СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: Спирты

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией: мы едим продукты, полученные при помощи химических реакций, мы одеваемся непосредственно в ее результаты: ацетатный шелк, искусственную шерсть, изделия из кожзаменителя и многое другое. Сколько еще вокруг всего того, что нам дает органическая химия: кроме одежды, обуви, еды, органическая химия дает нам жизнь. Да, да, да - жизнь! Ведь, благодаря именно химии мы можем проводить сложные операции (наркоз), лечить ангину и просто делать уколы, где в качестве антисептика мы выбираем????? этиловый спирт. Сегодня на уроке вы познакомитесь с представителями класса одноатомных спиртов. С их характерными свойствами, получением,  рассмотрите влияние на организм человека.  

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: Спирты»

Актюбинский колледж промышленных технологий и управления

Преподаватель химии и биологии: Бикешева Анаргуль Жолдыбаевна



Урок по теме  «Одноатомные спирты»

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке при изучении одноатомных спиртов (получение, свойства, применение).

ЗАДАЧИ:

Обучающая: формировать представление о получении, физических и химических свойствах одноатомных насыщенных спиртов на примере этанола (реакции водорода гидроксильной и алкильной групп с активными металлами, галогеноводородами, окисление, горение).

Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать логическое мышление, умение самостоятельно формулировать выводы.

Воспитывающая: воспитание трудолюбия, усидчивости, развития памяти, внимания, логического мышления, толерантности, рефлексии; способствовать формированию понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата.

Тип урока: изучение нового материала

Форма: групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Получение, свойства, применение одноатомных предельных спиртов”.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

(подготовка учащихся к уроку, обеспечение благоприятной обстановки)

Здравствуйте уважаемые коллеги и ученики!

Всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией: мы едим продукты, полученные при помощи химических реакций, мы одеваемся непосредственно в ее результаты: ацетатный шелк, искусственную шерсть, изделия из кожзаменителя и многое другое. Сколько еще вокруг всего того, что нам дает органическая химия: кроме одежды, обуви, еды, органическая химия дает нам жизнь. Да, да, да - жизнь! Ведь, благодаря именно химии мы можем проводить сложные операции (наркоз), лечить ангину и просто делать уколы, где в качестве антисептика мы выбираем????? этиловый спирт. Сегодня на уроке вы познакомитесь с представителями класса одноатомных спиртов. С их характерными свойствами, получением, рассмотрите влияние на организм человека.
 

  1. Новая тема

Задание 1. Выбери незнакомца (подчеркнуть)

C7H14                         C4H10

C2H2                         CH2=CH=CH2

C2H5 – OH                 OHCH2 – CH2OH

CH3Cl               CH3 – OH

CH3 – CH=CH2        

 Задание 2. Напишите структурную формулу этана и пропана

 в которых один атом водорода замените на -ОН группу.

СН3 – СН2 – ОН

                                      СН3 – СН2 –СН2- ОН

Вопросы к классу: 

1. Как назвать класс получившихся  веществ? (спирты)

2. Как можно отличить спирты от других классов органических веществ?( по –ОН)

3. Какое определение спиртов вы можете предложить?

Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксильных групп (ОН).

Классификация спиртов  

 1.по числу гидроксильных групп:

  1. одноатомные (одна группа - ОН),

  2. многоатомные (две и более групп - ОН)

2. По типу углеводородного  радикала

  1. Предельные

  2. Непредельные

  3. Ароматические

3. По типу атома углерода связанного с гидроксогруппой (-ОН)

  1. первичные

  2. вторичные

  3. тритичные

Номенклатура и изомерия:

При образовании названий спиртов к названию углеводорода, соответствующего спирту, добавляют (родовой) суффикс – ОЛ.

Цифрами после суффикса указывают положение гидроксильной группы в главной цепи:

Для спиртов характерны 3 вида изомерии:

  1. изомерия углеродного скелета,

  2. функциональной группы

  3. межклассовая.

Опорный конспект


                                 Получение

                                           

 

Физические                Спирты                Химические

       свойства                                             свойства


                                 Применение


Для дальнейшего изучения спиртов учащиеся делятся на  проектные группы, раздаются инструктивные карты. Результатом работы будет опорный конспект. На работу отводится 10-15 минут.

Группа №1 ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

Спирты: Физические свойства.

1.Охарактеризуйте физические свойства спиртов на примере этанола: а)запах, б)летучесть, в) агрегатное состояние. Проанализируйте изменение их физических свойств с увеличением молекулярной массы.
2. Проверьте растворимость этанола в воде. Сделайте вывод о растворимости предельных одноатомных спиртов  в воде.
 3. На основании выполненной работы, обобщите физические свойства спиртов.
 Ответ учащихся: низшие и средние спирты (С1-C11)-летучие, бесцветные жидкости с резким, характерным алкогольным  запахом, жгучим вкусом. Растворимы в воде до актонола.

