СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе по теме: «Разделительный мягкий знак».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка во 2 классе по теме: «Разделительный мягкий знак».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»







Конспект открытого урока русского языка

во 2 «А» классе

по теме:

«Разделительный

мягкий знак».







Составил

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Абадулина Елена Григорьевна




г. Кашира Московская область

2020 г.

Конспект открытого урока русского языка

во 2 «А» классе по теме:

«Разделительный мягкий знак».



Цель: формировать умение грамотно писать слова с РМЗн.



Задачи:

1. Вспомнить понятие о РМЗн.

2. Сформулировать правило написания РМЗн в словах.

3. Обучить умению писать слова с РМЗн.

4. Формировать умение различать РМЗн в словах.

5. Развивать умение различать РМЗн и Ь - показатель мягкости согласных.

6. Развивать умение употреблять в речи слова с РМЗн.

7. Пополнять словарный запас учащихся.

8. Развивать монологическую речь.

9. Совершенствовать базовые знания и умения учащихся:

А) гласные и согласные звуки и буквы;

Б) Ь - показатель мягкости согласных;

В) большая буква в именах собственных;

Г) парные согласные на конце слов;

Д) правописание сочетаний жи-ши, ча-ща;

Е) правописание слов с безударными гласными непроверяемыми ударением;

Ж) правила оформления предложений в письменной речи.

10. Развивать обще-учебные умения:

А) умение самостоятельно добывать знания;

Б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

В) умение выполнять задание по образцу и творчески;

Г) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку;

Д) умение работать с информацией.

11. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

12. Совершенствование санитарно-гигиенических навыков.

























ХОД УРОКА:

СЛАЙД 2.

1. Вводно-мотивационный момент.

- Вот вошёл учитель в класс.

Что мы делаем сейчас?

Встали дружно.

Что нам нужно?

Вот учебник, вот тетрадь,

Их не надо открывать.

Знает каждый ученик,

Будет нужен и дневник.

Не забудьте про пенал,

Чтоб на парте он лежал.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушайте внимательно,

Поймете всё обязательно.



- Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам на урок пришли гости. Они хотят поближе с вами познакомиться, побольше о вас узнать. Посмотрите на них. Давайте поздороваемся с ними кивком головы.



Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.



Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.



У. – Дети, вам тепло?

Д.- Да!

У. – В классе светло?

Д. – Да!

У. – Прозвенел уже звонок?

Д. – ДА!

У. – Уже закончился урок?

Д. – Нет!

У. - Только начался урок?

Д. – Да!

У. – Настроенье каково?

Д. – Во!

У. – Все такого мнения?

Д. – Да!

У. – Все без исключения!

Д. – Да!

У. – Хотите учиться?

Д. – Да!

У. – Значит можно всем садиться!

- А теперь посмотрите на своих соседей, улыбнитесь им – и мысленно пожелайте друг другу удачи!

Учитель: - Итак, ребята, сейчас начинается урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

- А Вы любите преодолевать трудности?

- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с добрыми мыслями.

- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?



В некотором царстве,

в дружном школьном государстве

жил да был 2 «А» класс.

Слышите, ребята, я про вас.

Хорошо ли в царстве жить?

Дружно жить и не тужить?

Все ли правила в нем знают,

и как в жизни применяют?

Итак, мы отправляемся в дорогу,

и знания возьмём с собой в подмогу!



- Как вы поняли, ребята, мы с вами отправляемся в сказку.







  1. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

а) введение в тему:

СЛАЙД 3. (читают дети) На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев»…



Учитель: - Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них …

СЛАЙД 4.

Учитель: - Крыля (читаю со слайда).

-Ой, что-то не так. Ну, конечно! Не крыля, а ………..

Дети: - Крылья (читают со слайда).

б) постановка проблемы; формулирование темы урока:

Учитель: - Кто же может сказать, над какой темой мы сегодня будем работать?

- Совершенно верно – «Разделительный ь». СЛАЙД 5.

- А что вы можете сказать про ь? (Звука не обозначает).

- Совершенно верно. И мышонок поставил перед нами проблему: такая ничего не значащая буква и такая большая разница в словах.

- Это как по математике – нуль: вроде он сам по себе – ничего не значит, но если его поставить в нужное место, то он сразу сыграет большую роль.

- Вернёмся к нашей теме по русскому языку.

  1. Изучение новых знаний.

а) наблюдение над лексическим значением слова, звуко-буквенным анализом:

- Давайте понаблюдаем, изменится ли лексическое значение слова, если в нём появится РМЗн? СЛАЙД 6.



- Полёт: что можете сказать про это слово?

- Польёт: это слово как прокомментируете?

- Разное ли лексическое значение у этих слов?

- А теперь понаблюдаем над звуко-буквенным анализом:

сделаем транскрипцию этих слов на доске и в тетрадях.

