Открытый урок по русскому языку в 6 а классе по теме: «Что называется деепричастием».
Составил: |
Малышева Анна Александровна |
учитель русского языка и литературы |
г. Нижний Новгород
2018
Конспект урока русского языка в 6 классе.
Что называется деепричастием.
Тип урока: Урок-исследование
Цель урока:
обучающая: знакомство с деепричастием, его морфологическими признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость);
формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;
развивающая: развитие умения исследовать, анализировать, обобщать;
вырабатывать языковое чутьё (редактирование);
воспитывающая: воспитание любви к слову (русскому языку), умение работать в паре.
Ход урока
Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Я желаю всем хорошего настроения, доброжелательной обстановки и успеха!
Сегодня мы проведём с вами исследование над частью речи, название которой пришло к нам из 17 века! Интересно узнать, что это за часть речи?
/запишите число…, классная работа, тему урока «Что называется деепричастием»
Повторение. Упражнение «Мозговой штурм»
Перед нами слова: танец, танцевальный, танцует, танцующий (спишите в тетрадь)
Что объединяет эти слова?
Что отличает?
Спишите, поставьте к каждому слову вопрос, определите значение и запишите название части речи
Какое из этих слов является формой глагола?
Почему причастие называют особой формой глагола? Сможем ли мы определить часть речи у слова танцуя в предложении: Девочки вышли, танцуя вальс.
Сможем, но что для этого нам нужно знать?
Целеполагание
Это и будет нашей задачей на уроке: уточните ещё раз, что надо узнать о деепричастии? Чему научиться?
Итак, мы сегодня будем исследовать, что такое деепричастие.
Любое исследование предполагает алгоритм действий, то есть определённый порядок. Поэтому нашей путеводной картой будет таблица, заполняя которую, мы создадим план-конспект о деепричастии.
(слайд с таблицей) + у каждого на парте раздаточный материал.
Знакомимся с таблицей: Первая строчка «Что такое деепричастие?» заполнится нами в конце урока, мы должны будем прийти к этому определению.
вопрос | деепричастие |
1.Что такое деепричастие? | |
2. Что обозначает? (грамматическое значение) | |
3. На какие вопросы отвечает? | |
4. От какой части речи образуется? | |
5. Имеют суффиксы: | |
6. Признаки глагола | |
7. Признаки наречия | |
8. Каким членом предложения может быть? | |
9. Роль в речи | |
Начало анализа
1) Начнём наше исследование с грамматического значения, строчка № 2 танцуя
Можно определить грамматическое значение этого слова?
Девочки идут, танцуя вальс.
Что обозначает в предложении деепричастие танцуя?
Для этого нам надо задать вопрос. От какого слова будем задавать вопрос?
Найдём глагол-сказуемое (идут), оно обозначает? (действие)
Идут (что делая?) танцуя
Деепричастие танцуя обозначает добавочное, или как ещё называют, сопутствующее действие.
Давайте потренируемся в нахождении деепричастий.
Задание: определите в предложениях, где главное, а где добавочное действие. Главное действие подчеркните как сказуемое.
Работать засучив рукава. Бежать сломя голову. Слушать затаив дыхание.
Смеяться покатываясь со смеху.
Проверка: (ответы учащихся: основное действие обозначают глаголы, а деепричастия – добавочное: работать (что сделав?) засучив рукава, бежать (как?) сломя голову, слушать (что сделав? Каким образом?) затаив дыхание, смеяться (что делая?) покатываясь со смеху.
Давайте проведём эксперимент: уберём всё, кроме деепричастий.
засучив, сломя, затаив, покатываясь
Понятно ли, что обозначают эти слова вне предложения? Почему нам непонятно? Чего не хватает? (не хватает действий, глаголов)
Делаем вывод: деепричастие может существовать только при глаголе, так как характеризует основное действие, обозначает добавочное действие. Значит, деепричастие – это форма глагола.
Итак, мы узнали грамматическое значение деепричастия. Что обозначает деепричастие? (На доску прикрепляется лист «обозначает добавочное действие», записываем грамматическое значение во 2-ую строку таблицы)
2) Двигаемся в нашем исследовании дальше.
Посмотрим на следующий пункт в нашей таблице – это вопросы.
Давайте постараемся поставить вопросы к деепричастиям. Запишите вопросы в скобках, можете помогать друг другу. Вопросы даны ниже: вам нужно к каждому деепричастию подобрать свой вопрос, они не должны повторяться. От каких слов будете задавать вопрос? Некоторые вопросы похожи на глагольные.
Работать ( ) засучив рукава.
Смеяться ( ) покатываясь со смеху.
Бежать ( ) сломя голову.
Слушать ( ) затаив дыхание.
Вопросы: что сделав? что делая? как? каким образом?
Проверка: учащиеся называют вопросы, которые они подобрали для деепричастий. (затем появляется слайд со вставленными вопросами /по щелчку)
Предлагаю прикрепить таблички с вопросами на доску («отвечает на вопросы Что делая? Что сделав? Как? Каким образом?) Вопросы запишите в таблицу. У каких частей речи похожие вопросы? ( у глаголов, у наречий)
3) Продолжаем исследование. И следующий шаг – нам нужно узнать, как образуются деепричастия. Запишем эти деепричастия в тетрадь и покажем, как они образовались. От каких слов произошли следующие деепричастия? (от глаголов) с помощью чего? (специальных суффиксов). Работа идёт совместно с ребятами. Какая форма глагола тоже образуется от глагола? (причастие)
покатываясь от покатывается + я (сь)
засучив от засучить + в
сломя от сломает + я
затаив от затаить + в
Что важное о деепричастии мы узнали?
