| 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Повторение изученного (4 мин) | Проводит логическую разминку по теме. - Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию. а) Закричал охотник: “ОЙ! Двери гонятся за мной!» (звери) б) «Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке». (маки) в) Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. (коне) г) На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. (лес) д) Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. (чайки) - Ребята, а зачем нам необходими правильно писать и произносить слова? - Правильно! Молодцы! - Сегодня мы продолжаем работать над буквами и звуками . -Чем отличаются буквы от звуков - Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи? 2. Блиц-опрос. - Что такое фонетика? ( наука, изучающая звуки речи) - Какие звуки существуют в русском языке? - Гласные бывают …… - На какие группы делятся гласные звуки? - На какие звуки делятся согласные?(звонкие/глухие, твердые/мягкие) - Скажите, а каких звуков нет в русском языке? - Сколько всего гласных букв? - Давайте их назовем. - Сколько всего гласных звуков? - Давайте произнесем их вместе - Скажите, а каких звуков нет в русском языке? | 1 ученик отвечает на вопросы разминки, Если мы неправильно запишем хоть одну букву или неправильно произнесем хоть один звук, то меняется целое слово. Даже меняется значение целого предложения. Буквы мы читаем и пишем, а звуки произносим, слышим. Фонетика Наука, изучающая звуки речи. Гласные и согласные. Ударные и безударные Звонкие/глухие, твердые/мягкие. Ъ и ь 10 А,о,е,е,и,ы,у,я,э,ю 6 Э,и,у,о,а,ы | Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; повторение орфографии, расширение лексического запаса. |
| 3.Постановка учебной задачи Постановка проблемного вопроса (2 мин) | - Почему происходит так, что букв 10, а звуков 6?Непонятно. - Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука - Что у нас получилось? Каких звуков нет? - Вы уже, наверное, догадались, что будет предметом нашего изучения? Кто может сформулировать тему урока? - Записываем в тетради дату и тему урока. | Нет звуков (ю), (я), (е), (ё). Буквы (ю), (я), (е), (ё). Двойная роль букв е, е, ю, я Записывают в тетради. | Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Коммуникатив-ные: постановка вопросов и их обсуждение. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
| 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения 5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Гласные звуки Купили когда-то По два нарядных костюма на брата. По два костюма купили – И рады. И то и дело меняют наряды. – По два костюма на брата?! Не много ли? Гласные звуки, я думаю, щеголи, Франты, лентяи, гуляки… – Да что ты! Звукам костюмы нужны для работы! А для чего им Переодеваться – В этом попробуй-ка сам разобраться. – Зачем букве два звука? - В этом нам предстоит разобраться. - “Среди многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определенного обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой Й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой хитрый? Есть он во многих словах, например, в словах подъезд, семья, гайка, шью, объявление, ель, яблоко, юнга, еж, самая и многих других”. - Прочитайте слова и протяните наши звуки? Что вы слышите? Какой звук повторяется в каждом слове? - Ну конечно, звук [й]. - Как же его находить? Мы не знаем, но можем предположить или выяснить. - Для этого давайте обратимся снова к нашим словам и попробуем сделать их транскрипцую -[подйэзд], [сэмйа], [гайка], [шйу], [йэл], [обйавлэнийэ], [йаблоко], [йунга], [йож], [самайа] - Посмотрите внимательно на доску . - А в какие звуки появились на месте букв я,е,ю,е - Сколько их - В каких случаях буквы я,е,ю,е превратились в два звука - Правильно! Молодцы! - А теперь давайте посмотрим на следующие слова лес- [л’эс] нёс- [н’ос] люк- [л’ук] ряд- [ р’ад] - Сделаем транскрипцую к этим словам - Какие звуки появились на месте букв я,е,ю,е -Сколько их - Какой можно сделать вывод? - А вывод мы попробуем сделать опираясь на таблицу. Обозначает 1 звук | Обозначает 2 звука | После мягких согласных (люк) | В начале слова (яма) После гласных(баян) После Ъ и Ь(съел, вьюга) | - Откройте учебник на странице 141. Прочитайте вывод параграфа 61. Мы правильно выяснили двойную роль букв? Значит, исследование доведено до конца. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Звук [й] Наблюдают, делают выводы Я-[йа], е-[йо], ю-[йу], е-[йэ], По 2 В начале слова После ь и ъ знаков После гласного звука Звуки а,о,у,э По одному | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность, обосновывают свою точку зрения Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
| 6.Физкульт-пауза (1мин) | -— Устали? Я предлагаю вам немного поиграть. Если гласный обозначает два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики. ’ Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян. | Подготовка к следующему этапу урока. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения |
| 7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по образцу. Организация первичного контроля 8.Включение нового знания в систему знаний и повторение (10 мин) | - Распределительный диктант - Распределите слова в 2 столбика: - 1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, - 2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня. - А теперь поменяемся тетрадями и проверим вашу работу - Поставте карандашом оценки = Упражнение – загадки. Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах. -Что больше всего на свете любит медведь? (мёд) -Какая рыба начинается на Ё? (ёрш) -Куда улетают птицы? (юг) -Самый младший матрос на судне?(юнга) А теперь поработаем в группах. Каждый из вас получает карточку. Слова в карточках одинаковые, но задания у всех разные. Ваша задача быстро и внимательно выбрать слова согласно своему заданию (слайд) Актёр, желание, баян, счастье, радость, акварель, подарок, ярмарка, праздник. ВИКА: Количество букв и звуков совпадает (актёр, подарок, счастье) УСМАН: Букв больше, чем звуков (радость, акварель, праздник) ДАША: Звуков больше, чем букв (желание, баян, ярмарка). Фонетический разбор слова «Россия» | Индивидуальная работа с проверкой Мед, лес, тепло, тень, люди, летит, лямка, река, баня Еда, якорь, каюта, елка, вьюга, льет, яма, баян Выполняют фонетический разбор Мед (3 буквы, 4 звука), ёрш(3 буквы, 4 звука), юг(2 буквы, 3 звука), юнга(4 буквы, 5 звука), актёр, подарок, счастье радость, акварель, праздник) желание, баян, ярмарка). | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. : уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
| 9. Рефлексия (2мин) | - Вернемся к началу нашего урока. - Какую тему мы сегодня изучали? (Двойная роль букв е, ё. ю, я) Какую же двойную роль выполняют буквы е, ё. ю, я? Кому было интересно на уроке? Кто доволен своей работой? Оцените вашу(свою) работу на уроке. | . Первая роль:обозначают один звук и мягкость согласного Вторая роль: обозначают два звука, когда стоят: 1. В начале слова 2. После гласных 3. После ъ и ь | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |