СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии 6 класса по теме "Озёра"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данной разработке большое место отводится самостоятельной работе обучающихся. Кроме обычных для урока географии работы с картой, практической работы предлагается работа над проектом, то есть в течение урока дети проводят исследование и оформляют неболоьшой проект.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии 6 класса по теме "Озёра"»

Тема: Озера.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебно-воспитательные цели:

  1. Расширить знания учащихся об озерах земного шара, объяснить понятия: “озеро”, “озерная котловина”, “карст”, “старица”, “сточные”, “бессточные”, “пресные”, “соленые”.

  2. Называть крупные озера мира и России и уметь показывать их на карте России и карте полушарий.

  3. Проконтролировать степень усвоения знаний по теме “Реки”, изученной на прошлом уроке.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить знания по теме “Реки”, знание карты.

  2. Познакомить учащихся с новой темой.

  3. Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах.

4. Расширить знания учащихся об озерах земного шара.

5. Показать влияние происхождения озера на его природу

Развивающие:

  1. Активизировать процесс мышления у учащихся.

  2. Развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формировать ответы.

  3. Формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы.

  4. Научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности.

  5. Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.

  6. Развивать интеллектуальные способности.

  7. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер от происхождения котловин.

  8. Формировать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.

  9. Объяснить понятия: «озеро», «озерные котловины», «карст», «старица», «сточные», «бессточные».

Воспитательные:

  1. Формировать у учащихся географическую культуру.

  2. Воспитывать экологическое сознание

  3. Осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.

  4.   Воспитывать доброжелательность в отношениях между учащимися.

  5. Воспитывать у обучающихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру

Ведущие понятия урока: озеро, озерная котловина, тектоническое озеро, запрудное, вулканическое, старица, сточное и бессточное озеро.

Географическая номенклатура: озёра: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее, Балхаш, Мёртвое, Эйр.

Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», учебник, компьютер, проектор, экран, 2 презентации, раздаточный материал для теста, для составления проекта, для рефлексии.

Ход урока:

1.Орг.момент или мотивация(1 минута)

Цели этапа:- установить рамки деятельности «могу-хочу-надо»;

- включить обучающихся в учебную деятельность.

– Добрый день!

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок! Урок географии.

Дорогие ребята, если вы любите свою планету и хотите знать о ней как можно больше, изучайте географию, ведь именно этот предмет даёт море информации об особенностях природы, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Как уникален шар земной,

Как широки его просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Как уникален шар земной

От севера до юга!

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга…

Ребята, мы с вами продолжим изучать оболочки нашей родной планеты. На предыдущих уроках вы рассматривали воды суши в составе гидросферы. Прежде чем приступить к изучению новой темы в начале урока мы повторим необходимый материал. А для успешной совместной деятельности нам понадобятся: учебник, атлас и ваша активная работа.

2.Актуализация и затруднения фиксации. (4 мин)

Цели этапа: - повторить необходимый материал;

- активизировать мыслительные операции;

- совершить пробные действия, зафиксировать затруднения.

Я вам предлагаю задание, оно состоит их двух частей. Первая часть – это из предложенных вам вариантов ответа нужно выбрать один правильный и вторая часть - это незаконченные предложения. Вы их зачитываете и пишете, что же это такое. В этой работе нам поможет презентация. Поочерёдно мы будем зачитывать вопросы и отвечать на заготовленных бланках, которые перед вами на столах. На эту работу вам даю 4 минуты, а затем 1 минуту на самопроверку, после этого собираем бланки и кладём мне на стол.

Слайды № 2-14

Тест + незаконченные предложения.

1.Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется:

а) бассейн реки;
б) речная долина
в) речная система.

2.Высочайший в мире водопад:

а) Виктория (Африка)
б) Анхель (Южная Америка)
в) Ниагарский водопад (Северная Америка).

3.Пороги образуются, если:

а) твердые породы выходят на поверхность
б) русло реки сложено осадочными породами
в) рельеф становится горным.

4.Внезапный и кратковременный подъем уровня воды в реке это:

а) паводок
б) межень
в) половодье.

5.Ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке:

а) прилив
б) половодье
в) паводок

6.Место впадения реки в море или другую реку называется:

а) устье
б) исток
в) приток.

