Тема «Развитие произвольного внимания в начальных классах».
К.Д. Ушинский говорил о роли внимания: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
- Актуальность и перспективность опыта.
Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения контролировать получаемый результат, умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у психологов, работающих с детьми. Многие учителя отмечают невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания, сочетающихся, как правило, с гиперактивностью.
В настоящее время, стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми.
Меня заинтересовала эта тема, так как проблема нарушения внимания актуальна и для нашей школы. Нередко ребенок, находящийся на достаточно высоком уровне развития интеллекта, обладающий широким кругозором, при поступлении в школу не может хорошо учиться т.к. имеет нарушения внимания. И поэтому возникает необходимость развивать у детей непроизвольное внимание, т.е. направлять свое внимание на неинтересное содержание и длительно сохранять эту сосредоточенность.
Цель моего педагогического опыта – содействие развитию произвольного внимания у младших школьников при внедрении в деятельность образовательного учреждения специальной психолого-педагогической развивающей работы в этом направлении.
Организовать внимание школьников на уроке – значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать. При использовании специальных упражнений, развивающих внимание, каждый день, развитие внимания идет быстро. Свойства внимания необходимо развивать постепенно и постоянно.
Новизна опыта заключается во внедрении комплекса коррекционно-развивающих упражнений на уроках, на внеурочных занятиях в начальных классах. Эти упражнения должны выполняться и дома под руководством родителей.
Внимание не есть самостоятельный процесс, но оно есть главное условие осуществления других познавательных функций. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Это есть направленность, настроенность и сосредоточенность психической деятельности. От собранности внимания зависит и четкое восприятие материала, его понимание, быстрое усвоение знаний и дисциплина во время учебных занятий. Умение быть внимательным имеет значение в развитии личности. Значение внимания в жизни человека огромно. Оно делает психические процессы полноценными. Только внимание даёт возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее. Без внимания нет сознательного отношения человека к тому, что он делает. Внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особенно для обучения.
2.Концептуальность опыта.
Если непроизвольное внимание дано каждому с рождения, то над развитием произвольного нужно работать на протяжении всей жизни.
Недостаточное развитие внимания требует для преодоления возникающих затруднений специально организованной работы и не может быть устранено фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с младшими школьниками. Целенаправленное развитие внимания младших школьников влияет не только на повышение успешности учебной деятельности, но и способствует формированию интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний, что благотворно сказывается на развитии личности в целом.
3.Наличие теоретической базы опыта
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги: Дж.Миль, И.Гербарт, Т.Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф.Добрынин, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н.Леонтьев, Р.С. Немов. Г.А.Урунтаева и многие другие.
4. Ведущая педагогическая идея
Систематическое применение специальных заданий, упражнений, игр, которые предъявляют более высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом, способствуют повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Мною организовано взаимодействие с семьями воспитанников и педагогов, обеспечивающее успешное личностное и интеллектуальное развитие детей.
5.Оптимальность и эффективность средств.
Формирование функций внимания в детском возрасте – длительный процесс, определяющийся, с одной стороны, созреванием структур центральной нервной системы, а с другой – обучением.
Однако учителю нужно учитывать и некоторые индивидуальные особенности внимания детей, которые в значительной степени обусловлены личностными факторами.
Знание причин, обусловливающих индивидуальные особенности внимания младшего школьника, осуществление индивидуального подхода - путь развития свойств внимания, а вместе с тем и формирования личности.
Программы коррекции и развития внимания обычно включают психологическую и педагогическую части.
Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом.
Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем и выполняется педагогом с помощью и под постоянным наблюдением психолога.
Содержание и адресат рекомендации зависят от сложности вопроса и области его разрешения. Психолог несёт полную ответственность за реализацию рекомендаций и конечный результат.
Развитию произвольного внимания способствует учет особенностей развития внимания, создание соответствующих педагогических условий, а также совместной работы психолога, учителя, воспитателя и родителей.
