СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПМ. 02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02, специальность 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Просмотр содержимого документа
«ПМ. 02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности»

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий колледж индустрии сервиса»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



ПМ. 02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности


программы подготовки специалистов среднего звена





по специальности

38.02.04 Коммерция (по отраслям)


по программе базовой подготовки










Липецк, 2023г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании

предметно-цикловой комиссии

«Коммерция»

Протокол № 1 от 31.08. 2023г.

Председатель ПЦК

_________ И.Н. Еськова

УТВЕРЖДАЮ


Заместитель директора




__________Е.В. Овечкина




УТВЕРЖДАЮ


Заместитель директора




__________ С. И. Корчагин


Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям), профессионального стандарта 08.026 Специалист в сфере закупок


Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий колледж индустрии сервиса»

Разработчик:

Кротова Е.А., преподаватель спецдисциплин ГОБПОУ «Липецкий колледж индустрии сервиса»

Павлова Ю.С., преподаватель экономических дисциплин ГОБПОУ «Липецкий колледж индустрии сервиса»

И.Н. Еськова - преподаватель спецдисциплин ГОБПОУ «Липецкий колледж индустрии сервиса»


Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза (рецензия): Левина Е.А., региональный менеджер по персоналу ООО «Агроторг»


Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: Бочарникова И.В., председатель ПЦК

ГОБПОУ«Липецкий колледж индустрии сервиса»

СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ……………………………….

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…......................................................................................

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля……………………………………………………………………

9

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ………………………………

23

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) ……………………

33


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности


1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары и других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.

ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.

ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

ПК 2.5. выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.

ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.

ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.

ПК 2.8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.

ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- оформление финансовых документов и отчетов;

- проведения денежных расчетов;

- расчета основных налогов;

- анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации;

- выявления потребностей (спроса) на товары;

- реализации маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка;

- участия в проведении рекламных акций и компаний, других маркетинговых коммуникаций;

- анализа маркетинговой среды организации.


уметь:

- составлять финансовые документы и отчеты;

- осуществлять денежные расчеты;

- пользоваться нормативными документами в области налогообложения, регулирующими механизм и порядок налогообложения;

- рассчитывать основные налоги;

- анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций;

- применять методы и приемы финансово-хозяйственной деятельности для разных видов анализа;

- выявлять, формировать и удовлетворять потребности;

- обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций;

- проводить маркетинговые исследования рынка;

- оценивать конкурентоспособность товаров.


знать:

- сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения;

- финансирование и денежно-кредитную политику, финансовое планирование и методы финансового контроля;

- основные положения налогового законодательства;

- функции и классификацию налогов;

- организацию налоговой службы;

-методику счета основных видов налогов;

-методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности: цели, задачи, методы, приемы, виды; информационное обеспечение, организацию аналитической работы; анализ деятельности организаций оптовой и розничной торговли, финансовых результатов деятельности;

-составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;

-средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров;

- маркетинговые коммуникации и характеристику ;

- методы изучения рынка, анализ окружающей среды;

- конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности;

- этапы маркетинговых исследований, их результат;

- управление маркетингом.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 468 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 432 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 288 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 144 часа;

производственной практики - 36 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом деятельности Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения


ПК 2.1.

Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары и других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.


ПК 2.2.

Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.


ПК 2.3.

Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.


ПК 2.4.

Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.


ПК 2.5.

Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.


ПК 2.6.

Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.


ПК 2.7.

Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.


ПК 2.8.


Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.


ПК 2.9.


Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.


ОК 1.


Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


ОК 2.


Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


ОК 7

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


ОК 10

Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.


ОК 12

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

Личностные результаты

реализации программы воспитания


Код личностных результатов реализации программы воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 1

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 3

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 4

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

ЛР 5

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 6

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 7

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 8

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д.

ЛР 9

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 10

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 11

Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 12


Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности

Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности

ЛР 13

Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

ЛР 14

Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и

профессий.

ЛР 15

Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями

Руководствующий принципами профессиональной этики при взаимодействии с покупателями, коллегами и руководством на основе принципов делового общения в коллективе.


ЛР16

Способный эффективно организовывать собственную деятельность

по выполнению профессиональных задач. Принимать решения при типовых и не типовых профессиональных ситуациях.

ЛР 17



Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса


Сохраняющий традиции и поддерживающий престиж своей образовательной организации.

