МКОУ «Хурикская
средняя общеобразовательная школа им. Р. Гасанова»
МР «Табасаранский район»
Открытый урок
на тему:
«Органические вещества клетки»
Подготовила: Гамидова Лейла Гасангусейновна
Хурик, 2019 год
Целевые установки урока:
Личностные:
Стремление к истине и познанию;
Метапредметные: развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий:
Развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, формировать навыки смыслового чтения: учиться выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы, выявлять взаимосвязи строения и функций веществ, трансформировать текст в схему, таблицу.
Развивать умения учащихся в сфере ИКТ, работать над созданием коллективного продукта
Предметные: Раскрыть особенности строения и функций белков, углеводов, липидов,
иллюстрировать примерами значение органических веществ в природе и жизни
человека.
.
Средства обучения: компьютер, презентация, ЦОРы, источниковый текст.
Формы и методы достижения планируемых результатов
Работа в группах/парах
Самостоятельная индивидуальная работа
Ключевые понятия урока
Белки, углеводы, липиды
Биополимеры, мономеры , гормоны , ферменты, денатурация
Гидрофобные, гидрофильные, нейтральные
Ход урока
I этап урока. Мотивация к деятельности и целеполагание.
Цели деятельности:
- мотивировать учащихся к изучению темы «Органические вещества клетки»
- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации;
- проявлять позитивное отношение к процессу обучения.
Проведем ряд простых опыты, доказывающих наличие в растительных клетках органических веществ ( в целях экономии времени опыты проводим на перемени с группой консультантов, на уроке озвучиваем только результат)
Возьмите немного пшеничной муки. Муку получают, размалывая на мельницах зерна пшеницы. Заверните муку в марлю и тщательно промойте в стакане с водой. Какой стала вода в стакане? Развернем теперь марлю. Что осталось в ней? А в марле осталось клейкое вещество- оно так и называется "клейковина". Это и есть растительный белок.
Возьмите теперь стакан, в котором вы промывали муку, и исследуйте жидкость: аккуратно капните в исследуемый раствор 2-3 капли йода. Что произошло?
Для сведения: йод окрашивает крахмал в синий цвет. А крахмал - это растительный углевод.
Для опыта нам потребуется семечко подсолнечника. Положим его на чистый лист бумаги и надавим обратной (незаточенной) стороной карандаша. Что ты видишь на листе бумаги? На листе бумаги появилось жирное пятно.
Вывод: В клетках растений обнаружили белки, углеводы и жиры
Во всех клетках живых организмов присутствуют данные органические вещества (положение клеточной теории о сходстве химического состава)
Целеполагание.
Сегодня на уроке:
Изучаем: строение органических веществ клетки
Выявляем их роль в биологических системах
Находим примеры в природе и жизни человека, связанные с наличием белков, жиров и углеводов в клетке и организме
Психологический настрой
На доске записано слово «Молодец!»
Лейла Гасангусейновна: работаем на позитиве- не скупимся оценивать свою достойную работу и работу одноклассников поощрительным словом «Молодец!»
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности: познакомить с особенностями строения и значения жиров, углеводов, белков. в клетке.
План изучения
Строение и функции липидов
Строение и функции углеводов
Строение и функции белков
Изучаем липиды
1. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации из учебного текста на странице 110.
2.Трансформация текста в таблицу
Функции | Проявление функций |
Энергетическая | При расщеплении 1 гр жира до СО2 и Н2О освобождается до 38.9 кДж энергии |
Запасающая | Жиры являются запасным веществом животных и растений |
Теплоизоляционная | Хороший теплоизолятор вследствии плохой теплопроводимости |
Источник метаболической воды | При окислении одного грамма жира выделяется более одного грамма воды |
Защитно-механическая | Защищает организм от механических воздействий |
Структурная | Фосфолипиды являются компонентами мембран |
ПОДУМАЙ!
Почему медведь никогда не ляжет в спячку не набрав должное количество жира? (энергетическая функция)
У китов слой жира может достигать более одного метра какое это имеет значение для животного? (во-первых, жир легче воды –он создает плавучесть и защищает животных от холода.)
Изучаем углеводы
1. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации для поиска ответов на вопросы и преобразование текстового материала в схему
1.Что можно сказать об углеводах с химической точки зрения?
2.Какие клетки наиболее богаты углеводами?
3.Составляем классификацию углеводов
Выполняем задание:
Дисахариды- это соединения _____________
К ним относятся: сахароза, _______ ,________
4.Перечисляем функции углеводов
ПОДУМАЙ!
Почему дети любят сладкое?
(В этом заложена физиологическая потребность пополнения израсходованной энергии)
Почему березовый сок сладкий?
(В весенний период запасенный в стволах растения крахмал, под влиянием тепла превращается в глюкозу, передвигаясь по стволу, глюкоза несет энергию почкам, листьям)
Изучаем белки
1. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации для поиска ответов на вопросы и озвучивания анимации. Функции белков.
