СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности реализации курса ОРКСЭ.

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическая справка о реализации курса ОРКСЭ  по модулю "Светская этика".

Просмотр содержимого документа
«Особенности реализации курса ОРКСЭ.»

Отчёт

о реализации курса ОРКСЭ

по модулю «Основы светской этики» в 4 классе

МОБУ СОШ с.Октябрьский

за 2015-2016 учебный год



Изучаемый модуль «Основы светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его темы согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.  

Введение модуля «Основы светской этики» было выбрано единогласно родителями учащихся 3 класса на родительском собрании 2014-2015 учебного года. Для реализации модуля была составлена рабочая программа к учебнику «Основы светской этики».  

Модуль «Основы светской этики» изучался в 4-х классах в течении года по 1 часу в неделю. Курс объединяют единые цели и задачи, что обеспечивает единую методическую основу курса. Изучение курса не предусматривает бального оценивания и проведения государственной итоговой аттестации. 

В ходе реализации содержания модуля применялись следующие виды уроков: урок-экскурсия (заочная), урок образ, беседы. Различные виды дискуссий, ролевые игры. Различные викторины и конкурсные события. Для организации занятий использовались методы: словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый , самостоятельной работы. Особое внимание уделялось работе с текстом: выборочное чтение, комментированное чтение, чтение с остановками. Для этой возрастной категории немаловажное значение имела работа в группе. При этом использовались следующие виды работы: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация, защита проектов. Самостоятельная практическая деятельность состояла в составлении словаря терминов и понятий, кроссвордов, подготовка и защита творческих заданий. В создании образов, рисунки, фотографии, слайд-шоу.

В течение года учащимися подготовлены следующие виды творчески работ:

  1. Презентации по темам «Добро и зло», «Долг и совесть», «Честь рыцарская и воинская» «Сострадание и милосердие» и др.

  2. Коллаж «Моя семья».

  3. Настольные игры моей семьи.(Рассказ об игре и игры в классе).

  4. Сочинение « 10 правил моей семьи».

  5. Книжка – малышка «Правила поведения в школе.

  6. Защита проектов «Как отличить добро от зла», «Образцы культуры народов».

  7. Разучивание песен, стихотворений о дружбе.

Оценивание работ учащихся «зачёт – незачёт».

В процессе апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» учителя широко применяют современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые игры, коллективно-групповая, проектная деятельность), систематически используют компьютерную технику, интерактивное и мультимедийное оборудование, что позволяет наиболее полно включать иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие.

Возможности курса используются и для организации внеурочной деятельности обучающихся краеведческой направленности в системе воспитательной работы школы.

На уроках ученики не только слушают рассказ учителя, рассматривают иллюстрации, но и являются активными участниками урока, делятся своими жизненными историями, советуются, удивляются, высказывают свою точку зрения по тому или иному вопросу. Ребята рассмотрели такие  важные понятия, как совесть и раскаяние, милость и сострадание.  

На занятиях ребята приобретают те представления о мире, о добре и зле, которые позволяют точно ориентироваться в конкретной жизни и принимать правильные решения.

Основная цель  образовательного курса – духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся, овладение духовными ценностями и культурой народов России.

По завершению преподавания курса был проведен мониторинг процесса реализации курса среди учащихся и родителей, который показал положительное отношение учащихся и родителей к данному модулю.  

Среди учащихся было проведено анкетирование.  

20 мая 2016 года в МОБУ СОШ с.Октябрьский проводилось анкетирование обучающихся 4 класса.

В 4 классе 21 обучающихся. Учащиеся в количестве 20 человек приняли участие в анкетировании.

В ходе анкетирования были получены такие результаты.



Вопрос анкеты

Количество ответов

1

Было ли тебе интересно на уроках по курсу ОРКСЭ?

А) очень интересно

Б) интересно иногда

В) иногда неинтересно

Г) неинтересно


14

6


2

Что тебе понравилось на уроках по курсу ОРКСЭ

А) Беседы о хороших и плохих поступках людей

Б) Изучение праздников и традиций

В) Беседы о нравственных качествах человека

Г) Знакомство с памятниками культуры

Д) Работа на компьютере

Е) Игры и театральные инсценировки

Ж) Другое


11

9

5

9

6

5

4

3

Что вам наиболее запомнилось на уроках ОРКСЭ?

А) интересные формы работы (использование притч, поучительных историй, мультфильмов, презентаций)

Б) обсуждение ситуаций, проведение бесед, экскурсий.

В) развитие творческого потенциала ребенка (выполнение творческих заданий, проектов)

Г) не знаю


7


5

9


1


4

Обсуждаешь ли ты с родителями, бабушками, братьями, сёстрами изученные темы на уроках ОКСЭ?

