СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка во 2 классе на тему "Разделительный мягкий знак"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка  во 2 классе с презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка во 2 классе на тему "Разделительный мягкий знак"»

2 класс Русский язык

Тема урока. Разделительный мягкий знак

Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить детей переносить слова с разделительным мягким знаком, определять место орфограммы в словах, находить и исправлять орфографические ошибки, развивать умение думать, анализировать, обобщать, развивать память, воображение, сообразительность.



Ход урока

І.Организационный момент

Психологический настрой.

- Вот вошёл учитель в класс.

Что мы делаем сейчас?

Встали дружно.

Что нам нужно?

Вот учебник, вот тетрадь,

Их не надо открывать.

Знает каждый ученик,

Будет нужен и дневник.

Не забудьте про пенал,

Чтоб на парте он лежал.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушайте внимательно,

Поймете всё обязательно.



- Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам на урок пришли гости. Они хотят поближе с вами познакомиться, посмотреть чему вы научились, как вы умеете работать на уроке. Повернитесь. Давайте поздороваемся с ними кивком головы.

А теперь ответьте на мои вопросы:

У. – Дети, вам тепло?

Д.- Да!

У. – В классе светло?

Д. – Да!

У. – Прозвенел уже звонок?

Д. – ДА!

У. – Уже закончился урок?

Д. – Нет!

У. - Только начался урок?

Д. – Да!

У. – Настроенье каково?

Д. – Во!

У. – Все такого мнения?

Д. – Да!

У. – Все без исключения?

Д. – Да!

У. – Хотите учиться?

Д. – Да!

У. – Значит можно всем садиться!

- А теперь посмотрите на своих соседей, улыбнитесь им – и мысленно пожелайте друг другу удачи!

Учитель:  Итак, ребята, сейчас начинается урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

- А вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с добрыми мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?



В некотором царстве,

в дружном школьном государстве

жил да был 2 класс.

Слышите, ребята, я про вас.

Хорошо ли в царстве жить?

Дружно жить и не тужить!

Все ли правила в нем знают,

И как в жизни применяют?

Итак, мы отправляемся в дорогу,

и знания возьмём с собой в подмогу!


- Как вы поняли, ребята, куда мы с вами отправляемся?

В сказку. Слайд 1



ІІ. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

1.Ввведение в тему:

Слайд 2

(читают дети) 


На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев»…


Учитель: - Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них …



Слайд 3



Учитель: - Крыля (читаю со слайда).

-Ой, что-то не так. Ну, конечно! Не крыля, а ………..

Дети: - Крылья (читают со слайда).



2. Постановка проблемы; формулирование темы урока:

Учитель: - Кто же может сказать, над какой темой мы сегодня будем работать?

- Совершенно верно – «Разделительный ь». 



Слайд 4

- А что вы можете сказать про ь? (Звука не обозначает).

- Совершенно верно. И мышонок поставил перед нами проблему: такая ничего не значащая буква и такая большая разница в словах.

- Это как по математике – нуль: вроде он сам по себе – ничего не значит, но если его поставить в нужное место, то он сразу сыграет большую роль.

- Вернёмся к нашей теме по русскому языку.

3. Каллиграфическая минутка, словарная работа:

-Но прежде подготовим руку к письму: разомнём каждый пальчик, покатаем ручку между ладошками, возьмём ручку в правую руку, в левую руку.

Минутка чистописания.

- Для чего необходима?

Принимаемся за работу:

- Работаем 2 минуты – пишем медленно и красиво.

Запишите число, классная работа


- Аккуратно написали.

И нисколько не устали,

Наш урок мы продолжаем,

Тему дальше развиваем.


- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (когда в словах пишется Ь)

- Чему будем учиться на уроке? (писать слова с Ь)



ІІІ. Работа над темой урока

1. Наблюдение за лексическим значением слова, звукобуквенным анализом:

- Давайте понаблюдаем, изменится ли лексическое значение слова, если в нём появится мягкий знак?


Слайд 5


- Полёт: что можете сказать об этом слове?

- Польёт: каково лексическое значение этого слова?

- Разное ли лексическое значение у этих слов?

- А теперь понаблюдаем за звукобуквенным анализом:

сделаем транскрипцию этих слов на доске и в тетрадях.

полёт - [ п а л' о т ] польёт - [ п а л' й' о т ]



3. Первичное закрепление

Слайд 6

- Вернёмся к нашему отрывку из сказки. Читаем по одному предложению и называем все слова с мягким знаком.  

На берегу Зелёного ручья  жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев». 


Слайд 7


выделены гласные и согласные.

КРЫЛЬЕВ СОЛОВЬЁВ СОЛОВЬИ НОЧЬЮ РУЧЬЯ


- После каких букв стоит Ь ? Назовите их звуками.

- Что общего? (согл.)

- Мягкие или твердые? (мягк.)

- Перед какими буквами стоит Ь ?

- Что общего? (гласн.)

- Назовите их.

- Сколько звуков они обозначают? (два)

4. Формулирование правила детьми по плану:

- Сейчас мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется Ь. А поможет нам план.

Слайд 8

ПЛАН:

  1. После каких букв?

  2. Перед какими буквами? Назови их.

  3. Сколько звуков обозначают гласные буквы?

  4. Для чего?

- Отвечая на эти вопросы, формулируем правило



5. Работа с учебником

- Давайте проверим по учебнику на стр. 32, правильно ли мы сформулировали правило. Читаем правило все вместе.


