СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности учебной мотивации старшеклассников»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Особенности учебной мотивации старшеклассников»»

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время у старшеклассников есть проблема – это проблема мотивации к обучению, которая является важным стержнем в психологии. Этой проблеме посвящено большое количество работ. Формирование мотивации и ее психологическое изучение – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы личности студента.

В.К. Вилюнас считает, что когда мы изучаем мотивацию, то мы выявляем ее реальный уровень и возможные перспективы, ближайшие зоны ее развития у каждого ученика и класса в целом. Основой для планирования процесса формирования мотивации являются результаты ее изучения. Само по себе формирование является целенаправленным, когда учитель сравнивает полученные результаты с исходным уровнем, предшествующий формированию, и с теми планами, которые были намечены [1].

Бакурадзе Андрей Бондович пишет, что формирование мотивов учения – это создание условий в школе для появления мотивов, целей и эмоций к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы [2].

Мотивы обучения меняются с возрастом, и одни и те же мотивы могут иметь разные мотивации в разных возрастах. Интерес к школе и образованию значительно возрастает среди старшеклассников. Возникает новая мотивационная структура, в которой центральное место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Когда есть личный смысл, тогда эти мотивы начинают побеждать все остальные. Для старшеклассников самообразование является одним из важнейших условий раскрытия личностных способностей. Одним из основных аспектов формирования мотивации старшеклассников является обеспечение гуманных отношений между учеником и учителем. Основная задача в школе – это следить за ходом психического развития с целью коррекции выявленных отклонений, в том числе и тех, которые планируются.

Асеева В. Г., считает, что при изучении психологических особенностей ребенка, его результаты не нужно сравнивать с другими детьми, а необходимо сравнивать с ним самим, его прежними результатами, оценивать его личное достижение. Учителю к изучению и формированию мотивации учащихся необходимо подходить с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок проявляет большой интерес, даже несмотря на небольшие успехи [3].

Актуальность темы исследования определяется тем, что мотивация обучения, как научная проблема с каждым годом все больше привлекает внимание научной мысли. Это обусловлено ее большим влиянием на процесс и результаты деятельности школьника, но еще мотивация определяет направленность личности человека наличие или отсутствие у него общественной активности, т. е. все, то что характеризует целостный облик человека. С целью разрешения данной проблемы была выбрана тема исследования: «Особенности учебной мотивации старшеклассников».

Объект исследования – учебная мотивация.

Предмет исследования – особенности учебной мотивации старшеклассников.

Цель исследования – исследование учебной мотивации старшеклассников.

Задачи исследования:

  1. Изучение и анализ научной литературы по данной проблеме.

  2. Определить понятия мотив и мотивация.

  3. Изучить особенности развития личности старшеклассников.

  4. Провести эмпирическое исследование особенностей учебной мотивации старшеклассников.

  5. Проанализировать результаты.

  6. Разработать рекомендации по развитию мотивации у старшеклассников.

Гипотеза исследования - предположение о том, что структура и содержание мотивации к обучению у учащихся 10 и 11 классов имеет различия. У обучающихся 10 классов мотивация в общении, а в 11 классе преобладает мотивация в достижении к цели.

Методы исследования: анализ литературы, метод сбора эмпирической информации.

Новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что предпринята попытка комплексного изучения особенностей учебной мотивации старшеклассников. Результаты данного исследования расширяют представления о данной проблеме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть полезны в работе учителей, которые сталкиваются с проблемой мотивацией учения старшеклассников.

Экспериментальная база исследования: МБОУ «Школа №162 имени Ю. А. Гагарина» г. о. Самара.

Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.







ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Понятия мотив и мотивация в психологии


Е. П. Ильин считал, что мотив – это явление, служащее стимулом для совершения необходимых действий [15].

Деятельность любого человека связана с потребностями. Потребности человека гораздо богаче и разнообразнее, чем у животного. Когда человек реализует свое желание, он пытается его удовлетворить, то есть ставит перед собой цель и организует деятельность по ее достижению.

Есть много способов удовлетворить потребность и двигаться к ней разными способами, а не только одним. Например, если вы хотите стать успешным и знаменитым, вы можете сделать это несколькими способами: заняться спортом и стать мастером, написать отличную книгу и стать известным писателем, организовать свой бизнес, победить всех конкурентов и стать знаменитым, отправиться в путешествие автостопом и написать свои заметки в собственном блоге.

Мерлин В. С. считал, что выбор путей зависит от мотива, точнее от всего комплекса мотивов. Мотив в психологии считается обстоятельством, побуждающим нас к выбору действия. Это энергетический импульс, который придает нашему движению определенное направление [18].

