СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с детьми с РАС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работы с детьми с РАС

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с детьми с РАС»









Особенности работы с детьми с РАС















Ульяновск 2024г.


Де́тский аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития  головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Термин «аутизм» введен в медицину около 100 лет назад известным философом и психиатром Блейлером. Он означает серьезный отход личности от окружающей жизни и слишком сильное погружение в себя. До середины 40-х годов прошлого столетия в раннем детском возрасте эту болезнь не выявляли. Впервые ранний детский аутизм описал в 1942 году немецкий психиатр Каннер. Затем, в 1944 году, более легкую форму аутизма описал австрийский ученый, по имени которого заболевание получило название «синдром Аспергера».

Выделяют следующие симптомы раннего детского аутизма.
В основном их три - нарушения в общении, поведении, в эмоциональной сфере. Проявляется это во всем, вплоть до двигательной активности. С одной стороны, аутисты медлительны, неуклюжи, движения их дисгармоничны, а с другой - они бывают невероятно подвижны, могут мгновенно забраться на шкаф, «взлететь» на подоконник. В то же время для них характерно однообразие движений: верчение пальцами, вращение вокруг собственной оси, беганье по комнате от предмета к предмету или так называемый «манежный бег», когда дети часами могут бегать по кругу.
В эмоциональном плане аутисты, как правило, холодны и равнодушны, порой производят впечатление жестоких, бездушно обращаются с близкими, сверстниками, животными, игрушками При этом они крайне ранимы, обидчивы. Для них типична повышенная чувствительность ко всему - к свету, звукам, физическим контактам, к любому взаимодействию с окружающим миром. Эта гиперчувствительность в определенной степени и определяет их аутичное поведение. Основная проблема состоит в том, что для ребенка – аутиста окружающий мир был, есть  и остается некомфортным и пугающим с первых минут его появления на свет и до конца жизни. Отсюда  восприятие   действительности всеми органами чувств и ее  осмысление происходит особенным образом.  Еще в младенческом возрасте  они замечают, что  малыш часто не идет на прямой зрительный контакт, не смотрит «глаза в глаза».

Попадая в незнакомую обстановку, ребенок совершенно теряется и может вести себя как слепой.   Аутист   не  способен  быстро переключать внимание от  одного  источника  получения информации к другому. Либо только слушать, либо только смотреть.
Страх неизвестности — главная эмоция, которая будет сопровождать аутиста всю жизнь. Создание защитного панциря вокруг себя — вот на что направлены его основные усилия. 

Уже с раннего возраста  ребенок старается отгородиться от внешнего окружения,  не любит прикосновений,   скупо выражает радость при виде матери.  Понимание обращенной к нему речи доставляет аутисту немало трудностей, но еще сложнее ему воспринимать мысли людей, говорящих между собой.  На всем протяжении жизни он останется человеком со скудной палитрой эмоций. Его раздражает малейшее внесение  поправок  в распорядок и уклад собственного   существования.  Близкие, стоит им немного изменить внешний облик, могут стать неузнаваемыми и пугающими ребенка.  Стереотипии, как набор повторяющихся действий, присутствуют   во всех видах деятельности и взаимодействии с окружением. 

Аутист не способен учиться сам в процессе подражания,  бессознательно, инстинктивно ухватывать  основные составляющие жизненного   существования.   Его надо учить всему: даже жестам и эмоциям. Расширение  словарного запаса не происходит, как у здоровых детей,  спонтанно, в процессе общения, а должно делаться «принудительно». Развернутая мыслительная деятельность, обобщения, формулировка выводов — все это недоступно аутисту. ребенок  с помощью неадекватного поведения пытается общаться, привлекает внимание к себе, 
избегает нежелательной ситуации.

Классификация расстройств аутистического спектра (РАС).

Расстройства аутистического спектра (РАС) - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов .

Актуальность понимания и дифференцировки определений, входящих в спектр аутистических расстройств очевидна: конкретизируется диагностика, улучшается коррекционная работа специалистов, родители учитывают особенности детей в воспитательном процессе, педагоги в процессе обучения.

Существует несколько подходов к классификации расстройств аутистического спектра. Рассмотрим некоторые из них: Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и классификацию расстройств аутистического спектра, предложенную К. Гилбертом и Т. Питерсом в книге «Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие». По Международной классификации болезней 10-го пересмотра спектр аутистических расстройств помещен в класс «Психические расстройства и расстройства поведения», блок «Расстройства психологического развития».

По данным МКБ-10 в РАС входят:

Детский аутизм (F84.0),

Атипичный аутизм (F84.1),

Синдром Ретта (F84.2),

Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F84.3)

Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4),

Синдром Аспергера (F84.5) .

По классификации К. Гилберта и Т. Питерса в РАС входят:

классический аутизм или синдром Каннера,

синдром Аспергера,

детское первазивное (дезинтегративное) расстройство, 

другие, похожие на аутизм заболевания,

аутичные состояния.

По данным классификациям видно, что многие их составляющие схожие, либо одинаковые. Например, детский аутизм и классический аутизм или детское первазивное (дезинтегративное) расстройство и другие дезинтегративные расстройства детского возраста. Если рассматривать их вкупе, то необходимо изучить проявления следующих основных расстройств:

классический аутизм или синдром Каннера,

синдром Аспергера и входящий в него Синдром саванта,

синдром Ретта,

атипичный аутизм,

детское первазивное (дезинтегративное) расстройство,

аутичные состояния.

