СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Повторение местоимений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения прошёл в космической тематике. С использованием маршрутного листа, карточек, презентации

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 6 классе»

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Учитель: Литвинова Ирина Васильевна, учитель русского языка

Дата: 12.04.2019г

Класс: 6 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Повторение по теме «Местоимение».

Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Цель урока:

Повторение и обобщение знаний о части речи – местоимении; знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений.


Задачи:

1. Обучающие.

Повторить и обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме. Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения. Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях. Расширять лексический запас учащихся.

2. Развивающие.

Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать; вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.

3. Воспитательные.

Вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку; воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки


Оборудование: мультимедийный проектор, конспект (технологическая карта) маршрутный лист.


Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.


Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.



Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД



1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

- Добрый день, ребята. Меня зовут Ирина Васильевна. Сегодня для вас проведу урок русского языка.

И наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.


В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(В.Степанов)

О чем говорит это стихотворение?

(12 апреля - Всемирный День Космонавтики).

Двенадцатое апреля. (Записать).



Разве это не стоит улыбки? Ведь сегодня праздник.

Давайте улыбнёмся новому дню и друг другу.


Я надеюсь на вашу активную и дружную работу на уроке.


Приветствуют учителя

Коммуникативные:вступать в диалог с учителем.

Личностные:желание приобретать новые знания, умения.



2.Актуализация

знаний


Создание проблемной ситуации.

О какой части речи написал поэт:

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать. (П.Чесноков)

- Тема? (Местоимение. Повторение)


Запишите в тетрадях число и тему урока


Ответы на вопросы учителя:

Повторение темы « Местоимения»




записывают число и тему урока

Познавательные:

понимать информацию; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.



3. Постановка учебной цели

Прогнозирование предстоящей деятельности.

- Перечислите вопросы, которые нужно повторить. Это будет план нашей работы. (Записан на доске).

* Местоимение как часть речи.

* Разряды местоимений.

* Морфологический разбор местоимений.

* Орфография местоимений.

Какую цель и задачи мы поставим перед собой.


- В ходе повторения готовимся к контрольному диктанту. Для работы с местоимениями используем космическую тематику.


У каждого из вас маршрутный лист, по которому вы сможете в конце урока оценить себя.


*Сегодня мы повторим, обобщим и расширим знания о местоимении.


*вспомнить, повторить теоритические сведения о местоимениях; отработать на практике полученные знания.

Познавательные:осознавать познавательную задачу.

Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: участвовать в опросе, грамотно выстраивая высказывания.


4.Обобщение и систематизация знаний





Повторение теории























Применение теоритических сведений на практике








Развивать умения обобщать теоретические сведения, применять полученные знания на практике.

Тренировочные упражнения. Словарная работа. «Космослов»

Мир звёзд и галактик – это… космос. (космический)

Небесное тело, вращающееся по орбите – это … планета. (межпланетный) (2 балла)

- Давайте сопоставим космос –это… местоимение, а планеты – … разряды. Согласны?


  1. Диктант «Молчанка». Определить и записать в столбик сокращённо разряды местоимений. (Развитие мышления).

Я называю характеристику планете-разряду, а вы записываете только разряд, например, все вместе

  1. Самая маленькая планета - ВОЗВРАТНОЕ

Самая любознательная планета - вопр.

Самая неуверенная - неопр.

Самая нейтральная и миролюбивая - отн.

Самая упрямая - отрицат.

Самая гордая и независимая - личн.

Самая добрая и притягательная - притяж.

Самая целеустремлённая (точная) - указ.

Самая устойчивая и неизменная - опр.


2) Упражнение «Космическая буря». Местоимения перемешались. Помоги найти свою планету – запиши в нужный разряд - планету. (слова на листочках)



Собой,- возврат

наш,- притяж.

чей- ,вопросит

ничей – отриц.

всё – определ.

некто, - неопред.

это,- указ.

каждый, - опред.

столько,- указ.

который,- относит.

кое – кто, неопред.

оно.- личн.

(за каждое правильное соотнесение

1 балл.

