III | Подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Закончено изучение большого класса органических соединений, состоящих только из двух химических элементов – углерода и водорода. На сегодняшнем уроке мы начнем изучать соединения, в состав которых, кроме углерода и водорода, входит кислород. Эти соединения объединяются под общим названием кислородосодержащие. Изучение кислородсодержащих соединений начинается с класса, а какого, вы узнаете, решив задачу и ответив на вопросы. Задача. Массовая доля углерода, водорода и кислорода соответственно равны – 52,18%, 13,04% и 34,78%. Выведите формулу вещества. Ответьте на вопрос: Впервые русичи повстречались с этим веществом в 1386 году, когда генуэзские послы привезли в Москву «aqua vitae» – «живую воду» и представили ее князю Дмитрию Донскому. Какое вещество скрывалось под красивым названием? (винный спирт высокой концентрации), впервые полученный в 1334 году алхимиком из Прованса Арнольдом Вилльневом, который приспособил изобретенный арабами перегонный куб для превращения виноградного вина в этиловый спирт. Получаемая в результате перегонки перебродившего сусла летучая жидкость воспринималась как концентрат, «дух вина» (по-латыни «spiritus vini»), откуда и происходит современное название этой субстанции во многих языках, в том числе в русском – «спирт». | Устанавливает уровень опорных знаний о спиртах, актуализирует прежние знания, организует диалог в виде фронтальной беседы и решения задачи с целью уточнения уровня знаний | Каждый учащийся включается в конкретную деятельность на уже освоенном материале. Вспоминают порядок нахождения формулы соединения через массовую долю элемента в веществе | Индиви-дуальная, коллективная | Беседа, самостоя-тельная работа, решение задач |
IV | начнем знакомство с одной лишь группой, которая называется предельные одноатомные спирты. Спирты являются производными предельных углеводородов, в молекулах которых один атом водорода замещен на гидроксильную группу. Общая формула веществ этого ряда Сn Н2n+1ОН, или R – ОН Согласно систематической номенклатуре названия спиртов производятся от названий соответствующих углеводородов с добавлением суффикса – ол Все ли слова в теме урока вам понятны? Те, которые содержат одну гидроксогруппу).– Правильно, по числу гидроксогрупп спирты делят на одноатомные и многоатомные. Зная качественный состав формулы спирта, давайте сами попробуем вычислить количественный состав первых трех представителей гомологического ряда спиртов и дать им название. На магнитной доске расположены карточки с формулами веществ: С6Н6, С2Н5ОН, СН4, С3Н7ОН, С4Н10, С2Н2, СН3ОН, С2Н4, С4Н9ОН. Ответом на вашу задачу будет одна из карточек, расположенная на магнитной доске. Чтобы ответить на вопрос посмотрим на общую формулу спиртов и подставим вместо n 1, 2, 3. Преподаватель. Из карточек вы составили гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Какие вещества называются гомологами? Сегодня на уроке мы с вами самостоятельно изучим свойства одноатомных спиртов. Для этого я вам предлагаю план исследования этого вещества: - физические свойства
- химические свойства
- способы получения
- области применения
- влияние на организм
Разделимся для выполнения исследования на группы: 1 ряд охарактеризует физические свойства, для облегчения задания предлагаю вам пробирку с этанолом. Нужно записать агрегатное состояние, запах, прозрачность, цвет, возможность смешивания с водой. Как вы думаете почему в гомологическом ряду спиртов нет газообразных веществ? Чем объясняется большая растворимость этанола в воде. Какой объем раствора получиться, если смешать 1 л воды и 1 л этанола. Объем будет меньше 2 л, равен 2 л или больше 2 л. 2 ряд охарактеризует применение спиртов. Как вы думаете, почему для очистки автомобильных стекол в зимнее время применяется пропанол или смесь пропанола с этанолом, а для очистки стекла в самолетах применяют этанол? 3 ряд влияние спиртов на организм. Продемонстрируем влияние алкоголя на организм человека с помощью лабораторного эксперимента. «Изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя». Цель: убедить обучающихся в том, что спирт денатурирует белки необратимо, изменяя их структуру и свойства, следовательно, воздействуют на организм подростка. Методика: в пробирку приливают спирт, в него добавляют яичный белок. Через некоторое время белок денатурирует (сворачивается). Следствия употребления алкоголя могут быть и более глубокими. При частом потреблении появляется привыкание, пагубное пристрастие к нему и, в конце концов, тяжелое заболевание – алкоголизм. Спиртом поражаются слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, что может вести к возникновению гастрита, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки. Печень, где должно происходить разрушение спирта, не справляясь с нагрузкой, начинает перерождаться, в результате возникает цирроз. Особенно опасен алкоголь для молодых людей, так как в растущем организме интенсивно протекают процессы обмена веществ, а они особенно чувствительны к токсическому воздействию. Поэтому у молодежи быстрее, чем у взрослых, может появиться алкоголизм. Далее изучим химические свойства, для демонстрации опытов приглашается один из обучающихся. Этанол может вступать в реакции: с активными металлами, кислородом и различными окислителями, например оксидом меди. Запишите уравнения химических реакций в отчёте: С2Н5ОН + Na С2Н5ONa + H2 алкоголят натрия С2Н5ОН + О2 СО2 + Н2О Данная реакция идет в избытке кислорода Когда человек употребляет избыточное количество алкоголя, происходит отравление, болит голова причина в следующем. В организме человека имеются ферменты, которые стремиться избавить его от присутствия в крови этилового спита. Делают они это химическим путем, отнимая от молекулы этилового спирта два атома водорода. По сути, это и есть процесс окисления в недостатке кислорода, т.