б) чистописание, словарная работа:

-Но прежде подготовим руку к письму: разомнём каждый пальчик, покатаем ручку между ладошками, возьмём ручку в правую руку, в левую руку.

- Итак, сейчас - Минутка чистописания.

СЛАЙД 7.

- С какой целью она нужна? Для чего необходима?

- Положите перед собой карточку. Прокомментируйте, что на ней написано. Принимаемся за работу:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Работаем 2 минуты – пишем медленно и красиво.



(Чистописание по карточкам.)



- Аккуратно написали.

И нисколько не устали,

Наш урок мы продолжаем,

Тему дальше развиваем.



- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (когда в словах пишется РМЗн)

- Чему будем учиться на уроке? (писать слова с РМЗн)

в) первичное закрепление:

СЛАЙД 8.

- Вернёмся к нашему отрывку из сказки. Читаем по 1 предложению и называем все слова с РМЗн. (Высвечиваются по щелчку мыши слова).

На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев». СЛАЙД 9.

СЛАЙД 10 - выделены гласные и согласные. КРЫЛЬЕВ СОЛОВЬЁВ СОЛОВЬИ НОЧЬЮ РУЧЬЯ



- После каких букв стоит РМЗн?

- Что общего? (согл.)

- Перед какими буквами стоит РМЗн?

- Что общего? (гласн.)

- Назовите их.

г) формулирование правила детьми по плану:

- Сейчас мы будем учёными. Мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется РМЗн. А поможет нам ПЛАН.

СЛАЙД 11.

ПЛАН:

  1. После каких букв?

  2. Перед какими буквами? Назови их.

  3. Для чего?



- Отвечая на эти вопросы, формулируем правило:

СЛАЙД 12.



РМЗн ПИШЕТСЯ 1) ………..2)…………, чтобы 3)…………. .



РМЗн ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я, чтобы не сливались.



д) работа с учебником над правилом:

- Давайте проверим по учебнику (СЛАЙД 13) на стр. 118, правильно ли мы сформулировали правило. Читаем правило все вместе:



е) вторичное закрепление:

- Зная это правило, давайте поможем мышонку осуществить его мечту.

СЛАЙД 14. (читает ребёнок)

Отправился мышонок просить у волшебников КРЫЛЬЯ. Шёл он и днём, и НОЧЬЮ через леса, поля и РУЧЬИ. Он слышал ЧИРИКАНЬЕ ВОРОБЬЁВ. СОЛОВЬИ пели ему песни…

- Найдите и прочитайте слова с РМЗн. Выпишите в тетрадь через запятую слова с РМЗн. Первое слово напишем с красной строки, с большой буквы, остальные слова через запятую, с маленькой буквы.

ж) проверка по эталону:

- Какие слова вы выписали? Прочитайте. Сверьтесь со слайдом.

СЛАЙД 15. Крылья, ночью, ручьи, чириканье, воробьёв, соловьи.



ПРОВЕРКА.

- Я напоминаю, как надо подчёркивать эту орфограмму

(ЩЕЛЧОК МЫШКОЙ): КРЫЛЬЯ.

- В остальных случаях подчеркните эту орфограмму самостоятельно.

Проверьте.

- Давайте повторим правило, когда в словах пишется РМЗн.



з)физкультминутка. СЛАЙД 16. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.



и) разгадывание кроссворда:

Учитель: - Увидел наш мышонок селенье волшебников-мудрецов (СЛАЙД 17.) и рассказал им о своей мечте – приобрести крылья. Согласились добрые волшебники помочь маленькому путешественнику, но только после того, как он выполнит три - обратите внимание – три испытания. А, вспомните, ребята, на каком уроке мы говорили уже про троекратное повторение? Когда что изучали? Давайте же поможем мышонку выполнить задания.

- Обращаю ваше внимание, что от испытания к испытанию задания усложняются.

СЛАЙД 18.

- Вот ваше первое испытание. Разгадайте кроссворд. В каждом слове будет наша орфограмма: правописание РМЗн. После правильно угаданного слова – вы должны повторить и правило.

1) Вид спортивного снаряда с острым наконечником.

- Какая орфограмма?

- Когда пишется РМЗн и почему?

2) Способность животных ощущать запахи.

3) Мастерская по пошиву одежды.

4) Одежда, которую носят поверх белья.

5) Мебель в виде доски на ножках.

6) Чувство огромной радости.

7) Дождливая, пасмурная погода.




к

о



ё


ч

у

т




а

т

е




п

л

а




с

к

а



я


с

ч


с

т



н

е

н


с

т





- Молодцы, вы отлично справились с первым испытанием!

СЛАЙД 19.

- Вот вам вторая задача. Чтобы её выполнить – будьте внимательны.

- Прочитайте слова:

платье, коньки, пьют, кольцо, просьба, бельё.

