СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет о работе по курсу ОРКСЭ на уроках модуля "Основы светской этики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно- нравственное воспитание обучающихся  в курсе ОРКСЭ на уроках модуля

«Основы светской этики» в МБОУ «Зоркинская СОШДС» в 2015-2016 уч.г.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.

 Первый  год я веду  новый предмет «Основы религиозных культур и  светской этики». С  26 октября 2015 г. по 20 ноября 2015 г. прошла обучение в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по программе : «Теория и методика преподавания основ религиозных культур и светской этики» ( регистрационный номер удостоверения № 8955

         В течение года  повышала уровень своей профессиональной подготовки через посещение вебинаров: : Вебинар " Реализация системно-деятельностного подхода на уроках  ОРКСЭ  средствами УМК издательства "Просвещение" 10.06.2015 г;  Вебинар " Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников при работе с УМК издательства "Просвещение" 15.06.2015 г.; Вебинар " Особенности преподавания курса  ОРКСЭ  средствами УМК издательства "Просвещение" 14.12.2015 г.;   Вебинар " Открытый урок по ОРКСЭ с электронным учебником УМК издательства "Просвещение" 21 .12.2015 г.;  Вебинар " Методические приемы и педагогические технологии преподавания модуля ОПК  курса  ОРКСЭ   на основе УМК издательства "Просвещение" 23.12.2015 г.;   Вебинар  "Проектная дестельность на  уроках по курсу  ОРКСЭ на основе УМК издательства "Просвещение" 30.03.2016 г.

          Имеется методическая разработка «Человек рожден для добра. Сказка о добре.»( на мультиуроке регистрационный номер MUFMUF66219 от 07.02.2016 г.

   На сайте МБОУ «Зоркинская СОШДС»  есть страничка, где размещена информация о преподаваемом курсе, проведенном уроке милосердия  (22.09.15 г.), проведенный урок доброты (22.12.15 г.), «Крым и Россия- общая судьба (21.03.16г.)

Был проведен опрос  родителей учащихся 4-ых классов

1. Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

А) положительно    -12             

Б) безразлично         -2         

В) отрицательно       -0

Г) затрудняюсь ответить -0

 

Просмотр содержимого документа
«Отчет о работе по курсу ОРКСЭ на уроках модуля "Основы светской этики"»

Духовно- нравственное воспитание обучающихся в курсе ОРКСЭ на уроках модуля

«Основы светской этики» в МБОУ «Зоркинская СОШДС» в 2015-2016 уч.г.

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.

Первый год я веду новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». С 26 октября 2015 г. по 20 ноября 2015 г. прошла обучение в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по программе : «Теория и методика преподавания основ религиозных культур и светской этики» ( регистрационный номер удостоверения № 8955

В течение года повышала уровень своей профессиональной подготовки через посещение вебинаров: : Вебинар " Реализация системно-деятельностного подхода на уроках ОРКСЭ средствами УМК издательства "Просвещение" 10.06.2015 г; Вебинар " Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников при работе с УМК издательства "Просвещение" 15.06.2015 г.; Вебинар " Особенности преподавания курса ОРКСЭ средствами УМК издательства "Просвещение" 14.12.2015 г.; Вебинар " Открытый урок по ОРКСЭ с электронным учебником УМК издательства "Просвещение" 21 .12.2015 г.; Вебинар " Методические приемы и педагогические технологии преподавания модуля ОПК курса ОРКСЭ на основе УМК издательства "Просвещение" 23.12.2015 г.; Вебинар "Проектная дестельность на уроках по курсу ОРКСЭ на основе УМК издательства "Просвещение" 30.03.2016 г.

Имеется методическая разработка «Человек рожден для добра. Сказка о добре.»( на мультиуроке регистрационный номер MUFMUF66219 от 07.02.2016 г.

На сайте МБОУ «Зоркинская СОШДС» есть страничка, где размещена информация о преподаваемом курсе, проведенном уроке милосердия (22.09.15 г.), проведенный урок доброты (22.12.15 г.), «Крым и Россия- общая судьба (21.03.16г.)

Был проведен опрос родителей учащихся 4-ых классов

1. Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

А) положительно -12

Б) безразлично -2

В) отрицательно -0

Г) затрудняюсь ответить -0


2. В чём Вы видите положительное значение введения курса ОРКСЭ?

А) расширение кругозора обучающихся -7

Б) духовное и культурное развитие детей -5

В) формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям -6

Г) формирование уважительного отношения к старшим -6

Д) воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, жизни -9

Е) затрудняюсь ответить -0


3. В чём вы видите риски, связанные с введением курса ОРКСЭ?

А) дополнительная нагрузка школьника -0

Б) принудительное навязывание веры -0

В) формирование формального отношения к религии, вере -0

Г) затрудняюсь ответить -14


4. Проводились ли в школе следующие мероприятия, связанные с организацией и внедрением учебного курса ОРКСЭ?

А) заседание школьного совета

Б) проведение родительского собрания -12

В) знакомство с педагогом нового курса -12

Г) ознакомление с содержанием курса -12


5. Давали ли Вы согласие общеобразовательному учреждению на изучение Вашим ребёнком одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ?

