СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности организации учебной деятельности в группе учащихся со средним уровнем обучаемости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока. Для этого в педагогической практике применяют дифференцированное и разноуровневое обучение. Статья содержит рекомендации по использованию этих подходов на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности организации учебной деятельности в группе учащихся со средним уровнем обучаемости"»

Особенности организации учебной деятельности в группе

учащихся со средним уровнем обучаемости



«К каждому ребенку надо подойти,

увидеть его, каждому необходимо

дать только для него определенное задание»
В.А. Сухомлинский



ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности, формируются группы учащихся с различающимися содержанием образования, методами обучения.

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ – это такая организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разном уровне А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей каждого ученика.

Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала. При этом один ребенок не найдет применения своим способностям, не будет тренировать себя на трудном для него материале, а у другого разовьется чувство неуверенности в своих силах. И в том и в другом случае у учащихся угаснет интерес к обучению. Только дифференцированный подход позволяет сделать учебный процесс более плодотворным, интересным.

Навык самостоятельности в работе лучше формируется через дифференцированные задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается принцип обучения прогрессивными методами. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных возможностей.

Внутренняя дифференциация применяется в гетерогенных (неоднородных или разноуровневых) классах, где обычно имеют место три уровня – высокий, средний и низкий (по степени обучаемости, степени умственной выносливости, степени самостоятельности, степени творчества, степени гибкости ума, по степени запоминания, степени познавательной активности и т.п.) Внутренняя дифференциация вполне подходит для эффективной организации образовательного процесса в начальной школе

Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, тообучаемость – характеристика его потенциального развития. С этой точки зрения понятие обучаемость близко к понятию зона ближайшего развития, предложенного Л.В. Выготским. Важным показателем высокого уровня обучаемости являются восприимчивость к помощи другого человека, умение осуществлять перенос, способность к самообучению, работоспособность и др

  III уровень обучаемости - самый высокий. Его принято называть творческим, так как он предполагает наличие способности самостоятельного интегрирования новой информации в совокупность собственных знаний. Это определяет умение находить неординарные способы решения учебных задач пользуясь стандартным набором ЗУН.

II уровень – прикладной. Он характеризуется наличием у детей способности активного использования приобретенных зна­ний в знакомой типичной ситуации.

I уровень – репродуктивный. Школьник, понимает и запоминает новый материал, применяет его по алгоритму.

Некоторые исследователи утверждают, что восприимчивость к обучению во многом зависит от активности личности, в том числе степени внушаемости детей как свойства личности поддаваться внушению. В советской психологической литературе внушение чаще всего определяется как способ воздействия на личность, приводящий либо к появлению у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания определенного состояния, либо отношения к совершению человеком поступка.

Внушаемость можно определить как следование образцу, примеру, указанию без осознания факта влияния, как склонность человека к воздействию без критической его оценки. Предполагается, что внушаемость в некоторой степени способствует повышению уровня обучаемости, она позволяет быстрее и легче получать знания, вырабатывать навыки и умения. В то же время, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии у легковнушаемых детей, необходимо систематически формировать у них критичность, самостоятельность, инициативность, творческое отношение к деятельности.

Для среднего уровня обучаемости характерно проявление недостаточно полного анализа и синтеза. Дети со средним уровнем обучаемости не справляются с анализом одновременно по двум и более признакам, затрудняются в разграничении признаков на существенные и несущественные, в обобщении, в установлении закономерности, в формулировании правила и применении его. Эти дети могут частично контролировать свои действия, но не проявляют самостоятельность, затрудняются в проверке выполненного задания

Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал после тренировочной работы; выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определенных тренировочных упражнений, умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.

Цели и задачи  дифференцированной работы в группе детей со средним уровнем развития

  • развитие познавательных психических процессов;

  • создание психолого-педагогических условий для перехода на более высокий уровень;

  • формирование и развитие умений и навыков по предмету.



Для дифференцированного обучения в группе среднего уровня характерно:

  • обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;

  • организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;

  • отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично - поисковом уровне.

Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока

Осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока. Например, при проведении опроса по домашнему заданию можно использовать приемы которые не позволяют превращать эту проверку в нелюбимый для учащихся вид деятельности. Нужно организовать работу таким образом, чтобы детям хотелось поделиться своими знаниями с товарищами, с учителем. При проведении индивидуального опроса, который дает возможность проверить умение ученика связно, логично рассказывать, во-первых, стараюсь спрашивать по желанию. Во-вторых, если текст небольшой по объему, его сначала пересказывает хорошо подготовленный ученик, а уже затем ученик, который, в силу разных обстоятельств, недостаточно хорошо подготовил пересказ дома, но внимательно прослушал рассказ своего товарища. Это стимулирует развитие такого важного для процесса обучения умения, как умение внимательно слушать.

Учащимся, которым требуется время, чтобы вспомнить тот пересказ, который они готовили дома, вначале опроса предлагаю карточку типа: “Составь рассказ по плану”. Получив такую карточку, ученик имеет 5-минут времени, чтобы сосредоточиться над составлением пересказа. После чего учитель вызывает его для пересказа, причем карточку он может в это время держать перед глазами.

При проведении индивидуального письменного опроса, разработана система карточек, предназначенных для конкретных учащихся. Карточки строго индивидуальны, отличаются по сложности заданий и по оформлению. Необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся и при изучении нового материала .

Домашние задания на всех уроках дифференцированные. Первая группа заданий – традиционные, в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися. Вторая часть заданий – обязательная для группы “сильных” учащихся. Им даются дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно. Например, подготовить небольшие сообщения на заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы, продумать дополнительные доказательства и пр. Третья группа заданий – задания для желающих их выполнить, для учащихся, которые имеют особый интерес к изучению природы. Домашним заданиям необходимо уделять значительно больше внимания. По тому, как дети относятся к домашней работе, как ее выполняют и какие результаты получают, можно судить о том, насколько они овладели изучаемым материалом.

Таким образом, при дифференцированном обучении более ценными в методическом отношении являются домашние задания, в которых дидактический материал начале носит характер общих упражнений для всего класса, кроме того, задания содержат и дополнительные вопросы и задания, которые углубляют понимание основного программного учебного материала. Если при выполнении домашних дифференцированных заданий менее продвинутые ученики достигают положительных результатов, то им предлагаются и задания повышенного уровня или задания творческого характера.

Иностранный язык

Выделяют следующие виды работ при разноуровневом обучении иностранному языку:

· карточки;

· тесты;

· тексты;

· учебник;

· раздаточный материал;

· работа у доски;

· разные варианты однотипных заданий

задания разной степени сложности.

К примеру, при работе с учебником, детям группы В дается задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащиеся группы С ищут в учебнике ответы на заранее поставленные к тексту вопросы, дети группы, А делают обобщения и выводы.

Задания разной степени сложности можно использовать таким образом. Учитель предлагает всем задание одинаковой трудности и дифференцирует для каждой группы количество информации, указывающей как его выполнять: для группы, А — только цель, для группы В — некоторые пункты, на которые следует обратить внимание, для группы С — подробная инструкция выполнения задания.

Выделяют следующие формы разноуровневого обучения:

При чтении:

· деление текстов на 3 уровня сложности;

· дополнительное задание к тексту;

· составление вопросов к тексту;

· карточки-информаторы.

При аудировании:

· деление текстов на 3 уровня сложности;

· повторное прослушивание записи.

При говорении:

· деление текстов на 3 уровня сложности;

· краткий пересказ текста;

· обсуждение текста в парах;

· выразить свое отношение к прочитанному.

При письме:

· составление монолога;

· составление диалога;

· написание рассказа по картинке

· исправление ошибок;

· деление заданий на 3 уровня сложности










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!