СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Двойная роль букв е, ё, ю, я "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема по тематическому плану рассчитана на 1 час и входит в общий раздел «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

Целесообразность урока объясняется программными требованиями: учащиеся должны показать знания о двойной роли букв «е», «ё», «ю», «я»: в каких случаях они могут обозначать 1 и в каких – 2 звука, умение называть звуки, обозначаемые буквами «е», «ё», «ю», «я» и обозначать их на письме транскрипцией.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку 5 класс "Двойная роль букв е, ё, ю, я "»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык Класс: 5

Тема урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я.


Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развить навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Тип урока: комбинированный


Планируемые образовательные результаты:

  • предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих;

  • метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление.

  • личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, исследовательский метод, создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая, фронтальная


Реализуемая программа: по русскому языку для 5-9 классов .Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др./ Москва.:Просвещение

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент

2 минуты




- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Пожалуйста, проверьте, ручки, тетради и учебники, дневники, карандаши, все ли у вас лежит на парте. Готовы ли вы к уроку






Приветствуют учителя, оценивают готовность рабочего места




Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Регулятивные УУД:

самоконтроль.

Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности

Коммуникатив-ные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками.


2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.



Повторение изученного


(4 мин)

Проводит логическую разминку по теме.

- Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию.

а) Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной!» (звери)

б) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке». (маки)

в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)

г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)

д) Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами. (чайки)

- Ребята, а зачем нам необходими правильно писать и произносить слова?

- Правильно! Молодцы!

- Сегодня мы продолжаем работать над буквами и звуками .

-Чем отличаются буквы от звуков

- Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи?


2. Блиц-опрос.

- Что такое фонетика? ( наука, изучающая звуки речи)

- Какие звуки существуют в русском языке?

- Гласные бывают …… 

- На какие группы делятся гласные звуки?

- На какие звуки делятся согласные?(звонкие/глухие, твердые/мягкие)

- Скажите, а каких звуков нет в русском языке?

- Сколько всего гласных букв?

- Давайте их назовем.

- Сколько всего гласных звуков?

- Давайте произнесем их вместе

- Скажите, а каких звуков нет в русском языке?

1 ученик отвечает на вопросы разминки,













Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово. Даже меняется значение целого предложения.





Буквы мы читаем и пишем, а звуки произносим, слышим.

Фонетика


Наука, изучающая звуки речи.



Гласные и согласные.

Ударные и безударные

Звонкие/глухие, твердые/мягкие.


Ъ и ь



10

А,о,е,е,и,ы,у,я,э,ю

6

Э,и,у,о,а,ы

Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; повторение орфографии, расширение лексического запаса.


3.Постановка учебной задачи

Постановка проблемного вопроса


(2 мин)














- Почему происходит так, что букв 10, а звуков 6?Непонятно.

- Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука

- Что у нас получилось? Каких звуков нет?

- Вы уже, наверное, догадались, что будет предметом нашего изучения?

Кто может сформулировать тему урока?

- Записываем в тетради дату и тему урока.














Нет звуков (ю), (я), (е), (ё).

Буквы (ю), (я), (е), (ё).

Двойная роль букв е, е, ю, я

Записывают в тетради.

Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Коммуникатив-ные: постановка вопросов и их обсуждение.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения















































































5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.




Гласные звуки

Купили когда-то
По два нарядных костюма на брата.
По два костюма купили –
И рады.
И то и дело меняют наряды.
– По два костюма на брата?!
Не много ли?
Гласные звуки, я думаю, щеголи,
Франты, лентяи, гуляки…
– Да что ты!
Звукам костюмы нужны для работы!
А для чего им
Переодеваться –
В этом попробуй-ка сам разобраться.

– Зачем букве два звука?

- В этом нам предстоит разобраться.

- “Среди многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определенного обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой Й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой хитрый? Есть он во многих словах, например, в словах


подъезд, семья, гайка, шью, объявление, ель, яблоко, юнга, еж, самая и многих других”.


- Прочитайте слова и протяните наши звуки? Что вы слышите? Какой звук повторяется в каждом слове?

- Ну конечно, звук [й].


- Как же его находить? Мы не знаем, но можем предположить или выяснить.