Для эффективности реализации коррекционно-развивающей программы проводятся занятия повышения квалификации педагогов и родителей по проблеме развития внимания детей младшего школьного возраста (выступления на собрании, статьи на школьном сайте, индивидуальное консультирование родителей и преподавателей по результатам диагностики и получение рекомендаций).
Предлагаемые задания и игры (размещены на школьном сайте) рекомендуется использовать как в коллективной работе с учащимися в целях профилактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, отличающимися особой невнимательностью.
Обучение вниманию в разных видах деятельности открывает возможность формирования обобщенного контроля или внимательности вообще. Внедрении комплекса коррекционно-развивающих упражнений на уроках, на внеурочных занятиях, дома под руководством родителей регулярно в течение 2-4 месяцев (ежедневно по5 мин. минимум, 5 раз в неделю), позволяет улучшить уровень развития произвольного внимания, формированию начальных основ психической культуры: владение навыками самоконтроля.
Специальная психолого-педагогическая развивающая работа направленная на развитие внимания, позволяет влиять на динамику развития произвольного внимания.
6.Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).
Ежегодное исследование характеристик внимания (устойчивость, распределение и переключение) у учащихся начальной школы выявило, что у детей с различной успеваемостью внимание развивается по-разному. У средне и хорошо успевающих школьников внимание развито средне, у большинства неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания.
После применения систематических специальных заданий, упражнений, игр, которые предъявляют более высокие требования, к отдельным свойствам внимания был проведен формирующий эксперимент, который показал положительную динамику развития произвольного внимания.
Использование тренировочных упражнений в дальнейшей работе помогут моим ученикам избежать трудностей в обучении.
7.Возможность тиражирования.
- распространение опыта в рамках школьного учреждения (рекомендации, семинары – практикумы)
- распространение опыта в семьях детей (индивидуальные письменные рекомендации, семинары – практикумы, родительские собрания)
- публикации инновационного опыта в сети Интернет
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно – иллюстрирующих основные формы и приемы работы.
В моем опыте представлены дидактические игры, упражнения, задания на развитие внимания. Разработан и апробирован диагностический инструментарий.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт Мещеряковой Е.М.»
Тема «Развитие произвольного внимания в начальных классах».
К.Д. Ушинский говорил о роли внимания: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Актуальность и перспективность опыта.
Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения контролировать получаемый результат, умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у психологов, работающих с детьми. Многие учителя отмечают невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания, сочетающихся, как правило, с гиперактивностью.
В настоящее время, стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми.
Меня заинтересовала эта тема, так как проблема нарушения внимания актуальна и для нашей школы. Нередко ребенок, находящийся на достаточно высоком уровне развития интеллекта, обладающий широким кругозором, при поступлении в школу не может хорошо учиться т.к. имеет нарушения внимания. И поэтому возникает необходимость развивать у детей непроизвольное внимание, т.е. направлять свое внимание на неинтересное содержание и длительно сохранять эту сосредоточенность.
Цель моего педагогического опыта – содействие развитию произвольного внимания у младших школьников при внедрении в деятельность образовательного учреждения специальной психолого-педагогической развивающей работы в этом направлении.
Организовать внимание школьников на уроке – значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать. При использовании специальных упражнений, развивающих внимание, каждый день, развитие внимания идет быстро. Свойства внимания необходимо развивать постепенно и постоянно.
Новизна опыта заключается во внедрении комплекса коррекционно-развивающих упражнений на уроках, на внеурочных занятиях в начальных классах. Эти упражнения должны выполняться и дома под руководством родителей.
Внимание не есть самостоятельный процесс, но оно есть главное условие осуществления других познавательных функций. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Это есть направленность, настроенность и сосредоточенность психической деятельности. От собранности внимания зависит и четкое восприятие материала, его понимание, быстрое усвоение знаний и дисциплина во время учебных занятий. Умение быть внимательным имеет значение в развитии личности. Значение внимания в жизни человека огромно. Оно делает психические процессы полноценными. Только внимание даёт возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее. Без внимания нет сознательного отношения человека к тому, что он делает. Внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особенно для обучения.
2.Концептуальность опыта.
Если непроизвольное внимание дано каждому с рождения, то над развитием произвольного нужно работать на протяжении всей жизни.
