СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по ОБЖ по теме "Автономное существование"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по ОБЖ в 6 класса "Робинзоны 21 века" является обобщающим по теме "Автономное существование". Урок был основан на проверке знаний и практическом выполнениеи заданий. Урок оформлен в виде игры-путешествия.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ОБЖ по теме "Автономное существование"»

«РОБИНЗОНЫ 21 века»
(обобщающий урок в 6 классе по теме «Автономное существование»)

Цели урока:

  • обобщение полученных знаний, умений, навыков выживания в условиях автономного существования;

  • формирование креативного и оперативного мышления, умение оценивать свои возможности и способность противостоять трудностям.

Задачи урока:

Обучающие

  • дать знания об основных способах выживания в условиях вынужденной автономии в природных условиях



Развивающие

  • развивать коммуникативные способности, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Воспитывающие

  • воспитывать качества личности безопасного типа поведения

  • воспитание чувства ответственности за свою жизнь и за жизнь товарищей, умение работать в группе.



Методические приемы: групповая работа

Тип урока: комбинированный (проверка знаний и практическое выполнение заданий). Работа в группах.

Вид урока: урок-путешествие

Оформление: компьютерная презентация.



Ход урока

1.Организационный момент (Назвать тему, определить цели)

Учитель: Я приветствую вас с началом игры-путешествия «Робинзоны XXI века». Наши отважные «робинзоны» прошли теоретический курс и необходимую подготовку для выживания в природных условиях.

Выжить или не выжить – зависит только от вас.


Девиз урока – «Выживи сам и спаси другого».

Итак, вас высадили в полдень на необитаемом острове, на котором ребят ждут испытания, после которых вас вправе можно назвать «Робинзонами 21 века»

2.Актуализация


1 ЭТАП. Ориентирование

Назовите 5 способов ориентирования.
Попробуем соорентироваться по местным признакам, по компасу и часам.

2 ЭТАП. Разведка острова. (разгадывание кроссворда)




1







2









3








4


5









6









7








8







9









Кроссворд.

По горизонтали:
1. Человек, любящий ходить в походы
2. Большой топор, а маленький …..
3. Самое любимое занятие рыбака

По вертикали:
4. Сторона горизонта


5. Посуда для приготовления пищи на костре
6. Большая сумка, которую туристы носят на спине
7. Сборник географических карт
8. Что разжигают туристы, чтобы согреться
9. Прибор, при помощи которого определяют стороны горизонта

Ключевое слово: ПАЛАТКА.

Для чего она предназначена? Что заменяет палатку в условиях автономии?


3 ЭТАП. Мой костер в тумане светит.

Назовите виды костров по предназначению (огневые, жаровые, дымовые)
Определите тип костра.

4 ЭТАП. Таинственная записка

На берегу острова вы обнаружили сосуд, в котором находится таинственная записка. (отгадывание ребусов) Попробуйте ее разгадать (письменное задание – заполнение карточки ответов)

5 ЭТАП. Съедобно-несьедобно.
На острове богатая флора и фауна.

Что съедобно?

Как используются данные растения?

Выделите из перечисленного лекарственные растения?
Какое растение останавливает кровь?

6 ЭТАП. SOS (название кода) – на доске вывешиваются

Из полученных букв составьте имя великого путешественника 21 века (Конюхов)
Зачитывание биографии.

7 ЭТАП. Первая помощь. (работа в группах)
Задания:
- перевязать указательный палец;
- перевязать голову;
- остановить кровь


8 ЭТАП. Черный ящик

После подачи сигналов вам сбросили несколько ящиков: в одном – медикаменты, в другом – палатка , а в третьем одежда и ……
Что это? Предмет первый.
Подсказки:
1. Это есть в каждом доме.
2. Главные находятся в Кремле.
3. По ним живут все люди на земле.
4. Они бывают механические и электронные.
5. Иногда в них живет кукушка
.

