СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПМ.04 Выполнение работ по рабочим профессиям: Продавец непродовольственных товаров. Продавец продовольственных товаров

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 04, специальность Коммерция (по отраслям)

Просмотр содержимого документа
«ПМ.04 Выполнение работ по рабочим профессиям: Продавец непродовольственных товаров. Продавец продовольственных товаров»

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий колледж индустрии сервиса»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



ПМ.04 Выполнение работ по рабочим профессиям: Продавец непродовольственных товаров. Продавец продовольственных товаров


программы подготовки специалистов среднего звена





по специальности

38.02.04 Коммерция (по отраслям)


по программе базовой подготовки



















2023 г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании

предметно-цикловой комиссии

«Коммерция»

Протокол № 1от 31. 08. 2023 г

Председатель ПЦК

_______________ И.Н.Еськова

УТВЕРЖДАЮ



Заместитель директора



__________ Е.В. Овечкина




Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования: 38.02.04 Коммерция (по отраслям), профессионального стандарта 08.026 Специалист в сфере закупок.

Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий колледж индустрии сервиса»


Разработчик:

1. И.Н. Еськова - преподаватель спецдисциплины ГОБПОУ «Липецкий колледж индустрии сервиса»


2. Е.А. Кротова - спецдисциплины ГОБПОУ «Липецкий колледж индустрии сервиса»


Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза (рецензия): Е.А. Левина, бизнес партнер по персоналу ООО «Агроторг»

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: И.Н. Еськова, председатель ПЦК ГОБПОУ «Липецкий колледж индустрии сервиса»



СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


7

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


10

4.  условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


21

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


22


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Выполнение работ по профессиям: Продавец непродовольственных товаров. Продавец продовольственных товаров




1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД)

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.

ПК 4.2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.

ПК 4.3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.

ПК 4.4. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.

ПК 4.5. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.

ПК 4.6. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.

ПК 4.7. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров

ПК 4.8. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.

ПК 4.9. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.



Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) 17351 Продавец продовольственных товаров. 17353 Продавец непродовольственных товаров. Опыт работы не требуется.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

обслуживания покупателей, продажи различных групп непродовольственных товаров; обслуживания покупателей и продажи различных групп продовольственных товаров;

уметь:

  • идентифицировать товары различных товарных групп (текстильных, обувных, пушно-меховых, овчинно-шубных, хозяйственных, галантерейных, ювелирных, парфюмерно-косметических, культурно-бытового назначения);

  • оценивать качество по органолептическим показателям;

  • консультировать о свойствах и правилах эксплуатации товаров; расшифровывать маркировку, клеймение и символы по уходу; идентифицировать отдельные виды мебели для торговых организаций; производить подготовку к работе весоизмерительного оборудования; производить взвешивание товаров отдельных товарных групп;

  • идентифицировать различные группы, подгруппы и виды продовольственных товаров (зерновых, плодовоовощных, кондитерских, вкусовых, молочных, яичных, пищевых жиров, мясных и рыбных);

  • устанавливать градации качества пищевых продуктов;

  • оценивать качество по органолептическим показателям;

  • распознавать дефекты пищевых продуктов;

  • создавать оптимальные условия хранения продовольственных товаров; рассчитывать энергетическую ценность продуктов;

  • производить подготовку измерительного, механического, технологического контрольно-кассового оборудования;

  • использовать в технологическом процессе измерительное, механическое, технологическое контрольно-кассовое оборудование;

знать:

  • факторы, формирующие и сохраняющие потребительские свойства товаров различных товарных групп;

  • классификацию и ассортимент различных товарных групп непродовольственных товаров;

  • показатели качества, дефекты, градации качества, упаковку, маркировку и хранение непродовольственных товаров, назначение, классификацию мебели для торговых организаций и требования, предъявляемые к ней;

  • назначение, классификацию торгового инвентаря;

  • назначение и классификацию систем защиты товаров, порядок их использования;

  • устройство и правила эксплуатации весоизмерительного оборудования;