2. Наблюдаем ферментативную функцию белков «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках клубней картофеля»
Групповая работа (Задание №2 будет рассматриваться на следующем уроке, правильность заполнения таблицы дети проверяют во время озвучивания анимации)
Задание 1. В изучаемом параграфе найдите информацию о строение белка. Вставьте пропущенные слова
Задание 2. Изучите текст учебника на стр 108-109 и заполните таблицу
Задание 3. Озвучьте анимацию. Функции белков
Задание 4. Проведите опыт « Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках клубней картофеля» Результаты объяснить.
Инструктивная карточка
Пероксид водорода (перекись) - это вещество, постоянно образующееся в клетке в ходе обменных процессов и обладающее высокими окислительными свойствами. Избыточное содержание в клетке этого вещества губительно для неё. Однако накопление пероксида водорода в клетке не происходит т.к в ней имеется фермент, разлагающий пероксид водорода до воды и кислорода 2 H2O2=2H2O+O2 Одна молекула фермента за минуту расщепляет до 5 млн. молекул H2O2.
Ход работы.
1.Приготовьте две пробирки и поместите в первую пробирку — кусочек сырого картофеля, во вторую— кусочек варёного картофеля, Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.
2.Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани.
№ пробирки | содержимое | Что делаю? | Что наблюдаю? |
№ 1 | | | |
№ 2 | | | |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели деятельности: :
- использовать полученные знания при решении практико-ориентированных заданий
- оценивать результат учебной деятельности.
ПОДУМАЙ!
Для поддержания стройной фигуры, многие «сидят на разных диетах», например, исключают полностью из рациона пищу животного происхождения, т.е. яйца, молоко, творог, мясо и рыбу, оставляя только сырые овощи и фрукты. Т.е. питаются только углеводами. Почему опасно белковое голодание?
(Наш организм нуждается в ежедневном полноценном наборе белков, жиров, углеводов и витаминов. Монодиеты лишают нас этого, вызывая стресс, снижение иммунитета, расстройство пищеварения. Организм, не получая нужных веществ из пищи, начинает буквально «поедать» себя. В результате ухудшается состояние зубов, десен, волос и ногтей, мышечных тканей. На выход из диеты организм реагирует повышением аппетита, поэтому потерянные килограммы могут вернуться так же легко, как ушли, да еще с прибавкой веса )
Как спирт влияет на белковую молекулу?
Инструктивная карточка
В пробирки наливаем по 5 мл белка куриного яйца и добавляем 70% раствор спирта. Стеклянной палочкой в каждой пробирке все быстро перемешиваем.
Что наблюдаем: (структура белковой молекулы разрушается под действием 70% раствора спирта, так как белковые молекулы теряют воду, а сам белок сворачивается -денатурирует ).
Вывод Произошло нарушение структуры и функции белковой молекулы под действием спирта, такой белок восстановлению не подлежит.
Вы теперь понимаете, что при поступлении даже незначительных доз спирта в организме каждая клетка, каждый орган соприкасается с его молекулами, испытывая на себе его токсическое действие
Работаем с тестами
1. Выберите три признака, отличающие белки (1) от углеводов и жиров (2)
А) Мономерами являются аминокислоты
Б) Являются основным источником энергии
В) Для каждого организма индивидуальны
Г) Являются хорошим теплоизолятором
Д) Ускоряют химические реакции
Е) Откладываются в растениях в виде запасного источника энергии
2. В качестве запасающего вещества гликоген активно накапливается в клетках
1) клубня картофеля
2) бактерий туберкулёза
3) печени собаки
4) листьев элодеи
3. Благодаря какому из свойств липиды составляют основу плазматической мембраны клетки?1) высокая химическая активность
2) нерастворимость в воде
3) способность к самоудвоению
4) способность выделять много энергии
4. Органические вещества, ускоряющие процессы обмена веществ, -
1) аминокислоты
2) моносахариды
3) ферменты
4) липиды
5. В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используютс1) гормоны и витамины
2) вода и углекислый газ
3) неорганические вещества
4) белки, жиры и углеводы
IV этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности: научить школьников: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценить результат своей деятельности; оценивать результат учебной деятельности.
За что бы и на каком этапе урока я себе сказал бы « Молодец!» Кого бы еще похвалил на уроке?
Домашнее задание: Для всех: ответить на вопросы 1-10 на стр 112
По желанию: найти примеры в природе и жизни человека, связанные с функциями белков, жиров и углеводов в клетке и организме
Используемая литература
Биология. Общие закономерности: учебник для общеобразовательных учреждений/С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова. Н.И.Сонин – Москва: Изд-во Дрофа, 2011. – 288 с
Краткий справочник школьника 5-11 классы /П.И. Алтынов, П.А. Андреев- Москва: Изд-во Дрофа, 1998. – 624 с