Открытый урок по русскому языку во 2»З» классе
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова» с использованием здоровьесберегающих технологий по методу В. Ф. Базарного.
Цель: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.
Предметные: сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
-подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
-расширить словарный запас учащихся
Метапредметные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
-формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.
Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, в группе, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.
Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.
Приемы: игра, самостоятельная работа, комментирование, беседа, работа в парах.
Оборудование: карта путешествия, записные книжки путешественников, карточки с заданием, проектор, экран.
Ход урока.
1.Организационный момент.
(Эмоциональный настрой + дыхательная гимнастика)
Упражнение «Воздушный шар»
- Предлагаю начать нашу работу с упражнения «Воздушный шар». Перед вами воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 5 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 слова из списка. Какие слова у Вас остались? Скорее всего для Вас это самое главное.
ПРАКТИКА
Дыхательное упражнение «Шар вверх».
- Чтобы сохранить высоту нужна помощь. И.п. – стоя. Представьте, что это и есть ваш шар.
Задание: продержать «шар» в воздухе как можно дольше.
На доске пословицы. Ребята их читают молча.
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- Красна птица пеньем. А человек уменьем.
- Ученья корень горек, да плод сладок.
- Объясните значение этих пословиц.
- Какую пословицу выберем для девиза?
2. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны «Умники и умницы». Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
- Откройте свои записные книжки. Чтобы написать в них число красиво и аккуратно, мы должны подготовить свои пальчики.
Зарядка для рук:
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу;
( Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
( потереть ладошку о ладошку).
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(Пальцы в замок).
И тепло поберегу,
Выпущу я пальчик,
(пальцы расцепить и перебирать ими)
Пусть бегут, как зайчики.
- Послушайте стихотворение и вы узнаете тему нашего урока:
Если буква гласная
Вызвала сомнение.
Ты ее немедленно
Поставь под ударение.
- Итак, тема нашего урока «Правописание безударных гласных в корне».
3. Работа по теме урока.
1) Анализ карты путешествия.
- Идти мы будем по карте. Карта – чертеж поверхности Земли, где отмечены реки, озера, города.
Мы должны правильно собрать карту путешествия и закрепить на экологическом панно.
- Рассмотрите карту нашего путешествия. Прогнозируйте урок. Каждый этап урока мы будем отмечать на карте.
2) Чистописание.
- Итак, начнем свой путь с города Чистописание. Найдите на карте город Чистописание и отметьте его .
- Вспомним правила письма:
Я тетрадь свою открою (открываются тетради)
И наклонно положу (кладут тетради наклонно).
Я, друзья, от вас не скрою (берут ручки в руки) –
Ручку я вот так держу (ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь (опускают руку на тетрадь).
За работу я возьмусь.
- Вы очень хорошо выполнили это задание, идем дальше.
4. Словарная работа.
- Вот мы подошли к озеру «Словарная работа»(отмечаем на карте). Смотрите, какие там плавают рыбки.(картинки развешаны на деревянных планках в четырёх углах класса, под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. )
Рыбы очень хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.
А каких рыб вы знаете? (Ответы детей).-слайды
У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой.
Кто может ответить, как передвигаются рыбы? Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно.
Как и люди, рыбы могут дышать. Когда рыба глотает воду, вода проходит через жабры. Жабры поглощают кислород и затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.
Рыбе легче плавать, если её тело имеет продолговатую форму, но иногда встречаются такие интересные рыбы, что их и описать сложно. У рыбы — меч верхняя челюсть похожа на меч. Тело рыбы — сабли напоминает саблю, а у нож — рыбы, как вы думаете, что? Верно, нож. Нож рыба умеет плавать хвостом вперёд.
Рыба — ёж покрыта длинными иголками. А рыба — землекоп любит покопаться в земле.
А знаете ли вы, сколько живут рыбы? (от 5 до 100 лет!)
Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго.
Во многих местах уже запрещена ловля рыбы сетками, нельзя ещё глушить рыбу, из-за этого много рыбы погибает. Но не все бережно относятся к ней, не думают о последствиях. Мы с вами будем стараться беречь рыбу? Что мы можем для этого сделать?
- Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в словарные слова.
На рыбках написаны словарные слова: м…як, к...питан, к…мпас,, г…ризонт.
-Давайте сравним с эталоном.(переворачиваю картинку)
Физкультминутка.
Работа с офтальмотренажёром-(слайд).Смена динамических поз.
5. Избушка «Безударные гласные» (отмечаем на карте).
- Вы хорошо поработали и прошли дремучий лес. Но впереди новое испытание – избушка «Безударные гласные», нас ждет задание Бабы Яги.
Задание: вставь в слова пропущенные буквы и запиши текст. Работа в группе(класс делится на 4 группы), выделяете изученные орфограммы зелёной ручкой, подбираете проверочные слова, во втором предложении подчеркните грамматическую основу.
Наступила з.ма. Зам.лькали в воздухе первые сн.жинки. Белым одеялом укроет землю снег. М.тели зам.тут л.сные тр.пинки. А дети рады. Они будут л.пить сн.говика и строить снежные крепости.
-Как вы проверяли безударную гласную ?(правило)
-Давайте сверим с эталоном
- Молодцы! Баба Яга выяснила, что ей с вами очень тяжело справиться, поэтому считает, что умные дети должны посетить город «Умники и умницы». Отправляемся в этот город.
Музыкальная физминутка «Хлопай-топай». Смена динамических поз.
7. Город «Умники и умницы». Индивидуальная работа (отмечаем на карте).
Работа по учебнику. Повторение правил стр.96
- Прочитайте слова ( слова записаны на листах и есть у каждого ученика). Сформулируйте и выполните с ними задание.
Б.леть, в…ренье,в.твями, уг.щение, д.ла, зв.рята, в.твистый, пов.р, б.лезнь, г.стевой, выд.лать, зв.риный, д.ловой, уг.стить, б.льной, в.рить, в.твиться, озв.реть.
Возможные варианты заданий:
Напишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
Объедините слова в группы: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Составленные группы напишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
Сгруппируйте однокоренные слова. Составленные группы напишите. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Сгруппируйте однокоренные слова. Добавьте к ним однокоренное слово, которое выполняло бы роль проверочного. Напишите. Подчеркивая орфограммы.
- Какое сложное было у вас задание! Сейчас необходимо расслабиться.
Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе».
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик. Который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром. Звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
7.Итог урока.Рефлексия
- Отдохнули, а теперь давайте вернемся за свои парты и вспомним, чем же мы занимались на уроке?
- Трудный был путь? А что вам помогло преодолеть нелёгкий путь?
- Вы молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание.
- До свидания!
Отзыв
к открытому уроку по русскому языку во 2 «З» классе»
«Правописание безударных гласных в корне слова».
Елена Николаевна работает учителем начальных классов в МБОУ «СОШ№6» С 2010 Г.
Учительница Шатова Елена Николаевна – это просто ураган. Она создает своим громким голосом с отличной артикуляцией акустический водоворот, в котором дети чувствуют себя, как в театральном представлении. В этих условиях никто не зажимается, ребятам легко и не страшно выходить к доске и выступать с места. Нет ощущения урока, где тебя оценивают. Учительница постоянно движется, жестикулирует, подбадривает учеников.
Уроки Елены Николаевны отличаются чёткой организацией и высокой дисциплиной учащихся. Как принципиальный и требовательный педагог , она проводит свою большую работу по всестороннему развитию творческих способностей, развивает в детях инициативу и самостоятельность.
Разнообразие методов и приёмов ,высокий эмоциональный настрой каждого ребёнка создают благоприятные условия для развития интересов учащихся к великому русскому языку.
Елена Николаевна внедряет на уроках здоровьесберегающие технологии по методу В. Ф. Базарного, что даёт положительный результат.
Подводя итог урока, Елена Николаевна напомнила ученикам о том, что изучение русского языка открывает перед ними двери в безграничный мир знаний.
Зам. директора по УВР Омарова Е.Ю.
.