  • классификацию групп, подгрупп и видов продовольственных товаров; особенности пищевой ценности пищевых продуктов;

  • ассортимент и товароведные характеристики основных групп продовольственных товаров;

  • показатели качества различных групп продовольственных товаров;

  • дефекты продуктов;

  • особенности маркировки, упаковки и хранения отдельных групп продовольственных товаров;

  • классификацию, назначение отдельных видов торгового оборудования; технические требования, предъявляемые к торговому оборудованию; устройство и принципы работы оборудования;

  • типовые правила эксплуатации оборудования;

  • нормативно-технологическую документацию по техническому обслуживанию оборудования;

  • Закон о защите прав потребителей;

  • правила охраны труда.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 366 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки студента – 258 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 172 часов;

самостоятельной работы студента – 86 часа;

учебной и производственной практики – 108 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом деятельности: Продавец продовольственных товаров, Продавец непродовольственных товаров, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:



Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1.

Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.

ПК 4.2.

Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале

и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.

ПК 4.3.

Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.

ПК 4.4.

Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.

ПК 4.5.

Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.

ПК 4.6.

Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.

ПК 4.7.

Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров

ПК 4.8.

Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.

ПК 4.9.

Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8.

Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

ОК 9.

Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

ОК 10.

Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.

ОК 11.

Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

ОК 12.

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий





Личностные результаты

реализации программы воспитания


Код личностных результатов реализации программы воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 1

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 3

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 4

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

ЛР 5

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 6

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 8

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д.

ЛР 9

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 10

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 11

Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 12


Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности

ЛР 13

Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

ЛР 14

Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и

профессий.

ЛР 15

Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями

Руководствующий принципами профессиональной этики при взаимодействии с покупателями, коллегами и руководством на основе принципов делового общения в коллективе.


ЛР16

Способный эффективно организовывать собственную деятельность

по выполнению профессиональных задач. Принимать решения при типовых и не типовых профессиональных ситуациях.

ЛР 17

Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса


Сохраняющий традиции и поддерживающий престиж своей образовательной организации.

ЛР 18

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПК 4.1. -4.4.

ЛР 1- ЛР 17

Раздел 1. Розничная торговля непродовольственными товарами

102

68

52

34

-

-

ПК 4.5. -4.8.

Раздел 1. Розничная торговля продовольственными товарами

102

68

50

34

-

-

ПК 4.9.

Раздел 3. Эксплуатация контрольно-кассовой техники


54

36

32

18

-

-


Учебная практика

36


36


Производственная практика, часов

72


72


Всего:

366

172

134

86

36

108


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект))

Объем часов

Уровень освоения/ЛР

1

2

3

4

Раздел ПМ 04 Организация продажи непродовольственных товаров


102


МДК 04.01 Розничная торговля непродовольственными товарами


68


Содержание

16

1.

Введение. Классификация непродовольственных товаров.

1

ЛР 4

2

Качество товаров. Свойства и показатели ассортимента товаров.

2

ЛР 10,ЛР 14

3

Текстильные товары.

2

ЛР 10,ЛР 14

4

Детали швейных изделий.

2

ЛР 4

5

Определение размерных параметров фигуры человека.

2

ЛР 4

6

Случаи обмена обуви.

2

ЛР 1-ЛР 3,ЛР13,ЛР 14,ЛР 16-ЛР 17

7

Маркировка пушно-меховых изделий.

2

ЛР-10

8

Особенности продажи парфюмерно-косметических товаров.

2

ЛР 10

9

Нормативные документы на игрушки.

2

ЛР 10

10

Посудохозяйственные товары.

2

ЛР 10,ЛР 14

11

Мебельные товары.

2

ЛР 10

12

Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

2

ЛР 16

13

Случаи обмена непродовольственных товаров.

2

ЛР 1-ЛР 3,ЛР13,ЛР 14,ЛР 16-ЛР 17

Практические занятия

52


1

Идентификация волокон. Определение ткацких переплетений.



2

Классификация и ассортимент швейных изделий.

3

Оценка качества швейных изделий.