7.Место, где река берет начало:

а) русло
б) исток
в) приток.

8.Граница между двумя бассейнами рек называется:

а) порог
б) пойма
в) водораздел.

Выработанное рекой углубление на земной поверхности, по которому она течет называется______________________ (русло).

Источниками питания рек являются:

____________(снег), ________________ (дождь), ________________(подземные воды) ,________________ (ледники).

Попрошу вас оценить свою работу:

– нет ошибок “5”
– 1–3 ошибки “4”
– 4–5 ошибок “3”
– более 5 ошибок “2”

Молодцы, я рада, что вы (или большинство) с этой работой справились.

3.Место и причина затруднения. (2 мин)

Цели этапа: - проанализировать свои действия;

- зафиксировать место затруднения;

- найти причину затруднения.

Ребята, определить тему сегодняшнего урока вам придётся самостоятельно. А для этого я вам предлагаю 2 подсказки:

  1. (включаю фрагмент «Лебединого озера» П.И. Чайковского) в названии этого классического произведения, которое звучит сейчас, есть слово – тема урока.

  2. Прослушайте стихотворение

Слайд №15

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звёзды

В нем все отражаются…

Как это зеркало называется?

Молодцы! Открыли тетради, записали число … и тему урока “Озера”.

Слайд №16

  1. Выход проекта (4 мин)

Цели этапа: - сформулировать цель действия;

- согласовать тему урока;

- выбрать способ и средства для действия;

- сформулировать план действий.

Ребята, представьте себе, что вы находитесь в исследовательской лаборатории. Я предлагаю вам нашу научно – исследовательскую работу построить в форме проекта. Перед вами на столах лежат заготовки, вам следует лишь подписать свои фамилию и имя.

Но сначала, давайте определим, на какие вопросы по выбранной теме мы сегодня будем с вами отвечать. Цели нашего урока – это…

Слайд №17
Каждый из вас, ребята, видел озера. Кто-то отдыхал на озере, кто-то видел их из окна автомобиля или поезда, когда проезжал мимо. 
В отличие от прудов озера образуются без участия человека. Что же такое озеро?
Ответ на этот вопрос попытаемся найти в учебнике. Откройте, пожалуйста, Параграф 31 на странице 95. Найдите определение озера. Прочитаем его.
Правильно. Давайте запишем его в свои проекты.

(Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.) Слайд №18

- Назовите условия образования озера. Обратитесь к учебнику на стр. 95(наличие замкнутого природного углубления, поверхностный и (или) подземный сток, испарение меньше, чем поступление воды). Запишите это в свои проекты.

- Назовите источники питания озёр, подумайте, будут ли озёра отличаться от рек? (дождь, снег, ледники, подземные воды) Запишите это в свои проекты..

-А теперь заполним схему – проведём расследование: прежде всего давайте установим, чем же озеро отличается от моря и реки? Слайд №19

(Озеро, в отличие от реки не является частью Океана, а от реки отличается тем, что не имеет течения.) запишите это в свои проекты.
-Какое озеро самое большое на Земле?

(Каспийское.)- В прошлом оно соединялось с океаном и было морем. За огромные размеры и воду, похожую по составу солей на океанскую, его называют морем.

(Показать Каспийское море-озеро на карте России и карте полушарий.)

Самое глубокое озеро на Земле – Байкал. Его глубина 1637 метров. Оно уникально. В известности и славе не знает равных. Современное название Байкал получил , как полагают, от тюркского “байл” и “куль” – “богатое озеро”.

Белый диск, применяемый для определения прозрачности воды, виден на глубине 40–45 метров. Чистота байкальской воды объясняется многими причинами:

– 336 рек, больших и маленьких, впадает в Байкал;
– кроме этого, у Байкала есть свои “санитары” это подводные рачки эпищура, которые нигде больше не встречаются.

Презентация «Байкал» 1 мин.

Озеру Байкал посвящено множество стихов, я хочу зачитать вам несколько строк, которые мне очень нравятся.

