Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Конспект открытого урока русского языка
во 2 «А» классе
по теме:
«Разделительный
мягкий знак».
Составил
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Абадулина Елена Григорьевна
г. Кашира Московская область
2020 г.
Конспект открытого урока русского языка
во 2 «А» классе по теме:
«Разделительный мягкий знак».
Цель: формировать умение грамотно писать слова с РМЗн.
Задачи:
1. Вспомнить понятие о РМЗн.
2. Сформулировать правило написания РМЗн в словах.
3. Обучить умению писать слова с РМЗн.
4. Формировать умение различать РМЗн в словах.
5. Развивать умение различать РМЗн и Ь - показатель мягкости согласных.
6. Развивать умение употреблять в речи слова с РМЗн.
7. Пополнять словарный запас учащихся.
8. Развивать монологическую речь.
9. Совершенствовать базовые знания и умения учащихся:
А) гласные и согласные звуки и буквы;
Б) Ь - показатель мягкости согласных;
В) большая буква в именах собственных;
Г) парные согласные на конце слов;
Д) правописание сочетаний жи-ши, ча-ща;
Е) правописание слов с безударными гласными непроверяемыми ударением;
Ж) правила оформления предложений в письменной речи.
10. Развивать обще-учебные умения:
А) умение самостоятельно добывать знания;
Б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
В) умение выполнять задание по образцу и творчески;
Г) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку;
Д) умение работать с информацией.
11. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
12. Совершенствование санитарно-гигиенических навыков.
ХОД УРОКА:
СЛАЙД 2.
1. Вводно-мотивационный момент.
- Вот вошёл учитель в класс.
Что мы делаем сейчас?
Встали дружно.
Что нам нужно?
Вот учебник, вот тетрадь,
Их не надо открывать.
Знает каждый ученик,
Будет нужен и дневник.
Не забудьте про пенал,
Чтоб на парте он лежал.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушайте внимательно,
Поймете всё обязательно.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам на урок пришли гости. Они хотят поближе с вами познакомиться, побольше о вас узнать. Посмотрите на них. Давайте поздороваемся с ними кивком головы.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
У. – Дети, вам тепло?
Д.- Да!
У. – В классе светло?
Д. – Да!
У. – Прозвенел уже звонок?
Д. – ДА!
У. – Уже закончился урок?
Д. – Нет!
У. - Только начался урок?
Д. – Да!
У. – Настроенье каково?
Д. – Во!
У. – Все такого мнения?
Д. – Да!
У. – Все без исключения!
Д. – Да!
У. – Хотите учиться?
Д. – Да!
У. – Значит можно всем садиться!
- А теперь посмотрите на своих соседей, улыбнитесь им – и мысленно пожелайте друг другу удачи!
Учитель: - Итак, ребята, сейчас начинается урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.
- А Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с добрыми мыслями.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
В некотором царстве,
в дружном школьном государстве
жил да был 2 «А» класс.
Слышите, ребята, я про вас.
Хорошо ли в царстве жить?
Дружно жить и не тужить?
Все ли правила в нем знают,
и как в жизни применяют?
Итак, мы отправляемся в дорогу,
и знания возьмём с собой в подмогу!
- Как вы поняли, ребята, мы с вами отправляемся в сказку.
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
а) введение в тему:
СЛАЙД 3. (читают дети)
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев»…
Учитель: - Эта сказка про маленького мышонка, который написал письмо волшебникам и попросил у них …
СЛАЙД 4.
Учитель: - Крыля (читаю со слайда).
-Ой, что-то не так. Ну, конечно! Не крыля, а ………..
Дети: - Крылья (читают со слайда).
б) постановка проблемы; формулирование темы урока:
Учитель: - Кто же может сказать, над какой темой мы сегодня будем работать?
- Совершенно верно – «Разделительный ь». СЛАЙД 5.
- А что вы можете сказать про ь? (Звука не обозначает).
- Совершенно верно. И мышонок поставил перед нами проблему: такая ничего не значащая буква и такая большая разница в словах.
- Это как по математике – нуль: вроде он сам по себе – ничего не значит, но если его поставить в нужное место, то он сразу сыграет большую роль.
- Вернёмся к нашей теме по русскому языку.
Изучение новых знаний.
а) наблюдение над лексическим значением слова, звуко-буквенным анализом:
- Давайте понаблюдаем, изменится ли лексическое значение слова, если в нём появится РМЗн? СЛАЙД 6.
- Полёт: что можете сказать про это слово?
- Польёт: это слово как прокомментируете?
- Разное ли лексическое значение у этих слов?
- А теперь понаблюдаем над звуко-буквенным анализом:
сделаем транскрипцию этих слов на доске и в тетрадях.
б) чистописание, словарная работа:
-Но прежде подготовим руку к письму: разомнём каждый пальчик, покатаем ручку между ладошками, возьмём ручку в правую руку, в левую руку.