4

Классификация и ассортимент обуви.

5

Методы крепления обуви.

6

Качество меховых изделий.

7

Определение характеристик галантерейных товаров.

8

Характеристика парфюмерных товаров.

9

Определение качества парфюмерных товаров.

10

Ассортимент и качество косметических товаров.

11

Ассортимент школьно-письменных и канцелярских товаров.

12

Характеристика образцов игрушек.

13

Характеристика образцов стеклянных товаров.

14

Характеристика образцов керамических товаров

15

Металлохозяйственные товары.

16

Классификация и ассортимент бытовой химии.

17

Ассортимент и качество бытовых холодильников и стиральных машин.

18

Особенности продажи строительных материалов и изделий.

19

Характеристика образцов мебели.

20

Характеристика и оценка качества ювелирных товаров.

21

Решение ситуационных задач.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 04. 01

Систематическое изучение лекционного материала;   основной и дополнительной литературы, периодической печатной по профессии;
(по вопросам к разделам и главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием базы электронных ресурсов и методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Ткацкие переплетения. Дефекты ткачества.

2. Производство одежды.

3. Трикотажные переплетения.

4. Детали обуви.

5. Правила ухода за кожаной обувью.

6. Производство резиновой обуви.

7. Искусственные и синтетические обувные материалы.

8.Особенности строения меховой шкурки.

9. Основные свойства пушно-меховых полуфабрикатов. Носкость меха.

10. Особенности натуральных кож для кожаной галантереи.

11. Сырье для производства парфюмерии.

12. Из истории косметики.

13. Сырье для производства стекла, керамических изделий.

14. Характерные признаки пластмасс.

15. Материалы для производства мебели.

16. Ювелирные камни.

17. Соотношение метрической, золотниковой и каратной проб золота.


34

Раздел 2

Розничная продажа продовольственных товаров


102

МДК 04.02

Розничная торговля продовольственными товарами


68

Тема 1. Классификация продовольственных товаров


Содержание

12










1

Введение. Классификация продовольственных товаров

2

ЛР 1-ЛР 3, ЛР13,ЛР 14

2

Химический состав продовольственных товаров.

2

ЛР 1-ЛР 3, ЛР 16-ЛР 17

3

Характеристика пищевых добавок.

2

ЛР 1-ЛР 3,ЛР13, ЛР 16-ЛР 17

4

Систематика (классификация) пищевых продуктов.

2

ЛР 1-ЛР 3,ЛР13,ЛР 14,

5

Товарные потери и их характеристика

2

ЛР 1-ЛР 3,ЛР13,ЛР 14,

6

Условия хранения продовольственных товаров

2

ЛР 1-ЛР 3,ЛР13,ЛР 14,

7

Особенности продаж продовольственных товаров

2

ЛР 1-ЛР 3,ЛР13,ЛР 14,ЛР 16-ЛР 17

Практические занятия

20


1

Определить энергетический состав продукта


2

Качество продовольственных товаров. Методика осмотра продовольственных товаров при определении качества.

3

Определение дефектов продовольственных товаров

4

Способы уменьшения товарных потерь

5

Определить % товарных потерь в соответствии с нормами

6

Оформить заявку на завоз товаров в магазин

7

Правила выкладки товаров. Мерчандайзинг

8

Планограмма.

9

Обмен продовольственных товаров (ситуационные задачи)

Тема 2. Определение товароведных характеристик продовольственных товаров

Содержание

6


1

Ассортимент и классификация товаров отдела гастрономии.


2

ЛР 10, ЛР 14

2

Ассортимент и классификация товаров отдела бакалеи


2

ЛР 10, ЛР 14

Практические занятия

22


1

Ассортимент и классификация молока и молочных продуктов (отдел молочных продуктов)



2

Подготовить к продаже различные виды колбасных изделий, используя правила нарезки и упаковки.

3

Определение качества макаронных изделий органолептическим методом.

4

Показатели качества круп. Маркировка, упаковка, хранение.