Ответ учащихся: деепричастия образуются от глаголов (прикрепляется листок и записывают в таблицу «образуется от глаголов»)
Что ещё мы узнали о деепричастии? (суффиксы). Давайте запишем их тоже в таблицу. Суффиксов у деепричастий больше, вы о них узнаете на следующих уроках.
4) При анализе морфологических признаков деепричастия мы узнали, что оно обладает признаками двух частей речи. Посмотрим на записи в таблице и скажем, каких? Вопросы вам помогут определить (глагол и наречие).
Давайте выясним глагольные признаки в деепричастии. Определим вид совершенный или несовершенный и возвратность. Вопросы к деепричастиям у нас уже заданы. Осталось только определить вид.
Работать (что сделав?) засучив рукава.
Какой вывод сделаем? (Могут быть совершенного вида (что сделав?) и несовершенного (что делая?).
Вспомните, как определим возвратность? Какой суффикс указывает на этот признак? (Суффиксы –сь, -ся, какое деепричастие является возвратным? /покатываясь /)
Обобщите, пожалуйста, какие глагольные признаки имеет деепричастие?
(деепричастие имеет глагольные признаки: вид и возвратность)
А время можно определить у деепричастий? Нет!
Прикрепим эти слова на доску и запишем в таблицу.
Физкультминутка
Мы немножко отвлечёмся: физкультминуткою займёмся.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем.
В ладоши мы похлопаем, ногами мы потопаем.
Влево наклоняемся, вправо наклоняемся.
Дружно вместе приседаем, это так мы отдыхаем.
Задание:
5) Запишите наши действия, выполняемые во время физкультминутки, с помощью деепричастий. Предлагаю работать в паре, чтобы была возможность обсудить образованные слова.
Проверка: поднимая, опуская, хлопая, топая, наклоняясь, приседая.
Задание: разберите получившиеся деепричастия по составу. (у доски по 2 ученика от ряда). Помните, что они образованы от глаголов, значит, не забудьте выделить глагольный суффикс в каждом слове, затем специальный суффикс деепричастия.
Какой морфемы нет ни в одном деепричастии? (окончание)
Почему? С чем это связано?
Какой ещё важный признак мы обнаружили? (неизменяемость)
С какой частью речи по этому признаку схоже деепричастие? (наречие) Скажите коротко, какой признак наречия мы выявили у деепричастия? (На доску прикрепляется табличка и записывается в таблицу «Не изменяется», ответ учащихся: деепричастие, как и наречие, не изменяется, то есть не имеет окончания)
6) Чтобы определить синтаксическую роль, давайте обратимся к строчке из стихотворения Ф.И.Тютчева
Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звёзды глядят с высоты. (Ф. Тютчев)
Задание: определите роль деепричастий в предложении. Найдите и выделите грамматическую основу предложения. Задайте вопрос от глагола – сказуемого к деепричастию. Чем являются деепричастия в предложении? (обстоятельством)
Делаем вывод о роли деепричастий в предложении: может быть только обстоятельством. (лист на доску и запись в таблицу «в предложении является обстоятельством»)
7) Роль деепричастий в речи
Ребята, кто может сказать, как называются выражения, над которыми мы работали в течение урока? (фразеологизмы)
Работать засучив рукава. Бежать сломя голову. Слушать затаив дыхание.
Смеяться покатываясь со смеху.
Почему так часто во фразеологизмах и пословицах используются деепричастия? Зачем они здесь нужны? Давайте уберём деепричастия. Что изменится?
(в сравнении глагол и целое выражение.
Работать Работать засучив рукава
Бежать Бежать сломя голову.
Слушать Слушать затаив дыхание
Смеяться Смеяться покатываясь со смеху
Деепричастия придают речи яркость, выразительность, точность. Запишем этот вывод в таблицу.
Поиграем в «Лото» Деепричастия часто используются и в пословицах, чтобы передать меткость, яркость народной речи. Проверим, как мы знаем пословицы.
Нужно соединить разорванные пословицы стрелками. Кто быстрее? (работа в парах)
…, по волосам не плачут | Снявши голову, … |
…, не умоешься | Не замочив рук, … |
Что имеем, не храним, … | …, потерявши, плачем. |
…, не всегда брани дорогу | Спотыкаясь,… |
…, не суйся в воду | Не зная броду, … |
Пирога ждать,… | …, не евши, спать |
Проверка: попросить зачитать получившиеся пословицы тех учащихся, кто быстрее справился с работой.
Рефлексия
Пришло время подвести итог урока. Как вы думаете, мы справились с теми задачами, которые ставили в начале урока? Что мы узнали о деепричастии? Заполните вторую колонку таблицы. Учащиеся работают над таблицей, в конце урока сдают.
Оценивание
Домашнее задание
Параграф 42 упр. 491 (3)