Например, ученик ставит перед собой цель хорошо выучить урок и получить отличную оценку. Мотивом может быть желание получить одобрение взрослых (родителей и учителей) или избежать наказания за двойки, необходимость научиться новому, получить знания, необходимые для поступления в ВУЗ, завоевать уважение сверстников, хорошо закончить четверть и получить обещанный смартфон от родителей и т. д. Скорее всего, в этой ситуации сработает не один, а множество стимулов.

Л. И. Брежнев всегда говорил, что проблема мотивации является одной из самых сложных в психологии, потому что человек часто не дает информации о том, какими мотивами он руководствуется при совершении того или иного поступка. Вторичные мотивы могут быть связаны с воспоминаниями, страхами и желаниями, которые находятся глубоко в подсознании. Нет сознательного доступа к информации, которая хранится на этом глубинном уровне психики, человек не осознает эти мотивы, а лишь испытывает переживание напряжения и дискомфорта, которое мы пытаемся преодолеть, предпринимая определенные действия [13].

Давыдов В. В., Маркова А. К. и Шумилин Е. А. считали, что цель – это то, к чему мы стремимся, а мотив – это причина, по которой достижение этой цели важно для нас. Мотивация в психологии имеет два значения: совокупность мотивов, управляющих поведением человека, и сам процесс этого управления [14].

По мнению Леонтьева А. Н., классификация мотивов является сложной задачей, поскольку существует множество обстоятельств, поддерживающих действие. В разных областях и школах психологии существуют свои классификации, и в российской науке нет единого мнения по этому вопросу. Наиболее распространенным и наиболее важным является выделение четырех групп мотивов:

1. Внешние и внутренние мотивы.

Внутренние мотивы – это обстоятельства, связанные с самим человеком и с его отношением к деятельности. К внутренним мотивам относятся интересы, увлечения, потребность в положительных эмоциях и стремление избегать негативных, желание повысить самооценку, выполнить свой долг, проявить любовь и заботу к близким и т. д.

Внутренняя мотивация достаточно устойчивая, потому что изменения в нашем мировоззрении, в сфере интересов и убеждений, в отношениях к окружающим происходят постепенно. В приведенном выше примере, когда школьник ставит своей целью хорошо выучить урок, к внутренним мотивам относятся следующие: интерес к предмету, желание получить новые знания, повысить самооценку, испытать удовлетворение от хорошо сделанного дела.

Внешние мотивы связаны с обстоятельствами, независящие от человека и находящиеся вне его и сферы деятельности, на которую влияют. Это может быть общественное мнение, профессиональные обязанности и желание получить более высокую оплату труда или избежать наказания. Если человек стремится лучше выполнить задание, ученик ориентируется только на оценку или на поощрение взрослых, если надеется, что успех позволит ему выпросить у родителей нужную ему вещь, то это работает внешняя мотивация.

Ярошевский М. Г. говорит, что в жизни каждого человека внешние мотивы играют важную роль, так как для нас очень значимо поощрение или порицание общества. Эти мотивы более действенны, нежели внутренние, и их легко использовать для управления человеком. Но с точки зрения развития и совершенствования личности и продуктивности деятельности, внутренняя мотивация предпочтительнее. Например, творчество связано почти исключительно с внутренней мотивацией [20].

2. Положительные и отрицательные мотивы.

С эмоциями связаны мотивы и потребности. Во многом именно стремление помогает переживать положительные, приятные чувства и избегать неприятные руководит нами при выборе того или иного варианта действий. Мотивы избегания страха, тревоги, боли, наказаний и т. д. относятся к отрицательным, а к положительным относят, то что связано с желанием получить удовольствие, наслаждение и радость [17].

Психологи до сих пор не могут прийти к общему мнению по поводу того, какой вид мотивации более эффективен. По мнению Голубевой М. В. страх может быть очень сильным стимулом, так же как и стремление избежать переживания физической и душевной боли. Отрицательные мотивы могут побуждать к преодолению препятствий на пути к намеченной цели, заставлять трудиться до изнеможения или терпеть общение с неприятными людьми. Но они разрушают человеческую личность, уничтожают достоинство и чувство самоуважения. В это же время положительная мотивация способствует повышению самооценки, дает позитивный стимул к развитию личности [23].

3. Мотивация достижения успеха.

Также М. В. Голубева думает, что среди разнообразных мотивов, которые управляют нами, в последнее время особенно популярной стала мотивация успеха. Связано это с пониманием успеха как значимой жизненной ценности. Успех престижен, и он привлекает не только сопутствующими ему материальными благами и чувством личного удовлетворения. Главное в успехе – это общественное признание, повышающее социальный статус человека [23].

У каждого есть потребность стать успешным человеком, но на пути к успеху есть много препятствий, которые кажутся непреодолимыми. Главный из них – это отсутствие мотивации, энергетического импульса, который бы сдвинул человека с привычного уютного места, заставил его покинуть зону комфорта и сохранить желание двигаться к цели, преодолевать препятствия.

