СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Письмо матери" С.А. Есенина. (Урок письма)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка способствует возрождению эпистолярного жанра. Представляет собой интегрированный урок русского языка, литературы и искусства в 10 классе. 

Просмотр содержимого документа
«"Письмо матери" С.А. Есенина. (Урок письма)»

Тема урока: «Письмо матери» С.А.Есенина (Урок письма).

Цель урока: пробудить интерес современной молодежи к эпистолярному жанру.

Задачи урока:

  • Познакомить со структурой письма.

  • Показать на примере стихотворения значимость эпистолярного жанра.

  • Дать понять подрастающему поколению, что письмо - не только средство общения между людьми, но и важнейший исторический источник, часть культурного наследия.

  • Выработать понимание того, что письмо - "свидетель эпохи".

  • Пробудить желание писать письма.

  • Заинтересовать учащихся в использовании письма как средства передачи своих чувств и мыслей.

  • Проанализировать стихотворение С.А.Есенина.

  • Задачи урока (общеобразовательные):

  • 1) обучающие: научиться анализировать стихотворения эпистолярного жанра; отработать навык составления проекта по литературе (письмо-стих); продолжить культуру общения с текстами разных типов и стилей.

  • 2) развивающие: способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков учащихся; созданию собственного связного высказывания на заданную тему на основе прочитанного текста; развивать культуру аргументированного рассуждения; совершенствовать умение анализировать текст; способствовать развитию читательской культуры, этики письма.

  • 3) воспитывающая: способствовать осознанию учащимися языка как национально-культурного феномена; воспитанию любви к родной культуре и родной земле; создание условий для изменения отношения к письму в современном мире; популяризовать культуру письма.

Оборудование: фотографии С.А.Есенина, его матери – Т.Ф.Есениной; тексты стихотворения у каждого ученика; словари; Интернет; романс на стихотворение; свечи; иллюстрации; схема письма; плакат – конверт.

Подготовка: один ученик подготовил выразительное чтение наизусть.

Ход урока.


Действия учителя.

Действия ученика.

Здравствуйте! Поприветствуем гостей, учителя и друзей. Улыбнитесь и настройтесь на урок.

Садитесь.

Приветствуют стоя, улыбаются, садятся.

Начну урок с эпиграфа.

…С помощью письма лучше всего проникаешь в человека… Чёрные слова на белой бумаге — это душа нараспашку.
Ги де Мопассан

Зажигает свечи.


Читает 1 строфу подготовленный ученик.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет

Скажите, пожалуйста, начало какого текста может иметь такую форму?


Письмо.


Это первые строки стихотворения С.А.Есенина «Письмо матери» (1924)


Запоминают.

А вы пишите письма?

Какие?

Разные ответы детей.


А хотели бы вы сами получить обыкновенное письмо, а не «электронку»?


Разные ответы детей.


Постарайтесь определить тему нашего сегодняшнего занятия.


Урок письма.

Стихотворение С.А.Есенина «Письмо матери».

Первое задание: выделите структуру письма в стихотворении.

(на столах распечатана схема текста письма).

Работа с текстом. Подтверждение цитатами.


1. Начало (зачин) письма: Привет тебе, привет!

- обращение: моя старушка

- начальная фраза о состоянии переписки:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.


И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.


2. Основная часть письма:

- сообщение о новостях.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.


Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.


Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

3. Концовка письма:

- вопросы адресату;

- просьбы;

- приветы;

- подпись;

- дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу)


Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,—

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.


И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.


Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.


Какой вывод можно сделать, сопоставив схему письма и стихотворение?


Есенин выдерживает три части, но отступает от малозначимых элементов.


Правильно.

Это не обычное письмо, а лирическое произведение.


Второе задание.

Проанализируем лирический текст.

Определите настроение стихотворения.

Спокойное, «тихое», умиротворённое вначале (1 – начало 3 строфы) вдруг резко сменяется словами «Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.»

Затем поэт-сын успокаивает и мать, и себя: снова спокойное течение настроения.


Подробнее остановимся на приёмах.

Какие звуки повторяются и как называется такой приём?

Какие звуки повторяются в строках, обращённых напрямую матери?


Согласные.

Аллитерация.





Пишут шибко ходишь шушуне


Какие ассоциации вызывает повторение этого звука?

Ш-ш-ш- говорит почти шёпотом, мягко.

Камерность, душевность, что-то очень личное.

А какое слово «режет» слух?

Почему?


«саданул».

разг.-сниж.


Какие слова вы не поняли?

Работа со словарем, поиск в Интернете.

