9)

– По первым буквам слов и запоминаются цвета.

(на доске постепенно появляются – цветные слова)

Повторение и заучивание этой фразы.




Цель:

-организовать усвоение учениками нового; зафиксировать новое содержание урока








VII. Закрепление Работа над проектом

(в группах)

Цели:

организовать работу над проектом;

осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.




Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы. Практическая работа.

Коллективные формы работы (в парах).

Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем.

Организует практическую работу, организует работу в паре в учебной ситуации «Создание модели радуги»

Работа в тетради с. 27, №2

- Прочитайте задание.

- Что надо сделать?

(Разукрасить шарики радужных человечков)

Вспомните фразу-подсказку и раскрасьте их воздушные шарики- А сейчас раскрасьте вагончики для этих человечков.

-Оцените работу.

(Проверка в парах.)

Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы закрепить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

б) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

в) Планирование проекта.

– Работать будем в группах.

Создайте свою радугу. Сколько дуг будет у вашей радуги? (7)

Учитель (читает стихотворение).

На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот 
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри. 
Как ворота эти звать? (Радуга.)

– Можешь их нарисовать? (Да.)

г) Практическая работа.

(Дети самостоятельно конструируют радугу из цветных полосок бумаги.) (Слайд №11)

д) Защита проекта.

– У кого же получилась самая настоящая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

Оцените работу

1 ряд – 2ряд

2 ряд – 1 ряд

Вопросно-ответные.

Беседа.

Практичес-кие.

Работа в парах.







































Работа в группах

Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.



Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.

Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.


VIII. Обобщение



Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга.




IX. Рефлексия

Цели:

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Оценивают свои действия на уроке.


Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

Проведение теста. 

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы). (Слайд №12)

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают

“да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

Вопрос 1. У радуги 7 цветов?

Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?

Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?

Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?

Проверка по ключу на доске.(Слайд №13)

- Поднимите руки, кто не ошибся.

-У кого 1-2 ошибки.

Вопросно-ответные.

Индивиду-альная.

Фронтальная

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: Уметь структурировать

знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.


X. Итог урока.

Цель: зафиксировать новое содержание урока.













































Домашнее задание


Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока.

Составляют синквейн.






































Организует фиксирование содержания.

Организует подведение итога урока.






- А вы помните, какая была у нас тема урока?

Узнали почему радуга разноцветная?

- Как и когда появляется радуга?(Слайд №14)

А ещё я предлагаю составить синквейн «Радуга».

Отрывок из стихотворения С.Маршака «Радуга-дуга».

Солнце вешнее с дождём

Строят радугу вдвоём-

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счёта

Поднебесные ворота.

Радужная арка

Запылала ярко,

Разукрасила траву,

Расцветила синеву.











Выполнить задания № 1,2 в электронном приложении к учебнику.

Вопросно-ответные.

Фронтальная






Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.



Познавательные УУД: Уметь структурировать

знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.



Коммуникативные УУД: Уметь управлять

поведением партнера, контролировать,

корректировать действия партнера.

Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!