Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Учитель: Литвинова Ирина Васильевна, учитель русского языка
Дата: 12.04.2019г
Класс: 6 класс
Предмет: русский язык
Тема урока: Повторение по теме «Местоимение».
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Цель урока:
Повторение и обобщение знаний о части речи – местоимении; знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений.
Задачи:
1. Обучающие.
Повторить и обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме. Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения. Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях. Расширять лексический запас учащихся.
2. Развивающие.
Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать; вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.
3. Воспитательные.
Вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку; воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки
Оборудование: мультимедийный проектор, конспект (технологическая карта) маршрутный лист.
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.
Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
| |
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | - Добрый день, ребята. Меня зовут Ирина Васильевна. Сегодня для вас проведу урок русского языка. И наш урок мне хотелось бы начать стихотворением. В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. (В.Степанов) О чем говорит это стихотворение? (12 апреля - Всемирный День Космонавтики). Двенадцатое апреля. (Записать).
Разве это не стоит улыбки? Ведь сегодня праздник. Давайте улыбнёмся новому дню и друг другу. Я надеюсь на вашу активную и дружную работу на уроке. | Приветствуют учителя | Коммуникативные:вступать в диалог с учителем. Личностные:желание приобретать новые знания, умения. |
|
2.Актуализация знаний | Создание проблемной ситуации. | О какой части речи написал поэт: Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение всегда мне надо указать. (П.Чесноков) - Тема? (Местоимение. Повторение) Запишите в тетрадях число и тему урока | Ответы на вопросы учителя: Повторение темы « Местоимения» записывают число и тему урока | Познавательные: понимать информацию; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы. |
3. Постановка учебной цели | Прогнозирование предстоящей деятельности. | - Перечислите вопросы, которые нужно повторить. Это будет план нашей работы. (Записан на доске). * Местоимение как часть речи. * Разряды местоимений. * Морфологический разбор местоимений. * Орфография местоимений. Какую цель и задачи мы поставим перед собой. - В ходе повторения готовимся к контрольному диктанту. Для работы с местоимениями используем космическую тематику. У каждого из вас маршрутный лист, по которому вы сможете в конце урока оценить себя. | *Сегодня мы повторим, обобщим и расширим знания о местоимении. *вспомнить, повторить теоритические сведения о местоимениях; отработать на практике полученные знания. | Познавательные:осознавать познавательную задачу. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: участвовать в опросе, грамотно выстраивая высказывания. |
4.Обобщение и систематизация знаний Повторение теории Применение теоритических сведений на практике | Развивать умения обобщать теоретические сведения, применять полученные знания на практике. | Тренировочные упражнения. Словарная работа. «Космослов» Мир звёзд и галактик – это… космос. (космический) Небесное тело, вращающееся по орбите – это … планета. (межпланетный) (2 балла) - Давайте сопоставим космос –это… местоимение, а планеты – … разряды. Согласны? Диктант «Молчанка». Определить и записать в столбик сокращённо разряды местоимений. (Развитие мышления). Я называю характеристику планете-разряду, а вы записываете только разряд, например, все вместе Самая маленькая планета - ВОЗВРАТНОЕ Самая любознательная планета - вопр. Самая неуверенная - неопр. Самая нейтральная и миролюбивая - отн. Самая упрямая - отрицат. Самая гордая и независимая - личн. Самая добрая и притягательная - притяж. Самая целеустремлённая (точная) - указ. Самая устойчивая и неизменная - опр. 2) Упражнение «Космическая буря». Местоимения перемешались. Помоги найти свою планету – запиши в нужный разряд - планету. (слова на листочках)
Собой,- возврат наш,- притяж. чей- ,вопросит ничей – отриц. всё – определ. некто, - неопред. это,- указ. каждый, - опред. столько,- указ. который,- относит. кое – кто, неопред. оно.- личн. (за каждое правильное соотнесение 1 балл. Вспомните, пожалуйста, когда мы пишем приставку НЕ, а когда НИ. А дефисное написание.
Физкультминутка. (Для улучшения мозгового кровообращения: наклоны и вращения головы и туловища вправо-влево – до отгадки).
Вращение головой вправо. Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется … Земля. Вращения руками, стоя на левой ноге Осколок от планеты Средь звёзд несётся где-то. Он много лет летит, летит, Космический … метеорит.
Вращение головой влево. Сверкая огромным хвостом в темноте, Несётся, несётся она в пустоте. Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной … комета. Вращение руками, стоя на правой ноге. Самый первый в космосе Летел с огромной скоростью, Отважный русский парень, Наш космонавт … Гагарин. МОЛОДЦЫ! 3) «Космическое равновесие» Правило постановки тире: - (сущ., И.п.) – (сущ., И.п.)