Если у вас такая проблема, и вы не идете к цели, а нерешительно ступаете на место, спросите себя: «Зачем вам нужна эта цель? Что вы хотите получить, когда достигнете вершины?» Если вы не услышали ответа от себя, возможно, вам действительно не нужна эта цель, и лучше поставить другую. Или все же подумайте более серьезно и найдите те скрытые мотивы, которые могут быть источником вашего движения.

Удаленность от цели – одна из причин проблем с мотивацией к успеху. Она кажется привлекательной, но теряется на таком огромном расстоянии, что кажется недостижимой. В этом случае вам нужно разделить путь на небольшие сегменты и установить промежуточные цели. При переходе от одного к другому вы непременно добьетесь успеха.

В своей книге «Общая психология» Шишкоедов П.Н., рассказывал, что мотивация – это побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека [24].

В состав мотивации входят потребности, мотивы и цели.

Существуют методы мотивации, успешно применяемые в нашей жизни и их можно разделить на 3 категории:

– мотивация персонала;

– мотивация учащихся;

– самомотивация.

В данной работе мы будем рассматривать мотивацию учащихся.

Мотивация учащихся определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.

Карпова Е. В. считает, что мотивация студентов является основным этапом в формировании мотивов студентов, которые могут придать смысл обучению, а сам факт учебной деятельности стать важной целью студента. В противном случае успешное обучение будет невозможно. Мотивация учиться сама по себе встречается очень редко. По этой причине необходимо использовать различные методы его формирования, чтобы он мог обеспечить и поддерживать плодотворную образовательную деятельность в течение длительного времени. Существует довольно много методов и приемов создания мотивации к учебной деятельности [4].

Самые распространенные:

– создание ситуацией занимательности – процесс внедрения в учебные занятия интересных и занимательных опытов, жизненных примеров, привлекающие внимание учащихся, и вызов интереса к предмету;

– эмоциональные переживания – переживания, создающиеся путем приведения необычных фактов и проведения опытов во время занятий;

– сопоставление научных и житейских толкований природных явлений – такой прием, в котором приводятся какие – научные факты и сопоставляются с изменениями в образе жизни людей, что взывает у учащихся интерес и желание узнать больше т. к. здесь отражается действительность.

– создание ситуаций познавательного спора – данный прием основан на том, что спор всегда вызывает повышенный интерес к теме. Привлечение учащихся к научным спорам будет способствовать углублению знаний.

– создание ситуаций успеха в учении – этот прием используется, в основном, по отношению к учащимся, испытывающие определённые затруднения в обучении. Прием основывается на том, что радостные переживания способствуют преодолению трудностей в обучении [25].

Работы Божович Л.И. и ее сотрудников имели большое значение для развития проблемы мотивации учащихся. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является ее положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и ее отношением с окружающей действительностью, а также о структурности мотивации.

Божович Л.И. говорила, что под мотивом понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, который раскрывает сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: «При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться» [5].

Мотивация учения проявляется в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, ведущие к реализации мотивов. Цели учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются в доведении работы до конца (или откладывание ее), в возращении к исполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий. Цели могут быть устойчивыми и неустойчивыми, гибкими и ригидными, стереотипными и нестандартными, новыми или старыми.

Кон И.С утверждает, что существуют и познавательные мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, они связаны с содержанием учебной деятельности или с самим процессом учения, которые направлены на содержание учебного предмета и связанные с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания:

– широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

– учебно-познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

– мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности [16].

Социальные мотивы – это мотивы, связанные с чем – то, что лежит вне самой учебной деятельности, мотивы, направленные на другого человека в процессе обучения. Это мотивации, при которых само знание не является целью обучения, студент отчуждается от процесса обучения, а учебная деятельность становится мотивированной при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Например, получить хорошую оценку или сертификат, похвалить, выполнить просьбу учителя и т. д.

Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

– широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;



– узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих, например, заслужить их одобрение;

– мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.


1.2 Психологические особенности личности старшеклассника


Юношеский возраст – один из наиболее сложных и самых важных, и ответственных в плане формирования личностных периодов. Этот возрастной этап считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. Возраст ранней юности – это 15 – 17 лет и он не всегда признавался особым этапом развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества [24].

Для юношеского возраста очень важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Судя по имеющимся данным, все подростки начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я». Затем они проходят стадию «ролевого моратория», которая может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами.

