СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценочные техники формирующего оценивания

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме "Оценочные техники формирующего оценивания" (из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Оценочные техники формирующего оценивания»

В своем выступлении я бы хотела поделиться опытом работы по теме «Оценочные техники формирующего оценивания». Ни для кого не секрет, что одной из наиболее значимых целей образования является развитие способности обучающихся контролировать и управлять своим образовательным процессом. Они должны иметь представление об уровне своих знаний по изучаемой теме на всех этапах обучения и совершенствовать их. Поэтому возникает необходимость в систематическом оценивании обучающихся, которое направлено не только на констатацию итоговых результатов, но и на обратную связь с обучающимися с целью помочь им скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочеты.

Формирующее оценивание оказалось самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении обучающимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу, сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности. Что же дает формирующее оценивание обучающимся?

Формирующее оценивание для обучающихся:

  • -помогает учиться на ошибках;

  • -помогает понять, что важно;

  • -помогает понять, что у них получается;

  • -помогает обнаружить, что они не знают;

  • -помогает обнаружить, что они не умеют делать;


Таким образом, формирующее оценивание – это систематическая работа,

нацеленная на получение информации о качестве и количестве материала, понятого обучающимся, дающая возможность быстрого реагирования для корректировки и оказания педагогической помощи разного вида, постановки дальнейших задач конкретному обучающемуся и получения в дальнейшем успешных результатов на итоговых проверках.

Формирующее оценивание предполагает самооценку, взаимооценку, оценку работы учителем и, самое главное, последующую работу либо над устранением пробелов, либо над построением плана последующего движения вперед. Для определения уровня достижения образовательных результатов вырабатываются критерии оценивания, которые могут быть созданы совместно с учащимися на уроке или же предложены мной и согласованы с обучающимися. Критериальное самооценивание позволяет ребенку оценивать не только результат, но и процесс его работы на уроке, что позволяет мотивировать всех учеников, даже тех, кто не слишком интересуется предметом «немецкий язык» и плохо усваивает материал.

Четко организованное самооценивание на критериальной основе дает возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? что я знаю и чего пока не знаю? что можно сделать, чтобы лучше освоить тему, предмет?

Критериями оценивания работы учащихся на уроке  часто выступают задачи (те шаги, которые они для себя определяют). Критериями могут быть умения объяснить грамматическое явление, умение его использовать в предложении, умение объяснить значение прочитанного, искать необходимую информацию в предложенном тексте и.д.

В процессе оценивания, да и всего урока, осуществляется обратная связь для обмена информацией о достижениях или возникших трудностях. С учетом этого корректируется образовательный маршрут в виде вариативности заданий (упражнений разного уровня сложности, творческих заданий, и т.д.).

Приемы формирующего оценивания, которые я применяю на уроках немецкого языка:

«Лист самооценки», «Лист взаимооценивания»

Лист самооценки разрабатываются в течение изучения темы, в конце раздела в зависимости от поставленной цели.

Предлагаю вашему вниманию листы самооценки, которые я применяю на практике.

Листы самооценки на уроках ИЯ

В конце каждого урока ученики заполняют оценочный лист, в котором прописаны критерии и оценивают свои знания по каждому критерию с позиции могу – не могу, умею/не умею. После того как подведены итоги, мы еще раз возвращаемся к задачам, поставленным в начале урока и проговариваем то, чему научились на уроке или то, в чем нам нужно еще поупражняться.








Начальная школа (2 класс)


Лист самооценки


Я умею/могу

Я знаю

Я скажу/пойму








Поздороваться с ровесниками

Hallo!




Поздороваться со взрослыми людьми

Guten Tag!




Познакомиться с ровесниками

Wie heißt du?




Представить своего друга/подругу

Das ist/ sind….




Прощаться по-немецки

Auf Wiedersehen!






(5 класс)

In der Stadt… wer wohnt hier?

(В городе… Кто здесь живет?)

Я умею/могу

Я знаю

Я скажу/пойму








Слова, обозначающие профессии

Der Beruf, der Arbeiter, der Arzt, der Angestellte, der Handwerker, der Ingenieur, der Rentner, das Gespenst, verschieden, das Schaufenster, das Schild, das Symbol, Seid ihr einverstanden?




Cравнивать объекты, используя указательные местоимения.

Diese/jene

Dieser/jener

Dieses/jenes




Рассказывать о городе и его жителях

Wie ist die Stadt?