5

Виды мяса и правила разрубки туши мяса

6

Ассортимент и классификация мясных товаров

7

Расшифровывание маркировку мясных и рыбных консервов и пресервов

8

Определение качества хлебобулочных изделий органолептическим методом.

9

Изучение ассортимента и показателей качества кофе и кофейных напитков, чая и чайных напитков

10

Идентификация свежих плодов, овощей установить градации качества по органолептическим показателям, распознать дефекты свежих плодов

11

Произвести размещение и выкладку отдельных видов товаров.

Тема 3. Весоизмерительное оборудование

Содержание


Практические занятия

8


1

Технические требования, предъявляемые к весоизмерительного оборудованию.



2

Устройство и принципы работы весоизмерительного оборудования; типовые правила эксплуатации оборудования

3

Работа на различных видах весоизмерительного оборудования

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 04. 02

Систематическое изучение лекционного материала;   основной и дополнительной литературы, периодической печатной по профессии; (по вопросам к разделам и главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием базы электронных ресурсов и методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите, написание рефератов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Показатели качества зерномучных товаров.

2. История происхождения хлеба.

3.Болезни и дефекты хлеба.

4.Показатели качества, дефекты, условия и сроки хранения плодоовощных товаров.

5.Показатели качества свежих и переработанных грибов.

6.История возникновения чая.

7. История возникновения кофе.

8. Историческая справка о пряностях.

9. История возникновения вина. Виноградные и плодово-ягодные вина.

10. Продукты переработки крахмала.

11. История возникновения кисломолочных напитков

12. Показатели качества кисломолочных продуктов.

13. История возникновения сыра.

14. Диетические и лечебные кондитерские изделия.

15. Изменения, происходящие при хранении в отдельных группах товаров.

16.История происхождения колбасы.

17.Дефекты яиц.

34

Раздел ПМ 04. Работа на контрольно-кассовой технике


54

МДК 04.03. Эксплуатация контрольно-кассовой техники


Содержание

36


1

Документы, регламентирующие деятельность ККМ

2

Практические занятия

34

1

Изучение устройства ККТ


2

Изучение правил эксплуатации ККМ

3

Изучение режимов работы ККТ.

4

Подготовка к работе ККТ.

5

Работа с клавиатурой и показаниями дисплея.

6

Порядок окончания работы на ККМ

7

Работа на ККТ различных видов.

8

Оформление чеков на покупку весовых товаров.

9

Оформление чеков на покупку штучных товаров.

10

Регистрация покупок по штрих-коду и локальному коду.

11

Работа на РОS - терминале

12

Оборудование проверки подлинности банкнот и счёта денег.

13

Оплата услуг.

14

Снятие отчётов.

15

Устранение простейших неисправностей в процессе работы.

16

Оформление документов по кассовым операциям.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 04

Систематическое изучение лекционного материала;   основной и дополнительной литературы, периодической печатной по профессии;
(по вопросам к разделам и главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам с использованием базы электронных ресурсов и методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите:

1. Классификация торгового оборудования и инвентаря.

2. Возникновение и история развития контрольно-кассовых машин.

3.Современные тенденции в развитии контрольно-кассовой техники.

4. Назначение и область применения штрих-кода

5. Штриховые коды: расшифровка, способы нанесения.

6. История возникновения денег на Руси

7. Отличительные особенности денежных знаков

18

Учебная практика

1. Обслуживание и расчет покупателей при оформлении покупки на штучные товары.

2. Обслуживание и расчет покупателей при оформлении покупки на весовые товары.

3. Обслуживание и расчет покупателей при оформлении услуг.

4. Ведение отчётной документации.

36

Производственная практика

  1. Осуществление подготовки ККМ к работе;

  2. Работа на ККМ: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;

  3. Устранение простейших неисправностей в работе на ККМ

  4. Осуществление заключительных операций при работе на ККМ

  5. Оформление документов по кассовым операциям.

  6. Работа на весоизмерительном оборудовании.