Закрепление материала:

- Зная это правило, давайте поможем мышонку осуществить его мечту.


Слайд 9 (читает ребёнок)


Отправился мышонок просить у волшебников КРЫЛЬЯ. Шёл он и днём, и НОЧЬЮ через леса, поля и РУЧЬИ. Он слышал ЧИРИКАНЬЕ ВОРОБЬЁВ. СОЛОВЬИ пели ему песни…

- Найдите и прочитайте слова с Ь.

- Выпишите в тетрадь через запятую слова с Ь.

- Первое слово напишем с красной строки, с большой буквы, остальные слова через запятую, с маленькой буквы.

- Какие слова вы выписали? Прочитайте. Сверьте с образцом.

проверка

Крылья, ночью, ручьи, чириканье, воробьёв, соловьи.


- Подчеркните орфограмму самостоятельно.

- Давайте повторим правило, когда в словах пишется Ь.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА с мышонком


ІV. Закрепление изученного материала

Слайд 10 Учитель читает

Увидел наш мышонок селенье волшебников-мудрецов и рассказал им о своей мечте – приобрести крылья. Согласились добрые волшебники помочь маленькому путешественнику, но только после того, как он выполнит три испытания.

- Вспомните, ребята, на каком уроке мы говорили про троекратное повторение?

- Где оно встречается?

- Давайте же поможем мышонку выполнить задания.

- Обращаю ваше внимание, что от одного испытания к другому задания усложняются.



- Вот ваше первое испытание.

1. Разгадайте кроссворд (нарисован на доске)

Слайд 11

В каждом слове будет наша орфограмма: правописание Ь.

1) Вид спортивного снаряда с острым наконечником.

Какая орфограмма?

- Когда пишется Ь и почему?

2) Способность животных ощущать запахи.

3) Мастерская по пошиву одежды.

4) Одежда, которую носят поверх белья.

5) Мебель в виде доски на ножках.

6) Чувство огромной радости.

7) Дождливая, пасмурная погода.





к

о



ё


ч

у

т




а

т

е




п

л

а




с

к

а



я


с

ч


с

т



н

е

н


с

т






- Молодцы, вы отлично справились с первым испытанием!


- Вот вам вторая задача.


Слайд 12

2. Распределить слова в два столбика

Чтобы её выполнить – будьте внимательны.

- Прочитайте слова:

платье, коньки, пьют, кольцо, просьба, бельё.

- Все ли слова на наше правило?

- Подумайте, какое задание могли придумать для нас волшебники?

(Записать слова в 2 столбика: в 1-ый – с ь – показателем мягкости согласного, а во второй – с разделительным Ь).

Самостоятельная работа с проверкой по образцу:

- Кто может самостоятельно выполнить это задание? Поднимите руку. Можете начинать.

- Кто сомневается пока в своих способностях - разберём это задание вместе:

- Назовите слова, где Ь – показатель мягкости согласного.

- Запишите слова в тетрадь в 2 столбика со следующей строчки с маленькой буквы. Начинайте работать – даю вам 2 минуты.

После записи слов – проверьте работу по эталону на слайде и подчеркните орфограммы: разделительный ь и ь - показатель мягкости согласного.



- И, наконец, последнее – третье , самое трудное испытание.

Слайд 13


3. Деформированный текст: 


Прочитайте текст про себя.

Льёт силный дожть. Дружок лежыт под крыльцом. Сабака встречяет илю. Илья и Дружок – друзя



- Какое задание надо выполнить здесь? (Исправить ошибки)

Повторение изученных орфограмм:

- Давайте будем называть по одному слову, в котором, по вашему мнению, есть ошибка.

- Какая ошибка в слове? Исправьте её. Какое правило нужно применить?

- Приступайте. Выпишите слова, исправляя ошибки.

- Подчеркните орфограммы.

Проверка по эталону 



V. Развитие речи

- Итак, ребята, всё хорошее рано или поздно заканчивается. Подходит к концу и наша сказка - про летучего мышонка.

- Вспомните из уроков чтения, каким бывает в сказках конец? (Счастливым).

- Придумайте сами такую концовку сказки.

- А вот мой вариант окончания сказки, послушайте

Слайд 14

Подарили волшебники мышонку крылья и сказали: «Из тебя получится прекрасный крылатый мышонок. Летай на здоровье и не знай себе горя!»



VI. Итог урока.

Итоговая беседа:

- Улетел наш радостный мышонок навстречу своему счастью, а нам оставил письмо.



Слайд 15

Слова собрал я здесь не зря:

Деревья, листья и скамья,

Колосья, братья и семья

– Что в них за правило, друзья?


- Какое правило учили? Расскажите его. 



Домашнее задание

с.36 упр.62

- Запишите задание в дневник.

Рефлексия

- На этом наш урок подошёл к концу.

- Мы нашли ответ на главный вопрос: когда в словах пишется Ь.

- Вы довольны своей работой?

У вас на партах лежат карточки красного и зеленого цвета. Я буду задавать вопросы. Если ваш ответ утвердительный - поднимите карточку зеленого цвета, а если отрицательный - красного.

- Вам понравился урок?

- У вас хорошее настроение?

- Я тоже довольна вами и вашей работой. Наша цель на уроке достигнута.

- Выставление оценок.

- Как мы можем себя похвалить? Что сказать? 

(Молодцы).



Слайд 16





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!