А) да, письменное согласие -14

Б) да, устное согласие -0

В) решение принимал родительский совет -0

Г) согласие не требовалось -0

6. Какой модуль курса Вы выбрали для своего ребёнка?

А) Основы светской этики -14

Б) Основы православной культуры

В) Основы мировых религиозных культур

Г) Основы исламской культуры

Д) Основы иудейской культуры

Е) Основы буддийской культуры


7. Что повлияло на Ваш выбор модуля курса?

А) уклад семьи, семейные традиции -8

Б) интерес ребенка к изучению именно этого модуля -5

В) мнение педагога или руководителя школы

Г) рекомендации родителей школьников -5

Д) разъяснительные беседы представителей религиозных организаций -0

Е) другое -8


8. Имеют ли место разногласия в Ваших взаимоотношениях с учителем (образовательным учреждением), связанные с преподаванием курса?

А) да -0

Б) нет -14

В) были единичные случаи -0


9. Обсуждаете ли Вы с ребёнком темы, изученные на уроках по выбранному модулю курса ОРКСЭ?

А) да -8

Б) да, но очень редко -6

В) нет -0

10. Помогаете ли Вы своему ребёнку при подготовке домашних заданий по курсу ОРКСЭ?

А) да -2

Б) да, но очень редко -8

В) нет- 4


11. Используете ли Вы материалы, размещённые на информационно- методическом ресурсе – блоге «Наши основы», с какой целью?

А) для самообразования -0

Б) для бесед с ребёнком -6

В) для помощи при подготовке домашних заданий -3

Г) не использую -5


12. Нравится ли Вашему ребёнку изучаемый модуль курса ОРКСЭ?

А) да -14

Б) безразлично -0

В) нет -0

Г) затрудняюсь ответить -0


13. Какую систему оценивания достижений Вашего ребёнка по данному курсу Вы считаете подходящей?

А) с выставлением отметок -4

Б) без отметок -10

В) затрудняюсь ответить -0



Наша школа работает по модулю «Основы светской этики». На родительском собрании родителям было предложено курсом на выбор шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культур, основы мировых религиозных культур.

Родители выбрали модуль «Основы светской этики». Работают обучающиеся с учебником «Основы светской этики» 4 класс. А.И. Шемшурина, г. Москва, «Просвещение»,2014г.- 100% обеспеченность учебниками.

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Данный выбор нас порадовал, потому что курс призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Перед нами стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

    Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Одна из главных черт современного человека- толерантность. Модуль «Светская этика» учат любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют, развивает у детей терпимое отношение к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно.

Курс выступает в качестве связующего звена всего воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, учит адекватно оценивать собственное поведение и поведение сверстников, окружающих его людей.

На уроках этики мы вспоминаем с детьми о понятиях дружбы и порядочности, добра и зла , правды, истины и лжи. При детальном изучении основных критериев светской этики дети убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

В процессе обучения детей поощряю словом,    ( так как это   безоценочный курс : вербальное оценивание.) поддерживаю инициативу детей высказываться, подбираю такие формы работы, которые по нраву и по силам младшим школьникам. Дети не стесняются высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни, доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать ему найти ответ на свой вопрос , не объясняю материал доступный для понимания. Ребёнку приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы о Родине, о подвигах, о детях, иллюстрации картин известных художников, мультипликационные фильмы.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Этот курс помогает мне как классному руководителю вести планомерную работу по формированию дружного коллектива класса, умению избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться об окружающих.

Были проведены внеклассные мероприятия:

07.09.- Всекрымский единый урок милосердия «Милосердие»

15.09.- Единый урок « Земля- наш общий дом»

23.10- Символы государства

02.11 – Историческое путешествие. День народного единства

16.11- Мы разные, но все-таки мы вместе. Презентация-игра

21.11 «Подари радость»- всероссийский урок доброты

15.02 – урок мужества

24.02- «Есть такая профессий- Родину защищать»

Дети учатся оперировать нравственными понятиями, выполняя различные задания.

Получается, что об одном и том же мы говорим не раз и не два, а на многих предметах, и маленькие зёрнышки нравственности, брошенные во время общения, формируют и развивают ребёнка как личность, обладающую теми полезными качествами, которые ей (личности) необходимы для жизни в обществе. Главное – это воспитание значимых общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и скромности, доброты и бескорыстия.

Необходимо понимать, что моральное развитие человека как личности происходит на протяжении всей его жизни и признание ценности других людей является первым шагом к добродетельному поведению.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод. Наша задача, задача школы – воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, целостность нашего общества и государства, а курс ОРКСЭ, и в частности модуль «Основы светской этики» способствуют этому. Обучающиеся знают основные понятия светской этики; значение этики в жизни человека; образцы нравственности в культурах разных народов; духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Умеют излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества, соотносят нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов,
строят толерантные отношения в обществе, участвуют в диспутах: слушают собеседника и излагают свои мнения, готовят сообщения по различным темам.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!