СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (открытого урока) по теме: «Спирты. Гомологический ряд, свойства»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Спирты. Гомологический ряд, свойства» предназначен для обучающихся 1 курса, обучающихся по программе учебной дисциплины «Химия» для профессий технического профиля СПО 230103.04 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения», 15.01.21 «Электромонтер охранно-пожарной сигнализации».

Изучение нового материала проходит в форме научно-исследовательской работы через технологию проблемного обучения, в ходе урока обучающиеся при групповой форме работы знакомятся со свойствами спиртов, их получением, применением и влиянием на организм человека.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (открытого урока) по теме: «Спирты. Гомологический ряд, свойства»»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (открытого урока)



по теме: «Спирты. Гомологический ряд, свойства»



Дисциплина:___Химия__________________________






























Оглавление


Введение 3

Основная часть 4

1. Методическое обоснование темы 4

2. Методические рекомендации по проведению занятия 4

3. План занятия 5

Заключение 17

Список литературы 18

Приложения 19





Введение


Урок по теме «Спирты. Гомологический ряд, свойства» предназначен для обучающихся 1 курса, обучающихся по программе учебной дисциплины «Химия» для профессий технического профиля СПО 230103.04 «Наладчик аппаратного и программного обеспечения», 15.01.21 «Электромонтер охранно-пожарной сигнализации».

Изучение нового материала проходит в форме научно-исследовательской работы через технологию проблемного обучения, в ходе урока обучающиеся при групповой форме работы знакомятся со свойствами спиртов, их получением, применением и влиянием на организм человека.

Проблемное обучение химии имеет хороший потенциал развития мотивации при изучении данной учебной дисциплины среди обучающихся учреждений СПО.

Применение проблемного обучения на уроках химии позволяет повысить интерес обучающихся СПО к предмету, на основе межпредметных связей углубить знания по выбранной профессии, подготовить к самостоятельной жизни в обществе.

Моделируя учебные проблемы, необходимо прививать обучающимся способность решать и проблемы психологические, личностные, научить творчески, позитивно относиться к жизни, воспитывать уверенность в том, что нет проблем неразрешимых, есть разные пути решения проблем.

Через технологию проблемного обучения химии можно показать обучающимся учреждений СПО точки соприкосновения химии как учебного предмета с будущей профессией.


Основная часть 1. Методическое обоснование темы


Данная тема изучается согласно рабочей программа учебной дисциплины «Химия», и является началом изучения раздела «Кислородосодержащие органические соединения».

Спирты являются обширным и очень разнообразным классом органических соединений: они широко распространены в природе, имеют важнейшее промышленное значение и значение в медицине. Но потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами, достигающими размеры экологических катастроф. От этого страдает все общество, в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его. Проблема борьбы с алкоголизмом актуальна в наши дни.

Разработка и проведение отрытых уроков по теме «Спирты. Гомологический ряд, свойства» с одной стороны, вызывает много трудностей, поскольку тема является новой для обучающихся, с другой стороны она интересна обучающимся учреждений СПО, т.к. применение спиртов во многих сферах деятельности ‒ медицине, косметологии, промышленности ‒ делают эти органические соединения незаменимым продуктом для человека.


2. Методические рекомендации по проведению занятия


Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Обучающиеся разделены на творческие группы. Заранее получают задание, накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Преподаватель проводит консультации с группами.

3. План занятия


1. Тема программы (по тематическому плану учебной программы дисциплины) «Кислородосодержащие органические соединения».

2. Тема урока: Спирты. Гомологический ряд, свойства.

3. Тип урока: комбинированный.

4. Вид занятия: эвристическая беседа.

5. Методы и приемы обучения урока: работа в группах, индивидуальная работа, химический эксперимент.

6. Цель методическая: создать условия для получения и обобщения знаний, а также для применения знаний и умений в новой учебной ситуации; проверка уровня усвоения учебного материала.

7. Цели образования:

Обучающая: обобщить, систематизировать, проконтролировать знания по теме.

Воспитательная: применять полученные знания в новой учебной ситуации, раскрывать причинно-следственные связи; продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.