72

всего

366

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие кабинета и лабораторий: «Торгово-технологического оборудования», «Учебный магазин»

Технические средства обучения:

- компьютер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения.


Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- электронные образовательные ресурсы

- комплект плакатов

- комплект инструментов, приспособлений;

- комплект образцов документации;

- комплект учебно-методической документации;

- торговое оборудование

- контрольно - кассовая техника:

Электронная контрольно-кассовая машина «Штрих-мини-К»

Электронная контрольно-кассовая машина «ЭКР 21 02 Ф»

Кассовый POS-терминал


Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Правила продажи товаров

  2. Федеральный закон «О защите прав потребителей»

  3. Казанцева Н.С. Товароведение непродовольственных товаров.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018 г.

  4. Тимофеева В.А Товароведение непродовольственных товаров.- Ростов на Дону, 2017г.

  5. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров - М.: Дашков и Ко, 2019г.

  6. Никитченко Л.И. Контрольно-кассовые машины: уч.пособие - М.: Академия, 2017

  7. Парфентьева Т.Р. Оборудование торговых предприятий: учебник - М.: Академия, 2018 г.

Дополнительные источники:

  1. Товароведение, экспертиза и стандартизация. Учебник / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.

  2. Памбухчиянц О. В. Пособие для продавца непродовольственных товаров.-М.: Дашков и Ко, 2017 г.

  3. С.В.Золотова, Т.Я.Мягких, Д.А.Сороркин Справочник по товароведению непродовольственных товаров – М. «Издательский центр «Академия», 2018 г.

  4. Улейский Н.Т. Оборудование торговых предприятий: учебник-Ростов/н Д, Феникс -2018


Сайты Интернета:

    1. http://www.expert.ru

    2. http://www.zr.ru

    3. http://www.autoreview.ru

    4. blankinew.narod.ru › formy blankov po kkm.html

    5. kkminfo.narod.ru › raznovidn.htm

    6. forbusiness.ru › ?p=1896

    7. evmcom.ru › index.php/kassovaya-tehnika…kkm.html



4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля является освоение учебной практики.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие среднего профессионального и высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Продавец непродовольственных товаров», «Продавец продовольственных товаров».

Мастера производственного обучения должны иметь на 1–2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в торговых организациях не реже 1 раза в 3 года.














5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида деятельности)

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.

Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия.

Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения студентов.

Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.  

- правильность приёмки товаров

- правильность контроля документов на поступившие товары

- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 1.2. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.


-правильность подготовки товаров к продаже

- демонстрация умений по размещению и выкладке товаров

- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 1.3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации

- демонстрация умений обслуживать покупателей, консультирование их о потребительских свойствах, особенностях непродовольственных товаров.

- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 1.4. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.


- правильность контроля условий и сроков хранения и транспортирования товаров

-обеспечение сохранности товаров


- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 2.1.  Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.

- правильность приёмки товаров

- правильность контроля документов на поступившие товары

- экспертная оценка выполнения практических занятий; зачеты по производственной практике

ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.


- правильность подготовки товаров к продаже

- демонстрация умений по размещению и выкладке товаров

- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.


- демонстрация умений обслуживать покупателей, консультирование их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.

- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 2.4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.




- правильность контроля условий и сроков хранения и транспортирования товаров

- обеспечение сохраняемости товаров


- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 2.5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.

- демонстрация навыков по работе с торгово-технологическим оборудованием

- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 2.6. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.


- обеспечение контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей.


- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 2. 7.  Изучать спрос покупателей.


- демонстрация умений по изучению спроса покупателей.


- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.







- Правильность выполнения требований по эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ)

- правильность осуществления расчётных операций

- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.


- правильность идентификации государственных денежных знаков.


- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.



- установление качества и количества товаров, упаковки.

- правильность оформления ценников на товары и услуги

- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.




- правильность оформления документов по кассовым операциям.

- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике

ПК 3.5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.





- компетентность в осуществлении контроля сохранности товарно-материальных ценностей.


