2 класс Русский язык
Тема урока. Разделительный мягкий знак
Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить детей переносить слова с разделительным мягким знаком, определять место орфограммы в словах, находить и исправлять орфографические ошибки, развивать умение думать, анализировать, обобщать, развивать память, воображение, сообразительность.
Ход урока
І.Организационный момент
Психологический настрой.
- Вот вошёл учитель в класс.
Что мы делаем сейчас?
Встали дружно.
Что нам нужно?
Вот учебник, вот тетрадь,
Их не надо открывать.
Знает каждый ученик,
Будет нужен и дневник.
Не забудьте про пенал,
Чтоб на парте он лежал.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушайте внимательно,
Поймете всё обязательно.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам на урок пришли гости. Они хотят поближе с вами познакомиться, посмотреть чему вы научились, как вы умеете работать на уроке. Повернитесь. Давайте поздороваемся с ними кивком головы.
А теперь ответьте на мои вопросы:
У. – Дети, вам тепло?
Д.- Да!
У. – В классе светло?
Д. – Да!
У. – Прозвенел уже звонок?
Д. – ДА!
У. – Уже закончился урок?
Д. – Нет!
У. - Только начался урок?
Д. – Да!
У. – Настроенье каково?
Д. – Во!
У. – Все такого мнения?
Д. – Да!
У. – Все без исключения?
Д. – Да!
У. – Хотите учиться?
Д. – Да!
У. – Значит можно всем садиться!
- А теперь посмотрите на своих соседей, улыбнитесь им – и мысленно пожелайте друг другу удачи!
Учитель: Итак, ребята, сейчас начинается урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
- А вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с добрыми мыслями.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
В некотором царстве,
в дружном школьном государстве
жил да был 2 класс.
Слышите, ребята, я про вас.
Хорошо ли в царстве жить?
Дружно жить и не тужить!
Все ли правила в нем знают,
И как в жизни применяют?
Итак, мы отправляемся в дорогу,
и знания возьмём с собой в подмогу!
- Как вы поняли, ребята, куда мы с вами отправляемся?
В сказку. Слайд 1
ІІ. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
1.Ввведение в тему:
Слайд 2
(читают дети)
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев»…
Учитель: - Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них …
Слайд 3
Учитель: - Крыля (читаю со слайда).
-Ой, что-то не так. Ну, конечно! Не крыля, а ………..
Дети: - Крылья (читают со слайда).
2. Постановка проблемы; формулирование темы урока:
Учитель: - Кто же может сказать, над какой темой мы сегодня будем работать?
- Совершенно верно – «Разделительный ь».
Слайд 4
- А что вы можете сказать про ь? (Звука не обозначает).
- Совершенно верно. И мышонок поставил перед нами проблему: такая ничего не значащая буква и такая большая разница в словах.
- Это как по математике – нуль: вроде он сам по себе – ничего не значит, но если его поставить в нужное место, то он сразу сыграет большую роль.
- Вернёмся к нашей теме по русскому языку.
3. Каллиграфическая минутка, словарная работа:
-Но прежде подготовим руку к письму: разомнём каждый пальчик, покатаем ручку между ладошками, возьмём ручку в правую руку, в левую руку.
Минутка чистописания.
- Для чего необходима?
Принимаемся за работу:
- Работаем 2 минуты – пишем медленно и красиво.
Запишите число, классная работа
- Аккуратно написали.
И нисколько не устали,
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.
- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (когда в словах пишется Ь)
- Чему будем учиться на уроке? (писать слова с Ь)
ІІІ. Работа над темой урока
1. Наблюдение за лексическим значением слова, звукобуквенным анализом:
- Давайте понаблюдаем, изменится ли лексическое значение слова, если в нём появится мягкий знак?
Слайд 5
- Полёт: что можете сказать об этом слове?
- Польёт: каково лексическое значение этого слова?
- Разное ли лексическое значение у этих слов?
- А теперь понаблюдаем за звукобуквенным анализом:
сделаем транскрипцию этих слов на доске и в тетрадях.
полёт - [ п а л' о т ] польёт - [ п а л' й' о т ]
3. Первичное закрепление
Слайд 6
- Вернёмся к нашему отрывку из сказки. Читаем по одному предложению и называем все слова с мягким знаком.
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев».
Слайд 7
выделены гласные и согласные.
КРЫЛЬЕВ СОЛОВЬЁВ СОЛОВЬИ НОЧЬЮ РУЧЬЯ
- После каких букв стоит Ь ? Назовите их звуками.
- Что общего? (согл.)
- Мягкие или твердые? (мягк.)
- Перед какими буквами стоит Ь ?
- Что общего? (гласн.)
- Назовите их.
- Сколько звуков они обозначают? (два)
4. Формулирование правила детьми по плану:
- Сейчас мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется Ь. А поможет нам план.
Слайд 8
ПЛАН:
После каких букв?
Перед какими буквами? Назови их.
Сколько звуков обозначают гласные буквы?
Для чего?
- Отвечая на эти вопросы, формулируем правило
5. Работа с учебником
- Давайте проверим по учебнику на стр. 32, правильно ли мы сформулировали правило. Читаем правило все вместе.
Закрепление материала:
- Зная это правило, давайте поможем мышонку осуществить его мечту.
