СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова» 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать формированию у учащихся навыков правописания непроверяемых гласных в словах, повторить изученные правила правописания

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова» 4 класс»

Открытый урок русского языка в 4 классе

на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Цели:

Способствовать формированию у учащихся навыков правописания непроверяемых гласных в словах, повторить изученные правила правописания.

Содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе в тетради на печатной основе, работе со словарными словами, совершенствовать каллиграфический навык и навык списывания.

Содействовать воспитанию внимательного отношения к речи, к слову, к учителю.


1.Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!


2. Минутка чистописания. 
1.Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой м (н) 
2. Следующая буква говорит, как лев. (р) 
3. Буква, которая обозначает гласный звук (э)после мягких согласных. (е) 
4. Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь) 
5. Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку (г).(к) 
6. Буква, которая обозначает звук (о)после твёрдого согласного. (о)

- Какие буквы записали? (Н, р, е, ь, к,о. )
- Какие задания для работы с этими буквами вы бы предложили?( Разделить их на группы; составить слова. )
- На какие группы можно эти буквы разделить?( На гласные, согласные и буквы, не обозначающие звука.) 
- Составьте слова из этих букв. (Работа в парах:
Конь, корь, корень, кон. ) 

3. Работа со словарными словами.

1)Спишите с доски только те слова, в которых пропущена буква «о».

В…кзал, д…рога, р…бота, …тец, ст…лица, ф…милия, …бед, м…роженое, т…варищ, …днажды, нар…д, к…ртина, М…сква, …втобус.

2) Придумайте предложение со словом «вокзал».



4.Работа в тетради на печатной основе «Пишем грамотно».

Упр. 1 стр. 61.

Прочитайте задание. (вставьте буквы в словарные слова)

- скажите, чтобы написать слово правильно, что нужно сделать? А если это словарное слово? (нужно его запомнить или смотреть в словарь)

Б…реза, вет…р, гор…д, д…рога, за…ц, земл…ника, ин…й, к…р…ндаш, м…шина, м…дведь, м…сяц, м…л…ко.

Упр. 2 стр. 61. прочтите задание.

Выдели ту часть слова, в которой пропущена буква. Вставь ее.

Вчера весь день шел снег. Сегодня кругом пушистый белый ковер. Все деревья в снегу, вокруг большие сугробы. Ребята играют в снежки, катаются на лыжах.

Ответы детей по цепочке:

- -Как можно проверить данные слова?

- В какой части слова пропущена буква?

- Скажите, а какие буквы- гласные или согласные – я пропустила? (Гласные.)  
- Почему я одни гласные написала, а другие – нет, точку поставила? 
(Вы написали ударные гласные. Они слышатся чётко поэтому их можно писать смело, не сомневаясь. А безударные гласные надо писать осторожно.) 
- Вы сказали, что это словарные слова. А что это значит? 
(Правописание таких слов нельзя проверить. Такие безударные гласные называются непроверяемые. А слова сними – словарными. )
- Где можно посмотреть их правильное написание ? ( в словаре)

5.Работа по теме урока

Введение понятия «опасный звук»

Безударный гласный находится в слабой позиции: звук не совпадает с буквой. Поэтому безударный гласный- «опасный звук», который нужно проверять «сильным» звуком под ударением.

Упр 42 стр 26. Прочитай. О каких «опасных» звуках говорится в стихотворении? Объясни, почему они «опасные».

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться

В сильной и слабой позиции

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Найди в словах «опасные» гласные, которые произносятся не так, как пишутся: кормушка, котенок, ночной, домашний, возили.

Какой звук слышится? А какая буква пишется? Как называется гласный звук, который не совпадает с буквой?

Упр 44 стр27.Вставь пропущенные гласные, найди проверочное слово. (коллективная работа)

Холодный-холод, грибной- гриб, сосна- сосны, земля- земли. Сорока, дорога, воробей, салат, капуста.


6.Проблемная ситуация.

- Как проверить безударную гласную в корне? 
- Что вы можете сказать о следующей группе слов? 
Борис, Светлана, Алексей, Татьяна. 
( Это полные собственные имена. Они пишутся с большой буквы. )
- Одно « опасное место» в этих словах вы определили. (Подчёркивает большую букву.) А какие ещё «опасные места» вы видите? (Безударные гласные.) 
- Как доказать, что в этих словах надо писать именно эти гласные? 
(Мы знаем, что под ударением гласные слышатся чётко и не вызывают сомнения.Значит, нам надо сделать так, чтобы гласные безударные стали ударными.) 
- Можно попробовать взять не полные, а краткие формы имён. Например, Борис- Боря. В слове Боря мы чётко слышим гласную о, значит, в слове Борис безударная гласная о. 
- Есть другие предложения? ( Можно проверить ласковым именем – Боренька.) 
- Какой способ проверки выберем? 
- Как проверить безударную гласную в корне? 
Вывод: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение. Какая гласная пишется по ударением, такая будет и в безударном положении. 
- Посмотрите на нашу схему. Давайте её прочитаем (сначала сильный ученик, затем - хором ) 
Гласные:  Ударные Безударные
(Как слышим, так и пишем) (Проверяемые ударением)
Непроверяемые
(словарные слова – в словаре) 
- Всё ли мы с вами указали? Давайте проверим. Откройте учебник на с.12 , прочитайте правило. 

7.Домашнее задание:стр 27 упр43 .Вставь пропущенные буквы. Поставь ударение. Подчеркни проверочное слово.

Следом, следы, наследил, тихий, тихоня, тишина, просьба, проситель, просить, скрип, скрипучий, заскрипеть, пастбище, пасти, пастух.


8.Рефлексия.- Сегодня мы работали с безударными гласными. Что же надо знать и уметь, чтобы правильно написать слова с безударными гласными? 
Вывод: Надо хорошо знать словарные слова, в случае затруднений их написание можно посмотреть в словаре; подобрать однокоренные слова так, чтобы безударная стала ударной. 

Покажите пальчиками , понравился вам урок?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!