е. можно записать схему: С2Н5ОН + [О] СH3CОH + Н2О этиловый спирт уксусный альдегид Вот только результат действия ферментов плачевный, образуется уксусный альдегид, который еще более вреден для организма, именно от него и болит голова, появляется рвота и тошнота. Еще более страшен метанол, поскольку образуется формальдегид, страшнейший яд, от которого человек может ослепнуть и погибнуть. Аналогичная реакция окисления проходит в результате взаимодействия этанола с оксидом меди (II): С2Н5ОН + СuО СH3CОH + Cu Данная реакция лежит в основе получения чистой пластичной меди для электроники. Далее изучим получение спиртов. Для получения этанола можно использовать: 1. Реакцию гидратации этилена: C2H4 + H2O = С2Н5ОН 2. При пропускании смеси паров этаналя с водородом над никелевым катализатором: СН3СОН + Н2 = С2Н5ОН 3. Спиртовое брожение под действием ферментов: С6Н12О6 2С2Н5ОН +2СО2 | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний о спиртах, их строении, свойствах, получении и применении. | Отвечают на вопросы, ведут записи в тетради. Обучающиеся спрашивают: – Почему называют эти спирты предельными? – Какие спирты называют одноатомными? Обучающиеся выбирают карточки: СН3ОН, С2Н5ОН, С3Н7ОН. Гомологами называются вещества, имеющие разный количественный состав, но одинаковые химические свойства Обучающие записывают физические свойства, применение и влияние на организм человека в тетрадь и озвучивают ответы для записи другим обучающимся. В гомологическом ряду спиртов нет газообразных веществ, поскольку спирты образуют водородные связи, т.е. ассоциаты молекул. Этим же обусловлена хорошая растворимость этанола в воде. При смешении равных объемов воды и этанола объем будет менее 2 л за счет образования водородных связей спирта с водой. Этанол может использоваться как топливо (в том числе для ракетных двигателей). Широко применяется как растворитель (в лакокрасочной промышленности, в производстве товаров бытовой химии). Этанол дешевле пропанола и его более выгодно использовать в бытовой химии, но из-за желания выпить этанол, а не использовать как техническое средство пришлось заменить его на смесь с пропанолом или на чистый пропанол. При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах. Особенно ядовит метиловый спирт: 5–10 мл спирта вызывают слепоту и сильное отравление организма, а 30 мл могут привести к смертельному исходу. Этиловый спирт – наркотик. При приеме внутрь он вследствие высокой растворимости быстро всасывается в кровь и возбуждающе действует на организм. Под влиянием спиртного у человека ослабевает внимание, затормаживается реакция. В мозгу у пьяного человека происходит закупорка сосудов, в результате чего клетки мозга не получают кислород и гибнут. Например: при употреблении 100 грамм пива ориентировочно погибает 3000 клеток мозга, 100 грамм вина – 5000, 100 грамм водки – 7500 клеток.За годы у пьющего человека погибает миллион клеток, которые не восстанавливаются. Алкоголизм как заболевание формируется постепенно, совершенно незаметно для человека. Алкоголизм вызывает массу заболеваний в организме, поражая все системы органов без исключения. Злоупотребление алкоголем сокращает продолжительность жизни на 10-15 лет. Обучающие ведут записи в тетради Обучающийся, демонтирующий опыт зажигает спиртовку и показывает, что спирт горит. Обучающиеся делают записи в тетради. Обучающийся, демонтирующий опыт с медной проволокой. Обучающиеся делают записи в тетради. | Индиви-дуальная, коллективная, групповая | Беседа, объясне-ние, самостоя-тельная работа, решение задач, наглядные методы, проблем-ное изложение, исследовательский метод |
VI | Обучающимся предлагается выполнить самостоятельную работу на оценку. Задание для обучающихся Задание № 1. Составить стих из пяти строчек (Синквейн): 1-я строчка: ключевое слово 2-я строчка: два прилагательных 3-я строчка: три глагола 4-я строчка: предложение 5-я строчка: слово, ассоциирующее с ключевым словом. Задание № 2. Выполним упражнение: Подчеркните химические формулы предельных одноатомных спиртов: СН3ОН, С2Н5ОН, СН2 = СНСН2ОН, СН ССН2ОН, С3Н7ОН, СН3СНО, С6Н5СН2ОН, С4Н9ОН, С2Н5ОС2Н5, НОСН2СН2ОН. | Организует проверку усвоения и понимания материала, выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий. Оказывает помощь обучающимся, организует диалог, обсуждение с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний. | Активизация мыслительной деятельности, уяснение правильности понимания. Выполняют предложенное задание репродуктивного характера. Обучающие: Спирты. Ядовитые, жидкие Поражают, разрушают, губят Оказывают наркотическое воздействие на организм человека. Наркотики. Обучающие: СН3ОН, С2Н5ОН, С3Н7ОН, С4Н9ОН | Коллективная, индиви-дуальная | Самостоя-тельная работа, решение задач, наглядные методы |