- Все ли слова на наше правило?

- Подумайте, какое задание могли придумать для нас волшебники? (Записать слова в 2 столбика: в 1-ый – с РМЗн, во второй – с ь – показателем мягкости согласного).

к) самостоятельная работа с проверкой по эталону:

- Кто может самостоятельно выполнить это задание? Поднимите руку. Можете начинать.

- Кто сомневается пока в своих способностях - разберём это задание вместе:

- Назовите слова с РМЗн.

- Назовите слова, где Ь – показатель мягкости согласного.

- Запишите слова в тетрадь в 2 столбика со следующей строчки с маленькой буквы. Начинайте работать – даю вам 2 минуты.

- После записи слов – проверьте работу по эталону на слайде и подчеркните орфограммы: разделительный ь и смягчающий ь.

СЛАЙД 20.

- В чём же различие РМЗн и Ь-показателя мягкости согласных?

л) физминутка для глаз (сзади доски – плакат):

м) деформированный текст: СЛАЙД 21.

- И, наконец, последнее – третье , самое трудное испытание. Прочитайте текст про себя.

Льёт силный дожть. Дружок лежыт под крыльцом. Сабака встречяет илю. Илья и Дружок – друзя



- Какое задание надо выполнить здесь? (Исправить ошибки)

н) повторение изученных орфограмм:

- Давайте будем называть по одному слову, в котором, по вашему мнению, есть ошибка.

- Какая ошибка в слове? Исправьте её. Какое правило нужно применить?

- Итак, я предлагаю 2 варианта работы: или списать текст грамотно и красиво, исправляя ошибки. Или выписать те слова, в которых допущена ошибка, исправляя её. Подумайте, как вы будете работать. Приступайте.

- ПРОВЕРКА. - Объясните орфограммы в словах: илю (Илью), друзя (друзья). - Подчеркните эту орфограмму.

о) работа в парах - проверка по эталону: СЛАЙД 22.

–А сейчас вы будете работать в парах.

- Поменяйтесь тетрадями. Достаньте красный карандаш. Сверьте текст своего товарища с текстом, напечатанным на слайде. СЛАЙД 23.

- Поднимите руку те дети – у которых нет ни одной ошибки и исправления. Молодцы. Остальные ребята в другой раз постараются тоже выполнить работу без ошибок.

п) развитие речи:

-Итак, ребята, всё хорошее рано или поздно заканчивается. Подходит к концу и наша сказка - про летучего мышонка.

А, вспомните из уроков чтения, каким бывает в сказках конец? (Счастливым).

- Придумайте сами такую концовку сказки.

- А вот мой вариант окончания сказки, послушайте (прочитать из конспекта):

Подарили волшебники мышонку крылья и сказали: «Из тебя получится прекрасный крылатый мышонок. Летай на здоровье и не знай себе горя!»



  1. Итог урока.

а) итоговая беседа:

- Улетел наш радостный мышонок навстречу своему счастью, а нам оставил письмо:

СЛАЙД 24. Слова собрал я здесь не зря: Деревья, листья и скамья, Колосья, братья и семья – Что в них за правило, друзья?



- Какое правило учили? Расскажите его. СЛАЙД 25.

б) домашнее задание:

СЛАЙД 26.

- Дома ещё раз повторите правило по учебнику со стр. 118 и выполните упражнение 203 по заданию авторов Бунеевых.

- Запишете это задание в дневник.

в) рефлексия:

- На этом наш урок подошёл к концу.

- Мы нашли ответ на главный вопрос: когда в словах пишется РМЗн?

- Вы довольны своей работой? - Поднимите смайлик: с каким настроением вы сегодня работали на уроке?

- А подумайте, на какую ступеньку вы можете себя поставить на «Лестнице успеха»? СЛАЙД 27.

- А сейчас дети 4 ряда - подойдите к доске и прикрепите смайлик на выбранную ступеньку «Лестницы успеха», дети 3-его ряда, 2-ого ряда, 1-ого ряда.

( Обобщить результат «Лесенки».)

- Я тоже довольна вами и вашей работой. Наша цель на уроке достигнута.

- Как мы можем себя похвалить? Что сказать? СЛАЙД 28.

(Молодцы).

- Посмотрите друг на друга и давайте дружно друг другу скажем: «Спасибо за урок!» СЛАЙД 29.































Использованная литература:

  1. Аромштам М. С. «Летучий мышонок».

  2. «Правописание слов с РМЗн». (Игровой орфографический тренинг для 1-2 классов)-Ярославль: Издательство «Академия развития»; 2006.

  3. Бетенькова Н.М. «Орфография в рифмовках»: стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма.- Москва, Новая школа, 1996.

  4. Шукейло В. А. «Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения» - СПб, СМИО Пресс, 2002.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!