Примеры: составить предложение с ответами загадок и местоимениями. (с одним словом на выбор)
Земля – моя родная планета. Метеорит – это осколок от планеты. Юрий Гагарин – первый космонавт нашей планеты. Комета – это космическое тело, она состоит из льда и газа. (за правильно составленное предложение 2 балла) 4) Ребята, назовите костюм космонавта. Морфологический разбор «Скафандр» местоимения из словосочетания: Мне лететь. 5) Обо всем ли помнит перед полётом космонавт, проверим. «Космоэрудит»: Продолжите фразу. За правильно законченную фразу поставьте 2 балла. Всего: 12 баллов 1. Местоимение – это … (самостоятельная часть речи, которая не называет, а указывает на предмет, количество и признаки) 2. Местоимение изменяются… (падежам, а есть те, которые и по родам и числам) 3. Местоимения отвечают на вопросы… (существительных и прилагательных) 4. Местоимения в предложении чаще всего могут быть… (подлежащим, дополнением, определением) 5. Возвратное местоимение … (себя) не имеет… (именительного падежа) 6. Местоимения Некто и Нечто образовались от … (относительных местоимений приставочным способом) | ВОЗВРАТНЫЕ
записывают в столбик в тетрадь вопр. неопр - отн. отрицат. личн. притяж. указ. опред. Земля. метеорит. комета. Гагарин Мне3–мест. лететь (кому?) мне I. Н.ф. - я II. Пост. приз.: личное, 1 л.; непост. - в Д.п., ед.ч. III. Лететь (кому?) мне (дополн.) Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: развитие внимания учащихся, Познавательные: создание благоприятной атмосферы заинтересованности. Регулятивные:работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения. Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию; осуществлять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения выводы. Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения. |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия | Умение оценивать себя и своих одноклассников, соотносить цель и задачи урока в соответствии с его ходом. | Итак, какова была цель нашего урока? Как Вы думаете, в ходе нашего занятия мы ее достигли? Подсчитайте количество баллов и переведите их в оценку. Выставление оценок учащимся. Выберите свою звезду: Если вы легко справились с сегодняшними задания – то это жёлтая звезда и прикрепите на доску, а если испытывали трудности – то ваша голубая звезда, а если вам предстоит ещё раз перечитать параграфы и получше подготовиться к диктанту, то это красная звезда. Ребята, посмотрите, что у нас получилось? Вы довольны нашей работой? | Повторить и закрепить тему «Местоимение» Выбирают свою звезду и прикрепляют на доску с магнитом ЗВЕЗДНОЕ НЕБО | Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения. |
6. Домашнее задание | | Запишем домашнее задание. Повторять теорию, готовиться к контрольному диктанту. Выписать 5 пословиц с местоимениями и указать их разряд. Всем спасибо за работу! Всего доброго! | Ученики записывают домашнее задание. | |
приложение
ФИ обучающегося – «космонавта»
____________________________________________________
Задания для космонавта | Балл |
Диктант «Молчанка» | |
«Космическая буря» | |
Физкультминутка | |
«Космическое равновесие» | |
Морфологический разбор «Скафандр» | |
ИТОГО: | |
ОЦЕНКА за работу:
Упражнение «Космическая буря».
Местоимения перемешались.
Помоги найти свою планету –
запиши в тетради нужный разряд - планету.
Собой, наш, Чей?, ничей, всё, некто, это, каждый, столько, который, кое – кто, оно.
Упражнение «Космическая буря».
Местоимения перемешались.
Помоги найти свою планету –
запиши в тетради нужный разряд - планету.
Собой, наш, Чей?, ничей, всё, некто, это, каждый, столько, который, кое – кто, оно.
Упражнение «Космическая буря».
Местоимения перемешались.
Помоги найти свою планету –
запиши в тетради нужный разряд - планету.
Собой, наш, Чей?, ничей, всё, некто, это, каждый, столько, который, кое – кто, оно.
Упражнение «Космическая буря».
Местоимения перемешались.
Помоги найти свою планету –
запиши в тетради нужный разряд - планету.
Собой, наш, Чей?, ничей, всё, некто, это, каждый, столько, который, кое – кто, оно.
Упражнение «Космическая буря».
Местоимения перемешались.
Помоги найти свою планету –
запиши в тетради нужный разряд - планету.
Собой, наш, Чей?, ничей, всё, некто, это, каждый, столько, который, кое – кто, оно.
Упражнение «Космическая буря».
Местоимения перемешались.
Помоги найти свою планету –
запиши в тетради нужный разряд - планету.
Собой, наш, Чей?, ничей, всё, некто, это, каждый, столько, который, кое – кто, оно