Давыдов В. В., Маркова А. К. И Шумилин Е. А. утверждают, что уровень развития «Я» связан с развитием других личностных особенностей. Старший школьный возраст – это возраст, в котором вырабатываются взгляды и убеждения, формируется мировоззрение, созревание его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Конкретный уровень знаний и теоретических способностей, так же как и широта интересов, у ребят далеко неодинаковы, но определенные изменения в этом направлении наблюдаются у всех – они то и дают толчок юношескому «философствованию». Отсюда – устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существования и развития всего человечества [14].

Констатируется, что центральное новообразование подросткового возраста – самосознание, характерная черта которого – появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую присущими именно ей, в отличие от других людей, качествами (Л. И. Божович, Л. С. Выготский) [15].

Возраст средней школы – это возраст, в котором формируются собственные взгляды и установки, поиск самоопределения. Именно в этом сейчас выражается независимость молодых людей. Если подростки видят проявление своей независимости в поступках и действиях, то старшие школьники считают свои собственные взгляды, оценки и мнения наиболее важной областью независимости [22].

Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности, единства, открытие собственного «Я». Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что – то новое о себе, о своих способностях.

Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма, но и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

Маркова А. К. считает, что юность – пора, когда устанавливается мировоззрение. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно – логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через разные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями [6].

Для юношей, как и для подростков, все также чрезвычайно значимо общение со сверстниками, но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе «Я». Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.

Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.


1.3. Особенности развития учебной мотивации старшеклассников


Рассмотрим структуру мотивационной сферы обучения у старшеклассников, т. е. то, что определяет и стимулирует учебную деятельность ребенка.

Мотивация выполняет несколько функций: она поддерживает поведение, направляет и организует его, придавая ему личностный смысл и значимость. Эти функции мотивации реализуются многими мотивациями. На самом деле мотивационная сфера всегда состоит из множества мотиваций: идеалов, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.

Любая деятельность начинается с потребностей, которые развиваются во взаимодействии ребенка и взрослого. Потребность – это направление деятельности ребенка, то психическое состояние, которое создает предпосылки для деятельности. Предмет его удовлетворения определяется, когда человек начинает действовать. Но без необходимости активность ребенка не стимулируется, у него нет мотивов, он не готов ставить цели.

Загвязинский В.И. утверждал, что другой важный аспект мотивационной сферы – это мотив, т. е. направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека. В обучении мотивом будет направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса, т. е. направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками [7].

Л.И. Божович подчеркивает, что вступление в самостоятельную жизнь старшеклассников создает совершенно новую социальную ситуацию развития.

Перед старшеклассником возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников.

В средней и старшей школе существует довольно сильная связь между профессиональными и академическими интересами. Выбор профессии способствует изменению отношения к образовательной деятельности. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для ознакомления студентов с психологическими особенностями профессии, т. е. с требованиями, которые предъявляются к вниманию, наблюдательности, мышлению, силе воли, характеру и другим психологическим характеристикам человека в конкретной профессии.

Старшеклассники начинают переходить к систематическому усвоению теоретических основ различных учебных дисциплин. Образовательный процесс в ВУЗе характеризуется систематизацией и обобщением знаний по различным предметам, формированием содержательных межпредметных связей, создающих основу для овладения наиболее общими законами природы, социальной жизни и познания.

Петров В. В. думает, что учебная деятельность остается основным видом деятельности старшего школьника. У старшеклассников начинает повышаться интерес к обучению. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, которые связаны с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными [10].

Сохраняют свою силу также мотивы, которые лежат в самой учебной деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам, что характерно и для подросткового возраста, у старшеклассника проявляется интерес к теоретическим проблемам, к методам научного исследования, к самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных задач.

Хекхаузен Х. утверждает, что такая познавательная мотивация может распространяться вообще на все предметы, на цикл каких – либо предметов или на отдельный предмет. Избирательность познавательных интересов старшеклассников чаще всего связана с жизненными планами, профессиональными намерениями, которые, способствуют формированию учебных интересов, изменяют отношение к учебной деятельности.

Старшеклассники всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интересных задач «для ума». Дать старшему школьнику такие задачи – это тот вопрос, который должен волновать учителя.

Старшеклассников привлекает сам курс анализа, методы проверки не меньше, чем конкретная информация. Многим нравится, когда учитель заставляет их выбирать с разных точек зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они охотно, даже с удовольствием вступают в спор и упорно отстаивают свою позицию.

Формирование мировоззрения, самостоятельность суждений, повышение требований к нравственному облику человека, формирование самооценки, стремление к самообразованию – вот те новые образования, которые проявляются в личности старшеклассника [19].

Таким образом, так как во многих науках используются понятия мотив и мотивация, не существует точной и единой трактовки этого термина. Но все понятия объединяет то, что это причина, которая побуждает к действию.

Для мотивационной сферы старшеклассника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе.

