СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пейзаж в произведении русских живописцев

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан с целью сформировать интерес учащихся к шедеврам русской живописи, к творчеству русских живописцев; расширение знаний о русских живописцах; воспитание нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное; приобщить учащихся к значимым ценностям на примере пейзажного творчества русских художников.

Просмотр содержимого документа
«Пейзаж в произведении русских живописцев»

Тема: Пейзаж в произведении русских живописцев

Целевая аудитория: 7 класс

Цели: формирование интереса к шедеврам русской живописи, к творчеству русских живописцев; расширение знаний о русских живописцах; воспитание нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное; приобщить учащихся к значимым ценностям на примере пейзажного творчества русских художников.

Продолжительность: 45 минут

Оборудование: ноутбук, картинки, презентация «Великие художники русской живописи», портреты русских художников и композиторов, музыкальные произведения.

Ход занятия:

1. Организационный этап

Ребята, здравствуйте. Все готовы к уроку? Начнем.

2. Мотивационный этап

Давайте начнем сегодняшний урок с того, что ответим на вопрос « Связан ли человек с природой и как это выражается в искусстве?»

(Ответы детей)

Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников.

Давайте рассмотрим некоторые произведения русских живописцев (демонстрация картин).

Что вы можете о них сказать? Кто-нибудь знает как называется жанр, в котором работали художники?

(Ответы детей)

3. Объявление темы и целей урока

Тема нашего урока «Пейзаж в произведении русских живописцев». И наша цель – изучить понятие жанра «пейзаж» в изобразительном искусстве.

4. Изложение нового материала

Жанр, в котором основным предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем (от французского paygag – природа); этот жанр характерен для живописи и графики, реже встречается в скульптуре (рельеф).

Внутри пейзажного жанра складывались разновидности (поджанры): сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж.

В особый поджанр выделяется марина – изображение морской стихии.

В 60-70е годы XIX в. возникает и утверждается русский национальный пейзаж и познакомимся с вами с его основоположником – Алексеем Кондратьевичем Саврасовым (1830-1897 гг.).

Одной из самых прославленных в истории русского пейзажа по праву считается скромная по размеру и незамысловатая по мотиву картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» 1872 г. (Сопровождение: музыка М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»). Незатейливый пейзаж обычного русского села. Старая церковь с колокольней, длинный дощатый забор, крыши деревянных домов, несколько тонких, неказистых, искривленных берез на первом плане, на которых прилетевшие грачи вьют свои гнезда – все на полотне кажется необыкновенно простым и знакомым. И как в тоже время все это чудесно! По-весеннему чист и прозрачен воздух, он как будто бы напоен влагой. Снег стал уже рыхлым, появляются проталины. В одной из них (справа) отражаются голубое небо, белые облака, кусты, тонкие деревья. Пейзаж написан нежнейшими перламутровыми сочетаниями красок, светлых, легких, прозрачных. А если долго внимательно смотреть на картину, она покажется звучащей: можно услышать негромкий перезвон колоколов, весенний гомон суетливых птиц.

Стихотворение А. Усачёва «Грачи прилетели» раскрывает суть картины.


Еще не утихли метели.

Еще не проснулись ручьи.

Но в город грачи прилетели.

– Грачи прилетели! Грачи!


Расселись они на берёзах:

Шумят, суетятся, кричат…

Спешат обустраивать гнёзда,

Чтоб высидеть к маю грачат.


Какое повсюду веселье!

Едва опустившись с высот,

Как будто букетик весенний,

Грач веточку в клюве несёт.


И с новой надеждой и верой

Посмотрит вокруг человек:

На мутное небо и серый,

Слежавшийся мартовский снег.


Растает на Вербной неделе,

А может быть, и на Страстной.

Но в город грачи прилетели,

И в воздухе пахнет весной.



Вопросы и задания.

Посмотрите внимательно на картину, художник не изобразил солнца, но оно светит. Почему можно сделать такой вывод?

Какими красками художник написал снег, воду, небо?

(Ответы детей)

Художник-пейзажист И.И.Шишкин был непревзойденным мастером в написании соснового леса. На картине «Сосны, освещенные солнцем».

