В.П. Климко, учитель математики
МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский
«Открытия и изобретения»
(Внеклассное мероприятие для классов естественнонаучного отделения)
Форма: проектная игра с элементами конференции.
Цель мероприятия: Расширить знания учащихся об истории некоторых изобретений и великих открытиях в разных предметных областях; познакомить учащихся с проектной деятельностью; познакомить учащихся с различными информационными технологиями для наиболее наглядного представления информации по теме.
Перед участниками поставлены проблемные вопросы по данной теме из различных предметных областей, на которые они в ходе работы над проектом должны найти ответы. Участвуя в проекте, работая в группах и индивидуально, знакомятся с изобретениями и открытиями прошлых лет и их влиянием на ход истории и на современное общество, изучение исторических примеров поможет понять, как открытия прошлого способствуют прогрессу современных технологий и как на основе изобретений прежних лет развиваются технологии будущего. Знакомятся с новой техникой и передовыми технологиями. Исследование путей, которые привели человека к великим открытиям, - интереснейший источник знаний.
В процессе работы учащиеся для наиболее наглядного представления информации по теме и смогут представить результаты своей проектной деятельности в следующих формах:
Информационный буклет об изобретателе или ученом и его изобретении
Информационная статья об изобретателях и технологических достижениях прошлого, а также их вкладе и влиянии на общество
Веб-страница, посвященная изобретателю или ученому, чье открытие или изобретение оказало решающее влияние на современное положение дел в науке и технологии
Фотопрезентация с иллюстрациями, рассказывающими об определенных фактах и событиях в истории и эволюции технологических средств
Виртуальная лента времени "История великих изобретений"
Доклад представлен на заключительной конференции.
Ход мероприятия.
Заранее учащиеся 11 классов выбрали по одному открытию, в соответствии с профилем.
11 (химико-биологический) МИКРОСКОП
11 (химико-биологический) КАУЧУК
11 (физико-химический) ОЧКИ
11 (информационно-технологический) ИНТЕРНЕТ
11 (физико-математический) ЛАМПА НАКАЛИВАНИЯ
В течение недели подбирали материал по открытию, вырезки из газет, журналов, тексты энциклопедий, интернет информацию. Заготавливали одинаковый набор материала для работы 5 групп десятиклассников. А также выбрали консультантов по выбранному открытию.
Подготовительный этап для десятиклассников заключался в том, чтобы разобраться в сути мероприятия, выбрать форму готового продукта работы над открытием и подготовить для этого соответствующие материалы (бумагу, клей, ножницы, ноутбук, проектор…). Разбились на 5 групп.
Вопросы, раскрывающие доклад об открытии.
Основополагающий вопрос
Проблемные вопросы
Какие открытия и изобретения можно считать великими?
Каково влияние человека на использование изобретения?
Как бы мы жили, если бы не было… ?
О чем рассказывают изобретения?
Учебные вопросы
Что можно считать изобретением?
Назовите главные изобретения разных исторических эпох?
Какую роль играют изобретения в жизни человека и человеческого общества?
Каким образом изобретение ученого (...) повлияло на развитие общества?
Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей
Что нужно знать и уметь:
Великие открытия и изобретения в разных предметных областях, их историю и влияние на ход истории и на современное общество
Биографию великих изобретателей и ученых, которые совершили важное открытие, которое оказало влияние на ход истории и на развитие человечества
Различные информационные технологии для наиболее наглядного представления информации по теме
Ориентироваться в сети Интернет и грамотно использовать Интернет-ресурсы
Работать в различных компьютерных программах для наглядного представления результатов проекта
Делать выводы из полученной информации
Грамотно оформлять результаты проектной деятельности в различных формах
Представлять результаты своей работы.
Учащиеся 10 классов определили 4 реперные точки для работы:10 (химико-биологический) - в кабинете химии, 10 (информационно-технологический) - в компьютерном классе, 10 (физико-математический) -в кабинете математики, 10 (естественно-научный) - в кабинете физики.
В каждом кабинете находятся учитель, направляющий деятельность учащихся, и классный руководитель. Одиннадцатиклассники - консультанты разошлись по реперным точкам так, чтобы в каждой аудитории оказались 5 разных открытий. Каждой группе десятиклассников путем жеребьевки определяется открытие, над которым она будет работать. Ответственный учитель в аудитории показывает установочную презентацию, на примере такого изобретения как ЧАСЫ, коротко освещает вопросы и требования к выступлению, результату работы. Учитель следит за временем, на выполнение работы отводится 30-40 минут, на выступление - 5 минут на группу. Консультанты предлагают подготовленный материал своей группе учащихся, сопровождают работу над готовым продуктом до начала выступлений.