Е. П. Ильин считает, что особенности мотивационной сферы старших школьников заключаются в большой избирательности познавательных мотивов. Все виды познавательных мотивов становятся смыслообразующими; интерес к заданиям становится более глубоким, затрагивает не только закономерности данного предмета, но и основы наук; учебно – познавательный мотив совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления; появление единства процессуальной и результативной мотивации учения; развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности [12].

У современного старшеклассника умственное и физическое развитие чаще всего опережают развитие его нравственной зрелости; происходит рождение новых мотивов – профессиональных – за счет приобретения личной значимости для школьников отдельных, ранее выполнявшихся ими действий (сдвиг мотива на цель). Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотиваций.


ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТАРШЕКЛАСНИКОВ

2.1. Методики диагностики мотивации учебной деятельности у старшеклассников


Для исследования проблемы мотивации и старшеклассников, рядом учёных были разработаны различные методики.

По мнению Давыдова В. В. в самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует человека к совершению какого–либо действий. Мотивация представляет собой «сплав» сил, двигающие поведение в виде потребностей, интересов, влечений, целей и идеалов. Эта сила – стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально–психологические характеристики [8].

Базой эмпирического исследования является МБОУ «Школа №162 имени Ю. А. Гагарина» г. о. Самара. В исследовании приняли участие пятьдесят старшеклассников 10, 11 классов (10 «В» класс 26 человек: 10 девочек и 16 мальчиков в возрасте 15 – 16 лет, 11 «В» класс 24 человека: 13 девочек и 13 мальчиков в возрасте 16 – 17 лет ).

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что структура и содержание мотивации к обучению у учащихся 10 и 11 классов имеет различия. У обучающихся 10 классов мотивация в общении, а в 11 классе преобладает мотивация в достижении к цели.

У десятиклассников в большей степени преобладает мотивация в общении. А у одиннадцатиклассников – преобладают такие мотивации как мотивация достижения цели и мотивация в самосовершенствовании.

Были поставлены следующие практические задачи:

– провести эмпирическое исследование по мотивации к обучению у старшеклассников в школе;

– проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы;

– разработать практические рекомендации по развитию мотиваций к обучению в школе у старшеклассников.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован следующий комплекс психодиагностических методик:

1. Методика изучения мотивации учения старшеклассников, представленная в виде анкеты (Приложение 1).

Цель: изучить уровень мотивации обучающихся в старших классах.

Автор: О. Ю. Окунева, Л. А. Васильева.

Необходимо подчеркнуть два варианта ответов, которые совпадают с собственным мнением.

Материал: бланк анкеты. Процедура опроса Исследование проводилось методом письменного опроса (с применением анкеты), так как он позволяет охватить большее количество школьников.

2. Методика «Направленность на отметку» (Приложение 2).

Методика предложена Е. П. Ильиным, Н. А. Курдюковой.

Инструкция: дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки «+» (да) или «–» (нет).

Обработка результатов:

Начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1 – 9 и за ответы «нет» – по позициям 10 – 12. Подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы: чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку. Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.


2.2.Обработка и анализ результатов


В исследовании старшеклассников по выявлению мотивации учебной деятельности приняло участие 50 человек.

Итоговые данные, полученные при помощи «Методика изучения мотивации учения старшеклассников», представленная в виде анкеты приведены в таблице 1.

Уровень

10 класс

11 класс

I. Очень высокий уровень мотивации учения

4 человека – 15 %

5 человек – 21%

II. Высокий уровень мотивации учения

5 человек – 19 %

7 человек – 29 %

III. Нормальный (средний) уровень мотивации учения

6 человек – 23 %

9 человек – 37 %

IV. Сниженный уровень мотивации учения

8 человек – 31 %

2 человека – 9 %

V. Низкий уровень мотивации учения

3 человека- 12 %

1 человек – 4 %

Как видно из полученных данных таблицы 1, уровень мотивации к обучению повышается именно в 11 классе. В 10 классе преобладает мотивация общения, именно поэтому мотивация к обучению имеет сниженный уровень. А в 11 классе мотивация в обучении повышается, т. к. стоит выбор будущей профессии.

Итоговые данные по методике «Направленность на отметку» представлены в таблице 2.

Уровень направленности на отметку

10 класс

11 класс

Высокий

24 %

45 %

Средний

36 %

36 %

Низкий

40 %

19 %

Как видно из полученных данных таблицы 2 в 10 классе преобладает низкий уровень направленности на оценку в 40%, 36% посчитали свою мотивированность к отметке как среднюю и всего 24 % как высокую.

В 11 классе ситуация меняется, преобладает высокий уровень направленности на отметку. Здесь лишь 19 % имеют низкую мотивацию к отметке, которая могла прослеживаться еще с 10 класса.