ЛР 18































3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


3.1. Тематический план профессионального модуля

Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),**

часов


Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.4. /

ЛР 1 – ЛР18

Раздел 1. Основы и практика финансирования и налогообложения

153

102

30

-

51

-

-

-

ПК 2.1-2.3.

ПК 2.9. /

ЛР 1 – ЛР18

Раздел 2. Теория и основы выполнения анализа финансово-хозяйственной деятельности.

162

108

28

20

54

20

-

-

ПК 2.5.-2.8.

Раздел 3. Организация и проведение маркетинговой деятельности

117

78

18

-

39

-

-

-


Производственная практика часов:

36


36

Всего:

468

288

76

20

144

20

-

36


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект))

Объем часов

Уровень освоения/Личностные результаты

1

2

3

4

Раздел ПМ 02.1. Основы и практика финансирования и налогообложения


153


МДК 02.01. Финансы, налоги и налогообложение


102

Тема 1.1. Финансы, денежное обращение и кредит.

Содержание

48

1.

Введение


1/

ЛР 1- ЛР 18

2.

Деньги и денежное хозяйство страны.

Сущность денег, денежное обращение, инфляция.


2/

ЛР13, ЛР15, ЛР 17, ЛР 18

3.

Финансы, финансовая политика и финансовая система.


2/


ЛР 13, ЛР 15, ЛР 17, ЛР 18

4.

Государственные финансы.

Понятие государственных финансов, государственный бюджет, внебюджетные фонды.


2/

ЛР 13, ЛР14

5.

Финансы предприятия различных форм собственности.

Принципы финансовой деятельности коммерческих организаций, формы некоммерческих организаций.


2/

ЛР 13, ЛР14

6.

Система страхования.

Сущность и функции страхования, классификация страхования. Развитие страхового рынка.


2/

ЛР 13 – ЛР 17

7.

Ссудный капитал и кредит.

Сущность кредита, формы и виды кредита. Государство как кредитор и заемщик


2/

ЛР 13, ЛР15

8.

Финансовый контроль


2/

ЛР 13, ЛР 17

9.

Банковская система РФ.

Банк России, коммерческие банки


2/

ЛР13-ЛР 17

10.

Рынок ценных бумаг.

Ценные бумаги и их виды. Фондовый рынок.


2/

ЛР 15 - ЛР18

11.

Капитальные вложения.

Инвестиции и их виды. Источники и методы капитальных вложений.


2/

ЛР 13- ЛР18

12.

Валютная система и международные кредитные отношения.

Мировая валютная система. Валютная система РФ. Международные кредитные отношения


2/

ЛР 13, ЛР 15, ЛР 18

Практические занятия

10


1.


2.


3.

4.

5.

Расчет чистой прибыли по организациям различной формы собственности

Определение размеров страховых платежей и страховых взносов

Определение суммы процента по вкладу

Расчет рыночной стоимости ценных бумаг

Определение оптимальных капитальных вложений

Тема 1.2. Налоги и налогообложение

Содержание

54

1.

Исторические аспекты развития налогообложения в России


1/

ЛР 1- ЛР 18

2.

Организация Федеральной налоговой службы России

Задачи и функции налоговых органов. Налоговый контроль.


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16

3.

Налоговый кодекс РФ


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16

4.

Элементы, функции и классификация налогов

Элементы налогов. Функции налогов. Классификация налогов.


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16

5.

Основные виды федеральных налогов

Налог на прибыль организации, определение налоговой базы, порядок определения и классификация доходов организации, группировка расходов организации, учитываемых при формировании налога на прибыль.

Налог на добавленную стоимость, ставки налога и порядок исчисления.

Налог на доходы физических лиц, налоговая база, налоговые ставки.

Единый социальный налог, страховые взносы во внебюджетные фонды

Налог на добычу полезных ископаемых

Водный налог

Акцизы

Таможенные и государственные пошлины и сборы

Экологические сборы и платежи

Сборы за пользование объектами животного мира


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16, ЛР 17, ЛР 18

6.

Налоги субъектов РФ

Налог на имущество организаций.

Транспортный налог

Налог на игровой бизнес


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16, ЛР 17, ЛР 18

7.

Специальные налоговые режимы

Упрощенная система налогообложения

Единый налог на вмененный доход

Единый сельскохозяйственный налог. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16, ЛР 17, ЛР 18

8.