Вспомните, пожалуйста, когда мы пишем приставку НЕ, а когда НИ.

А дефисное написание.




Физкультминутка. (Для улучшения мозгового кровообращения: наклоны и вращения головы и туловища вправо-влево – до отгадки).



Вращение головой вправо.


Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется … Земля.


Вращения руками, стоя на левой ноге

Осколок от планеты

Средь звёзд несётся где-то.

Он много лет летит, летит,

Космический … метеорит.



Вращение головой влево.


Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несётся, несётся она в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной … комета.


Вращение руками, стоя на правой ноге.


Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью,

Отважный русский парень,

Наш космонавт … Гагарин.


МОЛОДЦЫ!




3) «Космическое равновесие» Правило постановки тире:

- (сущ., И.п.) – (сущ., И.п.)



Примеры: составить предложение с ответами загадок и местоимениями.

(с одним словом на выбор)



Земля – моя родная планета.

Метеорит – это осколок от планеты.

Юрий Гагарин – первый космонавт нашей планеты.

Комета – это космическое тело, она состоит из льда и газа.

(за правильно составленное предложение 2 балла)

4) Ребята, назовите костюм космонавта. Морфологический разбор «Скафандр» местоимения из словосочетания: Мне лететь.

5) Обо всем ли помнит перед полётом космонавт, проверим.

«Космоэрудит»: Продолжите фразу. За правильно законченную фразу поставьте 2 балла. Всего: 12 баллов

1. Местоимение – это … (самостоятельная часть речи, которая не называет, а указывает на предмет, количество и признаки)

2. Местоимение изменяются… (падежам, а есть те, которые и по родам и числам)

3. Местоимения отвечают на вопросы… (существительных и прилагательных)

4. Местоимения в предложении чаще всего могут быть… (подлежащим, дополнением, определением)

5. Возвратное местоимение … (себя) не имеет… (именительного падежа)

6. Местоимения Некто и Нечто образовались от … (относительных местоимений приставочным способом)



ВОЗВРАТНЫЕ

































записывают в столбик в тетрадь


вопр.

неопр

- отн.


отрицат.


личн.

притяж.


указ.

опред.










































Земля.







метеорит.







комета.







Гагарин


























Мне3–мест.

лететь (кому?) мне
I. Н.ф. - я

II. Пост. приз.: личное, 1 л.; непост. - в Д.п., ед.ч.
III. Лететь (кому?) мне (дополн.)



Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: развитие внимания учащихся,

Познавательные: создание благоприятной атмосферы заинтересованности.

Регулятивные:работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение.

















Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения.








Познавательные:

читать и слушать, извлекая нужную информацию;

осуществлять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения выводы.


























































Регулятивные:

контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения.






















5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Умение оценивать себя и своих одноклассников, соотносить цель и задачи урока в соответствии с его ходом.

Итак, какова была цель нашего урока? Как Вы думаете, в ходе нашего занятия мы ее достигли?


Подсчитайте количество баллов и переведите их в оценку.

Выставление оценок учащимся.


Выберите свою звезду:


Если вы легко справились с сегодняшними задания – то это жёлтая звезда и прикрепите на доску, а если испытывали трудности – то ваша голубая звезда, а если вам предстоит ещё раз перечитать параграфы и получше подготовиться к диктанту, то это красная звезда.


Ребята, посмотрите, что у нас получилось?


Вы довольны нашей работой?




Повторить и закрепить тему «Местоимение»



Выбирают свою звезду и прикрепляют на доску с магнитом




ЗВЕЗДНОЕ НЕБО



Регулятивные:

контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения.

6. Домашнее задание


Запишем домашнее задание.

Повторять теорию, готовиться к контрольному диктанту. Выписать 5 пословиц с местоимениями и указать их разряд.


Всем спасибо за работу! Всего доброго!

Ученики записывают домашнее задание.






















приложение









ФИ обучающегося – «космонавта»

____________________________________________________


Задания для космонавта

Балл


  1. Диктант «Молчанка»




  1. «Космическая буря»




  1. Физкультминутка




  1. «Космическое равновесие»



  1. Морфологический разбор «Скафандр»



ИТОГО:






























ОЦЕНКА за работу:



Упражнение «Космическая буря».

Местоимения перемешались.

Помоги найти свою планету –

запиши в тетради нужный разряд - планету.



Собой, наш, Чей?, ничей, всё, некто, это, каждый, столько, который, кое – кто, оно.





Упражнение «Космическая буря».

Местоимения перемешались.

Помоги найти свою планету –

запиши в тетради нужный разряд - планету.



Собой, наш, Чей?, ничей, всё, некто, это, каждый, столько, который, кое – кто, оно.







Упражнение «Космическая буря».

Местоимения перемешались.

Помоги найти свою планету –

запиши в тетради нужный разряд - планету.



Собой, наш, Чей?, ничей, всё, некто, это, каждый, столько, который, кое – кто, оно.



Упражнение «Космическая буря».

Местоимения перемешались.

Помоги найти свою планету –

запиши в тетради нужный разряд - планету.



Собой, наш, Чей?, ничей, всё, некто, это, каждый, столько, который, кое – кто, оно.





Упражнение «Космическая буря».

Местоимения перемешались.

Помоги найти свою планету –

запиши в тетради нужный разряд - планету.



Собой, наш, Чей?, ничей, всё, некто, это, каждый, столько, который, кое – кто, оно.





Упражнение «Космическая буря».

Местоимения перемешались.

Помоги найти свою планету –

запиши в тетради нужный разряд - планету.



Собой, наш, Чей?, ничей, всё, некто, это, каждый, столько, который, кое – кто, оно





































Просмотр содержимого презентации
«К УРОКУ Microsoft Office PowerPoint»

Урок русского языка в 6 классе  Литвинова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Петраковской СОШ

Урок русского языка в 6 классе

Литвинова Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Петраковской СОШ

О какой части речи написал поэт :   Я заменить могу другие части речи,  Взвалив обязанности их себе на плечи.  Когда приходится слова другие замещать,  На их значение всегда мне надо указать .  (П.Чесноков)

О какой части речи написал поэт :

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать .

(П.Чесноков)

Словарная работа. «Космослов»   1. Мир звёзд и галактик – это… 2. Небесное тело, вращающееся по орбите – это … КОСМОС ПЛАНЕТА

Словарная работа. «Космослов»

1. Мир звёзд и галактик – это…

2. Небесное тело, вращающееся по орбите – это …

КОСМОС

ПЛАНЕТА

КОСМОС Местоимение ПЛАНЕТА Разряд местоимения

КОСМОС

Местоимение

ПЛАНЕТА

Разряд местоимения

ЛИЧНЫЕ НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПРИТЯЖА ТЕЛЬНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛИ ТЕЛЬНЫЕ МЕСТО ИМЕНИЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ОТНОСИ ТЕЛЬНЫЕ ВОЗВРАТНОЕ

ЛИЧНЫЕ

НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ

ПРИТЯЖА ТЕЛЬНЫЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

ОПРЕДЕЛИ ТЕЛЬНЫЕ

МЕСТО

ИМЕНИЯ

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ

ОТНОСИ

ТЕЛЬНЫЕ

ВОЗВРАТНОЕ

Перевод баллов «5» - 18 – 20б «4» - 15 – 17б «3» - 10 – 14б «2» - меньше 10б.

Перевод баллов

«5» - 18 – 20б

«4» - 15 – 17б

«3» - 10 – 14б

«2» - меньше 10б.

РЕФЛЕКСИЯ  ЛЕГКО справлялись с заданиями Испытали НЕКОТОРЫЕ трудности Надо ПОВТОРИТЬ материал

РЕФЛЕКСИЯ

ЛЕГКО справлялись с заданиями

Испытали НЕКОТОРЫЕ трудности

Надо ПОВТОРИТЬ материал

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Выписать 5 пословиц с местоимениями.
  • Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Местоимение»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!