Отметка фиксирует факт усвоения или не усвоения обучающимися системы действий и операций и отражает уровень его активности как субъекта учебной деятельности. Отметка – действие самого учащегося, направленное на анализ учебной ситуации (ситуации задачи) и собственных действий по ее качественная характеристика учащимся собственных действий.


2.3. Разработка практических рекомендаций по развитию учебной мотивации старшеклассников


По мере взросления ребенка меняется мировоззрение и потребности ребенка, что побудило его учиться в начальной школе, в старших классах он может перестать работать. Чтобы мотивировать старшеклассника учиться, вам нужна новая стратегия.

Стимул в психологии – это внешняя мотивация человека к активности. Поэтому стимулирование является фактором в деятельности учителя. Однако стимул становится реальной и мотивирующей силой только тогда, когда он превращается в мотив, т. е. кроме того, это внутреннее побуждение возникает под влиянием внешних стимулов и под влиянием самой личности студента, его предыдущих переживаний, потребностей и т. д. Один и тот же стимул может по – разному влиять на мотивы разных студентов, в зависимости от их отношения к этому стимулу, готовности реагировать на него и даже настроения, самочувствия студента. и т. д. В образовательном процессе очень важно обеспечить, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учащихся в освоении новых учебных материалов.

Герасимова А. С. считает, что для формирования активной позиции школьника учитель может использовать:

– словесное внушение, в частности чувства должного отношения к учению, к школе;

– необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения; степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?);

– создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности.

Для формирования положительного отношения к учению:

– заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться и неверно ответить;

– создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

– использовать интерес учеников к наглядности;

– расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов, уровней и этапов усвоения знаний;

– формировать у обучающихся понимание целей и задач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и задач;

– обучать школьников умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при их реализации, рассчитывать свои силы;

– формировать у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор

При развитии мотива достижения нужно ориентировать учеников на самооценку деятельности:

– спрашивать ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой».

– проводить индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности [9].

Нужно прорабатывать несколько блоков: работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно – познавательной деятельностью школьников.

Внутри каждого из блоков должна проводиться работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.

Начать нужно с укрепления чувства «открытости» к воздействиям, т. е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.

Следующая группа упражнений – это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний.

Упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ. Эти упражнения направлены на становление адекватной самооценки [21].

Формирование мотивации должно осуществляться на каждом уроке.

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

  1. Предоставление свободы выбора.

Ученик и его родители должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, когда школьник испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

  1. Максимально возможное снятие внешнего контроля.

Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения, потому что это ослабляет внутреннюю мотивацию.

С. Епифанова говорила, что эти два условия будут стимулировать внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или не достижении желаемого результата, а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием [11].

3. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками.

В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

  1. Урок необходимо организовать так чтобы вызвать интерес у ученика от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе нужна атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.

  2. Для психологически грамотной организации мотивации учебы важна ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Личные стандарты вырабатывает для себя сам ученик.

6. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения.

Таким образом, мы провели 2 методики на определение мотивации старшеклассников. Проведя анализ, выявили, что старшеклассники 10 и 11 классов, имеют значительную разницу по мотивам учебной деятельности. У учащихся 10 класса важным еще является стремление завоевать авторитет среди товарищей по учебе, желание быть первым в классе сам учебный процесс отходит на второй план, на уроке хочется разговаривать, заниматься своими делами, но только не учиться. Одиннадцатиклассники более ориентированы на знания, их устремления направлено в будущее. Главным мотивом является подготовка к будущей профессии и к поступлению в вузы.

Так же результат мотивации во многом зависит от учителя. Как он выстроит урок, какая атмосфера в классе, на сколько он психологически грамотен в данном вопросе. Для того чтобы мотивация была успешной, должна присутствовать атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения и свобода выбора.

Анализ результатов по каждому из этих показателей позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической деятельности в аспекте формирования личностного смысла учения, способности к целеполаганию, поможет предпринять коррекционные действия.

Анализ результатов по каждому из этих показателей позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической деятельности в аспекте формирования личностного смысла учения, способности к целеполаганию, поможет предпринять коррекционные действия.

Деятельность образовательного учреждения с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников может быть признана эффективной, т. к. происходит хоть и небольшое, но увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и уменьшение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации. Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством результативности образовательного процесса в МБОУ «Школа №162 имени Ю. А. Гагарина» г. о. Самара.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В современной педагогической психологии проблема мотивации к обучению в школе у старшеклассников является актуальной.

Проведенный анализ литературных источников по проблеме исследования показал не только ее недостаточную исследованность, но и противоречивость результатов, полученных разными исследователями.

Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения.

Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими:

– укрепление «открытости к воздействиям» – через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками на основе учебных задач, через поиск путей решения задач;

– использование ситуации выбора – через предоставление возможностей принимать решения;

– эмоциональный тренинг – через выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учения.