Чиста, уникальна, прозрачна вода
Безмолвна, но полная жизни тайга
Шумит и волнуется бешеный вал –
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь – Ангара удалая
Свой путь начинает из этого края
А с нею три сотни речушек и рек
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день.
Будут ли жить там омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб достоянием народа стал
Славное море – священный Байкал.

(Показать озеро Байкал на карте России и карте полушарий.)Не забывайте работать над проектом!

  1. Реализация проекта. (5 мин)

Цели этапа: - реализовать проект в соответствии с планом;

- открыть новый способ и зафиксировать его в речи и знаково;

- сделать вывод в общем виде.

-Ребята, а не задавали ли вы себе вопрос: почему озёра столь разные по глубине? Попробуем предположить, что это связано с происхождением природного углубления, в котором находится вода озера.

-Давайте снова обратимся к учебнику. Откройте, пожалуйста, стр.96 и найдите определение озерная котловина. Прочитайте его.

Слайд №20

(Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами.)

Запишем в проект. По способу образования озерные котловины можно разделить на несколько типов. Обратимся к таблицам на доске и к слайду.

Заполним в проекте таблицу№1: «Типы котловин».

  1. Тектонические – образуются в результате тектонических движений земной коры. Например, за счет медленного опускания обширного участка земной коры образовались котловины Каспийского и Аральского морей-озер

Котловина Байкала образовалась в результате опускания участков земной коры по разлому. Байкал самое глубокое озеро мира (1642 м.)


2.Вулканические – образуются в кратерах потухших вулканов. Например, Кроноцкое и Курильское озера на полуострове Камчатка. . При извержении такое озеро выкипает.

3.Ледниковые – образуются от таяния ледников. В доисторические времена со стороны Северного Ледовитого океана на территорию России четырежды надвигался ледник. Он выпахивал углубления, которые заполнялись водой от таяния ледника. Их много на северо-западе Русской равнины Например, Ладожское и Онежское озера (недалеко от г.Санкт-Петербург)

4.Старицы – образуются в половодье, когда река заливает значительную часть поймы или когда река меняет своё направление, остаются участки прежнего русла.

Ребята, как вы думаете, почему на моей схеме нет названий озёр – стариц? Давайте проведём расследование. Кто из вас был на озере Маковье? Подумайте, какое происхождение имеет его котловина. Верно, это озеро – старица. Оно до сих пор соединяется протоком с рекой Сейм. В него впадает река Крепна. Его глубина 4 метра, ширина до 500 м, длина более 4 км.

Все озёра Курской области – старицы. Крупнейшими из них являются Малино село Капыстичи Рыльского района, Фитиж у села Фитиж Льговского района и Лезвино в Банищанском лесу Льговского района.

Запишите их в таблицу.

5.Запрудные – образуются в результате частичного преграждения русла реки. В особую группу выделяются завальные, или плотинные, озера, Образующиеся в результате обвалов в горах. Загромождая узкие долины горных рек, обвалы часто создают высокие прочные плотины, выше которых по реке начинается образование озера. Много таких озер на Кавказе и в других горных районах страны.

Нап ример, Сарезское озеро на Памире.

6.Карстовые – образуются, когда грунтовые воды размывают соли, их много в пещерах. .В местности, сложенной легкорастворимыми породами, подземные воды вымывают в этих породах пустоты. Это явление носит название карст.
Например, озеро Кандрыкуль в Башкирии.
7. Термокарстовые озера образуются на территориях с многолетней мерзлотой. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии много таких озер. Самое известное – озеро Неджели.

На низинных берегах Черного, Азовского и некоторых других морей широко распространены лиманные озера – продукт взаимодействия реки и моря: затопленное морем устье реки постепенно отчленяется от моря косой, воздвигающейся между морем и рекой, и превращается в лиман. Лиманные озера узкие и неглубокие, в очертаниях сохраняют извилистость затопленных речных долин.


  1. Первичное закрепление. (4 мин)

Цели этапа: - решить фронтально, в группах, в парах задания на новый способ;

- проговорить вслух.

А теперь давайте проверим, как вы запомнили виды озёрных котловин и посмотрим слайды.

