СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-открытия новых знаний : «Почему радуга разноцветная?».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Окружающему миру на тему: «Почему радуга разноцветная?» представляет собой  полную поэтапную  разработку урока, в рамках которого дети получают знания о природном явлении " радуга", почему появляется радуга, что такое "спектр". Урок подходит для детей начальной школы от 1 до 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-открытия новых знаний : «Почему радуга разноцветная?».»

Муленкова Д.Н. Окружающий мир 1 класс.

Урок-открытие новых знаний на тему: «Почему радуга разноцветная?».

Конспект урока.

Цель урока:

Сформировать представление о радуге как об оптическом природном явлении, и представление о разложении солнечного света.

Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи урока:

Образовательные:

Создать условия для усвоения новых знаний, способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность, обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Развивающие:

Содействовать развитию внимания, памяти, мышления, развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к явлениям природы, анализировать причины событий и явлений, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, учиться наблюдать и замечать красоту вокруг себя, формировать самооценку школьников.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Узнает, как образуется радуга, почему она разноцветная, запоминает последовательность цветов радуги.

Метапредметные:

Осознает связь природоведения и физики, знакомится с научными терминами и опытами из области физики.

Личностные:

Проявляет интерес к явлениям природы и их изучению, умеет высказывать свою точку зрения, опираясь на имеющийся опыт, и делает выбор, осуществляет взаимопроверку и взаимопомощь, ощущает прекрасное на основе знакомства с природным явлением "радуга".

Познавательные:

Добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполняет индивидуальные задания, анализирует полученную информацию, делает выводы в результате совместной работы всего класса. 

Регулятивные:

Понимает учебную задачу урока и стремится её выполнить, совместно с учителем обнаруживает и формулирует учебную проблему, высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

Коммуникативные:

Доносит свою точку зрения до других, оформляя свои мысли в устной речи,

уважительно относится к позиции другого, умеет договариваться, соблюдая простейшие нормы речевого этикета.



1.Организационный момент.

Учитель:

-Прозвенел звонок, начинается урок.

Доброе утро, ребята. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. (Дети приветствуют гостей)

Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку : учебник по окружающему миру, тетрадь на печатной основе , пенал . Все ли аккуратно лежит на углу парты? Кто готов начать урок , тихо сядьте.

2.Мотивация УД

Учитель:

-Отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти.

Что это за ворота?

Дети:

-Радуга.

Учитель:

-Правильно. Это радуга. (Слайд)

А почему ворота расписные?

Дети:

-Потому что радуга разноцветная, красивая.

Ребята, поднимите, пожалуйста, руку, кто видел радугу в природе?

(Дети поднимают руки.)

Учитель:

-Все видели.

Это красивое зрелище?

Дети:

-Да.

Учитель:

-Какое чувство возникает у вас при виде радуги?

Дети:

-Радостное.

Учитель:

(на доске Капелька и Солнышко из картона и рисунок радуги)

-Наши помощники Капелька и Солнышко решили нас порадовать и нарисовали радугу. Как вы думаете, возможно ли, чтобы солнышко и капелька воды нарисовали радугу?

Дети (разные ответы):

-Да. Нет (с пояснениями своего мнения).

-Ребята, я слышала миф (народное сказание) о том, что где заканчивается радуга, гномы, живущие в северной стране Ирландии, прячут свои драгоценные горшочки с золотом. (Слайд)

Учитель:

-Ребята, а хотите узнать, действительно ли можно ли найти клад гномов там, где заканчивается радуга, кто или что рисует на небе радугу и почему радуга разноцветная?

Дети:

-Да!

Учитель:

-Тогда давайте вместе разбираться!


3.Актуализация УД.


Итак, ребята, кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

Дети:

-О радуге.

-Почему радуга разноцветная?

Учитель:

-Совершенно верно. Тема нашего урока: «Почему радуга разноцветная?».

(вывешивает название темы урока на доске)

- И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Издавна людей привлекало такое красивое природное явление как радуга. Но объяснить его происхождение они не могли и приписывали радуге мистические свойства. Славянские народы считали появление радуги на небе доброй приметой.

«Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга (слайд)

Почти у всех славянских племен радуга считалась также символом изобилия, плодородия, хорошего урожая. Например, белорусы до сих пор называют радугу «богаткой».

Древние люди думали, что по радуге как по мосту между небом и землей спускаются ангелы, чтобы наполнить облака водой . (слайд)

4.Конкретизация цели и задачи.

Учитель:

-Давайте вспомним, при каких погодных условиях мы обычно наблюдаем радугу?

Дети:

- Летом.

- После дождя, когда выглядывает солнце.

Учитель:

-Действительно. Вот стихает дождь. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

 — Радуга! Смотрите — радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга.

Солнце светит и смеётся,

А на Землю дождик льётся.

И выходит на луга

Семицветная дуга. (Н. Михайловой)

- Этим природным явлением заинтересовались ученые еще несколько веков назад. Древнегреческий философ и ученый Аристотель, родившийся в 384году до нашей эры понял, что радуга – это оптическое явление, то есть ее можно только увидеть, но не потрогать, и смог объяснить природу происхождения радуги(слайд). Поэтому и в нашей загадке говорится о радуге как о воротах, в которые ни въехать, ни войти.

Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Лучи солнца светят сквозь падающие капли дождя, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Радугу действительно создают капли дождя и лучи солнца.