Местные налоги

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16, ЛР 17, ЛР 18

Практические занятия

20


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Расчет суммы налога на прибыль

Расчет суммы НДС

Расчет суммы налога на доходы физических лиц

Расчеты единого социального налога

Определение налоговой базы на акцизы

Расчет суммы пошлин

Расчет суммы ЕНВД

Расчеты налогов на имущество организаций

Расчет суммы транспортного налога

Расчет суммы налога на имущество физических лиц

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02.1.

  1. Определение облагаемой базы для расчета отчислений в социальные фонды.

  2. Подготовка к практической работе по определению чистой прибыли организаций

  3. Подготовка к практической работе по определению размеров страховых платежей и страховых взносов

  4. Подготовка к практической работе по определению суммы процентов по вкладу

  5. Подготовка к практической работе по определению рыночной стоимости ценных бумаг

  6. Подготовка к практической работе по определению оптимальности капитальных вложений

  7. Определение курса валют. Определение курсовой разницы

  8. Подготовка к практической работе по определению суммы налога на прибыль

  9. Подготовка к практической работе по определению суммы НДС

  10. Подготовка к практической работе по определению суммы налога на доходы физических лиц

  11. Подготовка к практической работе по определению суммы единого социального налога

  12. Определение суммы страховых взносов во внебюджетные фонды

  13. Подготовка к практической работе по определению налоговой базы на акцизы

  14. Подготовка к практической работе по определению суммы пошлин

  15. Определение суммы налога на добычу полезных ископаемых

  16. Определение суммы водного налога

  17. Определение суммы сборов за пользование объектами животного мира

  18. Подготовка к практической работе по определению суммы ЕНВД

  19. Подготовка к практической работе по определению налогов на имущество организаций

  20. Подготовка к практической работе по определению суммы транспортного налога

  21. Определение суммы налога на игровой бизнес

  22. Подготовка к практической работе по определению суммы налога на имущество физических лиц

  23. Определение суммы земельного налога

51

Примерная тематика домашних заданий

  1. Формулы денежного обращения.

  2. Денежная система Российской Федерации

  3. Виды финансовых отношений.

  4. Государственный кредит.

  5. Сущность страховой системы

  6. Принципы построения налоговой системы

  7. Формирование и развитие рынка ценных бумаг в России

  8. Законодательная база налогообложения

  9. Достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения

  10. Изучение аспектов влияющих на формирование и изменение налоговой базы различных видов налогов.

  11. Переход от отчислений в социальные внебюджетные фонды к ЕСН и обратно в РФ

Раздел ПМ 02.2 Теория и основы выполнения анализа финансово-хозяйственной деятельности.


162

МДК 02.02 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.


108

Тема 2.1. Финансовая диагностика и планирование организации.

Содержание

60


1.

Предмет, объект и содержание экономического анализа, цели и задачи


2/

ЛР 1- ЛР 14, ЛР 17

2.

Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием


2/

ЛР 1- ЛР 14, ЛР 17

3.

Методика экономического анализа


2/

ЛР 13 – ЛР 16

4.

Общая классификация, оценка наличия и движения основных средств


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 17

5.

Показатели технического состояния основных средств. Способы начисления износа


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 17

6.

Показатели эффективности использования основных средств предприятия


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 17

7.

Характеристика, состав и структура оборотных средств


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 17

8.

Нормирование оборотных средств. Материалоемкость производства


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 17

9.

Численность и состав работающих, структура персонала


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16, ЛР 17

10.

Анализ движения рабочей силы, рабочее время


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16, ЛР 17

11.

Методы выяснения эффективности трудозатрат.


2/

ЛР 13 - ЛР 17

12.

Показатели произведенной и реализованной продукции


2/

ЛР 13 – ЛР 17

13.

Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ


2/

ЛР 13 – ЛР 17

14.

Классификация затрат. Цели и задачи анализа


2/

ЛР 13 – ЛР 17

15.

Предельные затраты и точка безубыточности


2/

ЛР 13 – ЛР 17

16.

Затраты на 1 рубль произведенной продукции. Планирование затрат


2/

ЛР 13 – ЛР 17

17.

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска продукции


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 17

18.

Цели и задачи, источники информации анализа финансовых результатов


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 17

19.

Анализ состава и динамики балансовой прибыли


2/

ЛР 13, ЛР 14

20.

Факторный анализ прибыли от реализации


2/

ЛР 13, ЛР 14

21.

Рентабельность как обобщающий показатель деятельности

предприятия


2/

ЛР 13, ЛР 14

22.

