ЛЕБЯЖЕНСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ«КЛЮКВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Педагогический проект
«Повышение эффективности обучения
иностранному языку с помощью
принципа наглядности»
учителя иностранного языка
Титовой Валентины Сергеевны
с.Лебяжье – 2014 г.
Паспорт проекта
Полное наименование:«Повышение эффективности обучения иностранному языку с помощью принципа наглядности» |
Краткое наименование:«Повышение эффективности обучения иностранному языку с помощью принципа наглядности» |
Заказчик проекта (должность, ФИО) | Директор МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области |
Актуальность, новизна проекта | Проблема наглядности в обучении иностранным языкам была актуальной во все времена. В последние годы в связи со стремлением человечества к «обществу без границ», приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира, знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расширилась область наглядности, и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов, компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности. Актуальность выбора темы обусловлена: речевую и мыслительную активность обучающихся; |
Потребители результатов проекта | Директор МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области |
Смежные проекты | Работы учителей гуманитарно-эстетического цикла |
Сроки выполнения проекта | 2014 – 2018 гг. |
Руководитель проекта | Титова Валентина Сергеевна |
Введение
На сегодняшний день английский язык приобретает все большее значение. Он стал языком всей планеты, первым действительно мировым языком. Английский язык - не только учебный предмет, он является средством воспитания в школьниках чувства понимания культуры других народов, говорящих на этом языке.
Обучение иностранному языку - сложный и многогранный процесс, успешность которого зависит от правильного сочетания педагогических технологий. В обучении иностранному языку основополагающим является наличие принципов обучения, на которых базируется процесс обучения в целом.
Как сказал выдающийся российский лингвист Ефим Израилевич Пассов: «Ни одна проблема – отбор и организация материала, выбор упражнений и построение их системы, выбор приемов работы и т.д. – не может быть решена без четкого представления о принципах обучения».
Четко сформулированные принципы обучения помогут решить вопрос о том, как и какое содержаниеотбирать, какие материалы и приемы использовать.
Итак, принципы обучения – это исходные положения, которые определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности, введенном чешским педагогом Яном Амосом Коменским(1592-1670).
Принцип наглядности предполагает переход от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания и является, на мой взгляд, одним из ведущих в обучении. Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью, формирует навыки технической культуры, воспитывает внимание и аккуратность, повышает интерес к учению и делает его более доступным.
Объектом данногопроекта является процесс обучения иностранным языкам в целом, его принципы, методы, структура.
Предметом – принцип наглядности в обучении иностранному языку, условия и правила его применения, его функциональность и эффективность при обучении иностранному языку на различных этапах обучения.
Целевая аудитория - учителя общеобразовательных школ
Проблема:
низкая мотивация к изучению английского языка у обучающихся;
большой объем изучаемой теоретической информации, что способствует снижению заинтересованности к предмету изучения;
низкая речевая активность у школьников.
Цель проектной работы – теоретическое и практическое изучение принципа наглядности, его свойств и закономерностей, выявление преимуществ и сложностей его использования в учебном процессе.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Изучить специальную методическую литературу по предмету исследования;
Раскрыть и обосновать сущность принципа наглядности в системе обучения иностранному языку;
Провести практическое исследование – эксперимент, позволяющий подтвердить гипотезу о необходимости использования принципа наглядности.
Определить эффективность его использования на уроках иностранного языка.
Гипотеза исследования
Педагогический опыт подсказывает, что правильное и своевременное использование принципа наглядности при обучении иностранному языку способствует интенсификации обучения, облегчает запоминание материала, делает его более доступным, а так же позволяет обучающимся раскрыть интерес к изучению иностранного языка, а, следовательно, скорее и легче его освоить.Я предполагаю, что включение наглядных материалов в процесс обучения поможет не только ученику понять, осознать и запомнить тонкости иностранного языка, но и педагогу увереннее, интереснее и доступнее объяснить детям необходимый материал.