«Тягостная бредь» - окказионализм.


В старомодном ветхом шушуне.

Шушун, женская верхняя короткополая одежда или кофта (из сукна, холста и др.) в северорусских и отчасти среднерусских областях России. Кроилась с перехватом в талии, иногда на сборах сзади. Ворот, полы, рукава обычно украшались тесьмой.

БСЭ

За рекой Окой шушун заменял женский сарафан из кумача или холста с воротом и висячими позади рукавами (Википедия)


Задание третье.

Определите размер, строфику и рифмовку стихотворения.

Работа по группам.





размер

строфа

рифма

Пятистопный хорей

9 строф, 36 строк; написано четверостишиями

АВАВ перекрёстная; тревогу-дорогу, мне-шашуне

Задание четвёртое.

Определим средства выразительности.


Работа по группам.


Задание пятое.

О чём мечтает Сергей Александрович?


И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.


Каким вы представляете поэта, которому нет и 30 лет ещё, в этих строчках?

Когда хочется вернуться домой?

Подтвердите цитатой.

Уставшим. Может, и старым.

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.


Какой ещё он?


Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный…

(Любящий сын, заботящийся)

Заполняют таблицу.

Сын – Мать.

(Адресант – адресат).

Попробуйте нарисовать образ матери.

С какими словами обращается к ней поэт?


«родная», «старушка».


Кем является мама поэту (и нам с вами наши мамы)?


Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.


А что означает «несказанный свет», дважды повторенный в стихотворение, можно сказать опоясывает письмо: начало и конец?

Образ матери вырастает до образа Матери Божьей!

«Несказанный» - Божий свет, божественное

Восходит к богослужебному песнопению «Свете тихий...», традиционно воспринимаемому в церковной практике как «гимн на возжжение светильников».

Духовная история и поэтика этого знаменитого песнопения глубоко исследована известным ученым С.С. Аверинцевым, отмечающим, что в основе его лежит поэтическое уподобление Божественного Логоса, ради людей смягчившего свое непереносимое для глаза сияние и представшего в смиренном человеческом облике, - «свету вечернему»18.



А теперь вернёмся к эпиграфу.

Действительно ли, что письмо – это душа нараспашку? Смогли мы проникнуть в мир Сергея Александровича Есенина и его матери?

Да.

Внутренний мир раскрылся.

Домашнее задание.


Написать письмо матери.

Повышенный уровень – в стихах.

Выучить стихотворение Есенина С.А.



Задание четвёртое. Ответы.


Эпитеты

Метафоры

Поэтический синтаксис

«вечерний несказанный свет», «в…синем мраке», «горький я пропойца»

«струится свет»

анафору («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»), риторический вопрос («Ты жива еще, моя старушка?»), инверсию («Не такой уж горький я пропойца»)


«Письмо матери», 1924

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.


Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.


И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.


Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.


Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.


Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.


Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,—

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.


И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.


Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне

Схема текста письма

1. Начало (зачин) письма:

- обращение;

- начальная фраза о состоянии переписки.

2. Основная часть письма:

- сообщение о новостях.

3. Концовка письма:

- вопросы адресату;

- просьбы;

- приветы;

- подпись;

- дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу)






Иллюстрации.












Технологическая карта урока литературы.


Цели для ученика

Познакомить с культурой письма

Цели для учителя (результаты обучения)

Предметные результаты: научиться анализировать стихотворения эпистолярного жанра; отработать навык составления проекта по литературе (письмо-стих); продолжить культуру общения с текстами разных типов и стилей.

Метапредметные результаты: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; формирование навыков исследовательской деятельности; развитие умения давать аргументированную оценку литературным явлениям, вступать в диалог и участвовать в обсуждении проблемы; способствовать развитию культуры письма

Личностные результаты: обогащение духовного мира личности, воспитание нравственности, этики поведения, речевого общения в форме письма, формирование личностной позиции учащегося

Тип урока

Урок открытия нового знания

Форма урока

Урок письма

Опорные понятия, термины

Анализ стихотворного произведения, дискуссия, проектная деятельность, проблема, мотив, образ, письмо

Новые понятия

Эпистолярный жанр

Объекты контроля

Домашнее задание

чтение наизусть стихотворения


Формы контроля

Промежуточные результаты выполнения заданий

Домашнее задание к уроку

Стихотворения С.А.Есенина,

Индивидуальное – наизусть

Домашнее задание после урока

По сложности: Написать письмо матери.

Повышенный уровень – в стихах.

Выучить стихотворение Есенина С.А.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!