Недостаточное развитие внимания требует для преодоления возникающих затруднений специально организованной работы и не может быть устранено фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с младшими школьниками. Целенаправленное развитие внимания младших школьников влияет не только на повышение успешности учебной деятельности, но и способствует формированию интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний, что благотворно сказывается на развитии личности в целом.
3.Наличие теоретической базы опыта
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги: Дж.Миль, И.Гербарт, Т.Рибо, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф.Добрынин, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н.Леонтьев, Р.С. Немов. Г.А.Урунтаева и многие другие.
4. Ведущая педагогическая идея
Систематическое применение специальных заданий, упражнений, игр, которые предъявляют более высокие требования, как к отдельным свойствам внимания, так и к уровню произвольного внимания в целом, способствуют повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Мною организовано взаимодействие с семьями воспитанников и педагогов, обеспечивающее успешное личностное и интеллектуальное развитие детей.
5.Оптимальность и эффективность средств.
Формирование функций внимания в детском возрасте – длительный процесс, определяющийся, с одной стороны, созреванием структур центральной нервной системы, а с другой – обучением.
Однако учителю нужно учитывать и некоторые индивидуальные особенности внимания детей, которые в значительной степени обусловлены личностными факторами.
Знание причин, обусловливающих индивидуальные особенности внимания младшего школьника, осуществление индивидуального подхода - путь развития свойств внимания, а вместе с тем и формирования личности.
Программы коррекции и развития внимания обычно включают психологическую и педагогическую части.
Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом.
Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем и выполняется педагогом с помощью и под постоянным наблюдением психолога.
Содержание и адресат рекомендации зависят от сложности вопроса и области его разрешения. Психолог несёт полную ответственность за реализацию рекомендаций и конечный результат.
Развитию произвольного внимания способствует учет особенностей развития внимания, создание соответствующих педагогических условий, а также совместной работы психолога, учителя, воспитателя и родителей.
Для эффективности реализации коррекционно-развивающей программы проводятся занятия повышения квалификации педагогов и родителей по проблеме развития внимания детей младшего школьного возраста (выступления на собрании, статьи на школьном сайте, индивидуальное консультирование родителей и преподавателей по результатам диагностики и получение рекомендаций).
Предлагаемые задания и игры (размещены на школьном сайте) рекомендуется использовать как в коллективной работе с учащимися в целях профилактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, отличающимися особой невнимательностью.
Обучение вниманию в разных видах деятельности открывает возможность формирования обобщенного контроля или внимательности вообще. Внедрении комплекса коррекционно-развивающих упражнений на уроках, на внеурочных занятиях, дома под руководством родителей регулярно в течение 2-4 месяцев (ежедневно по5 мин. минимум, 5 раз в неделю), позволяет улучшить уровень развития произвольного внимания, формированию начальных основ психической культуры: владение навыками самоконтроля.
Специальная психолого-педагогическая развивающая работа направленная на развитие внимания, позволяет влиять на динамику развития произвольного внимания.
6.Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).
Ежегодное исследование характеристик внимания (устойчивость, распределение и переключение) у учащихся начальной школы выявило, что у детей с различной успеваемостью внимание развивается по-разному. У средне и хорошо успевающих школьников внимание развито средне, у большинства неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания.
После применения систематических специальных заданий, упражнений, игр, которые предъявляют более высокие требования, к отдельным свойствам внимания был проведен формирующий эксперимент, который показал положительную динамику развития произвольного внимания.
Использование тренировочных упражнений в дальнейшей работе помогут моим ученикам избежать трудностей в обучении.
7.Возможность тиражирования.
- распространение опыта в рамках школьного учреждения (рекомендации, семинары – практикумы)
- распространение опыта в семьях детей (индивидуальные письменные рекомендации, семинары – практикумы, родительские собрания)
- публикации инновационного опыта в сети Интернет
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно – иллюстрирующих основные формы и приемы работы.
В моем опыте представлены дидактические игры, упражнения, задания на развитие внимания. Разработан и апробирован диагностический инструментарий.