СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: Органические вещества. Белки

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему: Органические вещества.  Белки

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: Органические вещества. Белки»

Тема  урока: Органические вещества.  Белки

Цель:

Образовательная: продолжить формировать знания о белках как макромолекулах – биополимерах, познакомить учащихся с составом, строением, свойствами и функциями белков.

Развивающая: развивать умения анализировать результаты лабораторных опытов, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы, развивать познавательные  компетенции у учащихся на основе межпредметных связей, научить применять знания, получаемые на одном предмете, при анализе явлений или процессов, изучаемых другими предметами.

Воспитательная: формировать научное мировоззрение, представление о роли естественных наук в современном обществе, целостную картину мира, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Основная цель педагога по отношению к индивидуальной самореализации учеников при изучении данной темы: помочь осознать, что  изменения в структуре  белковых  молекул  опасны для жизни и здоровья человека, помочь отработать приемы запоминания по сравнению, развитие мыслительных, коммуникативных, организационных, информационных компетенций.

Требования к учащимся – учащиеся должны знать и уметь:

  • знать строение и состав белков;

  • знать структуры белка;

  • знать классификацию белка;

  • знать понятия: денатурация, ренатурация;

  • знать функции белка;

  • уметь раскрыть связи между структурой  и функцией  белка;

  • делать выводы.

Аннотация урока.

   На данном уроке   вы узнаете особенности строения  молекул белка, которые выполняют разнообразные функции: транспортную, каталитическую, строительную, энергетическую, ферментативную, узнаете, как изменения в строении молекулы белка   отражаются  в нашей жизни, на нашем здоровье,  вы узнаете, как функции биомолекул связаны  с ее структурой.

Методика занятий

Урок проводится в оргдеятельностном режиме. Участники в собственной деятельности осваивают тему урока. Организуется работа по группам.

Тип урока: изучение и первичное закрепление  новых знаний.

Форма организации учебного процесса: работа в группах.

Технологии: личностно-ориентированные, частично-поисковая, проблемная.

Методы: объяснительно - иллюстративный, работа в группах, решение биологических задач с использованием технологии ТРИЗ, сообщения учащихся, лабораторная работа, методы контроля.

Основные понятия: полипептид, биополимеры, мономеры, a-аминокислоты, пептидная связь, структуры белков (первичная, вторичная, третичная, четвертичная), состав белков (протеины, протеиды), денатурация, ренатурация, гидролиз белков. Цветные реакции на белки.

Планируемые результаты обучения: знать строение  и состав белков, структуры белков.  Знать понятия: денатурация, ренатурация. Знать каталитическую и ферментативную  функцию белка. Знать, как от строения молекулы зависят ее свойства. Знать влияние факторов среды на белковые молекулы, уметь приводить примеры влияния среды на белковые тела. Уметь проводить реакции на белки, делать выводы.

Главная проблема урока.   Почему, по мнению ученых, белки являются носителями жизни?

Круг реальных объектов действительности, предлагаемых учащимся для изучения. Белковые молекулы.

Оборудование и реактивы:  пробирки, штатив, пероксид водорода, сырой и вареный картофель,  гидроксид меди, белок, спирт, сырое мясо. Таблица «Строение белковых молекул». Учебная презентация по теме: « Белки».

План урока:

1.История открытия белков.

2.Строение  и состав белков.

3. Структуры белков.

4. Классификация белков: а) состав белков; б) функции белков.

5. Свойства белков.

6. Влияние факторов  окружающей среды  на   белки.

Этапы урока по минутам.  

1 этап.  Целеполагание  - 5мин

2 этап.  Создание учеником субъективного образовательного продукта (СОП)       -32 мин

3 этап.  Рефлексия  - 3мин.

Ход урока

I.Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1)мотивировать учащихся к деятельности на уроке;

2)определить рамки урока;

3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята.  Я рада вас приветствовать. Желаю вам творческих успехов, терпения, покорения всех задуманных вершин, реализации всех целей.

Вы готовы сегодня трудиться на благо ваших знаний? ( Да)

Вспомните, какую тему мы изучали на предыдущем уроке? ( Липиды и углеводы)

К какой группе  веществ они относятся? (Органическим веществам)

Какие еще органические вещества входят в состав клетки?

Какие  органические вещества мы с вами не изучили? Как вы думаете? ( Белки)

 Итак тема нашего урока Белки. (запись на слайде)

Ребята  обратите внимание на слова.

Слайд .»Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка»  Ф.Энгельс

Почему же Ф. Энгельс определил белки, как основу жизни на Земле ? А теперь ребята ,вместе определим исходя из ваших уже знаний о белках из курса изучения биологии в 8-9 классах. Что мы ещё не знаем о белках? Мысленно сформулируйте свои вопросы к теме урока. -А теперь, давайте вместе, определим  цели урока и  его задачи. Для лучшего результата работа проводится   в группе.

Цель на слайде 

Учитель Цель нашего урока расширить знания о белках как природных полимерах, изучить строение и состав  белков, рассмотреть классификацию белков. Определить структуры белка, изучить свойства белков путём проведения лабораторных работ. Рассмотреть вопрос как от строения молекул зависит функции белковых молекул в живых системах.

Расширить знания о белках, как природных полимерах, изучить строение, состав белков.  Понять как от строения молекул зависят их функции, а так же самостоятельно  овладеть знаниями о белках. Итак ребята вы совершенно верно сформулировали задачи нашего урока и отметили то , о чём мы сегодня и будем говорить.