- Для этого давайте обратимся снова к нашим словам и попробуем сделать их транскрипцую

-[подйэзд], [сэмйа], [гайка], [шйу], [йэл], [обйавлэнийэ], [йаблоко], [йунга], [йож], [самайа]


- Посмотрите внимательно на доску .

- А в какие звуки появились на месте букв я,е,ю,е

- Сколько их

- В каких случаях буквы я,е,ю,е превратились в два звука



- Правильно! Молодцы!

- А теперь давайте посмотрим на следующие слова

лес- [лэс]

нёс- [нос]

люк- [лук]

ряд- [ рад]


- Сделаем транскрипцую к этим словам

- Какие звуки появились на месте букв я,е,ю,е

-Сколько их

- Какой можно сделать вывод?

- А вывод мы попробуем сделать опираясь на таблицу.


Обозначает 1 звук

Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк)

В начале слова (яма)

После гласных(баян)

После Ъ и Ь(съел, вьюга)

- Откройте учебник на странице 141. Прочитайте вывод параграфа 61. Мы правильно выяснили двойную роль букв? Значит, исследование доведено до конца.



















Формулируют цель учебной дея­тельности в диа­логе с учителем.








Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы







Звук [й]






Наблюдают, делают выводы










Я-[йа], е-[йо], ю-[йу], е-[йэ],

По 2


В начале слова

После ь и ъ знаков

После гласного звука















Звуки а,о,у,э

По одному



Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассу­ждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием.


Познавательные: извлека­ют необходимую информа­цию из прослушанного объ­яснения учителя, высказы­ваний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.



Регулятивные: планируют необходимые действия.



Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность, обосновывают свою точку зрения








































Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на во­просы других, формулиру­ют собственные мысли, вы­сказывают и обосновывают свою точку зрения



6.Физкульт-пауза


(1мин)

-— Устали? Я предлагаю вам немного поиграть. Если гласный обозначает два звука, приседают девочки, если один, то присе­дают мальчики. ’





Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян.


Подготовка к следующему этапу урока.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения



7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по образцу.

Организация первичного контроля








8.Включение нового знания в систему знаний и повторение

(10 мин)

- Распределительный диктант

- Распределите слова в 2 столбика:

- 1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

- 2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.


Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.

- А теперь поменяемся тетрадями и проверим вашу работу

- Поставте карандашом оценки

= Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

-Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

-Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)

-Куда улетают птицы? (юг)

-Самый младший матрос на судне?(юнга)


А теперь поработаем в группах. Каждый из вас получает карточку. Слова в карточках одинаковые, но задания у всех разные. Ваша задача быстро и внимательно выбрать слова согласно своему заданию (слайд)


Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник.


ВИКА: Количество букв и звуков совпадает (актёр, подарок, счастье)

УСМАН: Букв больше, чем звуков (радость, акварель, праздник)

ДАША: Звуков больше, чем букв (желание, баян, ярмарка).


Фонетический разбор слова «Россия»



Индивидуальная работа с проверкой





Мед, лес, тепло, тень, люди, летит, лямка, река, баня

Еда, якорь, каюта, елка, вьюга, льет, яма, баян



Выполняют фонетический разбор







Мед (3 буквы, 4 звука), ёрш(3 буквы, 4 звука), юг(2 буквы, 3 звука), юнга(4 буквы, 5 звука),










актёр, подарок, счастье


радость, акварель, праздник)


желание, баян, ярмарка).




Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. : уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль



9. Рефлексия

(2мин)

- Вернемся к началу нашего урока.

- Какую тему мы сегодня изучали? (Двойная роль букв е, ё. ю, я)

Какую же двойную роль выполняют буквы е, ё. ю, я?

Кому было интересно на уроке?

Кто доволен своей работой?

Оцените вашу(свою) работу на уроке.


.

Первая роль:обозначают один звук и мягкость согласного

Вторая роль: обозначают два звука, когда стоят:

1. В начале слова

2. После гласных

3. После ъ и ь


Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;





10. Информация о домашнем задании

(2мин)

параграфа 61. упр 310

упр 311

- Ребята, вы хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Я благодарю вас за урок!

Записывают домашнее задание. Подают дневники для оценки учителю.

Познавательные: приобре­тают умения мотивирован­но организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!