Слайд 21 – ледниковое озеро Ладожское

Слайд22 - запрудное озеро Сарезское

Слайд 23 – тектоническое озеро Каспийское

Слайд24 – тектоническое Байкал

Слайд 25 - Карстовое Имотски

Слайд 26 – вулканическое Кроноцкое

Слайд27 Озера-старицы ХМАО Югра



Озера, как и реки, питаются дождевой, талой и подземной водой. Вода из озера расходуется на испарение и выносится реками.

Озера, из которых вытекают реки, называются СТОЧНЫМИ,

Например, Байкал. Какая река из него вытекает?

Озера, из которых реки не вытекают называют БЕССТОЧНЫМИ. В таких озёрах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится солёной или горькой.

Например, Каспийское море-озеро. Запишите информацию в проект!

Слайд №28

Поэтому озера могут быть:

  • Пресные (на карте показаны голубым цветом).

  • Соленые  (на карте показаны  розовым цветом).







  1. Самостоятельная работа. (3 мин)

Цели этапа: - самостоятельное выполнение задания;

- проверить по эталону;

- выявить причины новых ошибок, исправить их если они есть.

А теперь объединимся в пары и поработаем с учебником стр.97 и выполним задание на слайде.

Слайд №29

- Проведём небольшую практическую работу при этом класс разделится на 2 группы.

Практическая работа «Описание озера по плану»

Работа в группах.

План описания озера

1. Название.
2. На каком материке находится и в какой части?
3. Происхождение котловины.
4. Сточное или бессточное.
5. Соленое или пресное.



Описание озера

Название

озера

На каком материке расположено и в какой его части

Происхождение котловины

Сточное или бессточное

Соленое или пресное

Эйр-Норт



Виктория


Австралия, в южной ее части


Африка, в восточной ее части


Тектоническое



Тектоническое


бессточное



сточное


Соленое



Пресное


- Капитаны поднимите руки, чья группа справилась с заданием.



Посмотрите на слайд №17, предположите, почему вода Мёртвого моря содержит столько солей. Если затрудняетесь, обратитесь к тексту учебника стр. 97.

Слайд №30-31

Реки выносят в озёра не только растворённые минеральные вещества, но и твёрдые частицы. Наносы этих частиц отлагаются на дне озера. Поэтому небольшие озёра со временем мелеют, зарастают и постепенно озеро превращается в болото. А что же такое болото? Обратимся к странице 98 учебника.

Слайд №32

(это участок земной поверхности, сильно увлажнённый и поросший влаголюбивой растительностью).

  1. Включение в систему знаний. (5 мин)

Цели этапа: - выполнить задания, где новые знания связаны с изученными;

- подготовиться к изучению следующих разделов.

А теперь закрепим пройденный материал. Работа со слайдами №33-38.

Слайд №33

Заполним таблицу.

Слайд №34

Выберите из списка бессточные озёра.

Слайд №35

Что это за озеро?

Слайд №36

Закончите предложение.

Слайд №37

По рисункам определите происхождение озёр.

Слайд №38

Выберите правильные суждения.

  1. (2 мин)

Цель этапа: - Оценить свою работу на уроке;

- соотнести цель и результаты;

- наметить новую цель;

- определиться с домашним заданием.

Задание: Выберите тот ответ, что наиболее объективно отражает вашу работу на уровне (на смайлике ), вставьте его в бумажную подставку и покажите нам всем.

Урок понравился, я был максимально активен, все усвоил.

Урок понравился, я старался выполнить все задания.



Некоторые задания были сложны для меня.

Определимся с домашним заданием. Оно у вас напечатано в проекте. Кроме материала параграфа №31,мы с вами продолжим свои исследования и ответим на вопросы, где на нашей планете находятся и почему так называются: озеро – кастрюля, Сладкое озеро, озеро смерти, озеро чернил, горящее озеро. Кроме того, следует выполнить задание в контурной карте (№6 стр.98).

-  Подведем итог: лучше всех работали на уроке…

-  Выставление оценок учащимся.

Итак, завершился наш веселый урок
Хочу подвести небольшой итог
Во-первых, спасибо за теплую атмосферу
Второе, что я хотела бы сказать
Урок помог мне сегодня узнать,
Что знания наши прочны и крепки
А значит, спасибо, ученики.

Спасибо ребята за урок, до свидания, всего доброго!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!