Педагогический
проект
«Повышение эффективности
обучения иностранному языку
с помощью принципа наглядности»
Титовой Валентины Сергеевны
учителя иностранного языка
Лебяженского филиала
МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»
Обучение иностранному языку – сложный и многогранный процесс, успешность которого зависит от правильного сочетания педагогических технологий
«Ни одна проблема – отбор и организация материала, выбор упражнений и построение их системы, выбор приемов работы и т. д. – не может быть решена без четкого представления о принципах обучения». Е. И. Пассов
Принципы обучения – это исходные положения, которые определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности
Принципы обучения подразделяются на три группы:
- Общедидактические
- Педагогические
- Методические
Ян Амос
Коменский
(1592-1670)
Принцип наглядности
Переход от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания
Принцип наглядности
- эффективное усвоение соответствующей информации;
- активизация познавательной деятельности обучающихся;
- развитие у обучающихся способности увязывать теорию с практикой, с жизнью;
- формирование навыков технической культуры;
- воспитание внимания и аккуратности;
- повышение интереса к учению.
Актуальность выбора темы обусловлена:
- необходимостью выявить пути повышения эффективности обучения иностранному языку ;
- необходимостью повышения интереса у обучающихся к изучению английского языка;
- необходимостью развивать речевую и мыслительную активность обучающихся;
- необходимостью анализа существующих форм наглядности и целесообразностью их применения .
Цель проекта
теоретическое и практическое изучение принципа наглядности, его свойств и закономерностей, выявление преимуществ и сложностей его использования в учебном процессе
изучение специальной методической литературы по предмету исследования
раскрытие и обоснование сущности принципа наглядности в системе обучения иностранному языку
ЗАДАЧИ
проведение практического исследования, позволяющего подтвердить гипотезу о необходимости использования принципа наглядности
определение эффективности его использования на уроках иностранного языка
Ожидаемые результаты исследования:
- повышение качества учебной деятельности;
- повышение эффективности процесса обучения;
- повышение у обучающихся интереса к изучению иностранного языка;
- развитие познавательного интереса, воображения и творческого потенциала у обучающихся;
- активизация речевой деятельности обучающихся;
- создание условий для самореализации личности во внеурочной деятельности
План-график проведения исследования
Этап
1. Первый этап
Содержание работы
Срок
1.1 Диагностический
Изучение методической литературы и имеющегося опыта по изучению и применению принципа наглядности. Анализ затруднений. Постановка проблемы.
1.2 Прогностический
Ответст
выполнения
венный
2014-2015гг.
Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.
2.Второй этап- Практический
Титова В.С.
2015-2016гг.
Внедрение опыта работы. Проведение уроков с использованием принципа наглядности. Отслеживание текущих промежуточных результатов.
3.Третий этап - Обобщающий
Титова В.С.
2016-2017гг.
Анализ результатов проведенной работы. Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта работы.
Титова В.С.
2017-2018гг.
Титова В.С.
Гипотеза исследования
Педагогический опыт подсказывает, что правильное и своевременное использование принципа наглядности при обучении иностранному языку способствует интенсификации обучения, облегчает запоминание материала, делает его более доступным, а так же позволяет обучающимся раскрыть интерес к изучению иностранного языка, а, следовательно, скорее и легче его освоить. Я предполагаю, что включение наглядных материалов в процесс обучения поможет не только ученику понять, осознать и запомнить тонкости иностранного языка, но и педагогу увереннее, интереснее и доступнее объяснить детям необходимый материал.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Проведение анализа принципа наглядности
Выявление форм, видов, функций принципа наглядности
Определение средств наглядности
Предположение: наглядность- средство обучения, обеспечивающее оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти, образующее фундамент развития творческого воображения и мышления
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Создание учебных ситуаций, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая обучающихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях
Повышение эффективности обучения
Принцип наглядности
Результаты мониторинговых исследований
Предмет
Учебный год
Иностранный язык
2014-2015
Классы
Всего
3
обучающихся
6
4
% успеваемости
% качества
6
Иностранный язык
4
100%
6
2015-2016
50%
100%
8
4
6
100%
100%
5
50%
100%
5
7
100%
3
100%
60%
5
100%
9
100%
6
100%
60%
100%
100%
ВЫВОД
Применение принципа наглядности на уроках английского языка, а также во внеурочной деятельности не только должно способствовать повышению эффективности современного урока, достижению высоких предметных результатов, но и даст возможность сформировать метапредметные и личностные результаты обучающихся, индивидуализировать процесс обучения, реализовать ФГОС начального и основного общего образования.
Спасибо за внимание!