Предмет второй.
Подсказки:
1. Они очень дружные и похожи друг на друга
2. Они живут в необычном домике
3. Пахнут осиной
4. Их продают в магазине
5. Они способны разжечь костер

Предмет третий.
Подсказки:
1. Это прибор.
2. Изобрели в Китае.
3. Установлен на всех морских кораблях.
4. Нужен и путешественникам, и грибникам, и туристам
5. Определяет стороны горизонта.

9 Этап. Меткая викторина.


  1. Необходимый предмет для разведения огня? (Спички.)

  2. Мелкие сухие веточки, сухая трава, березовая кора для костра, что это? (Растопка.)

  3. Что используют при разведении костра на глубоком снегу, болоте, сырой земле? (Настил.)

  4. Дымовые костры используют для приготовления пищи? (Нет.)

  5. Жаровые костры используют для подачи сигнала? (Нет.)

  6. Пламенные костры используют для сушки вещей? (Нет.)

  7. На каком костре можно быстро вскипятить воду? (Шалаш.)

  8. Переносное хранилище огня? (Факел.)


(Слайд) Ребята! Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться. Настроение у вас от путешествия бодрое, веселое, все остались живы и здоровы.

-Вы молодцы, все выполнили четко:

Костры зажгли, нашли себе еду,

Зашифровали почту, все успели,

Теперь не попадете вы в беду.

Багаж велик – полученные знанья

Теперь всегда сумеем применить.


Кажется, вас заметили. С западной стороны показался парусник, который держит обратный путь к берегам Купанского.

Робинзоны 21 века привезли свои путевые заметки с острова. (Чтение сочинения «Я на необитаемом острове»)

3. Рефлексия. Как вы думаете, пригодятся ли знания, полученные при изучении темы в реальной жизни? Кому путешествие запомнится. Оцените свой вклад существования на данном острове.

4. Подведение итогов. (оценки) Испытания выдержали.

































1 этап. Умственная разминка.

  1. Какие виды автономного существования вы знаете?

(Вынужденное и добровольное существование).

Учитель: Теперь представьте, вы оказались одни в лесу в результате аварии транспортного средства. Кругом безлюдное, совершенно необжитое место, но вам крупно повезло – это конец лета, август. Вы уже огляделись и поняли, что это не шутки, что до ближайшего населенного пункта очень далеко и вам необходимо как-то обустраиваться, приспосабливаться. Может быть, придется пробыть здесь длительное время, пока вас не станут искать или вы сами не найдете дорогу.

  1. Какие задачи ставит любая вынужденная автономия, от решения которых зависит безопасность и спасения людей впервые минуты после аварии?

(Эвакуация из опасной зоны, первая медицинская помощь, устройство временного убежища, осмотр и сбор снаряжения и продуктов.)

Жюри оценивает ответы.

  1. Самостоятельная работа

П этап. Оказание первой помощи.

Учитель: Капитаны отрывают от «ромашки» розовый лепесток с заданием. Команды выполняют свои задания.

  1. Для одной команды - остановка капиллярного кровотечения.

(Обработка ссадины перекисью водорода или раствором йода, наложение стерильной повязки.)

  1. Для другой команды - оказание медицинской помощи при ожоге.

(Наложение стерильной повязки на место ожога)

Жюри оценивают выполнение задания.

III этап. Стоянка.

Задание на лепестке фиолетового цвета.

Построение из подручного материала на стенде временного укрытия.

1-ая команда изготовляет шалаш.

2-ая команда изготовляет навес.

Жюри оценивают выполнение задания.

IV этап. Костёр в лесу.

Задание на лепестке голубого цвета.

1. Как оборудовать по всем правилам место для костра?(Для обеих команд)

(Снять дерн, перевернутый дерн, разложить по кругу с диаметром один метр; выложить из камней круг диаметром один метр)

2.Назначение (вашего по заданию) типа костра.