- Итак, сейчас - Минутка чистописания.
СЛАЙД 7.
- С какой целью она нужна? Для чего необходима?
- Положите перед собой карточку. Прокомментируйте, что на ней написано. Принимаемся за работу:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Работаем 2 минуты – пишем медленно и красиво.
(Чистописание по карточкам.)
- Аккуратно написали.
И нисколько не устали,
Наш урок мы продолжаем,
Тему дальше развиваем.
- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (когда в словах пишется РМЗн)
- Чему будем учиться на уроке? (писать слова с РМЗн)
в) первичное закрепление:
СЛАЙД 8.
- Вернёмся к нашему отрывку из сказки. Читаем по 1 предложению и называем все слова с РМЗн. (Высвечиваются по щелчку мыши слова).
На берегу Зелёного ручья жил мышонок. Днём он обычно спал, а ночью слушал песни соловьёв. «Почему я не пою, как соловьи и не летаю, как птицы? Наверное, потому, что у меня нет крыльев». СЛАЙД 9.
СЛАЙД 10 - выделены гласные и согласные. КРЫ
ЛЬЕВ СОЛО
ВЬЁВ СОЛО
ВЬИ НО
ЧЬЮ РУ
ЧЬЯ
- После каких букв стоит РМЗн?
- Что общего? (согл.)
- Перед какими буквами стоит РМЗн?
- Что общего? (гласн.)
- Назовите их.
г) формулирование правила детьми по плану:
- Сейчас мы будем учёными. Мы попробуем сформулировать правило самостоятельно и ответить на главный вопрос нашего урока: когда в словах пишется РМЗн. А поможет нам ПЛАН.
СЛАЙД 11.
ПЛАН:
После каких букв?
Перед какими буквами? Назови их.
Для чего?
- Отвечая на эти вопросы, формулируем правило:
СЛАЙД 12.
РМЗн ПИШЕТСЯ 1) ………..2)…………, чтобы 3)…………. .
РМЗн ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я, чтобы не сливались.
д) работа с учебником над правилом:
- Давайте проверим по учебнику (СЛАЙД 13) на стр. 118, правильно ли мы сформулировали правило. Читаем правило все вместе:
е) вторичное закрепление:
- Зная это правило, давайте поможем мышонку осуществить его мечту.
СЛАЙД 14. (читает ребёнок)
Отправился мышонок просить у волшебников КРЫЛЬЯ. Шёл он и днём, и НОЧЬЮ через леса, поля и РУЧЬИ. Он слышал ЧИРИКАНЬЕ ВОРОБЬЁВ. СОЛОВЬИ пели ему песни…
- Найдите и прочитайте слова с РМЗн. Выпишите в тетрадь через запятую слова с РМЗн. Первое слово напишем с красной строки, с большой буквы, остальные слова через запятую, с маленькой буквы.
ж) проверка по эталону:
- Какие слова вы выписали? Прочитайте. Сверьтесь со слайдом.
СЛАЙД 15. Крылья, ночью, ручьи, чириканье, воробьёв, соловьи.
ПРОВЕРКА.
- Я напоминаю, как надо подчёркивать эту орфограмму
(ЩЕЛЧОК МЫШКОЙ): КРЫЛЬЯ.
- В остальных случаях подчеркните эту орфограмму самостоятельно.
Проверьте.
- Давайте повторим правило, когда в словах пишется РМЗн.
з)физкультминутка. СЛАЙД 16. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
и) разгадывание кроссворда:
Учитель: - Увидел наш мышонок селенье волшебников-мудрецов (СЛАЙД 17.) и рассказал им о своей мечте – приобрести крылья. Согласились добрые волшебники помочь маленькому путешественнику, но только после того, как он выполнит три - обратите внимание – три испытания. А, вспомните, ребята, на каком уроке мы говорили уже про троекратное повторение? Когда что изучали? Давайте же поможем мышонку выполнить задания.
- Обращаю ваше внимание, что от испытания к испытанию задания усложняются.
СЛАЙД 18.
- Вот ваше первое испытание. Разгадайте кроссворд. В каждом слове будет наша орфограмма: правописание РМЗн. После правильно угаданного слова – вы должны повторить и правило.
1) Вид спортивного снаряда с острым наконечником.
- Какая орфограмма?
- Когда пишется РМЗн и почему?
2) Способность животных ощущать запахи.
3) Мастерская по пошиву одежды.
4) Одежда, которую носят поверх белья.
5) Мебель в виде доски на ножках.
6) Чувство огромной радости.
7) Дождливая, пасмурная погода.
| к | о | | | ё |
| ч | у | т | | |
| а | т | е | | | |
п | л | а | | | |
с | к | а | | | я |
| с | ч | | с | т | | |
н | е | н | | с | т | | |
- Молодцы, вы отлично справились с первым испытанием!
СЛАЙД 19.