Анализ уровня и динамики рентабельности предприятия


2/

ЛР 13, ЛР 14

23.

Цели и задачи, источники информации анализа финансового состояния коммерческой организации


2/

ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16

24.

Анализ финансового состояния: роль и значение анализа


2/

ЛР 13, ЛР 14

25.

Экономическая характеристика бухгалтерского баланса как главного источника информационного анализа финансового состояния


2/

ЛР 13

26.

Анализ структуры актива и пассива баланса


2/

ЛР 13, ЛР 14

27.

Цели, задачи и источники анализа финансовой устойчивости и платежеспособности


2/

ЛР 13 , ЛР 14

28.

Система показателей ликвидности. Анализ ликвидности баланса


2/

ЛР 13, ЛР17

Практические занятия

28


1.

2.

3

4.


5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Анализ наличия и движения основных средств

Анализ технического состояния основных средств

Анализ эффективности использования основных средств

Анализ резервов повышения эффективности использования оборотных средств

Анализ движения рабочей силы

Анализ эффективности трудозатрат

Анализ прямых, переменных и постоянных затрат

Определение и анализ точки безубыточности

Анализ состава и динамики балансовой прибыли

Анализ уровня и динамики рентабельности предприятия

Анализ финансового состояния

Анализ структуры актива и пассива баланса

Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности

Анализ ликвидности баланса


Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02.2

  1. Подготовка к практической работе по анализу наличия и движения основных средств

  2. Подготовка к практической работе по анализу технического состояния основных средств

  3. Подготовка к практической работе по анализу эффективности использования основных средств

  4. Подготовка к практической работе по анализу резервов повышения эффективности использования оборотных средств

  5. Подготовка к практической работе по анализу движения рабочей силы

  6. Подготовка к практической работе по анализу эффективности трудозатрат

  7. Подготовка к практической работе по анализу прямых, переменных и постоянных затрат

  8. Подготовка к практической работе по определению и анализу точки безубыточности

  9. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска продукции

  10. Анализ факторов и резервов увеличения реализации продукции

  11. Подготовка к практической работе по анализу состава и динамики балансовой прибыли

  12. Подготовка к практической работе по анализу уровня и динамики рентабельности предприятия

  13. Подготовка к практической работе по анализу финансового состояния

  14. Изучение бухгалтерского баланса организации

  15. Изучение актива и пассива баланса

  16. Подготовка к практической работе по анализу структуры актива и пассива баланса

  17. Изучение источников информации для анализа финансового состояния коммерческой организации

  18. Подготовка к практической работе по анализу финансовой устойчивости и платежеспособности

  19. Анализ ликвидности баланса

54


Примерная тематика домашних заданий

  1. Финансовая отчетность.

  2. Этапы экономического анализа.

  3. Приемы экономического анализа.

  4. Составление бизнес-плана.

  5. Мониторинг бизнес-плана.

  6. Хозяйственный бюджет предприятия.

  7. Определение прибыли в хозяйственной деятельности предприятия.

  8. Определение качества прибыли.

  9. Документы, являющиеся основой для осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности организации

  10. Бухгалтерский баланс, его активная и пассивная часть

  11. Показатели дивидендов в политике предприятия.

  12. Анализ динамики имущества предприятия.

  13. Финансовый анализ неплатежеспособных предприятий.

  14. Анализ кредитоспособности предприятия.

Тематика курсовых работ

Анализ основного капитала предприятия

Анализ оборотного капитала предприятия

Анализ трудовых ресурсов предприятия

Анализ организации производства и реализации продукции на предприятии

Анализ уровня безубыточности работы предприятия

Анализ прибыли предприятия

Анализ рентабельности предприятия

Анализ затрат предприятия включаемых в себестоимость продукции

Анализ финансового состояния предприятия

Анализ актива и пассива баланса предприятия

Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия

Анализ ликвидности баланса предприятия

20


Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой

Подбор информационных источников по теме работы

Поредение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в рамках темы работы

Формулирование выводов по результатам проведенного анализа, рекомендаций по улучшению показателей и их оформление

20


Раздел ПМ 02.3. Организация и проведение маркетинговой деятельности


117



МДК 02.03 Маркетинг


78

Тема 3.1. . Основные положения маркетинга.

Содержание

26


1.

Понятие и сущность маркетинга.

2/

ЛР 13

2.

Развитие теории и практики маркетинга

2.1 Основные этапы развития и виды маркетинга

2.2 Комплекс маркетинга и его основные элементы


2/

ЛР 4, ЛР 7

3.