А) да

Б) нет



16

4

5

Есть ли желание продолжить изучение курса ОРКСЭ в дальнейшем?

А) да

Б) нет

В) не знаю



17

1

2

6

Соблюдаются ли в Вашей семье основные религиозные обряды?

А) да

Б) нет

В) иногда



13


7

7

Где, по-вашему, люди должны получить представление о религии?

А) школа

Б) семья

В) телевизор, радио, газеты

Г) религиозные организации

Д) затрудняюсь ответить



20

20

1

4

8

Каково ваше отношение к людям других религиозных взглядов?

А) уважительное

Б) отрицательное

В) равнодушное



17


3

Выводы:

Таким образом, по результатам анкетирования можно сказать, что учащимся нравится посещать курс ОРКСЭ – 100%, на уроках им нравится говорить о хороших и плохих поступках людей, изучать праздники и традиции народов, знакомиться с памятниками культуры, играть в национальные игры и ставить театральные постановки. Большинство обучающихся обсуждают в семье изученные темы на уроках и хотели бы продолжить изучение курса ОРКСЭ в дальнейшем. Этот вывод закономерен, так как все дети считают, что люди должны получить представление о религии в школе и семье. Тем более, что в большинстве семей соблюдаются основные религиозные обряды и дети уважительно относятся к людям ругих религиозных взглядов.

Предложения:

Познакомить педагогов и родителей с результатами анкетирования учащихся на педагогическом совете и родительском собрании.

Разработать анкету для родителей на выявление затруднений у детей при изучении курса ОРКСЭ.

По результатам анкетирования можно отметить, что необходимо разработать мониторинг входной диагностики обучающихся и диагностики на завершающем этапе изучения курса для того, чтобы отследить результаты каждого учащегося по итогам изучения курса. Так как в преподавании курса используется безотметочная система, то по результатам диагностики на завершающем этапе учитывать качественные характеристики по результатам завершения курса.

С родителями обучающихся  также проведены анкетирование. 

Цель: изучение общественного мнения родителей (законных представителей), их оценки введению в учебный план курса ОРКСЭ.

Сроки проведения: 21-23 мая 2016г.

Родителям было предложено ответить на 10 вопросов, касающихся нового предмета для школьников «Основы религиозных культур и светской этики». Форма анкетирования – индивидуальная. Анкетирование анонимное, при желании родители подписывали анкету.

В опросе приняли участие 86% родителей учащихся 4 -го класса.

Вопрос

Количество выборов

1.Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)?

А) положительно

Б) отрицательно

В) не знаю




16

2

2. Проявил ли Ваш ребенок интерес к содержанию курса ОРКСЭ?

А) да

Б) нет



17

1

3. Принимали ли Вы участие во внеурочной деятельности детей в рамках курса ОРКСЭ?

А) да

Б) нет



12

6

4. Обсуждает ли ребёнок с Вами темы, изученные на уроках по выбранному модулю учебного курса ОРКСЭ?

А) да

Б) нет



13

5

5. По Вашему мнению, носит ли воспитательный, нравственно-развивающий характер модуль курса ОРКСЭ?

А) да

Б) нет

В) не знаю



14


4

6. Соблюдаются ли в Вашей семье основные религиозные обряды?

А) да

Б) нет

В) иногда



12


6

7. Где, по-вашему, люди должны получить представление о религии?

А) школа

Б) семья

В) СМИ

Г) затрудняюсь ответить



12

18

3

8. Считаете ли Вы, что Вашему ребенку было полезно изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ?

А) да

Б) нет



15

3

9. Оправдались ли Ваши ожидания от изучения ребенком курса ОРКСЭ?

А) да

Б) нет



16

2

10. Как Вы считаете, необходимо ли дальнейшее изучение Вашим ребенком основ духовно-нравственной культуры народов России в 5-х и последующих классах?

А) да

Б) нет




12

6


Общие выводы:

  • в основном родители положительно относятся к введению нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» (76 %);

  • большинство родителей видят положительное значение введения курса, т.к. расширяется кругозор детей, формируется уважительное отношение к различным мировоззрениям и религиям; воспитывается трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни; происходит духовное и культурное развитие детей; формирование патриотизма и гражданской солидарности, по мнению родителей, при изучении данного курса не происходит.

  • Родители для изучения выбрали 1 модуль: «Основы светской этики».

Предложения. 

  1. Продолжить работу по реализации плана мероприятий по введению в школе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

  2. При организации занятий комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» включать в тематическое планирование экскурсии. 

 

Составитель: учитель ОРКСЭ Портнова О.Ю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!