- экспертная оценка выполнения практических занятий;

-зачеты по производственной практике


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


- демонстрация интереса к будущей профессии.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.


- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области определения показателей ассортимента;

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- осуществление анализа рабочей ситуации и проведение оценки результативной деятельности работы

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.





- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

- демонстрация навыков по соблюдению правил и норм по реализации товаров

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике



Личностные результаты

реализации программы воспитания


Личностные результаты

Критерии ЛР

Методы измерения показателей ЛР

ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

Проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; Проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону

Беседы Анкетирование Опрос Конкурс

патриотических проектов

ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

Проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; Оценка собственного продвижения, личностного развития; Конструктивное взаимодействие в учебном коллективе; Демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; Добровольческие инициативы по поддержке инвалидов и пожилых граждан; Сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; Проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности.

Анкетирование Опрос Тестирования

различного вида Творческие задания

и анализ их выполнения Личная книжка

волонтера (сайт «DOBRO.RU»)

ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

Отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся;

Отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве.


Наблюдение за поведением студентов Индивидуальные беседы Опросы Анкетирования Тестирования различного вида

ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

Демонстрация интереса к будущей профессии; Положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; Проявление высокопрофессиональной трудовой активности; Участие в исследовательской и проектной работе; Участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; Конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; Проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Опрос Анкетирования Конкурсы профмастерства Творческие задания и анализ их выполнения Тестирования различного вида Индивидуальные беседы

ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных

Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; Отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; Участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военноисторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях.

Творческие задания и анализ их выполнения Тестирования различного вида Анкетирования Беседы

ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами п/о и руководителями практик; Добровольческие инициативы по поддержке инвалидов и пожилых граждан; Сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении

Наблюдение за поведением студентов Творческие задания и анализ их выполнения Личная книжка волонтера (сайт «DOBRO.RU»)

ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

Оценка собственного продвижения, личностного развития; Участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; Конструктивное взаимодействие в учебном коллективе; Демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; Отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве.

Индивидуальные беседы Тестирования различного вида Наблюдение за поведением студентов

ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах. Наблюдение за поведением студентов Анкетирование Опросы Тестирования различного вида

Наблюдение за поведением студентов Анкетирование Опросы Тестирования различного вида

ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д.

Демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся.

Анкетирование Опросы Тестирования различного вида Индивидуальные беседы

ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

Проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Демонстрация умений и навыков Интернет безопасности

Анкетирования Опросы Беседы Акции Участие в мероприятиях

ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами п/о и руководителями практик

Наблюдение за поведением студентов Беседы

ЛР 12. Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами п/о и руководителями практики; Проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности

Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид




Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности.


Личностные результаты реализации программы воспитания

Критерии ЛР

Методы измерения показателей ЛР

ЛР 13. Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности

Проявление высокопрофессиональной трудовой активности. Отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма. Отсутствие социальных конфликтов, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве.

Наблюдение за поведением студентов Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид

ЛР 14. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

Участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах.

Проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыками отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Наблюдение за поведением студентов Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид

ЛР 15. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и

профессий.

Проявление экономической и финансовой грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности.

Наблюдение за поведением студентов Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид


Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями

Личностные результаты реализации программы воспитания

Критерии ЛР

Методы измерения показателей ЛР

ЛР16. Руководствующий принципами профессиональной этики при взаимодействии с покупателями, коллегами и руководством на основе принципов делового общения в коллективе.

Демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа. Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах.

Наблюдение за поведением студентов Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид

ЛР 17. Способный эффективно организовывать собственную деятельность по выполнению профессиональных задач. Принимать решения при типовых и не типовых профессиональных ситуациях.

Ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности. Проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону. Проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества.

Наблюдение за поведением студентов Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид

Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса

ЛР 18. Сохраняющий традиции и поддерживающий престиж своей образовательной организации.

Положительная динамика в организации собственной учебной деятельности и по результатам самооценки, самоанализа и коррекция ее результатов. Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и руководителями практик.

Наблюдение за поведением студентов Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид


*

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!