Актуальность и научная новизна проекта
Несомненно, объект нашего исследования очень актуален в настоящее время.
В ходе проведения проектного исследования были изучены как труды уже известных педагогов, посвященные принципу наглядности и его применению, так и материал с выступлений современных педагогов на педагогических конференциях. Так же были изучены статьи, посвящённые использованию данного принципа. Необходимость этого обусловливается тем, что материал прежних исследований местами устарел и принцип наглядности нуждается в новом переосмыслении.
В исследовании раскрывается сущность принципа наглядности, определяются условия и правила его использования, функциональность принципа. Предлагаются конкретные примеры того, как путем практического использования наглядности можно добиться лучших результатов в обучении иностранному языку.
Кроме того, в связи с переходом на ФГОС 2-го поколения, в связи с компьютеризацией современного мира и прочным вхождением в повседневную жизнь информационно-коммуникационных технологий особое внимание в исследовании отведено использованию ТСО, компьютера и сети Интернет. Но наряду с этим не упускается из виду также использование более простых средств наглядности, которые, однако, не утратили с годами своей эффективности, таких как таблицы, картинки, карточки, плакаты и др. печатные пособия.
В данной работе сделан упор на практическую направленность исследования, так как, прежде всего, применение принципа наглядности имеет практическую ценность.
Ожидаемые результаты:
повышение качества учебной деятельности;
повышение эффективности процесса обучения;
удовлетворённость обучающихся результатами своей деятельности;
развитие познавательного интереса;
активизация речевой деятельности обучающихсяна уроках английского языка.
Содержание проекта
I этап – теоретический(диагностический и прогностический)
Принцип наглядности.
Его положение в ряду общедидактических принципов.
На начальном этапе я изучила методическую литературу по проблеме, постаралась разобраться в функциях принципа наглядности, его формах, рассмотреть средства наглядности.
Принцип наглядности - один из ведущих в обучении.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я. А. Коменский в XVII в. Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее изучение книжного материала. «Мир чувственно-воспринимаемых вещей в картинках»—само название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика.
В соответствии с этим принципом обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимся.
В современных условиях, когда основной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях является развитие личности обучаемого, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности, наглядность выступает в качестве основы, на которой строится речь, определяет её содержание и условия протекания.
Наглядность является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти, образует фундамент развития творческого воображения и мышления.
Роль, виды, формы, функции наглядности.
Правила реализации принципа наглядности на занятиях.
Существуют два направления использования наглядности - в качестве средства обучения и средства познания.
В первом случае специально подобранные зрительно-слуховые образцы (звукозапись, таблицы, схемы, учебные картинки, кино-и видеофильмы, компьютерные программы) помогают учащимся овладевать звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах отобранного круга тем и ситуаций общения.
Во втором случае средства наглядности выступают в качестве источника информации, знакомя учащихся со страной изучаемого языка. Принцип наглядности можно трактовать как специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью его лучшего понимания, усвоения и использования в речевой деятельности.
Таким образом, принцип наглядности может выполнять как обучающую, так и развивающую функции, а также воспитывающую функцию.
Этот принцип имеет языковую (словесно-речевую) и неязыко вую (предметно-изобразительную) формы выражения. Под языковой наглядностью подразумевается деятельность, связанная с демонстрацией языка, восприятие и воспроизведение которого носит наглядно-чувственный характер. На занятиях по языку первостепенную роль играет именно языковая наглядность. Современная методика предусматривает интенсивное использование на занятиях всех видов наглядности, что способствует образованию правильных представлений об изучаемых явлениях в области языка и окружающем мире и развитию соответствующих навыков и умений.
На занятиях по языку выделяются следующие функции наглядности:
обучающая (средства наглядности используются для введения учебой и познавательной информации);
контролирующая (средства наглядности привлекаются для контроля и самоконтроля характера формируемых знаний, навыков, умений);
организующая (используется при отборе учебных материалов для занятий и способов их представления).