Классический аутизм или синдром Каннера


Основные условия обучения ребенка с аутизмом в школе.

Ребенку легче адаптироваться, особенно в начале обучения, в общей благожелательной и спокойной атмосфере школы. Большинство «срывов» в поведении возникают на фоне общей напряженности, конфликтов взрослых с другими учениками. Для него важны доброжелательность и симпатия, которые позволяют довериться и привязаться к своему учителю.

Сложившиеся отношения с учителем являются для таких детей мощным стимулом не только в обучении, но и в эмоциональном и социальном развитии. Когда дети привязываются к учителю, то начинают относиться к нему как собственности - ревнуют к одноклассникам, выкрикивают на уроке, пытаются привлечь внимание любым способом: встают, плачут, обижаются, что не его вызвали к доске.

Ребенку с аутизмом нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене, позволяющая осознать порядок происходящего и использовать для организации своего поведения. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно. Такие дети очень тяжело привыкают к расписанию уроков. Вызывает проблему и сама подготовка к урокам: дети не могут понять, какой учебник нужно достать, какой убрать, какая тетрадь нужна на данный момент.

Таким детям требуется постоянная дополнительная индивидуальная помощь со стороны учителя не только на уроке, но и на перемене. Многие не в состоянии есть сами в столовой - не могут удерживать ложку из-за недоразвития мелкой моторики пальцев рук.

Большинству детям с аутизмом требуется помощь в развитии представлений о себе, об окружающем, в понимании других людей; в овладении навыками коммуникации и взаимодействия; в преодолении бытовой неприспособленности и социальной наивности.

Иногда с семьей аутичного ребенка достичь контакта не просто. Его родители, уже прошедшие определенный путь взаимоотношений со специалистами, знают, что с постановкой диагноза «аутизм», ребенок выводится на индивидуальное обучение или следует отказ работы с ним. Поэтому попав в школу, они любыми способами будут пытаться здесь остаться. Такие родители считают, что их детям мало трех уроков и необязателен дополнительный выходной день. Хотя работоспособность детей иссякает к концу первого урока. Выдерживают не более 15-20 минут от урока.

На уроках такой ребенок ведет себя как «маленький», с трудом удерживается за партой, встает, ходит по классу во время урока, занимается «своими делами» - играет посторонними предметами. Дети с аутизмом характеризуются повышенной утомляемостью, особой возбудимостью, зависимостью даже от легкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды. На первых порах на уроке ребенок с аутизмом может не выполнять инструкции: не реагировать на устное обращение, не выполнять задание. Он как бы «не видит» и «не слышит» учителя. Аутичный ребенок воспринимает происходящее, но не всегда может сразу сконцентрироваться и отреагировать. Часто, с запозданием отвечает на вопрос и выполняет требование. Позже он может воспроизвести все дома. Мамы рассказывали, как их дети дома хлопали в ладоши, деля слова на слоги.

Сначала аутичный ребенок может выполнять задания медленно и неловко, как будто нехотя, сидеть расслабленно, развалившись и рассеянно глядя в сторону. Но постепенно начинает более стабильно работать на уроке. Все новое, необычное, является для этих детей очень сильным стрессовым фактором. Самым острым переживанием является общество других детей. Поэтому в классе он может легко возбуждаться, хохотать, повторять чужие « шутки». Все это осложняет жизнь класса, т.к. нужно сохранить нормальные условия для обучения других детей.

Часто страхи и негативизм ребенка связаны с предыдущими неудачами и слишком большим нажимом со стороны взрослых в обучении. Он может, например, категорически отказываться брать в руки ручку или моментально переставать вас слышать и видеть при словах: «Давай посчитаем». Тогда приходится ненавязчиво предлагать помощь, используя прием «рука в руке», но постепенно уменьшая поддержку и положительно характеризуя его действия.

Одной из необходимых составляющих школьной жизни являются праздники. Ребенка нужно заранее подготовить, объясняя что будет происходить, чем закончится. Это дает возможность опробовать разные формы контакта. Дети закрывают руками уши, глаза. Привыкнув могут водить с детьми хоровод. Ребенок приобретает эмоциональный опыт; расширяются его представления об окружающем.

Методы работы с детьми-аутистами

1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)

2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия

3. Концепция ТЕАССН

4. Холдинг-терапия

5.Сенсорная интеграция

6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)

Этапы помощи аутичному ребенку

Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

  • посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);

  • посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);

  • пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);

  • обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;

  • начать работу с соответствующим специалистом.

Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:

  • хороводные игры,

  • игры с правилами,

  • пускать мыльные пузыри,

  • игры с водой,

  • игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Как учить ребенка-аутиста:

  • доносить информацию через схемы, наглядные картинки;

  • избегать переутомления;

  • четко организовывать пространство;

  • использовать подписанные системы хранения;

  • подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;

  • обращаться к ребенку по имени;

  • обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;

  • осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;

  • использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);

  • постоянно развивать крупную и мелкую моторику.


В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Эффективность описанных методов коррекции возможна только при систематическом использовании в условиях домашней обстановке, при терпеливом и внимательном отношении к больному аутизмом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!