СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация деятельности ПМПконсилиума в образовательном учреждении.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется психолого – педагогическое медико - социальное сопровождение ребенка с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я сделаю акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно  консилиум является ключевой точкой в -сопровождении ребенка с ОВЗ.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий  сопровождение ребенка с ОВЗ. ПМПк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением  о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ СОШ №5. ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом, договором с родителями. Составляется план работы консилиума на учебный год.

 Основная цель ПМПк –  обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

1. ранняя диагностика отклонений;

2. консультирование родителей, педагогов;

3. определение необходимых специальных образовательных  условий;

4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным  образовательным программам;

5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;

6. формирование банка данных  о детях, имеющих проблемы развития.

Консилиум имеет основной и сменный состав.  В основной состав ПМПк входят: зам. директора по учебной работе – он является и председателем консилиума, педагог-психолог; учитель - логопед; медицинская сестра, социальный педагог. В сменный состав консилиума входят учителя-предметники, классные руководители и специалисты других структур (при необходимости). Состав варьируется в зависимости от поставленной цели.

Психолого-педагогический консилиум проводится:

  • в соответствии с планом работы;
  • по запросу учителя-предметника;
  • по запросу классного руководителя;
  • по запросу родителей (законных представителей) учащихся.

Объектом обсуждения на консилиуме: параллель классов, отдельный класс, группа школьников, отдельный ученик.

В своей деятельности мы определили следующие плановые консилиумы:

  • 1-е классы – проблемы  адаптации к ситуации школьного обучения;
  • 4-е классы – проблемы готовности к обучению в среднем звене;
  • 5-е классы – проблемы  адаптации к ситуации предметного обучения;
  • 10-е классы – проблемы  адаптации учащихся к обучению в профильной школе;
  • разработка и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов;
  • определение потенциала вновь прибывших в школу учащихся;
  • оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, находящимися на сопровождении.

Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.

Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.

1 этап.       Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.

Работа консилиума по отношению к ребенку с ОВЗ, начинается в соответствии с условиями и рекомендациями Бирской зональной ПМПК, с согласия родителей. В начале каждого учебного года составляем договор с родителями о согласии на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося в МБОУ СОШ №5. В первую очередь анализируем  ресурсы специалистов в соответствии с рекомендациями БЗПМПК, которые, в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ   становятся обязательными к исполнению в школе.

Если у ребенка впервые выявлена проблема и он нуждается в сопровождении, то консилиуму предшествуют: индивидуальное обследование ребёнка специалистами, предварительное наблюдение, обследование учителями-предметниками и классным руководителем, сбор медицинской информации.

В консилиуме каждый специалист имеет свой функционал и выполняет определенные виды деятельности.

Медсестра:

Предоставляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях школьников.

Социальный педагог:

Социальный педагог проводит обследование микросоциальных условий жизни ребенка, составляет отчет о социальном статусе семьи, разрабатывает рекомендации к оптимизации микросоциальных условий жизни ребенка.

Классный руководитель:

Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует собственные наблюдения. Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения.

 Информация содержит:

- трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;

- индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.

Учителя-предметники:

1. Качественные характеристики учебной деятельности:

    - трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;

   - трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий, трудоемкой работы;

   - трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала, виды заданий, вызывающие наибольшие трудности;

   - предполагаемые причины описанных трудностей.

2. Количественные показатели учебной деятельности: 

   - успеваемость по основным предметам;

   - причины низкой успеваемости или неровной успеваемости.

З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

    - описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;

    - индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и со сверстниками.

4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:

     - описание типичного для школьника эмоционального состояния на  уроке;     - описание ситуаций, вызывающих у учащихся различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг).

Педагог-психолог:

 Педагог-психолог проводит психологическое обследование ребенка с помощью экспериментально-психологических методик, выявляет нарушения или несформирмированность высших психических функций, проблемы социально-личностного развития. Составляет заключение и рекомендации к психологическому сопровождению ребенка и его семьи.

Учитель-логопед:

Логопед проводит логопедическое обследование. Заполняет речевую карту, составляет заключение и рекомендации к содержанию и организации логопедической работы.

  • особенности речевого развития ребёнка;
  • возможности коррекции и прогноз;
  • рекомендации для педагогов и  специалистов по вопросам коррекции речи;
  • консультирование родителей;
  • создание благоприятной речевой среды.

2. этап:  Консилиум. На основе данных, полученных специалистами, на заседании ПМПк идет коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи, обсуждаются результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствии с возможностями и особенностями ребёнка, а также медицинской помощи, если таковая требуется. В тех случаях, когда на ПМПк у нас возникают вопросы об определении образовательного маршрута или ребёнок нуждается в дополнительной диагностике, мы направляем (с согласия родителей) в БЗ психолого-медико - педагогическую комиссию.