В свою очередь обучающая функция реализуется в виде следующих направлений:
семантизация (средства наглядности помогают при объяснении значений иноязычных единиц речи на уровне фонемы, слова, правила, а также реалий окружающего мира);
стандартизация (средства наглядности используются для образования речевых автоматизмов с опорой на зрительно-слуховые образы);
воссоздание ситуации общения (зрительно-слуховые образы привлекаются в качестве опоры для лучшего понимания воспринимаемой по слуховому или зрительному каналу информации);
стимуляция высказывания (средства наглядности служат опорой при построении речевого высказывания).
Учитывая роль принципа наглядности в обучении, следует руководствоваться рядом правил, помогающих наиболее полно реализовать этот принцип на занятиях.
Следует использовать в качестве визуальных средств обучения натуральную наглядность, учебные картинки, кино- и
видеофильмы, таблицы. Основное назначение таких средств -
нагляднаясемантизация в тех случаях, когда значение слова
можно пояснить, не прибегая к переводу. Визуальные средстваполезны также при воссоздании ситуации общения и стимулирования высказывания, содержание которого задается зрительно-
слуховыми образами.
С первых уроков необходимо применять звукозапись как источник образцовой речи для формирования звукопроизносительных навыков и развития понимания иноязычной речи на слух.
Особое внимание стоит уделить самостоятельной работе учащихся с использованием технических средств, что позволяет
продлить время пребывания в речевой среде и повысить эффективность обучения.
Средства наглядности. Их место в системе средств обучения.
Средства обучения - это комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Средства обучения облегчают процессы обучения и овладения языком и делают их более эффективными.
Аудиовизуальные средства обучения (АВСО)
Под аудиовизуальными средствами обучения подразумеваются пособия, рассчитанные на зрительное, слуховое либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в них информации.
АВСО являются эффективным источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и знакомящих со страной изучаемого языка. Повышается мотивационная сторона обучения, а систематическое применение АВСО позволяет восполнить отсутствие языковой среды на всех этапах занятий.
Видео
Пособия этой группы рассчитаны на одновременное зрительное и слуховое восприятие учебного материала. К ним относятся кино-, теле- и видеофильмы
Видео считается наиболее эффективным и перспективным средством обучения языку благодаря большой информативности зрительно-слухового ряда, а также динамизму изображения. Ситуативность и динамизм изображения делают этот вид наглядности особенно эффективным средством обучения речевому общению, а использование современных технических возможностей повышает выразительность зрительно-слухового ряда за счет использования крупного плана, мультипликации, стереозвука, широкого экрана и др.
Технические средства обучения (ТСО)
Технические средства обучения - это аппаратура и технические устройства, используемые в учебном процессе для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формированием знаний, речевых навыков и умений.
Также средствами наглядности являются различные картинки, плакаты, журналы, таблицы, диаграммы и т.д.
Таким образом, на диагностическом этапе исследовательской работы был проведен анализ принципа наглядности и были выявлены некоторые особенностиданного принципа, его формы, виды и функции. Были определены правила использования данного принципа и показана целесообразность его применения на занятиях по иностранному языку. Кроме того, было установлено, при помощи каких средств обучения может создаваться наглядность на уроках иностранного языка.
На данном этапе сделано предположение о том, что применение принципа наглядности на уроках английского языка повысит эффективность обучения языку, повысит интерес обучающихся к изучению данного предмета.
О результатах исследования данного предположения можно будет судить после практического применения теории.
II этап – Практический
Как уже говорилось ранее, наглядность – это специально организованный показ языкового материала и его употребления в речи, с целью оказания помощи учащимся осознать этот материал. Однако, поскольку мы говорим об овладении иностранным языком, необходимо отметить, что речь идет в первую очередь о языковой наглядности. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая учащихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях.
На втором этапе исследовательской работы я активно использую принцип наглядности, разрабатываю и провожу уроки с использованием средств наглядности:
Прослушивание аудиозаписей с последующим обсуждением услышанной информации;
Просмотр кратких видеороликов по заданной теме с последующим обсуждением, выполнением упражнений, ответов на вопросы;
Коллажирование (ассоциативное наращивание материала вокруг ключевого понятия);
Использование учебных красочных плакатов с различными грамматическими правилами;
Использование фонетических карточек для сопоставления буква-звук;
Просмотр мультимедийных презентаций на различные темы (пр. tag-questions; VoiceofAmerica и др.);
Проведение внеклассных мероприятий (инсценировка сказок; викторины; игры КВН).
Уже в начале практического этапа можно сделать вывод о том, насколько эффективны уроки с применением принципа наглядности. Просто слушая учебный материал, ученики плохо воспринимают его, остаются пассивными, им скучно. Однако, объясняя теорию, например, правило применения какого-либо английского времени,использовать при этом яркий, красочный плакат или рисунки, обучающийся сами включаются в процесс, начинают задавать вопросы, лучше понимают материал.
Или, например, изучая с детьми достопримечательности Лондона, я показала им небольшой видеоролик-экскурсию, который позволил ученикам как будто самим побывать в столице Англии. Они увидели и Трафальгарскую площадь, и Букингемский дворец, и Лондонский Тауэр, и Биг Бен, «прогулялись» поБейкер-стрит, Даунинг-стрит, Гайд-парку. Конечно, аудиоряд, который сопровождал данное видео мог вызвать небольшие затруднения с пониманием. Чтобы этого избежать, необходимо предварительно разобрать с обучающимисянезнакомые им лексические единицы и фразы.
Гораздо лучше дети начальных классов запоминают лексический и грамматический материал в различных играх, например, «Снежный ком», «Паровозик» и др.
Принцип наглядности можно применять как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а именно при проведении внеклассных мероприятий.
В общеобразовательной школе учителя обычно больше внимания уделяют учебному процессу, в то время как внеклассная работа как бы отходит на второй план, но нельзя забывать, что внеклассная работа вносит огромный вклад в процесс овладения иностранным языком. Я убеждена, что внеклассная работа актуальна в наши дни, и будет необходима в дальнейшем. Она способствует сближению учителя и учеников, самих одноклассников, углубляет и расширяет знания учащихся, их кругозор, развивает интерес к дальнейшему изучению языка.
Детям очень нравится участвовать во внеклассных мероприятиях. Мною были неоднократно проведены подобные мероприятия в рамках недели гуманитарного цикла и внеурочной деятельности в классах, обучающихся по ФГОС.
В частности была проведена инсценировка сказки «Винни-Пух идет в гости», что позволило детям самим поучаствовать в образовательном процессе, даже не замечая этого. Они сами рисовали декорации, придумывали костюмы. Мы вместе переводили текст, спорили, обсуждали. Ученики с удовольствием ходили на репетиции, предлагали свои варианты перевода слов и фраз, что говорит о большой заинтересованности их в данном процессе.
Также мною было проведено анкетирование среди учеников 3-6 классов о проведении внеклассных мероприятий в ходе которого удалось выяснить их отношения к внеклассной работе, их интересы и увлечения, чтобы на основе этого разрабатывать дальнейшие мероприятия.
Образец анкеты:
1. Какое место в вашей жизни занимает английский язык?
2. Устраивает ли вас количество занятий английского языка в неделю?
А) ровно столько, сколько нужно;
Б) многовато, можно было бы и поменьше;
В) маловато, можно было бы и побольше;
Г) мне всё равно.
3. Насколько интересно (в баллах) проходят ваши уроки английского языка?
А) 0-30;
Б) 30– 60;
В) 60 - 100;
Г) мне всё равно.
4. Как вы относитесь к внеклассным мероприятиям?
А) с удовольствием принимаю или принял(а) бы участие;
Б) нет желания участвовать в этом;
В) мне всё равно.