Слайд 9 (читает ребёнок)
Отправился мышонок просить у волшебников КРЫЛЬЯ. Шёл он и днём, и НОЧЬЮ через леса, поля и РУЧЬИ. Он слышал ЧИРИКАНЬЕ ВОРОБЬЁВ. СОЛОВЬИ пели ему песни…
- Найдите и прочитайте слова с Ь.
- Выпишите в тетрадь через запятую слова с Ь.
- Первое слово напишем с красной строки, с большой буквы, остальные слова через запятую, с маленькой буквы.
- Какие слова вы выписали? Прочитайте. Сверьте с образцом.
проверка
Крылья, ночью, ручьи, чириканье, воробьёв, соловьи.
- Подчеркните орфограмму самостоятельно.
- Давайте повторим правило, когда в словах пишется Ь.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА с мышонком
ІV. Закрепление изученного материала
Слайд 10 Учитель читает
Увидел наш мышонок селенье волшебников-мудрецов и рассказал им о своей мечте – приобрести крылья. Согласились добрые волшебники помочь маленькому путешественнику, но только после того, как он выполнит три испытания.
- Вспомните, ребята, на каком уроке мы говорили про троекратное повторение?
- Где оно встречается?
- Давайте же поможем мышонку выполнить задания.
- Обращаю ваше внимание, что от одного испытания к другому задания усложняются.
- Вот ваше первое испытание.
1. Разгадайте кроссворд (нарисован на доске)
Слайд 11
В каждом слове будет наша орфограмма: правописание Ь.
1) Вид спортивного снаряда с острым наконечником.
- Какая орфограмма?
- Когда пишется Ь и почему?
2) Способность животных ощущать запахи.
3) Мастерская по пошиву одежды.
4) Одежда, которую носят поверх белья.
5) Мебель в виде доски на ножках.
6) Чувство огромной радости.
7) Дождливая, пасмурная погода.
| к | о | | | ё |
| ч | у | т | | |
| а | т | е | | | |
п | л | а | | | |
с | к | а | | | я |
| с | ч | | с | т | | |
н | е | н | | с | т | | |
- Молодцы, вы отлично справились с первым испытанием!
- Вот вам вторая задача.
Слайд 12
2. Распределить слова в два столбика
Чтобы её выполнить – будьте внимательны.
- Прочитайте слова:
платье, коньки, пьют, кольцо, просьба, бельё.
- Все ли слова на наше правило?
- Подумайте, какое задание могли придумать для нас волшебники?
(Записать слова в 2 столбика: в 1-ый – с ь – показателем мягкости согласного, а во второй – с разделительным Ь).
Самостоятельная работа с проверкой по образцу:
- Кто может самостоятельно выполнить это задание? Поднимите руку. Можете начинать.
- Кто сомневается пока в своих способностях - разберём это задание вместе:
- Назовите слова, где Ь – показатель мягкости согласного.
- Запишите слова в тетрадь в 2 столбика со следующей строчки с маленькой буквы. Начинайте работать – даю вам 2 минуты.
- После записи слов – проверьте работу по эталону на слайде и подчеркните орфограммы: разделительный ь и ь - показатель мягкости согласного.
- И, наконец, последнее – третье , самое трудное испытание.
Слайд 13
3. Деформированный текст:
Прочитайте текст про себя.
Льёт силный дожть. Дружок лежыт под крыльцом. Сабака встречяет илю. Илья и Дружок – друзя
- Какое задание надо выполнить здесь? (Исправить ошибки)
Повторение изученных орфограмм:
- Давайте будем называть по одному слову, в котором, по вашему мнению, есть ошибка.
- Какая ошибка в слове? Исправьте её. Какое правило нужно применить?
- Приступайте. Выпишите слова, исправляя ошибки.
- Подчеркните орфограммы.
Проверка по эталону
V. Развитие речи
- Итак, ребята, всё хорошее рано или поздно заканчивается. Подходит к концу и наша сказка - про летучего мышонка.
- Вспомните из уроков чтения, каким бывает в сказках конец? (Счастливым).
- Придумайте сами такую концовку сказки.
- А вот мой вариант окончания сказки, послушайте
Слайд 14
Подарили волшебники мышонку крылья и сказали: «Из тебя получится прекрасный крылатый мышонок. Летай на здоровье и не знай себе горя!»
VI. Итог урока.
Итоговая беседа:
- Улетел наш радостный мышонок навстречу своему счастью, а нам оставил письмо.
Слайд 15
Слова собрал я здесь не зря:
Деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья
– Что в них за правило, друзья?
- Какое правило учили? Расскажите его.
Домашнее задание
с.36 упр.62
- Запишите задание в дневник.
Рефлексия
- На этом наш урок подошёл к концу.
- Мы нашли ответ на главный вопрос: когда в словах пишется Ь.
- Вы довольны своей работой?
У вас на партах лежат карточки красного и зеленого цвета. Я буду задавать вопросы. Если ваш ответ утвердительный - поднимите карточку зеленого цвета, а если отрицательный - красного.
- Вам понравился урок?
- У вас хорошее настроение?
- Я тоже довольна вами и вашей работой. Наша цель на уроке достигнута.
- Выставление оценок.
- Как мы можем себя похвалить? Что сказать?
(Молодцы).
Слайд 16
13