Мы видим, как солнце золотит прямые стволы сосен, развертывается лесная жизнь со всеми ее приметами и подробностями. Срезая рамой верхушки стволов, этот прием мы заметили и в других его работах, художник усиливает впечатление огромных деревьев, которым, кажется, не хватает места на полотне. Мощные вековые сосны даны во всей своей красоте. Каждая сосна красива по-своему, но в целом, это единый мир природы, полный жизненных сил. Чудится терпкий запах сосен, кажется, что хрустнет под ногами сосновая шишка. Очень много солнца и света исходит от этой картины.

Вопросы и задания:

Какие оттенки красок использовал художник, чтобы написать сосновые стволы и хвою?

Страшно ли гулять по такому лесу? Какое время года, суток изображено.

Придумывайте ассоциативные прилагательные к слову “сосны”.
Например, «стройные», «могучие», «смолистые» и т.д.

(Ответы детей)

И.И. Левитан написал один из самых проникновенных пейзажей «Вечерний звон», воплощающий мечту художника о счастье, о мире, где нет зла и торжествуют благие начала. Красиво вечернее освещение, которое румянит и золотит легкие облака и белые стены монастырских зданий.

Демонстрация картины «Вечерний звон». Звучат ростовские колокола и русская народная песня «Вечерний звон».

Течение реки уводит взгляд вдаль. В центре композиции окруженный осенним лесом монастырь и высокое предзакатное небо. Кажется, что на картине отдыхает и природа, и солнце, и люди под красивый звон колоколов.

Вопросы и задания.

Почему художник назвал картину «Вечерний звон»?

Рассмотрите внимательно полотно, что художник написал на первом плане, на среднем, дальнем?

Опишите небо на картине. Опишите цветовые оттенки реки и берегов.

Какое состояние берегов чувствуется на картине?

5. Закрепление изученного

Тест по теме «Пейзаж»

  1. Пейзаж –это изображение

а) человека

б) природы

в) архитектуры

2. Пейзаж – это:

а) живая природа, изображение природы, вида местности, ландшафта.

б) мертвая природа.

в) изображение морской стихии в различных состояниях и т.д.

г) средство познания и изучение действительности.

3. Основоположник русского пейзажа

а) Шишкин

б) Васнецов

в) Саврасов

4.  В чем заслуга русских художников XIX века А.Саврасова, Левитана И.Шишкина?

а) были художниками-импрессионистами;

б) были художниками-портретистами;

в) открыли красоту русской природы.

6. Практический этап

Сейчас мы с вами попробуем изобразить пейзаж за окном

Обдумать сюжет.

Провести линию горизонта.

Наметить предметы на листе общими линиями.

Прорисовать, начиная с главного предмета с переднего плана.

Уточнить детали, проверить рисунок.

Самостоятельная работа.

Во время самостоятельной работы звучит музыка Чайковского

7. Итог урока.

Сегодня на уроке вы узнали о творчестве русских художников. Ваши работы оцениваются. Ваши работы радуют своим творчеством. В каком-то рисунке чувствуешь загадочность, другие создают волшебство, третьи завораживают. Различны и жанры ваших рисунков, но все они отличаются большим разнообразием настроений, которые вы хотели передать. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.

8. Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 
сегодня я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я выполнял задания… 
я понял, что… 
теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел… 
я научился… 
у меня получилось … 
я смог… 
я попробую… 
меня удивило… 
урок дал мне для жизни… 
мне захотелось… 





























3. Проанализируйте произведение живописи по предложенному плану. Результаты оформите в таблицу. Вам необходимо скопировать таблицу и заполнить правый столбец, Вы можете анализировать любое  понравившееся произведение. Подойдут цитаты, эпитеты, слова и словосочетания,  любые, либо просто опишите свои ощущения от увиденного!

 

Методика описания картины:

Картина «Грачи прилетели» Саврасов А. К.

Стратегия

Критерии

Жизненная

В картине «Грачи прилетели» Саврасов А. К. прежде всего стремится показать то, что окружает человека в повседневной жизни, что обращает наше внимание на реальность. Глядя на его картины, открывается красота русской земли. Саврасов был родоначальником лирического пейзажа.