На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.

Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если учитель сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены.

Подтверждена гипотеза исследования, в качестве которой выступало предположение о том, что структура и содержание мотивации у 10 и 11 классов имеет существенные различия: ученики 11 класса имеют более высокие результаты по направленности в будущее. Главным мотивом является подготовка к будущей профессии и к поступлению в вузы.

К сожалению, в современной школе не в полной мере проводится работа по ликвидации причин, приведших к низкому уровню мотивации. Обучение в школе не позволяет реализовать индивидуальный подход, благодаря которому стало бы возможным разрешить некоторые проблемы.

В итоге, хотелось бы отметить, что выявленный нами уровень и характер мотивации учения старшеклассников свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы в данном направлении. Педагоги и психологи должны как можно больше работать с учениками над развитием мотивов учебной деятельности. Способствовать росту их внутренней мотивации учения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 2011. – 288 с.

2. Бакурадзе, А. Б. Мотивация труда педагогов. – М.: Сентябрь, 2005. – 192 с.

3. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 2015. – 160 c.

4. Карпова, Е. В. Мотивационная сфера личности в учебной деятельности. – Ярославль: ЯГПУ, 2007. – 570 c.

5. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 2012. – 320 с.

6. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения // Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 272 с.

7. Загвязинский, В. И. Теория обучения: cовременная интерпретация // Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: «Академия», 2011. – 192 с.

8. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика-пресс, 2001. – 240 с.

9. Герасимова, А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии. – М.: РАН, 2016. – 58 с.

10. Петров, В. В. Теории мотивации. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Мир, 2017. – 203 c.

11. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. – 2000. – № 3. – С. 106 – 107.

12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

13. Забота об интересах народа – дело чести комсомола. / Речь товарища Л. И. Брежнева на XIX съезде ВЛКСМ. – М.: Правда, 1982.

14. Давыдов В. В., Маркова А. К., Шумилин Е. А. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности. – Сб.: Мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов. – М.: 1980. – 3 – 23 с.

15. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

16. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

17. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: Москва ун-та, 1971. – 40 с.

18. Мерлин, В. С. Лекции по психологии мотивов человека. – Пермь, 1971. – 120 с.

19. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 2. – 300 с.

20. Ярошевский, М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. – М., 1971, С. 204 – 224.

21. Развитие мотивации учения школьников [Электронный ресурс] https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-razvitie-motivacii-ucheniya-shkolnikov-3586967.html (Дата обращения: 22.04.2021).

22. Методика «Направленность на отметку» [Электронный ресурс] https://clck.ru/UU4PF (Дата обращения: 22.04.2021).

23. Голубева, М. В. Мотив: что такое в психологии. Система и виды мотивов [Электронный ресурс] https://psychologist.tips/2162-motiv-chto-takoe-v-psihologii-sistema-i-vidy-motivov.html (Дата обращения: 27.04.2021)

24. Шишкоедов П. Н. Общая психология [Электронный ресурс] https://psy.wikireading.ru/13012 (Дата обращения: 27.04.2021).

25. Онлайн – курсы, психология человека «Мотивация» [Электронный ресурс] https://4brain.ru/psy/psihologija-motivacii.php (Дата обращения: 28.04. 2021).


Приложение 1


Методика изучения мотивации учения старшеклассников

Анкета

Ф.И.____________________________________________________________

Класс ________________

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) дальнейшей жизни;

б) поступления в вуз, дальнейшего образования;

в) моего общего развития, совершенствования;

г) будущей профессии;

д) ориентировки в обществе (вообще в жизни); е) создания карьеры;

ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было необходимости в этом;

в) не поступление в вуз и будущая жизнь;

г) не чувствовал, что это надо;

д) не думал о том, что будет дальше.

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) знания;

б) успехи в учёбе;

в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;

г) способности и ум;

д) трудолюбие и работоспособность; е) хорошие отметки.

II

4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а) получить образование;

б) создать семью;

в) сделать карьеру;

г) в развитии и совершенствовании;

д) быть счастливым;

е) быть полезным;

ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;

з) пока не определена.

5. Моя цель на уроке...

а) получение информации;

б) получение знаний;

в) попытаться понять и усвоить как можно больше;

г) выбрать для себя необходимое;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить хорошую отметку;

ж) пообщаться с друзьями.

6. При планировании своей работы я...

а) обдумываю её, вникаю в условия;

б) сначала отдыхаю;

в) стараюсь сделать всё прилежно;

г) выполняю самое сложное сначала;

д) стараюсь сделать её побыстрей.


III

7. Самое интересное на уроке...

