СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы учителя - логопеда с детьми с РАС

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья полезна учителям - логопедам, начинающим свою работу с ребенком с РАС.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы учителя - логопеда с детьми с РАС»

Особенности работы учителя -логопеда с детьми с РАС (расстройствами аутического спектра)



Полное отсутствие речи или ее нарушения – один из признаков расстройства аутического спектра (РАС). Поэтому все дети с РАС нуждаются в занятиях с учителем -логопедом.

Что такое расстройства аутистического спектра (РАС)?

Под расстройствами аутического спектра понимают общее нарушение развития, при котором ребенку трудно взаимодействовать с людьми, выстраивать социальные связи. У детей с РАС ограничен круг интересов, они часто повторяют одни и те же действия, не распознают и не чувствуют эмоции окружающих. Все это ведет к трудностям в социализации, а иногда и к полной ее невозможности без длительной коррекционной работы.

6 принципов логопедической работы с детьми с РАС:

  1. Логопедическая работа ведется последовательно и достаточно длительно.

  2. Программа коррекции речевых нарушений разрабатывается логопедом вместе с врачами, педагогами, психологами.

  3. Работу учителя - логопеда всегда предваряет направленное и спонтанное наблюдение за ребенком, анализ, беседы со специалистами и родителями.

  4. Занятия начинаются только после установления эмоционального контакта между ребенком и специалистом.

  5. При составлении программы занятий и ее последующих изменениях всегда учитываются индивидуальные особенности ребенка.

  6. После закрепления каждого нового навыка и его переноса в повседневную жизнь сразу начинается новый этап обучения.



Основные этапы логопедической работы

Из-за глубины и сложности РАС работа логопеда с детьми с аутизмом не может начинаться без предварительной подготовки, в которой участвуют специалисты разных профилей. Педагоги, психологи, дефектологи принимают активное участие и в дальнейших этапах логопедической коррекции. В коррекционно-логопедической работе также участвуют родители/опекуны ребенка.

► Предварительный этап обучения

Сначала нужно установить с ребенком эмоциональный контакт. За эту задачу, как правило, отвечает психолог. Он развивает способности детей коммуницировать с людьми, формирует первоначальные навыки социального взаимодействия. Когда ребенок начинает идти на контакт с окружающими, в работу постепенно включается учитель-логопед. Сначала он просто присутствует на занятиях психолога, а затем начинает общаться с ребенком.

► Этап формирования первичных учебных навыков

Учитель- логопед и психолог продолжают формировать у ребенка навыки взаимодействия со взрослыми, но уже в более формальных ситуациях. Его учат работать за столом, использовать разные материалы, выполнять задания. При этом учитываются интересы и предпочтения ребенка, каждое действие сопровождается эмоционально-смысловыми комментариями. Важно, чтобы на этом этапе ребенок научился выполнять простые просьбы, в том числе «дай» и «покажи». Без этого не получится, к примеру, познакомить малыша с названиями предметов на карточках.

► Этап обучения пониманию речи

Перед тем, как начать работать над речевыми навыками ребенка, учитель - логопед анализирует текущий уровень их развития. Специалист продумывает не только процесс обучения речи, но и процесс переноса каждого навыка в повседневную жизнь. Поэтому в первую очередь обучают тем словам, которые используются в жизни ежедневно. После знакомства с названиями предметов ребенок учится понимать названия простых движений, действий. Для этого используются картинки, фотографии, наглядные примеры.

► Этап обучения экспрессивной речи

Когда у ребенка появляются начальные навыки понимания речи, его можно обучать экспрессивной речи. Начинают работу с подражания звукам и артикуляционным движениям. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.

Если у ребенка есть нарушения в строении речевого аппарата, в том числе вторичные, возникшие из-за многолетнего молчания, стоит задействовать артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

Учитель - логопед обучает ребенка использовать для выражения эмоций указательный жест, затем прибавлять к нему название нужного предмета, а потом и вовсе обходиться в просьбах без жестикуляции. Обязательно идет обучение словам, с помощью которых ребенок может попросить у окружающих помощь: «помоги», «дай», «открой/закрой» и т. д. Если степень аутистического расстройства очень сильная, речь ребенка сводится только к вокализациям, его учат выражать согласие или несогласие.

► Этап обучения чтению

Научить читать можно не всех детей с РАС. Все зависит от степени расстройства, индивидуальных особенностей характера, обучаемости. Если учитель - логопед видит, что ребенок способен овладеть этим навыком, можно вести работу по трем направлениям: осваивать аналитико-синтетическое (побуквенное), послоговое и глобальное чтение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!