Но почему же радуга разноцветная? Ведь солнечный свет белый, а капли дождя прозрачные? А это смог объяснить в 1667 году Исаак Ньютон - английский физик и математик. Он разгадал природу возникновения цветных полос, придумав и выполнив целый комплекс различных экспериментов .Ньютон проделал небольшое отверстие в ставне окна затемнённой комнаты и поставил на пути луча света, проходившего через это отверстие, стеклянную призму. На противоположной стене он получил изображение в виде полоски чередующихся цветов (слайд).
Таким образом, Ньютон сделал научное открытие: проходя через границу неоднородных сред (например воздуха и воды или воздуха и стекла) или другим языком через препятствие , белый свет преломляется и разлагается на отдельные цвета, которые мы называем  спектр (от латинского «spectrum» – видение)

В цветной полоске солнечного света, в спектре, Ньютон выделил семь цветов  – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый (слайд). Самые длинные – лучи «теплого» красного спектра, самые короткие – «холодные» синие и фиолетовые. Именно поэтому самым верхним цветом в радуге является красный, который постепенно переходит к фиолетовому цвету. Эти цвета всегда располагаются только в таком порядке. Порядок расположения цветов легко запоминаются по первым буквам фразы: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (слайд).

Эффект разложения белого света на цветные составляющие (спектр) называется дисперсией.


Но, вернемся к нашей радуге. Цвета спектра и есть цвета радуги. Как же происходит дисперсия солнечного света, порождающая радугу? Когда солнечный свет сталкивается с каплей дождя, часть света от неё отражается, а остальная часть попадает внутрь капли. Луч света преломляется на ближайшей к нему поверхности капли дождя, потом этот свет попадает на дальнюю поверхность капли и отражается от неё. Когда этот внутренне отраженный свет вновь достигает поверхности капли, он снова преломляется при выходе.

Фактически, угол отражения света в капле — это угол между солнцем, каплей дождя и глазом наблюдателя. И этот угол должен быть 42 градуса. Определил это другой ученый – французский философ и математик Рене Декарт, живший в 17 веке. Однако, поскольку дождевых капель много, лучи преломленного и отраженного света от разных капель образуют конус с вершиной в зрачке глаза наблюдателя и осью, проходящей через наблюдателя и солнце. Окружность в основании этого конуса и будет радугой (слайд).

Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Но если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета или с высокой горы, то увидим, что радуга представляет окружность. Ее центр лежит на прямой, которая проходит от солнца через наблюдателя. Увидеть оптическое явление полностью человеку, стоящему на земле, мешает горизонт. Чем выше наблюдатель будет находиться, тем большая часть окружности будет видна. Поэтому с самолета можно увидеть игру света в полном формате. (слайд)

Поэтому легенда о том, что в месте, где радужная дуга касается поверхности земли, спрятан клад гномов, лишена смысла.

Сама радуга не находится в одном конкретном месте. Существует множество радуг, однако, только одну из них может видеть наблюдатель в зависимости от местоположения его и солнца, а солнце должно находиться у наблюдателя за спиной. Это и есть радуга для этого наблюдателя.


Физкультминутка

В небе гром, гроза. (Хлопки)

Закрывай глаза! (зажмурить глаза)

Дождь прошел,

Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)

В небе радуга стоит. (Нарисовать руками в воздухе дугу)

Поскорей, поскорей

Выбегай из дверей, (Зовущие движения)

По траве босиком, (Бег на месте)

Прямо в небо прыжком. (Прыжки)

Ладушки, ладушки! (Хлопки)

По радуге, по радужке, (Хлопки)

По цветной дуге

На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)

Вниз по радуге верхом,

И на землю кувырком! (Присесть)

(С. Маршак)


5.Выполнение учебных действий по достижению цели и задач УД

Опыт « Получение радуги». (слайд)


Чтобы сделать радугу своими руками, нам понадобится:

  • Мелкая посудина

  • Вода

  • Электрический фонарик (если нет солнца)

  • Белая поверхность (лист бумаги)

  • Зеркало


  1. Наполните небольшую посудину водой наполовину.

  2. Поместите в воду зеркало под углом.

  3. Направьте свет от фонарика в воду в том месте, где зеркало уходит под нее (или поставьте так, чтобы лучи били прямо в зеркало, находящееся под водой).

  4. Держите над зеркалом белый лист бумаги, подстроив угол так, чтобы появилась радуга.

-Учитель:

Таким образом, что нужно, чтобы появилась радуга? (Дети перечисляют условия появления радуги: капли дождя (призма), солнечный луч (свет), угол преломления 42 градуса, солнце должно быть у нас за спиной).


Практическая работа в паре.

-А теперь, ребята, вспомним, какие цвета присутствуют в радуге и в каком порядке они располагаются. И поможет нам в этом фраза-подсказка.(слайд)

У вас на партах лежат конверты с полосками: приклейте на белый лист цветные полоски так, чтобы получился кусочек радуги, проверь себя на экране (слайд)

Когда дети закончили работу, учитель просит поднять листочки с наклеенной радугой вверх.

Учитель:

-Я вижу, что вы молодцы, все справились с заданием. Давайте хором повторим фразу , помогающую запомнить цвета радуги:. Каждый Охотник  Желает Знать, Где Сидит Фазан

6.Рефлексия.

Учитель:

-Итак, ребята, кто же рисует радугу на небе?

Дети:

-Дождь и солнце.

Учитель:

-Значит правы оказались те ребята, которые посчитали, что Капелька и Солнышко действительно могут нарисовать радугу. А что еще нового вы для себя открыли на уроке?

Дети:

-Почему радуга разноцветная,

- Что радуга на самом деле круглая.

Учитель:

-Молодцы, ребята. Спасибо за работу!










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!