II.  Актуализация знаний:

Цель:

1) актуализировать знания учащихся о белках;

2)организовать самостоятельное выполнение учащимися пробного учебного действия;

3) организовать фиксацию индивидуальных затруднений у учащихся в выполнении пробного учебного действия или в его обосновании.

 Первое задание которое вам предстоит -это вспомнить, что же мы знаем уже о белках? Проведём актуализацию знаний. Вы заполните в течении 1 мин первую колонку таблицы  «Я знаю», пишите всё что вы знаете на сегодняшний день о белках. Таблицу убираем на край парты.

Ни одно вещество учёные не изучали так долго, как белок прежде  , чем удалось разгадать их строение. От первых шагов на пути познания состава белка до расшифровки структуры прошло более двухсот  лет .  Как шёл процесс открытия белка? (сообщение о истории открытия белка)

III. Изучение нового материала

Цель:

1)овладение учебным материалом, через самостоятельную деятельность на уроке:

2) создание учеником субъективного образовательного продукта (СОП)

Учитель. Чем же удивительны белки? С чем связана тайна жизни? Почему же учёные уделяют так много внимания именно этой группе веществ?

На долю белков в различных клетках приходится от 50-80%сухой массы. Волосы ,когти, шерсть, ногти, перья- это все белки, в состав их входит белок кератин. Белки помогают нам двигаться. Какие белки входят в состав мышц? (верно белки актин и миозин). Есть белки которые участвуют в переносе кислорода в тканях нашего организма. Как вы думаете какие это белки?(верно гемоглобин) .Белки участвуют в процессе фотосинтеза. Как вы думаете это какие белки?(верно это белок хлорофилл).В сутки человек должен обязательно употреблять 100-150 г. белка, иначе разовьётся белковое голодание.

Но чем же объясняется такое многообразие функции? Нам предстоит выяснить состав и какие особенности строения белков позволяют им выполнять разнообразные функции. Белки имеют достаточно сложное строение.

 Слайд.  Белки -это полимеры, мономерами которых являются аминокислоты.

Слайд  формулы  записываем в тетради. Аминокислоты -это органические соединения в состав которых входят две функциональные группы аминогруппа  и карбоксильная группа.

И как ж эти аминокислоты связываясь между собой в единое целое образуют одну единую цепочку называемую полипептидом? Объяснение учителя по формулам на электронной доске. Слайд дипептида.

Работа с текстом в группах

«Состав и строение белков»

Белки представляют собой высокомолекулярные органические соединения. Кроме С,Н,О,N в состав белков могут входит Р,S,Fe.Белки построены из мономеров, которыми являются аминокислоты. В природе известно свыше 170 различных аминокислот. Но лишь 20 аминокислот способно создавать белковую молекулу, которые в организме человека могут образовывать 5 млн. типов белковых молекул, отличающихся друг от друга. Среди белков различают протеины-«чистые» белки, и протеиды, в которые кроме белковой части входит небелковая часть(например ,так построена каждая из 4 молекул гемоглобина) Кроме того ,белки делятся на простые (входят только аминокислоты) и сложные (аминокислоты + другое органическое вещество: липид, нуклеиновая кислота и др.)

Вопросы к тексту в  каждой группе

Слайд с вопросами

  1. Какие химические элементы образуют белковую молекулу?

  2. Чем протеины отличаются от протеидов?

  3. Все ли существующие аминокислоты способны образовывать белковую молекулу?

  4. Сколько типов белковых молекул содержится в организме человека? Сколько аминокислот входят в состав белка?

Учащиеся обсуждают вопросы в группах и дают ответ на поставленные вопросы, делают записи в тетради.

Учитель   Если связываются более 100 различных  аминокислот, то такие молекулы называются белком, если меньше 100 аминокислот пептидом. Например гормон поджелудочной железы инсулин содержит две полипептидные цепи, состоящие из 21 и 30 аминокислотных остатков. Или белок коллаген состоит около 1000 аминокислотных остатков.

Для того чтобы разобраться в замысловатой укладке белковой молекулы следует рассмотреть в ней несколько уровней организации. Существует 4 структуры белка I, II, III, IV.

Рассказ учителя о структурах белка .В группах учащиеся  Слайды.

Чем же объясняется такая сложная структура организации молекул белка? Учащиеся предлагают ответы.

Правильно это объясняется выполнением разнообразных функций в клетках. Ни одно из веществ не выполняет столь специфичных функций , как белки. Давайте вспомним о функциях белка, обратимся к учебнику на стр.56-58. ( 2 мин.)

  1. Проговариваем все функции белка и примеры к ним.(делают записи в  тетради )

  1. Строительная

  2. Транспортная

  3. Защитная

  4. Двигательная

  5. Каталитическая

  6. Регуляторная

  7. Энергетическая

Но чем же , объясняется такое многообразие  функций ? Сегодня на уроке вы углубите свой знаний, изучив эти вещества с химической точки зрения. Как вы знаете, что свойства вещества определяются его строением.

Учитель химии.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности: научить школьников: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценить результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности.

Возьмите  свои листочки с таблицами ,напишите в колонке « Я узнал», что вы сегодня на уроке нового узнали о белках.1 мин. Итак ребята Если вы усвоили тему ,то возьмите белые цветы, если не совсем поняли тему жёлтые, или совсем не поняли красные.

Домашнее задание; :$8 стр.55-59, записи в тетради,

В рубрике Подумайте! Выполните ! ответить на вопросы №1      ,2,3

В рубрике Узнайте больше Изучить подробно ферментативную функцию белков

В рубрике « Повторите вспомните» читать стр.61-62  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!