Для 1-ой команды - костер «шалаш» (для быстрого приготовления и разогревания пищи)

Для 2-ой команды - «колодец» (для просушки одежды и освещения лагеря)

Практическое задание: Используя муляжи дров и материала для кострища одной из команд изготовить костер «шалаш», другой - «колодец».

Жюри оценивают выполнение задания.

V этап. Добыча пищи и воды.

Для того, чтобы получить задание на этот этап, необходимо оторвать от «ромашки» зеленый лепесток.

Что нужно делать с добытой в лесу водой, чтобы можно было её пить?

(Прокипятить воду)

1-ая команда

Определить по фотографиям съедобные грибы, плоды и ягоды.

(Грибы: белый гриб, подосиновик, подберезовик. Плоды: яблоки, груши. Ягоды: черника, брусника, рябина, клюква.)

2-ая команда

Определить по фотографиям ядовитые грибы и ягоды.

(Грибы: бледная поганка, мухомор, желчный гриб. Ягоды: вороний глаз, ландыш.)

Жюри оценивают выполнение задания.

VI этап. Ориентирование по природным признакам.

Задание на лепестке желтого цвета.

1.Как найти стороны света в ночное время?

(Найти полярную звезду в созвездии малой медведицы, встать к ней лицом, впереди будет север, сзади - юг, слева – запад, справа- восток.)

2.Как найти стороны света в солнечный день?

( По солнцу. Если встать спиной к солнцу в полдень, то тень укажет на север, соответственно юг будет сзади, восток - по правую руку, запад – по левую.)

Жюри оценивают выполнение задания.

VII этап. Подача сигнала о помощи.

Дополнительный вопрос:

1.Как с помощью костров можно подать международные сигналы бедствия?

(Три костра в одну линию с расстоянием между ними 300метров.)

(Треугольник из костров со стороной 300метров)

Жюри оценивают выполнение задания.

VIII этап. Соревнование на меткость.

Чтобы не остаться голодными, наши «робинзоны» должны быть меткими.

Задание: Каждый участник команды метает дротик в цель. Одно попадание – одно очко.

Жюри оценивают выполнение задания.

Подводим итоги игры.

Победители получают грамоту.





4.Рефлексия

Как вы думаете, пригодятся ли знания, полученные при изучении темы в реальной жизни?



5.Сообщение домашнего задания.

Запомнить международную кодовую таблицу воздушных сигналов «Земля-Воздух»









Список использованной литературы

1.ОБЖ 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н.) М.: Дрофа, 2011г.

2.Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. А А.Ильин - М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2001г.

3. Научно – методический и информационный журнал ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности №7, 2010г., №3, 2011г.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.Карточки с заданиями в виде разноцветных лепестков «Ромашка»

  • Лепестки розового цвета: остановка капиллярного кровотечения; оказание первой помощи при ожоге.

  • Лепестки фиолетового цвета: построение шалаша; построение навеса.

  • Лепестки голубого цвета: как оборудовать место для костра, используя дерн? Назначение костра типа «шалаш»; Как оборудовать место для костра, используя камни? Назначение костра типа «колодец»?

  • Лепестки зеленого цвета: определить по иллюстрациям съедобные грибы, плоды и ягоды; определить по иллюстрациям ядовитые растения.

  • Лепестки желтого цвета: как найти стороны света в ночное время; как найти стороны света в солнечный день.

2.Иллюстрации съедобных и ядовитых грибов, плодов и ягод. Научно – методический и информационный журнал ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности №7, 2010г., №3, 2011г.

3. http://www.vmiretrav.ru/yadrast.html

http://www.vitaminov.net/rus-drugs-carbon-jkt-16009/html

Цели:
- обобщение знаний по пройденной теме;
- закрепление навыков правильных действий в условиях автономии;
- привитие культуры безопасности;
- воспитание чувства ответственности у обучающихся.



ПЛАН УРОКА:

  1. Приветствие

  2. Вступительное слово учителя (назвать тему, определить цели урока)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!