5. В каком мероприятии вы бы приняли участие? (возможно несколько вариантов ответа)
А) проведение праздника или вечера;
Б) ролевая или деловая игра;
В) конкурс или олимпиада;
Г) мне всё равно.
6. Назовите ваши любимые предметы в школе.
7. Ваше хобби и увлечение.
В анкетировании принимали участие 15 учеников (3-6 классы). Первые пять вопросов выявили заинтересованность обучающихся. Последние два вопроса дали возможность выяснить интересы и увлечения детей, что в дальнейшем можно использовать для разработки еще более эффективной внеклассной работы.
Был проведен анализ ответов обучающихся.
№ п/п | Вопросы анкеты | Ответы обучающихся |
| А | Б | В | Г |
1 | Какое место вашей жизни занимает английский язык? | 3 | 9 | 3 | - |
2 | Устраивает ли вас количество занятий англ. языка в неделю? | 5 | 4 | 3 | 3 |
3 | Насколько интересно (в процентном соотношении) проходят ваши уроки англ. языка? | 1 | 10 | 4 | 0 |
4 | Как вы относитесь к внеклассным мероприятиям? | 6 | 5 | 4 | - |
5 | В каком мероприятии вы бы приняли участие? (возможно несколько вариантов ответа) | 8 | 6 | 5 | 1 |
6 | Любимые предметы в школе | Литература (Литературное чтение), история, английский язык |
7 | Хобби и увлечения | Танцы, спорт, пение, рисование, плетение бисером |
Проанализировав ответы учащихся, выяснилось, что иностранный язык преподаётся ученикам не настолько интересно, соответственно, нет высокой заинтересованности в предмете. Но многие учащиеся любят принимать и принимают участие во внеклассных мероприятиях, а это значит, что привлечь их внимание к предмету можно привлечь через участие в этих мероприятиях.
Выявлены предметы, в которых они заинтересованы, самые распространённые: литература, история, английский язык. У большинства есть хобби: танцы, спорт, пение, рисование, плетение бисером.
Учитывая все эти увлечения и интересы, есть возможность сделать внеклассное мероприятие по иностранному языку более интересным и полезным, что повысит мотивацию и интерес учащихся к дальнейшему изучению предмета.
По результатам мониторинговых исследований по предметам, можно сказать о следующем уровне обученности обучающихся за 2014-2015 уч. год (начало исследования) и 2015 -2016 уч. год (начало практического применения) по предмету «иностранный язык»:
Предмет | Учебный год | Классы | Всего обучающихся | % успеваемости | % качества |
Иностранный язык | 2014-2015 | 3 | 6 | 100% | 50% |
4 | 4 | 100% | 100% |
6 | 6 | 100% | 50% |
8 | 6 | 100% | 100% |
Иностранный язык | 2015-2016 | 4 | 5 | 100% | 60% |
5 | 3 | 100% | 100% |
7 | 5 | 100% | 60% |
9 | 6 | 100% | 100% |
План-график проведения исследования
Планируемый срок проведения исследования– 4 года (2014 – 2018гг.)
Этапы исследования:
Этап | Содержание работы | Срок выполнения | Ответственный |
1. Первый этап | |
1.1 Диагностический | Изучение методической литературы и имеющегося опыта по изучению и применению принципа наглядности. Анализ затруднений. Постановка проблемы. | 2014-2015гг. | Титова В.С. |
1.2 Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2015-2016гг. | Титова В.С. |
2.Второй этап - Практический | Внедрение опыта работы. Проведение уроков с использованием принципа наглядности. Отслеживание текущих промежуточных результатов. | 2016-2017гг. | Титова В.С. |
3.Третий этап - Обобщающий | Анализ результатов проведенной работы. Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта работы. | 2017-2018гг. | Титова В.С. |
Участники проекта
Руководитель проекта – учитель иностранного языка Титова В.С.