Рынок как экономическая основа маркетинга

3.1 Маркетинговое понимание рынка. Виды рынков

3.2 Основные рыночные показатели

3.3 Концепции рыночной деятельности


2/

ЛР 7,ЛР 13-ЛР 17

4.

Сегментация рынка.

4.1 Понятие, виды, критерии и признаки сегментации

4.2 Методы сегментации рынка. Позиционирование товаров.


2/

ЛР 7,ЛР 13-ЛР 17

5.

Окружающая среда маркетинга.

5.1 Внутренняя и внешняя среда маркетинга


2/

ЛР 7,ЛР 13-ЛР 17

6.

Объекты и субъекты маркетинговой деятельности.

6.1 Характеристика объектов маркетинга.

6.2 Характеристика групп субъектов маркетинга, классификация потребителей.


2/

ЛР 7,ЛР 13-ЛР 17

7.

Конкурентная среда.

7.1 Понятие и виды конкуренции.

7.2 Конкурентоспособность предприятия и товара


2/

ЛР 3,ЛР 13-ЛР 17

Практические занятия

8


1.

Сегментация рынка:

Проведение сегментации рынка потребительских товаров


2.

Окружающая среда маркетинга:

Характеристика окружающей маркетинговой среды торгового предприятия


3.

Объекты и субъекты маркетинговой деятельности: Проведение анализа потребности и поведения потребителей


4.

Конкурентная среда

Оценка конкурентоспособности товара


Тема 3.2 Практический маркетинг

Содержание

34


1.

Содержание и функции практического маркетинга.


2/

ЛР 14

2.

Товар и товарная политика .

2.1 Маркетинговое понятие товара. Классификация товаров

2.2 Жизненный цикл товара. Рыночная атрибутика товаров

2.3 Товарная политика предриятия


2/

ЛР 14-ЛР 17

3.

Ценовая политика.

3.1 Цена товара и методы ее формирования

3.2 Виды цен

3.3 Ценообразование и ценовые стратегии


2/

ЛР 15,ЛР 17

4.

Сбытовая политика.

4.1 Понятие сбыта. Сбытовая политика предприятия.

4.2 Стратегии и средства сбыта


2/

ЛР 13-ЛР 17

5.

Коммуникационная политика в маркетинге.

5.1 Продвижение и комплекс маркетинговых коммуникаций.

5.2 Основные элементы коммуникационной политики

5.3 Понятие и сущность системы ФОССТИС.


2/

ЛР 13-ЛР 16

6.

Маркетинговые исследования рынка

6.1 Понятие. цели. задачи и направления маркетинговых исследований

6.2 Маркетинговая информация. Методы сбора

6.3 Процесс маркетинговых исследований


2/

ЛР 13-ЛР 17

7.

Стратегия и планирование маркетинга

7.1 Маркетинговая стратегия и ее сущность

7.2 Стратегическое планирование и контроль в маркетинге


2/

ЛР 13

Практические занятия

10


1.

Товар и товарная политика в системе маркетинга

Разработка новых вариантов товаров с использованием многоуровневой модели

2.

Ценовая политика в маркетинге

Определение равновесной цены и коэффициента эластичности спроса. Построение графиков спроса и предложения

3.

Сбытовая политика

Организация сбыта товаров

4.

Коммуникационная политика в маркетинге

Выбор методов формирования спроса и стимулирования сбыта

5.

Маркетинговые исследования рынка

Сбор вторичной информации. Составление анкет для опросов потребителей. Исследование потребительских предпочтений

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02.3

Систематическое изучение лекционного материала; основной и дополнительной литературы, периодические печати по профессии; (по вопросам и главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к практическим работам и исследованиям базы электронных ресурсов и методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчётов и подготовка к их защите.

39


Примерная тематика домашних заданий.

  1. Выбор определений основных категорий маркетинга.

  2. Поиск информации об истории развитии маркетинга.

  3. Составление таблиц классификации маркетинга.

  4. Поиск информации о деятельности (должностные инструкции) маркетологов и менеджеров в различных предприятиях и организациях

  1. Анализирование среды предприятия сферы услуг.

  2. Выполнение и описание схем многоуровневых моделей товара.

  3. Оформление различных видов жизненных циклов товара.

  4. Выбор определений понятий для ассортиментной политики.

  5. Проработка материала по организации оптовой и розничной торговли.

