Отчет о работе логопеда с ребенком, находящимся на инклюзивном обучении
ХХХ ученик А 24.06.2005 года рождения занимается с логопедом с сентября у 2016 года по коррекционной программе логопедического сопровождения для учащегося с ограниченными возможностями здоровья. А программу начальной школы усвоил на начальном уровне (составлял короткие предложения, самостоятельно списывал текст, медленно писал под диктовку).
По результатам первичной диагностики было выявлено следующее. А говорит односложно, не использует сложные предложения. Испытывает трудности при конструировании даже простых предложений. Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов. Словарный запас на среднем уровне, пассивный словарь шире активного, делает простые обобщения испытывал затруднения при подборе слов. В речи ребенка наблюдались аграмматизмы. Ребенок затруднялся в выделении звука из слова, например, не называл конечный гласный звук, конечный согласный, не составлял слова из отдельных звуков. При письме под диктовку допускал стойкие специфические ошибки, связанные с недостаточным овладением звуковым анализом, ошибки, связанные с неумением применять изученные правила. При чтении обнаруживалось недостаточное понимание прочитанного. При пересказе текста упускал главные события, вследствие чего терялся смысл текста. Пересказ осуществлялся с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым).Познавательные интересы в учебной сфере были сформированы недостаточно. А не принимал активное участие в организованной деятельности, мало общался со своими сверстниками в виду отсутствия общих интересов.
Коррекционная работа была направлена на развитие связной речи обучающегося среднего звена старшей школы. Первостепенное внимание уделялось таким речевым единицам, как слово, словосочетание, предложение, текст, а также способам построения смыслового высказывания с помощью этих единиц. На занятиях ребенок знакомился с образцами правильной речи - это частично помогало анализировать речь А и речь окружающих, содействовало накоплению знаний, по смысловым, звуковым, морфологическим, синтаксическим закономерностям языка. Каждая тема была связана с усвоением частей речи, включала работу по дифференциации грамматических и семантических признаков слов. С помощью языковых средств обучающейся конструировал тексты и знакомился с построением монологического высказывания.
Цели, поставленные перед ребенком это – развитие коммуникативных навыков, развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи, навыков построения связного высказывания, коррекция дефектов устной и письменной речи, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
За период обучения у А появились значительные изменения. Ребенок может высказываться на заданную тему, следовать теме разговора. Легче ему стало обращаться с просьбой к взрослым и сверстникам. Получается у А корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие, он может слушать сверстника и ждать своей очереди в разговоре. Включается в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.
С начала учебного года мы столкнулись с проблемой не только поведения, но и речи. Не сформированность средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. У А наблюдались нарушения развития грамматического оформления связной речи, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, нарушения сложных форм словообразования. Недостаточно была сформирована связная речь (в пересказах наблюдались нарушения последовательности событий).
Поэтому логопедическое воздействие направлялось на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Были выделены основные задачи программы:
• Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
• Обогащать и активировать словарный запас обучающегося, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития ребенка.
• Создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающегося (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
• Формировать полноценные представления о морфологическом составе слова, о развитии навыков построения связного высказывания.
Какая же перспектива коррекционной работы? В структуре занятий хотелось бы больше использовать упражнений для развития артикуляционной моторики, общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук. Продолжать работу со словами, над предложением, текстом, обогащать и активизировать словарный запас.
Коррекционная логопедическая работа строилась бы по цикличному принципу и предполагала повторение лексической тематики, на более высоком уровне: усложнялся бы речевой материал, формировался звуковой анализ и синтеза.
Мониторинг динамики развития речи А
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения 24.06. 2005 г.р.
Заключение на начало коррекционного курса: Нарушение социального взаимодействия с нарушением поведения и функции общения. Специфические нарушения речи.
Дата обследования май 2017 г.
Результаты коррекционной работы положительны. Видна хорошая динамика по всем показателям: словарь , понимание логико-грамматических отношений , навыки языкового анализа и синтеза , фонематическое восприятие , слоговая структура соответствует низкой границе нормы. Но еще недостаточно активизированы в речи такие обобщающие понятия как «школьные принадлежности», «головные уборы», «профессии»; необходимо расширить активный словарь по темам «деревья», «птицы», «грибы», «ягоды».
В разделе грамматический строй необходимо продолжить работу над предлогами. Невысокие результаты при пересказе текста и составлению рассказа по серии картинок. Чтение быстрое, невнимательное, часто не обдуманное .
Рекомендации.: Рекомендовано продолжить занятия на школьном логопункте.