Целевые группы – обучающиеся 2-9 классов
Ресурсное обеспечение процесса обучения иностранному языку является достаточным для его реализации:
кабинет иностранного языка снабжен дидактическими материалами, есть дополнительная литература (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);
имеется достаточное количество плакатов, карточек, таблиц;
используется компьютер, аудио- и видеозаписи, колонки
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Ожидаемые результаты:
Прямые:
Создание методических разработок по направлениям проекта;
Обеспечение 100%-й успеваемости по предмету;
Повышение качества знаний обучающихся;
Повышение результативности участия в интеллектуальных конкурсах и количества охвата обучающихся;
Повышение профессионального уровня учителя.
Косвенные:
Использование принципа наглядности в урочной и внеурочной деятельности при обучении английскому языку позволит:
Повысить интерес к изучению английского языка;
Развить познавательную деятельность обучающихся;
Активизировать речевую деятельность обучающихся;
Развить воображение и раскрыть творческий потенциал обучающихся;
Создать условия для самореализации личности во внеурочной деятельности;
Способствовать формированию коммуникативной компетентности.
На мой взгляд, данный педагогический проект может быть использован для совершенствования и развития условий учебно-воспитательного процесса в рамках МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа», а также имеет инновационную значимость для развития форм и методов обучения.
Однако об эффективности реализации проекта можно будет говорить лишь по завершении всех этапов исследования.
Прогнозируемые риски и методы их коррекции:
1. Принцип наглядности может иметь не только положительное, но и отрицательное значение. Чрезмерное увлечение наглядностью и неправильное её использование затрудняет формирование понятий, так как отвлекает внимание учащихся от существенных признаков наблюдаемых предметов или явлений и усиливает второстепенные по сущности, но иногда более заметные по внешнему виду признаки, приводит к ошибочным обобщениям и выводам. Метод коррекции:использование различных принципов обучения, а не только принципа наглядности, необходимо развивать не только наглядно-образное, но и абстрактно-логическое мышление
2. Невозможность применения принципа наглядности ввиду отсутствия материальной базы у школы. Метод коррекции: разработка учебно-методического обеспеченияпо иностранному языку, использование интернет-ресурсов.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество. Высокий уровень взаимодействия обеспечивает непрерывность учебного процесса, выходящего за рамки занятий.
В дальнейшем можно использовать другие средства наглядности: интерактивная доска, электронные учебно-методические пособия.
Таким образом, применение принципа наглядности на уроках английского языка, а также во внеурочной деятельности не только должно способствовать повышению эффективности современного урока, достижению высоких предметных результатов, но и даст возможность сформировать метапредметные и личностные результатыобучающихся, индивидуализировать процесс обучения, реализовать ФГОС начального и основного общего образования.
Список литературы
1. Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М., 1964.
2. Бим И.Л. Личностно ориентированный подход - основная стратегия oбновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2.
3. Воробьева В. А. «Применение компьютерных программ и обучающих дисков при обучении иностранным языкам», статья из раздела «Преподавание иностранных языков», педагогический фестиваль «Открытый урок 2005-2006».
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2004.
5. Гойхман О.Я., Надеина Г.Н. Речевая коммуникация: Учебник. М., 2000
6.Жаркова Т. И., Синицких О. В. «О принципе наглядности в обучении студентов неязыковых вузов иностранному языку», статья из раздела «Преподавание иностранных языков», педагогический фестиваль «Открытый урок 2005-2006»
7.Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Минск, 2003.
8.Корчажкина О. М. «Мультимедийное сопровождение уроков английского языка: опыт создания школьного мультимедийного центра», статья из раздела «Преподавание иностранных языков», педагогический фестиваль «Открытый урок 2005-2006»
9.Ляховиикий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. М., 1981.
10.Нефедова М. А. «Коллаж и коллажирование в учебном процессе», статья, журнал «Иностранные языки в школе», №2 1993, Москва
11.Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., 1977.
12.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М., 2002.