СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: «Органические вещества клетки»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевые установки урока:

Личностные: 

Стремление  к истине и познанию;

Метапредметные: развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий:

Развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, формировать навыки  смыслового чтения: учиться выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы, выявлять взаимосвязи строения и функций веществ, трансформировать текст в схему, таблицу.

  • Развивать умения учащихся в сфере ИКТ,  работать над созданием коллективного продукта   

 

Предметные: Раскрыть особенности строения и функций белков, углеводов, липидов,

              иллюстрировать примерами значение органических веществ   в природе  и жизни

               человека. 

Средства обучения: компьютер, презентация, ЦОРы,  источниковый текст.

Формы и методы достижения планируемых результатов

  1. Работа в группах/парах
  2. Самостоятельная  индивидуальная  работа

 

Ключевые понятия  урока

  1. Белки, углеводы, липиды
  2. Биополимеры,  мономеры , гормоны , ферменты, денатурация
  3.  Гидрофобные, гидрофильные, нейтральные

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: «Органические вещества клетки»»

МКОУ «Хурикская

средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»

МР «Табасаранский район»









Открытый урок

на тему:

«Органические вещества клетки»
















Подготовила: Гамидова Лейла Гасангусейновна





Хурик, 2019 год

Целевые установки урока:

Личностные:

Стремление к истине и познанию;

Метапредметные: развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий:

Развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, формировать навыки смыслового чтения: учиться выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы, выявлять взаимосвязи строения и функций веществ, трансформировать текст в схему, таблицу.

  • Развивать умения учащихся в сфере ИКТ, работать над созданием коллективного продукта


Предметные: Раскрыть особенности строения и функций белков, углеводов, липидов,

иллюстрировать примерами значение органических веществ в природе и жизни

человека.

.

Средства обучения: компьютер, презентация, ЦОРы, источниковый текст.

Формы и методы достижения планируемых результатов

  1. Работа в группах/парах

  2. Самостоятельная индивидуальная работа



Ключевые понятия урока

  1. Белки, углеводы, липиды

  2. Биополимеры, мономеры , гормоны , ферменты, денатурация

  3. Гидрофобные, гидрофильные, нейтральные



Ход урока

I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание.

Цели деятельности:

- мотивировать учащихся к изучению темы «Органические вещества клетки»

- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации;

- проявлять позитивное отношение к процессу обучения.

Проведем ряд простых опыты, доказывающих наличие в растительных клетках органических веществ ( в целях экономии времени опыты проводим на перемени с группой консультантов, на уроке озвучиваем только результат)

Возьмите немного пшеничной муки. Муку получают, размалывая на мельницах зерна пшеницы. Заверните муку в марлю и тщательно промойте в стакане с водой. Какой стала вода в стакане? Развернем теперь марлю. Что осталось в ней? А в марле осталось клейкое вещество- оно так и называется "клейковина". Это и есть растительный белок.

Возьмите теперь стакан, в котором вы промывали муку, и исследуйте жидкость: аккуратно капните в исследуемый раствор 2-3 капли йода. Что произошло? 
Для сведения: йод окрашивает крахмал в синий цвет. А крахмал - это растительный углевод.

Для опыта нам потребуется семечко подсолнечника. Положим его на чистый лист бумаги и надавим обратной (незаточенной) стороной карандаша. Что ты видишь на листе бумаги? На листе бумаги появилось жирное пятно.

Вывод: В клетках растений обнаружили белки, углеводы и жиры

Во всех клетках живых организмов присутствуют данные органические вещества (положение клеточной теории о сходстве химического состава)

  • Целеполагание.

  • Сегодня на уроке:

  • Изучаем: строение органических веществ клетки

  • Выявляем их роль в биологических системах

  • Находим примеры в природе и жизни человека, связанные с наличием белков, жиров и углеводов в клетке и организме

Психологический настрой

На доске записано слово «Молодец!»

Лейла Гасангусейновна: работаем на позитиве- не скупимся оценивать свою достойную работу и работу одноклассников поощрительным словом «Молодец!»



II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности: познакомить с особенностями строения и значения жиров, углеводов, белков. в клетке.

План изучения

  1. Строение и функции липидов

  2. Строение и функции углеводов

  3. Строение и функции белков

Изучаем липиды

1. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации из учебного текста на странице 110.

2.Трансформация текста в таблицу

Функции

Проявление функций


Энергетическая

При расщеплении 1 гр жира до СО2 и Н2О освобождается до 38.9 кДж энергии

Запасающая

Жиры являются запасным веществом животных и растений

Теплоизоляционная

Хороший теплоизолятор вследствии плохой теплопроводимости

Источник метаболической воды

При окислении одного грамма жира выделяется более одного грамма воды

Защитно-механическая

Защищает организм от механических воздействий


Структурная

Фосфолипиды являются компонентами мембран




ПОДУМАЙ!

  1. Почему медведь никогда не ляжет в спячку не набрав должное количество жира? (энергетическая функция)

  2. У китов слой жира может достигать более одного метра какое это имеет значение для животного? (во-первых, жир легче воды –он создает плавучесть и защищает животных от холода.)

Изучаем углеводы

1. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации для поиска ответов на вопросы и преобразование текстового материала в схему

1.Что можно сказать об углеводах с химической точки зрения?

2.Какие клетки наиболее богаты углеводами?

3.Составляем классификацию углеводов


Выполняем задание:

Дисахариды- это соединения _____________

К ним относятся: сахароза, _______ ,________



4.Перечисляем функции углеводов



ПОДУМАЙ!