Развивающая: уметь применять полученные знания в новой учебной ситуации, раскрывать причинно-следственные связи; развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент

8. Материально-техническое обеспечение занятия:

  • посуда и оборудование для экспериментальных работ: спиртовка лабораторная, набор пробирок лабораторных стеклянных, штатив для пробирок, калькулятор, магнитные кнопки;

  • материалы: спирт, медная проволока, куриное яйцо.

9. Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

  • учебник: Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов.  М.: Академия, 2015.  256 с.

  • Периодическая система химических элементов им. Д.И. Менделеева.

  • Карточки (размер А5) с формулами органических веществ (приложение 1).

  • Карточки (размер А4) с формулами метанола, этанола, пропанола-1 (приложение 2).

10. Межпредметные и внутрипредметные связи: Содержание урока построено на знаниях обучающихся в области охраны безопасности жизнедеятельности, биологии и физики.

11. Продолжительность занятия – 45 минут

12. Место проведения занятия ‒ аудитория 4 «Химии, биологии, географии и экологии».

План - хронокарта занятия

Этапы занятия

Содержание занятия

Время

I

Организационная часть

(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)

1-2 минуты

II

Сообщение темы и целей занятий

(объявление темы урока, постановка достижимых целей перед обучающимися)

1-2 минуты

III

Актуализация опорных знаний обучающихся

(выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла)

5-7 минут

IV

Начальная мотивация учебной деятельности

(заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.)

2-3 минуты

V

Изучение нового материала

(последовательное изложение по принципу «от простого к сложному» с демонстрацией наглядных пособий)

18-30

минут

VI

Обобщение и систематизация изученного материала

(выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д.)

5-6 минут

VII

Итоговая часть занятия

(подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок)

3-5 минут

VIII

Сообщение домашнего задания

(если есть необходимость, выполнение домашнего задания следует разобрать или дать необходимые рекомендации по его выполнению – в этом случае время на сообщение домашнего задания увеличить)

1-2 минуты

Ход занятия

№ п/п

Этапы занятия

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Организационные формы работы

Методы работы

I

Предварительная организация группы, проверка отсутствующих, оценка внешнего состояния группы, готовность обучающихся, наличие наглядных пособий, раздаточного материала, проверка исправности и работы технических средств обучения

Проверяет присутствующих, отмечает отсутствующих, создает положительней эмоциональный настрой у всей группы

Готовятся к учебной деятельности, к восприятию учебного материала

Индиви-дуальная

Самостоя-тельная работа

II

Целеполагание. Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие преподавателя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.

Активизирует мыслительную деятельность обучающихся, создает внутреннюю заинтересованность и готовность к работе, определяет практическую и теоретическую значимость темы, совместно с обучающимися ставит цели учебного занятия

Слушают, задают уточняющие вопросы, совместно с преподавателем формулируют свои задачи на урок, осознают важность предстоящей работы

Индиви-дуальная, коллективная

Беседа, самостоя-тельная работа

III

Подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Закончено изучение большого класса органических соединений, состоящих только из двух химических элементов – углерода и водорода. На сегодняшнем уроке мы начнем изучать соединения, в состав которых, кроме углерода и водорода, входит кислород. Эти соединения объединяются под общим названием кислородосодержащие. Изучение кислородсодержащих соединений начинается с класса, а какого, вы узнаете, решив задачу и ответив на вопросы. Задача. Массовая доля углерода, водорода и кислорода соответственно равны – 52,18%, 13,04% и 34,78%. Выведите формулу вещества.

Ответьте на вопрос: Впервые русичи повстречались с этим веществом в 1386 году, когда генуэзские послы привезли в Москву «aqua vitae» – «живую воду» и представили ее князю Дмитрию Донскому. Какое вещество скрывалось под красивым названием? (винный спирт высокой концентрации), впервые полученный в 1334 году алхимиком из Прованса Арнольдом Вилльневом, который приспособил изобретенный арабами перегонный куб для превращения виноградного вина в этиловый спирт. Получаемая в результате перегонки перебродившего сусла летучая жидкость воспринималась как концентрат, «дух вина» (по-латыни «spiritus vini»), откуда и происходит современное название этой субстанции во многих языках, в том числе в русском – «спирт».