  6. Поиск и работа с источниками информации по анализу рынка услуг.

  7. Проведение сбора информации о ценах, ассортименте товара и услуг на различных предприятиях торговли и бытового обслуживания.

  8. Составление таблиц характеристики основных средств стимулирования сбыта.

  9. Проработка материала и истории возникновения и правовой основы рекламной деятельности.

14. Выбор признаков сегментации рынков.

Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ:

Работа с информационной базой данных торговой организации; работа с документацией

Оформление финансовых документов и отчётов, участие в проверке документов с использованием автоматизированных систем

Проведение расчетов и анализа микроэкономических показателей торговой организации

Проведение расчетов основных налогов; определение основных экономических показателей работы торговой организации.

Выявление потребительского спроса: разработка анкет для выявления потребностей и предпочтений на товары и услуги.

Участие в маркетинговых мероприятиях по формированию потребительского спроса и стимулированию сбыта.

Применение методов маркетинговых коммуникаций: участие в организации и проведении маркетинговых мероприятий, рекламных акций и компаний.

Участие в проведение маркетинговых исследований: проведение анкетирования и опросов, обработка информации, составление отчетности, предоставление рекомендаций по исследуемой проблеме.

Проведение анализа маркетинговой среды и оценки конкурентных преимуществ торговой организации, конкурентоспособности товаров и услуг торговой организации на рынке.

Проведение анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации; проведение денежных расчетов; составление финансовых документов и отчетов.

36

ВСЕГО

468



4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов: - Маркетинга;

- Бухгалтерского учета;

- Финансов, налогов и налогообложения

- Информационные системы в профессиональной деятельности

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета

1.Маркетинга:

- электронные образовательные ресурсы;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия.

2. Бухгалтерского учета

- электронные образовательные ресурсы;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия.

3. Финансов, налогов и налогообложения

- электронные образовательные ресурсы;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия

4. Информационные системы в профессиональной деятельности:

Компьютеры; принтер, сканер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения, Интернет, комплект учебно- методической документации.


Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.



4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Лаврушина О.И. Финансы и кредит уч. пос. М.: КНОРУС, 2016г.

  2. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М. Сазонов С.П. Финансы и кредит Москва: Изд. центр «Академия».2016 г.

  3. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. М.: «Академия», 2016г.

  4. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, Москва, Изд. центр «Академия» 2016г

  5. Савицкая Г.В. Экономический анализ хозяйственной деятельности – М.: НИЦ ИНФРА – М, 2016

  6. Парамонова Т.Н, Красюк И.Н. Маркетинг, учеб.пособие – КНОРУС, 2020г.

  7. Грибов В.Д. Основы маркетинга сферы услуг, учеб.пособие – КНОРУС, 2020г


Дополнительные источники:

1. Лукина А.В. Маркетинг, учеб. пособие - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М,2017г.

2. Лукина А.В. Маркетинг товаров и услуг, учеб. пособие - М.:ФОРУМ: ИНФРА - М,2017г.

3. Кнышева Е.Н. Маркетинг, учеб. пособие - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М,2017г.

4. Федько В.П. Маркетинг, учебник- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М,2017г.

5. Лебедева О.А., Лыдыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка, учебник- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М,2016г.

6. Мазилкина Е.Н. Маркетинг, учебник- М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К», 2016г.

7. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. Практикум. М.: «Академия», 2016г.

8. Маркарян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности. М Крокус, 2017г.

9. Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит, учебник- М. : Издательский центр «Академия» 2017г.

10. Одинцов В.А. . Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Практикум: уч. пос.- М.: Издательский центр «Академия» 2017г.

11. Пястолов С.М. Основы экономики, менеджмента и маркетинга + Приложения: тесты: учебник– КНОРУС, 2020г.


Периодические издания:

«Маркетинг и маркетинговые исследования», «Спрос», «Экономика и коммерция», «Российский экономический журнал», «Маркетинг в России и за рубежом», «Эксперт», «Маркетинг», «Карьера», «Компания», «Бизнес», «Потребители», «Главбух», «Коммерсант».