Изобразительная

Художник строит общий светлый колорит картины на скромных, приглушенных сопоставлениях чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и стволов деревьев, забора. И вот такие переходы придают картине жизненность и правдивость.

Композиция картины, ее ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны. Полотно, условно говоря, состоит из трех горизонтальных поясов, решенных каждый в определенной цветовой тональности. Верхнюю половину занимает очень светлое, с преобладанием холодных голубых тонов небо. Нижняя треть — тоже светлый, серовато-белильный снег. А в середине между ними сравнительно узкий, коричневый с голубыми прописками пояс — от забора до горизонта дальних полей. Наиболее темный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и легкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа. На картине есть только легкий, едва заметный намек на солнце. Но при этом полотно необыкновенно светлое, нежное и сдержанное по колориту. Оно наполнено струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, «пейзаж — не пейзаж». Свет как будто идет от земли, его источника не видно.

Действительно, главное в картине — грачи. Они сразу привлекают взор. И ничто не отвлекает нашего внимания от грачей. Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к среднему плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и корявые деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Используя такой композиционный прием, художник как бы дает нам возможность лучше увидеть прилет грачей, их появление в родных местах. Нам кажется, что художник где-то рядом. 

Авторская

Саврасов А. К. мечтал изобразить церковь. Он искал место, с которого она лучше всего будет просматриваться. Все в картине необычайно просто. Кажется, увидел художник неказистый уголок русского села в весенний день и под влиянием нахлынувших чувств, не мудрствуя, рассказал о нем. Не о многих пейзажах можно с такой же правотой сказать: вот истинная Россия в самых типичных и милых сердцу ее чертах. 

Культурная

Творчество Саврасова А. К. отличалось от творчества других художников полнотой, глубиной, правдивостью. В картине «Грачи прилетели» больше самой России, чем у других. У других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, но не более, «а душа есть только в «Грачах».

Импрессивная

В картине «Грачи прилетели» заложен главный секрет воздействия на наше воображение, чувства. Она не может быть до конца понята, если не проникнуть в ее эмоциональную сущность – это красота русской природы, ее глубинок.

Ассоциативное

Если грачи прилетели, то весна уже в пути. В картине все настолько обыденное, но и прямо некрасивое воспринимается как нечто, несущее в себе настоящую большую красоту. За образом сельской Руси встает образ народа.

Эмоциональное

Стихотворение А. Усачёва «Грачи прилетели» раскрывает суть картины.


Еще не утихли метели.

Еще не проснулись ручьи.

Но в город грачи прилетели.

– Грачи прилетели! Грачи!


Расселись они на берёзах:

Шумят, суетятся, кричат…

Спешат обустраивать гнёзда,

Чтоб высидеть к маю грачат.


Какое повсюду веселье!

Едва опустившись с высот,

Как будто букетик весенний,

Грач веточку в клюве несёт.


И с новой надеждой и верой

Посмотрит вокруг человек:

На мутное небо и серый,

Слежавшийся мартовский снег.


Растает на Вербной неделе,

А может быть, и на Страстной.

Но в город грачи прилетели,

И в воздухе пахнет весной.


Стилистическая

Для того чтобы в точности передать малейшие оттенки, Саврасов специально пользуется непокрытым красками холстом. Прибегнув к одному из своих излюбленных приемов — «вертикали» от земли к небу, художник изображает небесные блики и в проталинах на нижней части полотна. Художник писал в реалистическом стиле, передавай реальную суть увиденного.

Резюмирующая

Картина влияет на наши чувства, наше воображение. Ее содержание отражает настолько глубокое понимание жизни родной природы, но и сущность общественных убеждений демократической части русской интеллигенции. Природа и жизнь человека оказались слитыми.

Метафорическая

На картине нет ни леса, ни поля, ни реки, ни даже деревни. Есть только уголок задворков, небо да равнина вдали. А между тем несколько деревьев с гнездами грачей, крыши домиков и полоска равнины воспринимаются как образ родины. Прилетевшие грачи вьют гнезда на стволах неказистых берез — символ возвращения к жизни. Метафорой воскресения служит и спрятавшаяся за их стволами верба: с ее ветками, аналогом пальмовых ветвей в холодном климате, на Руси традиционно встречали Вербное воскресенье. 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!