Wo liegt sie?

Was gibt e shier?

Wer wohnt in der Stadt?

Wie sind die Stadtbewohner?




Лист самооценки

заданий по говорению (4 класс)

В УМК для начальной школы в РТ после каждой темы есть раздел для подведения итогов работы «Prüfe dich selbst!» (Проверь себя сам)

Выполни задания. Ответь на вопрос в заглавии второй и третьей колонки. Поставь знак «+»

Задание

Сколько ты назвал предложений?

Как можно оценить твой ответ?

баллы

1.

Расскажи о своём

доме/квартире

Три предложения

Я выполнил задание

3

Четыре

Я хорошо выполнил задание

4

Пять

Я очень хорошо выполнил задание

5

2


Расскажи о своей комнате

Три предложения

Я выполнил задание

3

Четыре

Я хорошо выполнил задание

4

Пять

Я очень хорошо выполнил задание

5

3

Разыграй сценку «Ты посещаешь своего друга»

Три предложения

Я выполнил задание

3

Четыре

Я хорошо выполнил задание

4

Пять

Я очень хорошо выполнил задание

5




Всего баллов

«5» не ниже 15б.

«4» не ниже - 12б.

«3» не ниже 9б.

Пример оценивания монологического высказывания в 7 классе.

Для оценки уровня сформированности навыка монологической речи у учащихся использую следующие листы самооценивания.

1. Содержание (соблюдение объема высказывания (8-10 предложений); соответствие теме.

2. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей).

3. Произносительная сторона речи

4. Время выполнения задания.

Благодаря этим критериям учащийся способен осуществить деятельность самоконтроля и отследить, свои «сильные» и «слабые» стороны.

Лист самооценки

Тема задания

Расскажи о том, как ты представляешь себе деревню будущего.

Ты отлично выполнил задание, если

1. Ты назвал 10 фраз и более.

2. Употребил придаточное дополнительное (dass-Sätze) и придаточное причины (weil).

3. Если не допустил фонетических ошибок

4. И если на всё это тебе потребовалось 2 мин.

Ты очень хорошо выполнил задание, если:

1. Ты назвал 8 фраз

2.Употребил придаточное дополнительное (dass-Sätze) и придаточное причины (weil) хотя бы 1 раз

3. Если допустил не более 1-2 фонетических ошибок

4. И если на всё это тебе потребовалось не более 2 мин.


Ты выполнил задание, если:

1. Ты назвал не менее 7 фраз

2.Употребил придаточное дополнительное (dass-Sätze) или придаточное причины (weil) хотя бы 1 раз

3. Если допустил не более 4 фонетических ошибок

4. И если на всё это тебе потребовалось не более 2 мин.


Ты не выполнил задание, если:

1.Ты назвал 5 фраз

2. Не назвал dass-Sätze и придаточное причины (weil) .

3. Если допустил более 4 фонетических ошибок



Карточка сомнений

ФИ________________________________________________


умею, знаю

Знаю, умею, но с незначительными ошибками

Не понял(ла), не умею, не знаю

«Какой вопрос мне хотелось бы задать?»


Распознавать в тексте Perfekt слабых глаголов





Переводить предложения с сильными глаголами в Perfekt








Правило образования PartizipII слабых и сильных глаголов





Представленные листы самооценки помогают оценивать весь класс, а также каждого ученика отдельно по всем видам речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо. чтение) в конце года или полугодия.

Прием «Взаимооценивание»

Данный прием предусматривает развитие внимания, речевых навыков, размышления, аргументирования Контроль лексики на уроках проводится в виде диктантов. Уместным будет провести взаимоконтроль, как элемент формирующего оценивания. Написав работу, ученики обмениваются работами и проверяют правильность написания слов.

Критерии проверки и оценивания оговариваются заранее: как оценить неправильно написанную одну букву в слове, не написанное слово совсем, или написанное правильно, но с другим значением.



Самооценивание на уроках немецкого языка я использую также на этапе систематизации знаний при изучении грамматических тем. О приеме «Говорящие рисунки» я хотела бы рассказать на примере изучения темы «Степени сравнения имен прилагательных».

улыбающееся лицо, если при выполнении задания образовать сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательных учащиеся не допускают ни одной ошибки и могут назвать способы образования степени каждого прилагательного;

лицо спокойное, если выполнено 50% задания и возникают трудности в выборе способа образования степени сравнения прилагательного;

лицо грустное, если более 50 % неверных ответов и ученик не может применить изученное грамматическое правило.