На консилиуме утверждаем ИОМ; распределяем обязанности между участниками реализации маршрута; также на   период   реализации   рекомендаций,   разработанных   специалистами   ПМПк, ребенку назначается ответственный за реализацию ИОМ. Это в первую очередь классный руководитель, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист или педагог, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Также устанавливаем дату повторного консилиума для оценки эффективности реализуемого ИОМ. Знакомим родителей с заключением консилиума (какие коррекционно-развивающие занятия необходимы ребенку, их периодичность, время проведения).

3. этап: Реализация рекомендаций консилиума. В тех случаях, когда дети обследуются на ПМПк повторно, мы оцениваем результаты проведённой с ребёнком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (показаваем наличие и характер динамики) и намечаем дальнейшую работу.

На повторном консилиуме прослеживаем динамику в развитии ребенка, в случае положительной динамики коррекционно-развивающая работа признается завершенной, если динамика незначительная или отрицательная, то  в ИОМ вносятся коррективы и устанавливается новый срок реализации.

Документация ПМП консилиума

  • положение О ПМПк
  • приказ об организации  консилиума.
  • журнал записи и учёта детей, прошедших обследование специалистов консилиума;
  • журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов
  • заключения специалистов ПМПк;
  • договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося;
  • индивидуальный образовательный маршрут;
  • протоколы заседаний консилиума.

В заключении хочу отметить, что при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. Опыт работы нашего школьного консилиума показал: эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от уровня знаний педагога, узких специалистов о своих учащихся, от умения осуществлять дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и полноценном развитии школьников. Поэтому все специалисты ПМПк и учителя-предметники, работающие с детьми с ОВЗ прошли курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Организация деятельности ПМПконсилиума в образовательном учреждении.»


Организация деятельности ПМП консилиума в образовательном учреждении.


Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение является целостной системой помощи ребенку с ОВЗ. В нашей школе осуществляется психолого – педагогическое медико - социальное сопровождение ребенка с ОВЗ, организован коррекционно-образовательный процесс, но я сделаю акцент на том, как организована деятельность ПМПк в нашей школе, потому что именно консилиум является ключевой точкой в -сопровождении ребенка с ОВЗ.

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий сопровождение ребенка с ОВЗ. ПМПк в нашей школе создан приказом директора школы, Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ СОШ №5. ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом, договором с родителями. Составляется план работы консилиума на учебный год.

Основная цель ПМПк – обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

1. ранняя диагностика отклонений;

2. консультирование родителей, педагогов;

3. определение необходимых специальных образовательных условий;

4. определение путей включения детей с ОВЗ в классы, работающие по основным образовательным программам;

5.составление заключения для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию;

6. формирование банка данных о детях, имеющих проблемы развития.

Консилиум имеет основной и сменный состав. В основной состав ПМПк входят: зам. директора по учебной работе – он является и председателем консилиума, педагог-психолог; учитель - логопед; медицинская сестра, социальный педагог. В сменный состав консилиума входят учителя-предметники, классные руководители и специалисты других структур (при необходимости). Состав варьируется в зависимости от поставленной цели.

Психолого-педагогический консилиум проводится:

  • в соответствии с планом работы;

  • по запросу учителя-предметника;

  • по запросу классного руководителя;

  • по запросу родителей (законных представителей) учащихся.

Объектом обсуждения на консилиуме: параллель классов, отдельный класс, группа школьников, отдельный ученик.

В своей деятельности мы определили следующие плановые консилиумы:

  • 1-е классы – проблемы адаптации к ситуации школьного обучения;

  • 4-е классы – проблемы готовности к обучению в среднем звене;

  • 5-е классы – проблемы адаптации к ситуации предметного обучения;

  • 10-е классы – проблемы адаптации учащихся к обучению в профильной школе;

  • разработка и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов;

  • определение потенциала вновь прибывших в школу учащихся;

  • оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, находящимися на сопровождении.

Рассмотрим более подробно ход консилиума по обсуждению проблем конкретного школьника. Этот ход является традиционным для нашей школы и организуется исходя из основной особенности работы специалистов ППМС сопровождения с детьми ОВЗ.

Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.

1 этап. Осуществление информационного обмена между всеми участниками консилиума.

Работа консилиума по отношению к ребенку с ОВЗ, начинается в соответствии с условиями и рекомендациями Бирской зональной ПМПК, с согласия родителей. В начале каждого учебного года составляем договор с родителями о согласии на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося в МБОУ СОШ №5. В первую очередь анализируем ресурсы специалистов в соответствии с рекомендациями БЗПМПК, которые, в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ становятся обязательными к исполнению в школе.