Устанавливает уровень опорных знаний о спиртах, актуализирует прежние знания, организует диалог в виде фронтальной беседы и решения задачи с целью уточнения уровня знаний

Каждый учащийся включается в конкретную деятельность на уже освоенном материале. Вспоминают порядок нахождения формулы соединения через массовую долю элемента в веществе

Индиви-дуальная, коллективная

Беседа, самостоя-тельная работа, решение задач

IV

начнем знакомство с одной лишь группой, которая называется предельные одноатомные спирты. Спирты являются производными предельных углеводородов, в молекулах которых один атом водорода замещен на гидроксильную группу. Общая формула веществ этого ряда Сn Н2n+1ОН, или R – ОН Согласно систематической номенклатуре названия спиртов производятся от названий соответствующих углеводородов с добавлением суффикса – ол

Все ли слова в теме урока вам понятны?

Те, которые содержат одну гидроксогруппу).– Правильно, по числу гидроксогрупп спирты делят на одноатомные и многоатомные. Зная качественный состав формулы спирта, давайте сами попробуем вычислить количественный состав первых трех представителей гомологического ряда спиртов и дать им название.

На магнитной доске расположены карточки с формулами веществ: С6Н6, С2Н5ОН, СН4, С3Н7ОН, С4Н10, С2Н2, СН3ОН, С2Н4, С4Н9ОН. Ответом на вашу задачу будет одна из карточек, расположенная на магнитной доске.

Чтобы ответить на вопрос посмотрим на общую формулу спиртов и подставим вместо n 1, 2, 3.

Преподаватель. Из карточек вы составили гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Какие вещества называются гомологами?

Сегодня на уроке мы с вами самостоятельно изучим свойства одноатомных спиртов. Для этого я вам предлагаю план исследования этого вещества:
  • физические свойства
  • химические свойства
  • способы получения
  • области применения
  • влияние на организм

Разделимся для выполнения исследования на группы: 1 ряд охарактеризует физические свойства, для облегчения задания предлагаю вам пробирку с этанолом. Нужно записать агрегатное состояние, запах, прозрачность, цвет, возможность смешивания с водой.

Как вы думаете почему в гомологическом ряду спиртов нет газообразных веществ? Чем объясняется большая растворимость этанола в воде. Какой объем раствора получиться, если смешать 1 л воды и 1 л этанола. Объем будет меньше 2 л, равен 2 л или больше 2 л.






2 ряд охарактеризует применение спиртов.

Как вы думаете, почему для очистки автомобильных стекол в зимнее время применяется пропанол или смесь пропанола с этанолом, а для очистки стекла в самолетах применяют этанол?











3 ряд влияние спиртов на организм.

Продемонстрируем влияние алкоголя на организм человека с помощью лабораторного эксперимента.

«Изменение структуры и свойств белков при воздействии на них алкоголя». Цель: убедить обучающихся в том, что спирт денатурирует белки необратимо, изменяя их структуру и свойства, следовательно, воздействуют на организм подростка. Методика: в пробирку приливают спирт, в него добавляют яичный белок. Через некоторое время белок денатурирует (сворачивается).

Следствия употребления алкоголя могут быть и более глубокими. При частом потреблении появляется привыкание, пагубное пристрастие к нему и, в конце концов, тяжелое заболевание – алкоголизм. Спиртом поражаются слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, что может вести к возникновению гастрита, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки. Печень, где должно происходить разрушение спирта, не справляясь с нагрузкой, начинает перерождаться, в результате возникает цирроз. Особенно опасен алкоголь для молодых людей, так как в растущем организме интенсивно протекают процессы обмена веществ, а они особенно чувствительны к токсическому воздействию. Поэтому у молодежи быстрее, чем у взрослых, может появиться алкоголизм.







Далее изучим химические свойства, для демонстрации опытов приглашается один из обучающихся.