Почему дети любят сладкое?

(В этом заложена физиологическая потребность пополнения израсходованной энергии)

Почему березовый сок сладкий?

(В весенний период запасенный в стволах растения крахмал, под влиянием тепла превращается в глюкозу, передвигаясь по стволу, глюкоза несет энергию почкам, листьям)

Изучаем белки

1. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации для поиска ответов на вопросы и озвучивания анимации. Функции белков.

2. Наблюдаем ферментативную функцию белков «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках клубней картофеля»



Групповая работа (Задание №2 будет рассматриваться на следующем уроке, правильность заполнения таблицы дети проверяют во время озвучивания анимации)

Задание 1. В изучаемом параграфе найдите информацию о строение белка. Вставьте пропущенные слова

Задание 2. Изучите текст учебника на стр 108-109 и заполните таблицу

Задание 3. Озвучьте анимацию. Функции белков

Задание 4. Проведите опыт « Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках клубней картофеля» Результаты объяснить.

Инструктивная карточка

Пероксид водорода (перекись) - это вещество, постоянно образующееся в клетке в ходе обменных процессов и обладающее высокими окислительными свойствами. Избыточное содержание в клетке этого вещества губительно для неё. Однако накопление пероксида водорода в клетке не происходит т.к в ней имеется фермент, разлагающий пероксид водорода до воды и кислорода 2 H2O2=2H2O+O2  Одна молекула фермента за минуту расщепляет до 5 млн. молекул H2O2.

  • Ход работы.

  • 1.Приготовьте две пробирки и поместите в первую пробирку — кусочек сырого картофеля, во вторую— кусочек варёного картофеля, Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.

  • 2.Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани.

№ пробирки

содержимое

Что делаю?

Что наблюдаю?

№ 1




№ 2






III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности: :

- использовать полученные знания при решении практико-ориентированных заданий

- оценивать результат учебной деятельности.

ПОДУМАЙ!

  1. Для поддержания стройной фигуры, многие «сидят на разных диетах», например, исключают полностью из рациона пищу животного происхождения, т.е. яйца, молоко, творог, мясо и рыбу, оставляя только сырые овощи и фрукты. Т.е. питаются только углеводами. Почему опасно белковое голодание?



(Наш организм нуждается в ежедневном полноценном наборе белков, жиров, углеводов и витаминов. Монодиеты лишают нас этого, вызывая стресс, снижение иммунитета, расстройство пищеварения. Организм, не получая нужных веществ из пищи, начинает буквально «поедать» себя. В результате ухудшается состояние зубов, десен, волос и ногтей, мышечных тканей. На выход из диеты организм реагирует повышением аппетита, поэтому потерянные килограммы могут вернуться так же легко, как ушли, да еще с прибавкой веса )

  1. Как спирт влияет на белковую молекулу?

Инструктивная карточка

В пробирки наливаем по 5 мл белка куриного яйца и добавляем 70% раствор спирта. Стеклянной палочкой в каждой пробирке все быстро перемешиваем.
Что наблюдаем: (структура белковой молекулы разрушается под действием 70% раствора спирта, так как белковые молекулы теряют воду, а сам белок сворачивается -денатурирует ).

Вывод Произошло нарушение структуры и функции белковой молекулы под действием спирта, такой белок восстановлению не подлежит.

  Вы теперь понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в    организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие

Работаем с тестами

1. Выберите три признака, отличающие белки (1) от углеводов и жиров (2)

А) Мономерами являются аминокислоты

Б) Являются основным источником энергии

В) Для каждого организма индивидуальны

Г) Являются хорошим теплоизолятором

Д) Ускоряют химические реакции

Е) Откладываются в растениях в виде запасного источника энергии


  • 2. В качестве запасающего вещества гликоген активно накапливается в клетках

  • 1) клубня картофеля
    2) бактерий туберкулёза
    3) печени собаки
    4) листьев элодеи

3.  Бла­го­да­ря ка­ко­му из свойств ли­пи­ды со­став­ля­ют ос­но­ву плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны клет­ки?1) вы­со­кая хи­ми­че­ская ак­тив­ность
2) не­рас­тво­ри­мость в воде
3) спо­соб­ность к са­мо­удво­е­нию
4) спо­соб­ность вы­де­лять много энер­гии

4. Ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, уско­ря­ю­щие про­цес­сы об­ме­на ве­ществ, -

1) ами­но­кис­ло­ты

2) мо­но­са­ха­ри­ды

3) фер­мен­ты

4) ли­пи­ды


5. В клет­ках че­ло­ве­ка и жи­вот­ных в ка­че­стве стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла и ис­точ­ни­ка энер­гии ис­поль­зу­ют­с1) гор­мо­ны и ви­та­ми­ны

2) вода и уг­ле­кис­лый газ

3) не­ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства

4) белки, жиры и уг­ле­во­ды

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности: научить школьников: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценить результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности.

За что бы и на каком этапе урока я себе сказал бы « Молодец!» Кого бы еще похвалил на уроке?

Домашнее задание: Для всех: ответить на вопросы 1-10 на стр 112

  • По желанию: найти примеры в природе и жизни человека, связанные с функциями белков, жиров и углеводов в клетке и организме

Используемая литература

  1. Биология. Общие закономерности: учебник для общеобразовательных учреждений/С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова. Н.И.Сонин – Москва: Изд-во Дрофа, 2011. – 288 с

  2. Краткий справочник школьника 5-11 классы /П.И. Алтынов, П.А. Андреев- Москва: Изд-во Дрофа, 1998. – 624 с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!