Выполнив задание, учащиеся проводят процедуру самоконтроля, сравнивая свои ответы с правильными вариантами. Затем учащиеся оценивают свой результат, показывая выбранный «Говорящий рисунок».

Далее учащимся предлагается поработать в группах по «уровню достижений» (в соответствии с выбранным рисунком) на данный момент, т.е. планируется организовать дифференцированную работу в группах и дать дифференцированные по сложности задания, оказывая поддержку группе, в которую вошли дети с наибольшим количеством трудностей. Задание для «сильной группы»: сравнить изображенные на картинках предметы, животных, составив предложения с прилагательными в сравнительной и превосходной степени; задание для «средней группы»: повторить правило и заполнить таблицу, объяснить свой выбор того или иного способа образования прилагательного; задание для «слабой группы»: повторить правило, проанализировать примеры и выбрать из предложенных вариантов правильный).  

Можно формировать смешанные группы, в каждую из которых входят ученики, максимально овладевшие материалом, которым будет поставлена задача помочь справиться с заданием остальным участникам группы.

В своей практике я использую таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал», целью которых является формирование умения определять уровень собственных знаний, планировать работу для дальнейшего изучения на уроке, создание условий для повышения мотивации к учению и проявления интереса к изучаемому материалу.

Прием «Минутный обзор» способствует осуществлению обратной связи, получению данных о том, как ученики поняли то, что проходили на уроке, например, «Что самое главное ты узнал на уроке?», «Что осталось непонятным?».

Прием «Поиск ошибки» использую, когда необходимо оценить процесс достижения результата, предъявляю намеренно учащимся упражнение с ошибками, предлагаю высказать свое согласие или несогласие, высказать свою точку зрения, наблюдаю и анализирую их рассуждения, это дает мне реальное представление об усвоении грамматического явления или лексической темы обучающимися.

Прием «Речевые образцы» позволяет анализировать понимание обучающимися информации в тексте, понимание ими основной идеи, а также особенности построения своего ответа с грамматической точки зрения.

Предлагаю речевые образцы, которые необходимо продолжить: “Ich finde es super, dass…”, “Es wundert mich, dass…”, “Es ist neu für mich, dass…” .

Прием «Измерение температуры» часто использую на уроках. Останавливаю ход урока и задаю вопрос «Что мы делаем?», учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания задания или процесса его выполнения.

«Перевод информации». Цель: анализ понимания материала, умение переводить один вид информации в другой. Используя данный прием, текстовую информацию дети преобразовывают в таблицу.

Прием «Незаконченное предложение»

Учащимся предлагается продолжить незаконченные фразы, тем самым подвести итог урока:

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне было трудно….

  • Я не понял….


В начальных классах активно использую прием «Светофор». Этот прием даёт возможность получать мне сигналы по ходу урока. У детей для этого есть карточки трёх цветов – красный, желтый, зеленый. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жёлтую или зелёную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс или конкретный ученик продолжить движение, достигнуты ли ожидаемые результаты на данном этапе урока, реализованы ли цели урока.

Приём «Лесенка успеха»

Основной целью использования этого приема является формирование у обучающихся способности к адекватной самооценке.

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я ступенька – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

3-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Для взаимооценивания творческих работ учащихся применяю приём  «Две звезды и желание». Когда дети комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».

Прием «Оратор» Предлагаю детям за 1 минуту убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Прием «Автор» Ученикам необходимо представить себя в роли автора учебника и ответить на следующие вопросы:

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

Прием «Оценка-не отметка»

Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.

«Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Высший пилотаж!», «Тебя было приятно слушать!», «Оригинально!» - фразы, которые позволяют создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке.

«Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно. Наверное, ты неважно себя чувствовал» - фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха. «Самопохвала» Учащиеся подводят итог урока с помощью фраз: « Я сегодня, молодец! Я узнал… Я научился…» и др.

 Уважаемые коллеги, я познакомила вас с некоторыми приёмами формирующего оценивания, которые я использую на практике. Их конечно же гораздо больше. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что технология формирующего оценивания позволяет соотнести оценочную деятельность педагога и ученика. Учитель и ученик в таком случае выступают как равнозначные субъекты оценочной деятельности, что делает оценивание формирующим. Приученный оценивать себя ученик сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность не только в школе, но и в дальнейшем самореализоваться во взрослой жизни.

Благодарю за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!