Интернетресурсы:

www.aup.ru › Библиотека › Книги › Финансы

window.edu.ru/window/catalog?p_rid=41579

www.4p.ru/

analizhd.ru/

www.afga.ru/?p=191

www.rbc.ru.

www.marketing.spb.ru.

www.marketingmix.com.ru.

www/brandmedia.ru.

www.akdi.ru/nalog/akdi.php

http:\\www.cbr.ru – ЦБ РФ

http:\\www.mycex.ru - Московская межбанковская валютная биржа

http:\\www.fedcom.ru – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

http:\\www.minfin.ru – Министерство финансов РФ

http:\\www.nalog.ru – Министерство РФ по налогам и сборам

http:\\www.rtsnet.ru – Фондовая биржа РТС

marketing.al.ru – Бизнес, рынок, анализ, маркетинг, реклама, методикаисследования

www. marketcenter. кu – Проведение исследований, рекламных акций

www. m-marketing.ru – Маркетинговые исследования.

Справочно-правовая система «Кодекс» «Эксперт-Торгосля»

Информационно-справочная система «Консультант Плюс




Средства обучения:

Электронные образовательные ресурсы, слайды, диаграммы, схемы, таблицы, графики на дисках, журналы, сайты Интернет:



4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих».


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): _наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» и специальности «Коммерция (по отраслям)».


Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: Дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также обще-профессиональных дисциплин: «Финансы», «Налоги и налогообложение», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Маркетинг».

Мастера: наличие квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.













































  1. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.

Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатывается образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.

Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или не соответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).



Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.

- демонстрация навыков проведения учета товаров;

- правильность использования данных для контроля и планирования коммерческой деятельности;

- компетентность действий при участии в инвентаризации;

- соответствие используемой документации виду выполняемой деятельности;

- правильность заполнения документации.

-экспертная оценка выполнения практических работ;

- тестирование;

ПК 2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.

- правильность оформления документов;

- правильность обеспечения хранения организационно- распорядительных документов;

- выполнение работ с использованием автоматизированных систем.

-экспертная оценка выполнения практических работ;

- тестирование;


ПК 3.Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

- демонстрация навыков работы с нормативными документами;

- знание организации налоговой службы, налогового законодательства;

- правильность применения методик расчета микроэкономических показателей и их анализа

-экспертная оценка выполнения практических работ;

- тестирование;

ПК 4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.


- обоснование выбора значимых экономических показателей работы предприятия


-экспертная оценка выполнения практических работ;

- тестирование;

ПК 5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.

- демонстрация навыков выявления реальных и прогнозируемых потребностей на целевом рынке;

- обоснование выбора типа маркетинга в зависимости от выявленного спроса;

- правильность определения методов воздействия на потребителя при формировании спроса на товары и услуги;

- компетентность при выборе инструментов стимулирования сбыта по отношению к покупателям, продавцам, поставщикам.

-экспертная оценка выполнения практических работ;

- тестирование;

ПК 6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.

- правильность выбора и особенностей использования отдельных средств коммуникаций;

- компетентность при разработке и проведении рекламных акций и мероприятий.

-экспертная оценка выполнения практических работ;

- тестирование

ПК 7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.

- правильность выбора и применения направления маркетинговых исследований;

- демонстрация навыков поиска источников информации, сбора информации, её анализа и оценки;

- компетентность проведения маркетинговых исследований;

- точность предоставления результатов исследования для принятия решений по проблеме исследования.

-экспертная оценка выполнения практических работ;

- тестирование

ПК 8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.

- определение и обеспечение мероприятий по сбыту в соответствии с товарной политикой организации;

- обоснование выбора рациональных каналов распределения;

- правильность выбора критериев оценки конкурентоспособности товаров и услуг;

- правильность оценки конкурентоспособности организации.

-экспертная оценка выполнения практических работ;

- тестирование

ПК 9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

- применение методов и приемов анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- обоснование выбора методов хозяйственной деятельности;

- правильность осуществления денежных расчетов с покупателями и организациями;-

-экспертная оценка выполнения практических работ;

- тестирование




Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- проявление стабильного интереса к профессиональной деятельности;

- высокий уровень мотивации и готовности к творческой деятельности по выбранной специальности;

-участие в работе кружков технического творчества;

- наличие положительных отзывов по итогам производственной деятельности;

-участие в научно-практических конференциях по защите творческих проектов.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по производственной практике.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области проведения экономической и маркетинговой деятельности;

- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по производственной практике.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;


Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по производственной практике.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного и личностного развития.