- Вот вам вторая задача. Чтобы её выполнить – будьте внимательны.
- Прочитайте слова:
платье, коньки, пьют, кольцо, просьба, бельё.
- Все ли слова на наше правило?
- Подумайте, какое задание могли придумать для нас волшебники? (Записать слова в 2 столбика: в 1-ый – с РМЗн, во второй – с ь – показателем мягкости согласного).
к) самостоятельная работа с проверкой по эталону:
- Кто может самостоятельно выполнить это задание? Поднимите руку. Можете начинать.
- Кто сомневается пока в своих способностях - разберём это задание вместе:
- Назовите слова с РМЗн.
- Назовите слова, где Ь – показатель мягкости согласного.
- Запишите слова в тетрадь в 2 столбика со следующей строчки с маленькой буквы. Начинайте работать – даю вам 2 минуты.
- После записи слов – проверьте работу по эталону на слайде и подчеркните орфограммы: разделительный ь и смягчающий ь.
СЛАЙД 20.
- В чём же различие РМЗн и Ь-показателя мягкости согласных?
л) физминутка для глаз (сзади доски – плакат):
м) деформированный текст: СЛАЙД 21.
- И, наконец, последнее – третье , самое трудное испытание. Прочитайте текст про себя.
Льёт силный дожть. Дружок лежыт под крыльцом. Сабака встречяет илю. Илья и Дружок – друзя
- Какое задание надо выполнить здесь? (Исправить ошибки)
н) повторение изученных орфограмм:
- Давайте будем называть по одному слову, в котором, по вашему мнению, есть ошибка.
- Какая ошибка в слове? Исправьте её. Какое правило нужно применить?
- Итак, я предлагаю 2 варианта работы: или списать текст грамотно и красиво, исправляя ошибки. Или выписать те слова, в которых допущена ошибка, исправляя её. Подумайте, как вы будете работать. Приступайте.
- ПРОВЕРКА. - Объясните орфограммы в словах: илю (Илью), друзя (друзья). - Подчеркните эту орфограмму.
о) работа в парах - проверка по эталону: СЛАЙД 22.
–А сейчас вы будете работать в парах.
- Поменяйтесь тетрадями. Достаньте красный карандаш. Сверьте текст своего товарища с текстом, напечатанным на слайде. СЛАЙД 23.
- Поднимите руку те дети – у которых нет ни одной ошибки и исправления. Молодцы. Остальные ребята в другой раз постараются тоже выполнить работу без ошибок.
п) развитие речи:
-Итак, ребята, всё хорошее рано или поздно заканчивается. Подходит к концу и наша сказка - про летучего мышонка.
А, вспомните из уроков чтения, каким бывает в сказках конец? (Счастливым).
- Придумайте сами такую концовку сказки.
- А вот мой вариант окончания сказки, послушайте (прочитать из конспекта):
Подарили волшебники мышонку крылья и сказали: «Из тебя получится прекрасный крылатый мышонок. Летай на здоровье и не знай себе горя!»
Итог урока.
а) итоговая беседа:
- Улетел наш радостный мышонок навстречу своему счастью, а нам оставил письмо:
СЛАЙД 24. Слова собрал я здесь не зря: Деревья, листья и скамья, Колосья, братья и семья – Что в них за правило, друзья?
- Какое правило учили? Расскажите его. СЛАЙД 25.
б) домашнее задание:
СЛАЙД 26.
- Дома ещё раз повторите правило по учебнику со стр. 118 и выполните упражнение 203 по заданию авторов Бунеевых.
- Запишете это задание в дневник.
в) рефлексия:
- На этом наш урок подошёл к концу.
- Мы нашли ответ на главный вопрос: когда в словах пишется РМЗн?
- Вы довольны своей работой? - Поднимите смайлик: с каким настроением вы сегодня работали на уроке?
- А подумайте, на какую ступеньку вы можете себя поставить на «Лестнице успеха»? СЛАЙД 27.
- А сейчас дети 4 ряда - подойдите к доске и прикрепите смайлик на выбранную ступеньку «Лестницы успеха», дети 3-его ряда, 2-ого ряда, 1-ого ряда.
( Обобщить результат «Лесенки».)
- Я тоже довольна вами и вашей работой. Наша цель на уроке достигнута.
- Как мы можем себя похвалить? Что сказать? СЛАЙД 28.
(Молодцы).
- Посмотрите друг на друга и давайте дружно друг другу скажем: «Спасибо за урок!» СЛАЙД 29.
Использованная литература:
Аромштам М. С. «Летучий мышонок».
«Правописание слов с РМЗн». (Игровой орфографический тренинг для 1-2 классов)-Ярославль: Издательство «Академия развития»; 2006.
Бетенькова Н.М. «Орфография в рифмовках»: стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма.- Москва, Новая школа, 1996.
Шукейло В. А. «Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения» - СПб, СМИО Пресс, 2002.