Высшие спирты (C12-  и выше)- твердые вещества с приятным запахом. Нерастворимы в воде.


Физические характеристики спиртов

Этиловый спирт

Цвет

 

Запах

 

Агрегатное состояние

 

Физиологическое действие

 

Т кип.

 


Группа 2 ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

Спирты: Получение

  1. Изучите  дополнительную литературу стр.148- 149 учебника.

  2. Привести примеры получения спиртов

А) в  лаборатории

Б) в промышленности

Ответ учащихся: 1. Брожение сахаристых веществ например, глюкозы С6Н12О6
С6Н12О6=2С2Н5ОН+2СО2
2. Гидратация галогенопроизводных предельных углеводородов
С2Н5СL+H2O=C2H5OH+HCl
3. Гидратация алкенов, например этена, пропена.
C2H4+H2O=C2H5OH

Группа 3 ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

Спирты: Применение спиртов.

  1. Изучите стр.68,72-73 учебника

  2. Обобщите информацию о применении предельных одноатомных спиртов.

  3. Характеристика этанола и метанола – воздействие на организм.

  4. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.

Ответ учащихся:

• промежуточные продукты для основного органического синтеза;
• применение в качестве топлива;
• производство растворителей;
• производство синтетических моющих средств, парфюмерии и косметики;
• использование в пищевой и фармацевтической промышленности.

Группа 4 ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА

Спирты: Химические свойства

  1. Изучите учебник стр.69-70 учебника

  1. Обобщите информацию о химических свойствах одноатомных.

  1. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 мин

Ответ учащихся:

1. Реагируют с активными металлами (уравнения реакций
2С2Н5ОН+2Na=2C2H5ONa+H2
2. Полностью окисляются или горят(уравнения реакции)
C2H5OH+3O2=2CO2+3H2O
3. Вступают в реакции дегидратации( уравнения реакции)
C3H7OH=H2O+C3H6
4. С кислотами образуют сложные эфиры (уравнения реакций)
C2H5OH+CH3COOH=CH3COOC2H5+H2O
5. Качественной реакцией на спирты будет взаимодействие с оксидом меди (2)
CuO+C2H5OH=Cu+CH3COH+H2O

Название свойства

Уравнения реакций

Продукты реакции

1

Взаимодействие со щелочными металлами

2C2H5OH + 2Na —
этанол

 

2

Реакция с галогеноводородом

C2H5OH + HCl —

 

3

Окисление (качественная реакция на спирты)

C2H5OH + СuO —
этанол

 

4

Горение

C2H5OH + 3O2

 


 «Рефлексия»

       Спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющим на его жизнедеятельность.  Все зависит от дозы.

  1. Спирт – это питательное вещество, которое обеспечивает организм энергией. В средние века за счет потребления алкоголя организм получал около 25% энергии.

  2. Спирт – это лекарственное средство, имеющее дезинфицирующее и антибактериальное действие.

  3. Спирт – это яд, нарушающий естественные биологические процессы, разрушающий внутренние органы и психику и при чрезмерном употреблении влекущий смерть. 60-70 % -ный его раствор оказывает угнетающее действие на микроорганизмы, разрушая их частично или полностью убивая. Если концентрация раствора выше 20 %, он вызывает дегидратацию (обезвоживание ) и коагуляцию (свертывание ) белковых веществ и протоплазмы клетки. Алкоголь является наркотиком, оказывающим опьяняющее действие на организм , но в отличие от других наркотиков, это его действие на организм проявляется при употреблении больших доз – от 0,2 до 0,5 г. на метр крови.


  1. Закрепление

  1. В одном сосуде без подписи находится вода, а в другом – спирт. Можно ли воспользоваться индикатором, чтобы их распознать?(нет)

  2. Кому принадлежит честь получения чистого спирта?(алхимики)

  3. Может ли спирт быть твердым веществом?(да, чем выше количество атомов углерода- с 12)

  4. Молекулярная масса метанола 32, а углекислого газа 44. Сделайте вывод об агрегатном состоянии спирта. (Жидкости, газы)

  1. Итог. Домашнее задание

1. Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
2. Как вы усвоили пройденный материал?
3. Какие были трудности? удалось ли их преодолеть?
4. Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?
5. Пригодится ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
А для лучшего усвоения знания дополнительное задание на дом «Осуществить превращение» и подготовиться к устному ответу.


СН4 С2Н4 С2Н5 С2Н5Сl С2Н5ОН





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!