- нахождение и использование дополнительной литературы по современной методике исследования маркетинга и экономико-финансовому анализу предприятий для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по производственной практике.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с участниками производственного процесса: обучающимися, преподавателями, руководителями практики, руководителями и сотрудниками предприятий, потребителями при прохождении производственной практики.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по производственной практике.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- проявление ответственности за работу подчиненных, оказание помощи студента студенту, сопереживание каждого за результат выполнения заданий.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по производственной практике.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

- развитие структурного и аналитического мышления;

- умение корректно задавать вопросы для выяснения проблемы заказчика;

- умение четко и квалифицированно предоставлять информацию;

- умение дать ответ на возражения клиента.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по производственной практике.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

-нахождение и использование необходимой нормативной документации и основных законов и положений для проведения коммерческой деятельности в производственных, торговых и сервисных организациях.

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и при выполнении работ по производственной практике.





Личностные результаты

реализации программы воспитания



Личностные результаты

Критерии ЛР

Методы измерения показателей ЛР

ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

Проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; Проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону

Беседы Анкетирование Опрос Конкурс

патриотических проектов

ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

Проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; Оценка собственного продвижения, личностного развития; Конструктивное взаимодействие в учебном коллективе; Демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; Добровольческие инициативы по поддержке инвалидов и пожилых граждан; Сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; Проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности.

Анкетирование Опрос Тестирования

различного вида Творческие задания

и анализ их выполнения Личная книжка

волонтера (сайт «DOBRO.RU»)

ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

Отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся;

Отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве.


Наблюдение за поведением студентов Индивидуальные беседы Опросы Анкетирования Тестирования различного вида

ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

Демонстрация интереса к будущей профессии; Положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; Проявление высокопрофессиональной трудовой активности; Участие в исследовательской и проектной работе; Участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; Конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; Проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Опрос Анкетирования Конкурсы профмастерства Творческие задания и анализ их выполнения Тестирования различного вида Индивидуальные беседы

ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных

Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; Отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; Участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военноисторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях.

Творческие задания и анализ их выполнения Тестирования различного вида Анкетирования Беседы

ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами п/о и руководителями практик; Добровольческие инициативы по поддержке инвалидов и пожилых граждан; Сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении

Наблюдение за поведением студентов Творческие задания и анализ их выполнения Личная книжка волонтера (сайт «DOBRO.RU»)

ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

Оценка собственного продвижения, личностного развития; Участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; Конструктивное взаимодействие в учебном коллективе; Демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; Отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве.

Индивидуальные беседы Тестирования различного вида Наблюдение за поведением студентов

ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах. Наблюдение за поведением студентов Анкетирование Опросы Тестирования различного вида

Наблюдение за поведением студентов Анкетирование Опросы Тестирования различного вида

ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д.

Демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся.

Анкетирование Опросы Тестирования различного вида Индивидуальные беседы

ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

Проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии. Демонстрация умений и навыков Интернет безопасности

Анкетирования Опросы Беседы Акции Участие в мероприятиях

ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами п/о и руководителями практик

Наблюдение за поведением студентов Беседы

ЛР 12. Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами п/о и руководителями практики; Проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности

Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид




Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности.


Личностные результаты реализации программы воспитания

Критерии ЛР

Методы измерения показателей ЛР

ЛР 13. Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности

Проявление высокопрофессиональной трудовой активности. Отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма. Отсутствие социальных конфликтов, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве.

Наблюдение за поведением студентов Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид

ЛР 14. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

Участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах.

Проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыками отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Наблюдение за поведением студентов Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид

ЛР 15. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и

профессий.

Проявление экономической и финансовой грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической действительности.

Наблюдение за поведением студентов Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид


Личностные результаты

реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями

Личностные результаты реализации программы воспитания

Критерии ЛР

Методы измерения показателей ЛР

ЛР16. Руководствующий принципами профессиональной этики при взаимодействии с покупателями, коллегами и руководством на основе принципов делового общения в коллективе.

Демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа. Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах.

Наблюдение за поведением студентов Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид

ЛР 17. Способный эффективно организовывать собственную деятельность по выполнению профессиональных задач. Принимать решения при типовых и не типовых профессиональных ситуациях.

Ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности. Проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону. Проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества.

Наблюдение за поведением студентов Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид

Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса

ЛР 18. Сохраняющий традиции и поддерживающий престиж своей образовательной организации.

Положительная динамика в организации собственной учебной деятельности и по результатам самооценки, самоанализа и коррекция ее результатов. Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и руководителями практик.

Наблюдение за поведением студентов Беседы Анкетирование Опросы Тестирования различного вид





*

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!