Этанол может вступать в реакции: с активными металлами, кислородом и различными окислителями, например оксидом меди. Запишите уравнения химических реакций в отчёте: С2Н5ОН + Na  С2Н5ONa + H2 алкоголят натрия С2Н5ОН + О2  СО2 + Н2О

Данная реакция идет в избытке кислорода

Когда человек употребляет избыточное количество алкоголя, происходит отравление, болит голова причина в следующем. В организме человека имеются ферменты, которые стремиться избавить его от присутствия в крови этилового спита. Делают они это химическим путем, отнимая от молекулы этилового спирта два атома водорода. По сути, это и есть процесс окисления в недостатке кислорода, т.е. можно записать схему:

С2Н5ОН + [О]  СH3CОH + Н2О

этиловый спирт уксусный альдегид

Вот только результат действия ферментов плачевный, образуется уксусный альдегид, который еще более вреден для организма, именно от него и болит голова, появляется рвота и тошнота. Еще более страшен метанол, поскольку образуется формальдегид, страшнейший яд, от которого человек может ослепнуть и погибнуть.

Аналогичная реакция окисления проходит в результате взаимодействия этанола с оксидом меди (II):

С2Н5ОН + СuО  СH3CОH + Cu

Данная реакция лежит в основе получения чистой пластичной меди для электроники.

Далее изучим получение спиртов.

Для получения этанола можно использовать: 1. Реакцию гидратации этилена: C2H4 + H2O = С2Н5ОН 2. При пропускании смеси паров этаналя с водородом над никелевым катализатором: СН3СОН + Н2 = С2Н5ОН 3. Спиртовое брожение под действием ферментов:

С6Н12О6  2С2Н5ОН +2СО2

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний о спиртах, их строении, свойствах, получении и применении.

Отвечают на вопросы, ведут записи в тетради.











Обучающиеся спрашивают:

– Почему называют эти спирты предельными?

– Какие спирты называют одноатомными?


Обучающиеся выбирают карточки: СН3ОН, С2Н5ОН, С3Н7ОН.










Гомологами называются вещества, имеющие разный количественный состав, но одинаковые химические свойства











Обучающие записывают физические свойства, применение и влияние на организм человека в тетрадь и озвучивают ответы для записи другим обучающимся.

В гомологическом ряду спиртов нет газообразных веществ, поскольку спирты образуют водородные связи, т.е. ассоциаты молекул. Этим же обусловлена хорошая растворимость этанола в воде. При смешении равных объемов воды и этанола объем будет менее 2 л за счет образования водородных связей спирта с водой.

Этанол может использоваться как топливо (в том числе для ракетных двигателей).

Широко применяется как растворитель (в лакокрасочной промышленности, в производстве товаров бытовой химии).

Этанол дешевле пропанола и его более выгодно использовать в бытовой химии, но из-за желания выпить этанол, а не использовать как техническое средство пришлось заменить его на смесь с пропанолом или на чистый пропанол.

При употреблении алкоголя в организме человека происходят большие нарушения в обменных процессах. Особенно ядовит метиловый спирт: 5–10 мл спирта вызывают слепоту и сильное отравление организма, а 30 мл могут привести к смертельному исходу. Этиловый спирт – наркотик. При приеме внутрь он вследствие высокой растворимости быстро всасывается в кровь и возбуждающе действует на организм. Под влиянием спиртного у человека ослабевает внимание, затормаживается реакция. В мозгу у пьяного человека происходит закупорка сосудов, в результате чего клетки мозга не получают кислород и гибнут. Например: при употреблении 100 грамм пива ориентировочно погибает 3000 клеток мозга, 100 грамм вина – 5000, 100 грамм водки – 7500 клеток.За годы у пьющего человека погибает миллион клеток, которые не восстанавливаются. Алкоголизм как заболевание формируется постепенно, совершенно незаметно для человека. Алкоголизм вызывает массу заболеваний в организме, поражая все системы органов без исключения. Злоупотребление алкоголем сокращает продолжительность жизни на 10-15 лет.

Обучающие ведут записи в тетради









Обучающийся, демонтирующий опыт зажигает спиртовку и показывает, что спирт горит.

Обучающиеся делают записи в тетради.
























Обучающийся, демонтирующий опыт с медной проволокой. Обучающиеся делают записи в тетради.