а) обсуждение интересного мне вопроса;

б) малоизвестные факты;

в) практика, выполнение заданий;

г) интересное сообщение учителя;

д) диалог, обсуждение, дискуссия;

е) получить отметку «5»;

ж) общение с друзьями.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне очень интересен;

б) он мне нужен;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) стараюсь всегда;

д) меня заставляют;

е) у меня хорошее настроение.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) их мало и они не трудные;

б) когда я знаю, как их делать и у меня всё получается;

в) они мне потребуются;

г) они требуют усердия;

д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий;

е) у меня есть настроение;

ж) материал или задание интересны;

з) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV

10. Учиться лучше меня побуждает...

а) мысль о будущем;

б) конкуренция и мысли об аттестате;

в) совесть, чувство долга;

г) стремление получить высшее образование в престижном вузе;

д) ответственность;

е) родители (друзья) или учителя.

11.Я более активно работаю на уроках, если...

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтоб меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. Хорошие отметки это результат...

а) моего напряжённого труда;

б) труда учителя;

в) подготовленности и понимания темы;

г) везения;

д) добросовестного отношения к учёбе;

е) таланта или способностей.

V

13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения и самочувствия;

б) понимания материала;

в) везения;

г) подготовки, прилагаемых усилий;

д) заинтересованности в хороших отметках;

е) внимания к объяснению учителя.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

б) смогу справиться;

в) почти всегда;

г) не будут ругать за ошибку;

д) твёрдо уверен в своих успехах;

е) довольно часто.

15. Если какой-либо учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.

VI

16. Ошибившись в выполнении задания, я...

а) делаю его снова, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи;

г) приношу извинения;

д) продолжаю думать над заданием;

е) бросаю это задание.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я...

а) обращаюсь за помощью;

б) бросаю его;

в) думаю и рассуждаю;

г) не выполняю его, потом списываю;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь и откладываю его.

18. Мне не нравится выполнять задания, если они требуют...

а) большого умственного напряжения;

б) слишком лёгкие, не требуют усилий;

в) зубрёжки и выполнения по «шаблону»;

г) не требуют сообразительности (смекалки);

д) сложные и большие;

е) неинтересные, не требуют логического мышления.

Спасибо за ответы!

Процедура обработки результатов анкетирования одинакова для каждого из возрастов, поэтому приводим единое для всех методик описание обработки результатов. Различны только ключи и оценочные таблицы.

Обработка результатов:

– вопросы 1, 2, 3, входящие в 1-й содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

– вопросы 4, 5, 6 входят во 2-й содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.

Чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов ответов суммируются,

I, II, III – показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый её уровень. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Сумма баллов итогового уровня мотивации.

Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников:

I – очень высокий уровень мотивации учения (72 – 85);

II – высокий уровень мотивации учения (55 – 71);

III – нормальный (средний) уровень мотивации учения (42 – 54);

IV – сниженный уровень мотивации учения (30 – 41);

V – низкий уровень мотивации учения (до 29).

Уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической деятельности в аспекте формирования личностного смысла учения, способности к целеполаганию, поможет предпринять коррекционные действия.

Поскольку III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферу, то в поэлементном анализе, оценив характер выбранных мотивов, мы получим возможность увидеть, какие мотивы характерны для ребят. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех видов мотивов по всей выборке школьников. После этого определите процентное соотношение между видами мотивов и сделайте вывод о преобладающих.

Условные обозначения видов мотивов: у – учебный мотив; с – социальный мотив; п – позиционный мотив; о – оценочный мотив; и – игровой мотив; в –внешний мотив.

IV содержательный блок анкеты (10, 11,12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации учения.

Вопросы 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют такой показатель мотивации, как стремление подростка к достижению успеха в учёбе или избегание неудачи. Реализуются ли все эти мотивы в поведении школьников, позволят определить вопросы VI содержательного блока анкеты (16, 17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трём названным показателям (IV, V, VI), оцениваются с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5; –5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учёбе, реализация в поведении, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к избеганию неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в –5 баллов.

Таким образом, руководители школы и учителя могут с большой долей достоверности определить с помощью этой диагностики, сколько в классе или школе учащихся с высоким уровнем развития учебной мотивации, сколько со средним и низким.


Приложение 2

Методика «Направленность на отметку»

Автор: Е. П. Ильиным, Н. А. Курдюковой.

Инструкция: дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки «+» (да) или «–» (нет).

Текст опросника

п/п

Вопросы

Да

Нет

1.

Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?



2.

Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса?



3.

Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащённо биться?



4.

Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?



5.

Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение?



6.

Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?



7.

Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?



8.

После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?



9.

Тревожит ли тебя ожидание опроса?



10.

Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?



11.

Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?



12.

После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?





Обработка результатов:

Начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1 – 9 и за ответы «нет» – по позициям 10 – 12. Подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы: чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку. Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!