СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"»

Открытый урок в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Дата проведения:

Класс 5 в

Подготовила : Асельдерова Б.А.,учитель русского языка и литературы

12.01.2021г.

Урок   русского языка в 5 классе.

Тема урокаДвойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Цели:

Продолжить работу по теме "Фонетика";

Выяснить, почему йотированные гласные в языке выполняют двойную роль.

Задачи урока:

1.Повторить изученное на предыдущем уроке;

2.научиться «видеть»  двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;

3.доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

4.продолжить формировать навык транскрибирования;

5. развивать грамотность устной и письменной речи;

6. уметь оценивать себя;

7. работать в паре, группе;

8. применять логические операции (учить анализировать и сравнивать);

 9. воспитывать интерес к предмету.


Тип урока: изучение нового материала


Ход урока:

  1. Орг. момент Встали ровненько, улыбнулись мне, друг другу. Здравствуйте, садитесь.

  2. Актуализация опорных знаний. Открываем тетради, подписываем число.

 Орфографическая диктовка:

Веселый, помощники, просьба, мостик, зонтик, борщденькиречка, гвоздик. (Проверка по слайду 1)

 Вопросы:

  • Как в этих словах обозначается мягкость согласных?

  • Что нужно помнить, глядя на такие сочетания, как: Ч(е)К, Щ(а)Н, РЩ(а)?

  • Что можно сказать, глядя на сочетания ЗД, СТ, НТ в словах: гвоздик, зонтик, мостик?

  • Найдите слово с сомнительной согласной в корне и проверьте.

  • Какой раздел языка мы изучаем? (Фонетика)

  • Что же изучает фонетика?)

  • Что такое алфавит, или азбука?

  •  Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)

Оцените себя, поставьте баллы.


  • Сколько гласных букв в русском языке?(10) А звуков?(6)    

 - Представьте, что вы зовёте своих товарищей, отставших в лесу, имена их вы произносите громко, растягивая гласные звуки: “Яша! Елена!”  Какие звуки вы слышите? (В начале первого имени отчётливо слышится (й а), в начале второго – (й э). Эти сочетания звуков обозначаются буквами я, е.      

Буквы ю, ё тоже могут обозначать сочетания двух звуков – (й) и гласного.

- Что у нас получилось? Каких звуков нет? (Нет  звуков (ю), (я), (е), (ё).  Вы уже, наверное, догадались, что будет предметом нашего  исследования? (Двойная роль букв е, е, ю, я.) Кто может сформулировать тему урока?     

     

  1. Изучение нового материала









- Итак, тема нашего урока – двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. (запись в тетрадь)

 - Какие задачи поставим перед собой на урок, чем будем заниматься? (учащиеся предлагают задачи урока, учитель записывает на доске все версии).

1.Повторить изученное на предыдущем уроке;

2.научиться «видеть»  двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я;

3.доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

4.продолжить формировать навык транскрибирования;

5. развивать грамотность устной и письменной речи;

6. уметь оценивать себя;

7. работать в паре, группе;

8. применять логические операции (учить анализировать и сравнивать);

 9. воспитывать интерес к предмету.

СЛАЙД

- В конце урока мы выясним,  достигли ли мы поставленных перед собой целей.

Каждый ученик получает лист - самооценки, по которому работает на уроке.

Лист самооценки_________________________

Задания

Количество баллов за правильное выполнение

Мои баллы

1. Разминка

9


2. Работа в группах с таблицей

10


3. Игра «Кто быстрее»

10


4. Работа в паре

10


Всего набрано:        39


Создание проблемной ситуации. Учитель читает стихотворение В. Левитана “История с переодеванием” 

          Гласные звуки

Купили когда-то

По два нарядных костюма на брата.

По два костюма купили –

И рады.

И то и дело меняют наряды.

– По два костюма на брата?!

Не много ли?

Гласные звуки, я думаю, щеголи,

Франты, лентяи, гуляки…

– Да что ты!

Звукам костюмы нужны для работы!

А для чего им

Переодеваться –

В этом попробуй-ка сам разобраться.


– Зачем букве два звука?   В этом нам предстоит разобраться.   “Среди многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определенного обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой Й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой хитрый? Есть он во многих словах, например, в словах   подъезд, семья, гайка, шью, объявление, ель, яблоко, еж и многих других”.

- Прочитайте слова и протяните наши звуки? Что вы слышите? Какой звук повторяется в каждой букве?  (Ответы детей).   Ну конечно,  звук [j]. “Этот звук есть во многих европейских языках: в немецком, английском, французском, чешском, польском, – но в этих языках он всегда обозначается самостоятельной буквой. А в русском языке отдельной буквы для него нет.

- Как же его находить? Мы не знаем, но можем предположить или выяснить.

Для полного понимания материала решим небольшую исследовательскую задачу: от каких условий будет зависеть двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.


Работа в группах (по 4 человека)

Проанализируйте таблицу, ответьте на вопросы письменно.

Проверка. 

Делаем вывод: какая роль у наших букв?: (Умение обозначать два звука)

- И еще одна роль есть у наших букв Е, Е, Ю, Я. Попробуйте догадаться, какая. (Слайд )  (После согласных звуков эти буквы передают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного). Работа в парах. Постройте таблицу, которая будет отражать все правила. (СЛАЙД )

Учитель: Мы исследовали таблицы и сделали выводы. А теперь сверим свои выводы с правилом учебника (стр.127) и ответим на вопрос: правильные ли выводы мы сделали. Какую задачу мы выполнили? доказали, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука

Оцените себя, поставьте баллы.



2. Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах.

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь).


Физкультминутка

Если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я смягчают согласные, то вы приседаете, если произнесу слова, где буквы е, ё, ю, я дают 2 звука, то вы вытягиваете руки вверх.

Яблоко, Настя, ёжик, море, книга, ель, ягода, реки, пена, юла, люди, рябина, клён.

  1. Закрепление

1)Игра «Кто быстрее?» (у доски два ученика)

Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки: 

                а) с буквами, обозначающими один звук;          

                б) с буквами, обозначающими два звука.

                Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья,  ёмкость, всё, гиря, вьюга, редька.

Один звук

Два звука

Цепь, нёс, пять, сюрприз, баня, всё, гиря, редька.

Ёж, въезд, юг, семья, ёмкость, вьюга.

Одна из задач! (научились видеть «видеть»  двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я)


5. Самостоятельное выполнение упр. 305 (тетради сдают)

V. Итог урока.

Вопросы:

  • Какую тему мы сегодня изучали?

  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?

  • Достигли ли мы поставленных задач?

Спасибо за урок, ребята. Хорошо поработали, молодцы. Я вами довольна.   Оценки за урок.

  1. Домашнее задание. Параграф 61, УПР №482











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!