СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности природы Африки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления о природе материка Африка. Расширение и углубление знаний о взаимосвязях между компонентами природы, о проявлении географических закономерностей в природе Африки, составление краткой характеристики особенностей природы материка.

Просмотр содержимого документа
«Особенности природы Африки»

Особенности природы Африки

Цели урока: - организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации об особенностях природы материка Африка;

- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Задачи урока: познакомить с планом характеристики материка, сформировать общее представление об особенностях компонентов его природы, расширить и углубить знания о взаимосвязях между компонентами природы, о проявлении географических закономерностей в природе Африки; обучить составлению краткой характеристики особенностей природы материка; продолжить формирование умений анализировать климатограммы, оценивать природу материка с позиций жизни и хозяйственной деятельности людей.

Планируемый результат

Предметные: знать и объяснять особенности природы материка Африка; определять особенности климата, внутренних вод, природных зон; работать с картами и текстом учебника, делать выводы.

Общеучебные: умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку; формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

Личностные: формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира; формирование желания выполнять учебные действия; формирование позитивного отношения к окружающему миру; желание участвовать в творческом, созидательном процессе; положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Средства обучения: Компьютер, технологические карты.

Основные представления и понятия: географическое положение материка, литосферная плита, платформа, рельефообразующие процессы, климатообразующие факторы, типы воздушных масс, климатические пояса и области, типы климата, пассаты, западные ветры, виды вод суши, режим реки, территории внутреннего стока, природная зона, широтная зональность и высотная поясность, почва, влажный экваториальный лес, саванна, тропическая пустыня, субтропические вечнозеленые леса и кустарники.

Номенклатура: объекты береговой линии.

Ход урока

  1. Организационный

Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний учащихся.

Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга».

– Добрый день, юные путешественники! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится… Для этого мне понадобиться ваша помощь.

-Ребята, вы готовы к этому? Итак, вперёд!

На уроках географии в 7 классе Вы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. Вам уже известно, что является целью изучения страноведения (см. введение с.6) (комплексное изучение территорий: материков, крупных частей континентов, групп стран, отдельных стран и их частей)

Что для этого необходимо нам сделать? (составить комплексную характеристику территории: природы, хозяйства и объяснить причины географических процессов происходящих на изучаемых территориях)

Задание «Согласен, несогласен – поясни».

  1. Материков на планете Земля семь

  2. Материки делятся на две группы: западные и южные.

  3. К южным материкам относятся: Африка, Южная Америка, Австралия

  4. К северным материкам относят: Евразию и Северную Америку

  5. Берега Африки омываются водами трех океанов

  6. Южный тропик пересекает все южные материки

  7. Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида были частью единого материка Гондваны

  8. Геркулесовы столбы – это объект береговой линии Африки

  9. Евразия и Северная Америка произошли от единого материка Лавразии

  10. Марианский желоб находится в Тихом океане

  11. Эверест самая высокая точка на планете Земля

  12. Суэцкий канал отделяет Африку от Евразии

  13. На территории Африки находятся крупные пустыни мира: Сахара, Калахари, Намиб

  14. Река Конго трижды пересекает экватор

  15. Нил самая длинная река мира

Песня про Африку

Для вас прозвучала веселая песня,

Она приглашает в мир добрый, чудесный

Назовите тему нашего урока Особенности природы Африки

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в воображаемое путешествие в Африку – удивительный материк полный тайн и загадок. Помогать работать на уроке нам будут маршрутные листы, поэтому тему урока записываем в них

Исходя из темы, давайте попробуем определить цель нашего урока. Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Мы в Африку с вами отправимся ныне,

Но как объяснить это странное имя?

Откуда же взялось название – Африка?

- Давайте, пользуясь топонимическим словарем, узнаем каково происхождение слова «Африка». Ответ запишите в маршрутном листе.

Еще перевод есть довольно серьезный:

С латинского «африа» – безморозный.

А на пути возникает проблема:

Ну почему такова наша тема?

Мы все в Евразии с вами живем,

Но Африку раньше других узнаем

______________________

Карты смешались в этих конвертах.

Разные, но одного континента.

Надо сложить, обозначить названье.

Теперь выполняем это заданье? (Раздать конверты с разрезанными картами Африки: физической, политической, контурная)

Вот на доске этой маленькой дан

Из перепутанных пунктов план.

Слушайте новый вопрос: для чего

Нам упорядочить надо его? слова

(Пункты плана в произвольном порядке прикреплены к доске. Поменять их местами и расставить в соответствии с планом изучения материка – задача учеников)

Один на доске выполняет, проверяют по технологической карте

Пронумеруй пункты плана описания природы материка: сверяются с планом на странице 313 учебника

3

Рельеф и полезные ископаемые

4

Климат и внутренние воды

1

Географическое положение материка

5

Природные зоны, изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

2

Краткие сведения из истории его открытия и исследования

Все молодцы, поработали славно.

Пока хорошо идет в Африку плаванье.

Слово «Африка» прочно входит в наше сознание с ранних лет. В произведении К.Чуковского «Доктор Айболит» дается такое описание Африки.

Только где же вы живете?

На горе или в болоте?

Мы живем на Занзибаре,

в Калахари и в Сахаре, на

горе Фернандо-По, где

гуляет Гиппопо по

широкой Лимпопо.