Если у ребенка впервые выявлена проблема и он нуждается в сопровождении, то консилиуму предшествуют: индивидуальное обследование ребёнка специалистами, предварительное наблюдение, обследование учителями-предметниками и классным руководителем, сбор медицинской информации.

В консилиуме каждый специалист имеет свой функционал и выполняет определенные виды деятельности.

Медсестра:

Предоставляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях школьников.

Социальный педагог:

Социальный педагог проводит обследование микросоциальных условий жизни ребенка, составляет отчет о социальном статусе семьи, разрабатывает рекомендации к оптимизации микросоциальных условий жизни ребенка.

Классный руководитель:

Собирает и обрабатывает информацию от учителей-предметников, систематизирует собственные наблюдения.
Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения.

Информация содержит:

- трудности, испытываемые учеником в педагогических ситуациях;

- индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.

Учителя-предметники:

1. Качественные характеристики учебной деятельности:

- трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных
ответах на уроке, особенности ответов у доски;

- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих
заданий, трудоемкой работы;

- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала,
виды заданий, вызывающие наибольшие трудности;

- предполагаемые причины описанных трудностей.

2. Количественные показатели учебной деятельности:

- успеваемость по основным предметам;

- причины низкой успеваемости или неровной успеваемости.

З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

- описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;

- индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и со сверстниками.

4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:

- описание типичного для школьника эмоционального состояния на уроке;
- описание ситуаций, вызывающих у учащихся различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг).

Педагог-психолог:

Педагог-психолог проводит психологическое обследование ребенка с помощью экспериментально-психологических методик, выявляет нарушения или несформирмированность высших психических функций, проблемы социально-личностного развития. Составляет заключение и рекомендации к психологическому сопровождению ребенка и его семьи.

Учитель-логопед:

Логопед проводит логопедическое обследование. Заполняет речевую карту, составляет заключение и рекомендации к содержанию и организации логопедической работы.

  • особенности речевого развития ребёнка;

  • возможности коррекции и прогноз;

  • рекомендации для педагогов и специалистов по вопросам коррекции речи;

  • консультирование родителей;

  • создание благоприятной речевой среды.

2. этап: Консилиум. На основе данных, полученных специалистами, на заседании ПМПк идет коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи, обсуждаются результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствии с возможностями и особенностями ребёнка, а также медицинской помощи, если таковая требуется. В тех случаях, когда на ПМПк у нас возникают вопросы об определении образовательного маршрута или ребёнок нуждается в дополнительной диагностике, мы направляем (с согласия родителей) в БЗ психолого-медико - педагогическую комиссию.

На консилиуме утверждаем ИОМ; распределяем обязанности между участниками реализации маршрута; также на период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку назначается ответственный за реализацию ИОМ. Это в первую очередь классный руководитель, в котором обучается ребенок, но может быть назначен и другой специалист или педагог, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Также устанавливаем дату повторного консилиума для оценки эффективности реализуемого ИОМ. Знакомим родителей с заключением консилиума (какие коррекционно-развивающие занятия необходимы ребенку, их периодичность, время проведения).

3. этап: Реализация рекомендаций консилиума. В тех случаях, когда дети обследуются на ПМПк повторно, мы оцениваем результаты проведённой с ребёнком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (показаваем наличие и характер динамики) и намечаем дальнейшую работу.

На повторном консилиуме прослеживаем динамику в развитии ребенка, в случае положительной динамики коррекционно-развивающая работа признается завершенной, если динамика незначительная или отрицательная, то в ИОМ вносятся коррективы и устанавливается новый срок реализации.

Документация ПМП консилиума

  • положение О ПМПк

  • приказ об организации консилиума.

  • журнал записи и учёта детей, прошедших обследование специалистов консилиума;

  • журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов

  • заключения специалистов ПМПк;

  • договор о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) учащегося;

  • индивидуальный образовательный маршрут;

  • протоколы заседаний консилиума.

В заключении хочу отметить, что при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья консилиум позволяет объединять и четко координировать действия между специалистами школы. Опыт работы нашего школьного консилиума показал: эффективность образовательного, коррекционно-развивающего процесса во многом зависит от уровня знаний педагога, узких специалистов о своих учащихся, от умения осуществлять дифференцированный подход к ним, от заинтересованности в успешном обучении и полноценном развитии школьников. Поэтому все специалисты ПМПк и учителя-предметники, работающие с детьми с ОВЗ прошли курсы повышения квалификации в области инклюзивного образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!