Индиви-дуальная, коллективная, групповая

Беседа, объясне-ние, самостоя-тельная работа, решение задач, наглядные методы, проблем-ное изложение, исследовательский метод

V

Каждая группа обучающихся оценивает свою исследовательскую деятельность на уроке, доводит до сведения группы результаты исследования, подводится итог урока, где отмечается, что обучающие выполнили исследовательскую задачу, сумели спрогнозировать и доказать особенности строения, свойства, получение и применения столь важного вещества как этанол. Решили сложные проблемные вопросы по своей теме. Поняли, что можно самостоятельно добывать знания, исходя из основных теоретических предпосылок и эксперимента.

Организует проверку усвоения и понимания материала, выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий. Оказывает помощь обучающимся, организует диалог, обсуждение с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний.

Выставляем оценки каждой группе.

Активизация мыслительной деятельности, уяснение правильности понимания. Выполняют предложенное задание репродуктивного характера.

Коллективная

Беседа

VI

Обучающимся предлагается выполнить самостоятельную работу на оценку.

Задание для обучающихся

Задание № 1. Составить стих из пяти строчек (Синквейн):

1-я строчка: ключевое слово

2-я строчка: два прилагательных

3-я строчка: три глагола

4-я строчка: предложение

5-я строчка: слово, ассоциирующее с ключевым словом.







Задание № 2. Выполним упражнение: Подчеркните химические формулы предельных одноатомных спиртов: СН3ОН, С2Н5ОН, СН2 = СНСН2ОН, СН ССН2ОН, С3Н7ОН, СН3СНО, С6Н5СН2ОН, С4Н9ОН, С2Н5ОС2Н5, НОСН2СН2ОН.

Организует проверку усвоения и понимания материала, выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий.

Оказывает помощь обучающимся, организует диалог, обсуждение с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний.

Активизация мыслительной деятельности, уяснение правильности понимания.

Выполняют предложенное задание репродуктивного характера.


Обучающие:

Спирты.

Ядовитые, жидкие

Поражают, разрушают, губят

Оказывают наркотическое воздействие на организм человека.

Наркотики.


Обучающие: СН3ОН, С2Н5ОН, С3Н7ОН, С4Н9ОН

Коллективная, индиви-дуальная

Самостоя-тельная работа, решение задач, наглядные методы

VII

Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

1. Материалы параграфа 10.1 учебника и записи в тетради.

2. Ответить на вопросы в конце параграфа на страницах 189-190.

Записывают домашнее задание, определяются со способами его выполнения

Индиви-дуальная

Самостоя-тельная работа

VIII

Подведение итогов. Рефлексия.

Оценки за выполнение самостоятельной работы студенты узнают на следующем занятии.

Обучающимся предлагается ответить на вопросы:

1. Какова тема урока?

2. Что вы считаете для себя главным на уроке?

3. Что было интересным?

4. Что было сложным?

Предлагает анкету рефлексию, использует методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Анализируют и оценивают собственные интеллектуальные операции.

Коллективная, индиви-дуальная

Самостоя-тельная работа, беседа



Заключение


В ходе урока достигнута главная цель ‒ созданы условия для получения и обобщения знаний по свойствам, получению и применению предельных одноатомных спиртов, а также для применения знаний и умений в новой учебной ситуации; проверка уровня усвоения учебного материала.

Данная методическая разработка содержит богатый научный материал, дающий возможность развивать у обучающихся навыки творческого мышления, прививающие интерес к предмету.

Необычная форма проведения позволяет развивать навыки общения, сотворчества, умения работать в коллективе. Рекомендуемые методы позволяют развивать у обучающихся самостоятельность, ответственность, организованность, достоинство, интеллектуальные способности.

Методическая разработка урока может быть рекомендована для:

- внедрения в практику других преподавателей;

- участия в конкурсах.



Список литературы


  1. Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»). Протокол № 2/16-з от 28 июня 2016 г. Регистрационный номер рецензии 385 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО» СПО.

  2. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов.  М.: Академия, 2015.  256 с.

  3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.





Приложения


Приложение 1

Карточки с формулами органических веществ


С6Н6

С2Н5ОН

СН4

С3Н7ОН

С4Н10

С2Н2

СН3ОН

С2Н4

С4Н9ОН






Приложение 2

Карточки с формулами метанола, этанола, пропанола-1









6


Скачать

© 2018 1526 48

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!