Зная описания предложенное Чуковским, мы смогли с вами точно определить месторасположение объекта на карте.

Поэтому приступая к изучению любого географического объекта, необходимо сначала познакомиться с его географическим положением. Географическое положение - это «адрес материка», положение объекта на поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам.

Чтобы определить географическое положение материка, мы должны использовать типовой план (алгоритмом) характеристики географического положения материка. Давайте познакомимся с ним (по цепочке) страница 313.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Ответ: Географическое положение – это «адрес» географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Давайте вместе поработаем с физической картой в атласе, ответив устно на вопросы:

  • Сравни Африку с другими материками Земли по величине;

  • Как расположена Африка относительно экватора?

  • Положение относительно тропиков;

  • Положение относительно начального меридиана;

  • Какие океаны омывают Африку? А моря?

  • Как расположена Африка относительно других материков? Ближайший к ней материк? Чем они разделены?

  • Положение в климатических поясах;

Показать алгоритм определения крайних точек материка

Крайние точки Африки:

Северная_____________________________________________

Южная ______________________________________________

Западная _____________________________________________

Восточная ____________________________________________

Крайние точки, их координаты. Крайние точки материка это мысы, т.е. те участки суши, которые дальше всего вдаются в море.

Все вместе

  • Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д.

  • Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д.

  • Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д.

  • Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д.

Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Как можно определить протяженность материка?

Ответ. По масштабу и градусной сетке.

Определите протяженность с севера на юг по 20° в. д. составляет в градусах

_____ ×111,3 (1° в км) = _______ км

Протяженность с севера на юг по 20° в. д. составляет в градусах 67°×111,3=7457 км

Протяженность материка запад – восток по 10°с.ш. в градусах = _____º, в километрах ____º*109,6 (1° в км по 10°с.ш) км = ________________ км


Протяженность материка запад – восток: Запад-восток по 100 с.ш. в градусах 14º+52º=66º , в километрах 66º*109,6 км = 7233,6 км


Африку почти посередине пересекает экватор, таким образом она лежит и в северном и в южном полушариях. Большая часть Африки лежит между двумя тропиками, то есть в жарком тепловом поясе.

Начальный меридиан пересекает Африку в западной части, значит, большая ее часть лежит в восточном полушарии, а меньшая – в западном полушарии.

На западе Африку омывают воды Атлантического океана. На востокеИндийского океана.

Ближе других материков к Африке расположена Евразия, они разделены Суэцким каналом.

Работа с контурной картой

Практическая работа

  1. Подпишите названия крайних точек Африки, их координаты.

  2. Подпишите названия океанов, морей, омывающих Африку, а так же острова, полуострова, заливы, проливы.

9. Перечислите климатические пояса Африки:

Экваториальный

Субэкваториальный

Тропический

Субтропический

Положительные (высокие) температуры весь год.

Вывод. Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.

Физминутка

Потрудились – отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Поднимем руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили!

Музыка фоновая африканская

Каким же образом происходило дальнейшее исследование материка, вы сейчас узнаете, собрав бананы, разбросанные по классу, определитесь как их лучше соединить между собой, чтобы заполнить таблицу в ваших листах

Сводная таблица.

Кто?

Когда?

Что?

Васко да Гама

1498 г.

Открыл морской путь в Индию. Определил очертания материка на юге.

Давид Ливингстон

середина XIX в.

Исследовал реку Замбези, открыл водопад Виктория, изучил верховье реки Конго, озера Ньяса.

Василий Юнкер

конец XIX в.

Изучил Центральную и Восточную Африку, проводил топографические работы, гидрологические и метеорологические наблюдения.

Николай Иванович Вавилов

1926-1927

Описал более 6000 образцов культурных растений. Установил, что Эфиопия является родиной твердых сортов пшеницы

Обобщение

Игра « Закончи предложение»

Учитель читает текст (за экраном) , затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.

- Африка по площади занимает …II место.

-Африка посередине пересекается …(экватором)

-Нулевой меридиан пересекает Африку с …(запада)

-Африку омывают океаны, их по количеству…

- Какие океаны омывают Африку?

-С севера материк омывается …(Средиземным морем)

-Дальше всех материков от Африки расположена …(Северная Америка)

-Гвинейский залив расположен на … (западе)материка.

-Самый большой остров около  берегов Африки …(Мадагаскар)

- Какой пролив отделяет Африку от Евразии? (Гибралтарский)

- Кто совершил путешествие вокруг Африки и открыл путь в Индию? (Васко да Гама)

Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке

Я знала, всё у нас получится,

Африку мы с вами будем знать.

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

Домашнее задание (по выбору) п.25, вопросы 1-2. Творческие задания:

1.Составить кроссворд по теме: «Географическое положение Африки».

2.Разработать маршрут путешествия по Африке.

Геркулесовы столбы

Спасибо, ребята, вам за урок,

Пусть все эти знания будут вам впрок.

Игра Что такое, где такое? (раздаю каждому лист с заданием)

    1. Гвинейский залив

    2. Восточно-Африканское плоскогорье

    3. Остров Мадагаскар

    4. Горы Атлас

    5. Эфиопское нагорье

    6. Полуостров Сомали

    7. Водопад Виктория

    8. Мыс Рас-Хафун

    9. Река Нигер

    10. Озеро Танганьика


Приём “Логические поисковые задания”.

Приём “Лови ошибку”.

Приём “Я беру тебя с собой”.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!