Организация деятельности ПМП консилиума в образовательном учреждении.
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется психолого – педагогическое медико - социальное сопровождение ребенка с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я сделаю акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно консилиум является ключевой точкой в -сопровождении ребенка с ОВЗ.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий сопровождение ребенка с ОВЗ. ПМПк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ СОШ №5. ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом, договором с родителями. Составляется план работы консилиума на учебный год.
Основная цель ПМПк – обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
1. ранняя диагностика отклонений;
2. консультирование родителей, педагогов;
3. определение необходимых специальных образовательных условий;
4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным образовательным программам;
5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;
6. формирование банка данных о детях, имеющих проблемы развития.
Консилиум имеет основной и сменный состав. В основной состав ПМПк входят: зам. директора по учебной работе – он является и председателем консилиума, педагог-психолог; учитель - логопед; медицинская сестра, социальный педагог. В сменный состав консилиума входят учителя-предметники, классные руководители и специалисты других структур (при необходимости). Состав варьируется в зависимости от поставленной цели.
Психолого-педагогический консилиум проводится:
в соответствии с планом работы;
по запросу учителя-предметника;
по запросу классного руководителя;
по запросу родителей (законных представителей) учащихся.
Объектом обсуждения на консилиуме: параллель классов, отдельный класс, группа школьников, отдельный ученик.
В своей деятельности мы определили следующие плановые консилиумы:
1-е классы – проблемы адаптации к ситуации школьного обучения;
4-е классы – проблемы готовности к обучению в среднем звене;
5-е классы – проблемы адаптации к ситуации предметного обучения;
10-е классы – проблемы адаптации учащихся к обучению в профильной школе;
разработка и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов;
определение потенциала вновь прибывших в школу учащихся;
оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, находящимися на сопровождении.
Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.
Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
1 этап. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.
Работа консилиума по отношению к ребенку с ОВЗ, начинается в соответствии с условиями и рекомендациями Бирской зональной ПМПК, с согласия родителей. В начале каждого учебного года составляем договор с родителями о согласии на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося в МБОУ СОШ №5. В первую очередь анализируем ресурсы специалистов в соответствии с рекомендациями БЗПМПК, которые, в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ становятся обязательными к исполнению в школе.
Если у ребенка впервые выявлена проблема и он нуждается в сопровождении, то консилиуму предшествуют: индивидуальное обследование ребёнка специалистами, предварительное наблюдение, обследование учителями-предметниками и классным руководителем, сбор медицинской информации.
В консилиуме каждый специалист имеет свой функционал и выполняет определенные виды деятельности.
Медсестра:
Предоставляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях школьников.
Социальный педагог:
Социальный педагог проводит обследование микросоциальных условий жизни ребенка, составляет отчет о социальном статусе семьи, разрабатывает рекомендации к оптимизации микросоциальных условий жизни ребенка.
Классный руководитель:
Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует собственные наблюдения.
Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения.
Информация содержит:
- трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;
- индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.
Учителя-предметники:
1. Качественные характеристики учебной деятельности:
- трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных
ответах на уроке, особенности ответов у доски;
- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих
заданий, трудоемкой работы;
- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала,
виды заданий, вызывающие наибольшие трудности;
- предполагаемые причины описанных трудностей.
2. Количественные показатели учебной деятельности:
- успеваемость по основным предметам;
- причины низкой успеваемости или неровной успеваемости.
З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
- описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;
- индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и со сверстниками.
4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
- описание типичного для школьника эмоционального состояния на уроке;
- описание ситуаций, вызывающих у учащихся различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг).
Педагог-психолог:
Педагог-психолог проводит психологическое обследование ребенка с помощью экспериментально-психологических методик, выявляет нарушения или несформирмированность высших психических функций, проблемы социально-личностного развития. Составляет заключение и рекомендации к психологическому сопровождению ребенка и его семьи.
Учитель-логопед:
Логопед проводит логопедическое обследование. Заполняет речевую карту, составляет заключение и рекомендации к содержанию и организации логопедической работы.
особенности речевого развития ребёнка;
возможности коррекции и прогноз;
рекомендации для педагогов и специалистов по вопросам коррекции речи;
консультирование родителей;
создание благоприятной речевой среды.
2. этап: Консилиум. На основе данных, полученных специалистами, на заседании ПМПк идет коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи, обсуждаются результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствии с возможностями и особенностями ребёнка, а также медицинской помощи, если таковая требуется. В тех случаях, когда на ПМПк у нас возникают вопросы об определении образовательного маршрута или ребёнок нуждается в дополнительной диагностике, мы направляем (с согласия родителей) в БЗ психолого-медико - педагогическую комиссию.
На консилиуме утверждаем ИОМ; распределяем обязанности между участниками реализации маршрута; также на период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку назначается ответственный за реализацию ИОМ. Это в первую очередь классный руководитель, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист или педагог, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Также устанавливаем дату повторного консилиума для оценки эффективности реализуемого ИОМ. Знакомим родителей с заключением консилиума (какие коррекционно-развивающие занятия необходимы ребенку, их периодичность, время проведения).
3. этап: Реализация рекомендаций консилиума. В тех случаях, когда дети обследуются на ПМПк повторно, мы оцениваем результаты проведённой с ребёнком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (показаваем наличие и характер динамики) и намечаем дальнейшую работу.
На повторном консилиуме прослеживаем динамику в развитии ребенка, в случае положительной динамики коррекционно-развивающая работа признается завершенной, если динамика незначительная или отрицательная, то в ИОМ вносятся коррективы и устанавливается новый срок реализации.
Документация ПМП консилиума
положение О ПМПк
приказ об организации консилиума.
журнал записи и учёта детей, прошедших обследование специалистов консилиума;
журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов
заключения специалистов ПМПк;
договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося;
индивидуальный образовательный маршрут;
протоколы заседаний консилиума.
В заключении хочу отметить, что при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. Опыт работы нашего школьного консилиума показал: эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от уровня знаний педагога, узких специалистов о своих учащихся, от умения осуществлять дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и полноценном развитии школьников. Поэтому все специалисты ПМПк и учителя-предметники, работающие с детьми с ОВЗ прошли курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования.