СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы теории и методики физической культуры (практический материал)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учащихся учебной группы 2 курса НО

Просмотр содержимого документа
«Основы теории и методики физической культуры (практический материал)»

Практические занятия по учебному предмету

«Основы теории и методики физической культуры»

Тема 1. Строевые упражнения

Требования учебной программы по физической культуре и здоровью:

1 класс: Строевая (основная) стойка; построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; расхождение по заранее установленным местам; размыкание на ширину поднятых в стороны рук; повороты переступанием. Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!», «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!».

2 класс: Расчет на «первый-второй»; перестроения из одной шеренги в две и обратно; передвижение в колонне по одному; размыкание и смыкание приставным шагом; повороты переступанием и прыжком. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!». «Вольно!», «В обход – шагом марш!».

3 класс: Расчет по порядку; построение в две шеренги, перестроение из колонны по одному в колонну по два на месте. Выполнение команд: «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!», «Змейкой – МАРШ!», «По диагонали – МАРШ!».

4 класс: Перестроение на месте из одной шеренги в две (три) уступами; из двух шеренг в два круга, из колонны по одному в колонну по два (три) поворотом в движении. Выполнение команд: «Кру-ГОМ!», «Противоходом налево (направо) МАРШ!».

Нижний лев.угол

Для удобства исполнения строевых упражнений в спортивном зале устанавливают следующие условные точки: центр, середина, углы. Они определяются по первоначальному положению строя.

Строевые упражнения – двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. Строевые упражнения применяются в различных частях урока.

Строй – установленное размещение учащихся для совместных действий.

Фланг – правая и левая оконечности строя. При поворотах строя название флангов не меняется.

Фронт – сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.

Интервал – расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом.

Дистанция – расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперёд руку.

Направляющий – учащийся, идущий в колонне первым.

Замыкающий - учащийся, идущий в колонне последним.

Шеренга – строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна – строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

Строевая (основная) стойка - подразумевает положение, при котором учащийся стоит прямо; пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены; плечи развернуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со сжатыми и согнутыми пальцами прижаты к средней линии бедра; голову держит прямо; смотрит вперед.

При обучении строевым упражнениям пользуются методами показа, рассказа и практического выполнения. Как правило, показ сочетается с объяснением, а затем следует практическое действие. При непосредственном практическом освоении используется целостный метод и метод расчленённого разучивания. Целостным методом в основном обучают строевым приёмам.

По распоряжению, как и по команде, выполняется комплекс двигательных действий, однако без строгой обусловленности. Например: «Сомкнитесь вправо!», «Повернитесь направо!» и т.д.

Предварительная часть команды указывает на предстоящее действие, она организует внимание учащихся и поэтому произносится громко, отчетливо, несколько нараспев. Затем следует пауза (1,5-2 с), которая позволяет сосредоточить внимание на предстоящем действии. Исполнительная часть команды подается отрывисто, энергично - повелительным тоном.

В младших классах показ может сочетается с обучением «по разделениям», например: при поворотах на месте «переступанием»; при перестроении из одной шеренги в две (после предварительного расчета на первый, второй) вторые номера по команде «делай раз» выполняют шаг левой назад, по команде «делай два» — шаг правой в сторону, по команде «делай три» приставляют левую к правой. При перестроении из двухшереножного строя в одношереножный эти же действия выполняются в обратной последовательности. После нескольких повторений, когда вторые" номера заучат движения, учащиеся меняются местами.


Группы строевых упражнений


Строевые приёмы



Повороты переступанием и прыжком – команды: «Напра-во!», «Нале-во!», «Полповорота напра-во!», «Полповорота нале-во!», «Кру-гом!»

«Равняйсь!» - выравнивание по носкам, поворачивать голову направо. «Смирно!» - принимают строевую стойку

«Становись!» - принимают строевую стойку

Расчёт группы – команда «По порядку рассчитайсь!»; поворот головы налево с названием порядкового номера, по окончании левофланговый – шаг вперёд – «Расчёт окончен!». «На Первый-второй рассчитайсь!», «На 6, 3, на месте – рассчитайсь!» и т.д.





«Разойдись!» - учащиеся расходятся для самостоятель-ных действий


«Вольно!» - встать свободно, ослабить в колене ногу, не разговаривать.

«Отставить!» - учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде








Передвижения




в колонне по одному в обход «В обход – шагом МАРШ!»


Передвижения по точкам и границам зала: «В правый верхний угол МАРШ!»

обычным шагом: выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!»


Выполнение команды: «По диагонали - МАРШ!»

Выполнение команд:

«Противоходом налево (направо) МАРШ!». «Змейкой – МАРШ!»






Построения и перестроения




Из колонны по 1 в колонну по 2: «В колонну по 2 – стройся!» «В колонну по 1 – стройся!»

Уступами из шеренги и обратно: команда «На 6, 3, на месте - Расчитайсь!»

«На свои места - шагом МАРШ!».

Из двух шеренг в два круга: «В два круга -стройся!»

Построение в колонну по команде: «В колонну по одному становись!»

Перестроение из одной шеренги в две и обратно «В 2 шеренги – стройся!», «В 1 шеренгу – стройся!»

Построение в шеренгу, по команде «класс, в одну (2) шеренгу становись!»









Из колонны по одному в колонну по два (три) поворотом в движении: «Через центр (налево) в колонну по два (по три) – Марш! Направляющие на месте! «Класс стой – 1,2!», «Слева, в обход налево, в колонну по 1 – шагом марш!»









Размыкания и смыкания



Размыкание на ширину поднятых в стороны рук: «От направляющего (от середины) на ширину поднятых в стороны рук приставными шагами разом-­кнись!» «К направляющему (к середине (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!»

Размыкание на 2 (3) шага:: «От направляющего (от середины) на два (три) шага приставными шагами разом-­кнись!» «К середине (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!»









Тема 2. Общеразвивающие упражнения

  1. Основные исходные положения (Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе, с.149-162).

  2. Требования к составлению комплекса ОРУ.

  3. Способы обучения и проведения ОРУ.

Требования к составлению комплекса ОРУ

При записи отдельного движения необходимо указывать:

а) исходное положение, из которого начинается движение;

б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.);

в) направление движения (вправо, назад, влево и т. п.);

г) конечное положение (если необходимо).

В соответствии с правилами сокращения гимнастической тер­минологии принято опускать некоторые слова: «нога» — пратически во всех случаях; «вперед» — при выполнении шагов и выпадов; «туловище» — при наклонах; «выставить», «отста­вить», «поднять» — при выполнении движений руками или но­гами; «ладонь внутрь» — в положении рук вперед, назад, вверх или вниз; «ладони книзу» — в положении рук в стороны, вле­во или вправо; «вернуться» — при возвращении в и. п. Напри­мер, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, ру­ки в стороны ладонями книзу» записывается — «выпад правой, руки в стороны»; вместо «наклон туловища влево, поднять ру­ки вверх ладонями внутрь» — «наклон влево, руки вверх» и т. п. Не указывается также обычный, наиболее распространен­ный способ хвата сверху.

При записи комплекса ОРУ каждое упражнение нумеруется, например:

1. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.

  1. - сгибая левую, наклон вправо, руки вверх;

  2. - и. п.;

3-4 - то же влево.

Составление комплекса ОРУ.

Комплекс ОРУ составляют из 6-8 упражне­ний для различных мышечных групп и систем организма. Очередность упражнений в комплексе:

  1. Упражнение на ощущение правиль­ной осанки.

  2. Простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба на месте с высоким подниманием ног, приседание с наклоном вперед и движением рук, выпады и др.).

  3. Упражнения с пре­имущественной работой разных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног).

  4. Упражнения, преимущественно направленными на улучшение деятельности сердечно-сосуди­стой системы (прыжки, бе­г на месте).

Способы обучения ОРУ

По показу. Упражнение показывают «зеркально», стоя ли­цом к учащимся. Для начала подается команда «Исходное по­ложение ПРИНЯТЬ!». Если все приняли правильное положе­ние, то далее следует команда «Упражнение начи-НАЙ!». Учи­тель при этом вместе с учениками выполняет упражнение 2-3 раза сам. Для окончания упражнения – подается команда «ЗАКОНЧИЛИ!».

По показу и рассказу. Учитель, показывая упражнение, объ­ясняет, что и как нужно выполнять, обращает внимание на наи­более трудные места. Способ может использоваться при освоении новых и сравнительно сложных по координации движений.

По разделениям. Учитель подает команду «Исходное поло­жение ПРИНЯТЬ!» (показывает или называет его), а далее вме­сте с учащимися выполняет движения на каждый счет. Например: «Упор присев принять — ДЕЛАЙ РАЗ!», проверяет и тре­бует правильного исполнения; «Упор лежа - ДЕЛАЙ ДВА!»; «Согнуть руки — ДЕЛАЙ ТРИ!» и т. д. После выполнения все­го упражнения по частям с поправками и уточнениями подает­ся команда: «В целом упражнение начи-НАЙ!». Этот способ эффективен при освоении новых упражнений, рассчитан­ных на 4-8 счетов.

Игровой способ. Можно выполнять упражнения по сигналу: учитель поднимает руки в стороны (лучше с флажками). По этому сиг­налу ученики должны сделать упор присев и возвратиться в и. п., а по сигналу руки на пояс - стоя на коленях, наклонить­ся назад и т. п. На занятиях также используются подвижные игры: «Запрещен­ное движение», «Класс смирно», «День и ночь» и др.


Способы проведения ОРУ

Раздельный способ. Внешним признаком раздельного способа является пауза для объяснения между отдельными упражнениями комплекса. Способ представляет наибольшие возможности для обучения и достижения высокого ка­чества выполнения каждого упражнения. Для проведения комплекса ОРУ этим способом предваритель­но ведется обучение каждому упражнению одним из описанных выше приемов (по показу, рассказу и т. д.). Для перевода учащихся из поло­жения стоя в положение сидя, лежа и наоборот подаются соот­ветствующие команды «СЕСТЬ!», «ЛЕЧЬ!», «ВСТАТЬ!». Раздельный способ имеет эффективен при обучении, поэтому если комплекс предварительно разучен или основной задачей урока является разминка, то наиболее эф­фективно использование других способов проведения ОРУ.

Поточный способ. Поточный способ предусматривает непрерывность выполне­ния комплекса упражнений, т. е. без пауз и остановок, что зна­чительно повышает плотность занятий. Способ рекомендуется учащимся 4-х классов. При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:

- упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным спосо­бом;

- переходы от одного упражнения к другому долж­ны быть просты и удобны;

- поточный способ требует обязательного музыкаль­ного сопровождения.

Первое упражнение начинается после объяснения и команды «Упражнение начи-НАЙ!». Для перехода к следующему уп­ражнению подаются команды: «Последний - упражнение на­чинают выполнять последний раз - и «МОЖНО» или «И» на последний счет выполняемого упражнения.

Проходной способ. Отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр за­ла. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). Во втором слу­чае упражнения выполняются при поочередном передвижении шеренг в 2, 4, 6 человек и более в каждой.

Круговой способ. Для развития физических качеств в основной части урока наиболее эффективно использование кругового способа прове­дения ОРУ, особенности которого заключаются в следующем. В зале определяются несколько мест занятий (станций) в зависимости от имеющихся гимнастических снарядов и инвента­ря, а также задач урока. Количество станций и групп (отделе­ний) учащихся должно быть одинаковым. После проведения общей разминки, если в этом есть необходимость, учащиеся распределяются по «станциям».

Сам учитель должен находиться на той «станции», где в данный момент наиболее сложное задание и где необходима его помощь. По указанию учителя учащиеся выполняют из­вестное количество упражнений и переходят на следующее ме­сто занятий против часовой стрелки, и так до завершения пол­ного круга. В целях усиления эффекта учитель постепенно увеличивает от занятия к занятию нагрузку, вес отягощений, количество «станций» в круге, количество кругов, число по­вторений на каждом месте занятий и скорость выполнения за­даний.


















Тема 3. Прикладные упражнения

Требования учебной программы по физической культуре и здоровью:

Ходьба обычным и широким шагом, на носках руки на поясе, за голову, вверх, в стороны; в полуприседе, с высоким подниманием бедра, приставным шагом в правую и левую стороны; с перешагиванием через препятствия, выпадами влево и вправо, ступая в кольца или в круги, в приседе, скрестным шагом влево и вправо, спиной вперед.

Бег в колонне в медленном темпе, приставным шагом, спиной вперед, с подниманием бедра, с захлестыванием голени, по разметкам, «змейкой», «восьмеркой».

Прыжки. Имитация прыжков птиц, животных; через «удочку», прыжки на двух ногах с продвижением вперед; на месте толчком двух ног с поворотом на 180 градусов; через короткую скакалку на двух и на одной ноге; через длинную скакалку; в глубину с мягким приземлением.

Метания. Подбрасывание и ловля малого мяча двумя руками; перебрасывание мяча из руки в руку; удары мячом о пол и ловля после отскока двумя руками.

Упражнения в равновесии.

1 класс Стойка на носках; стойка на одной ноге, вторая нога согнута со сменой положения рук; ходьба по прямой линии на полу обычным и укороченным шагом, по гимнастической скамейке, по рейке гимнастической скамейки.

2 класс Ходьба на носках, приставным шагом в правую и левую стороны, с высоким подниманием бедра по рейке гимнастической скамейки (по гимнастическому бревну); повороты на 360 градусов стоя на двух ногах на рейке гимнастической скамейки (на гимнастическом бревне), упор присев, упор стоя на колене.

3 класс Стойка на двух и одной ноге на носках с закрытыми глазами; то же на гимнастической скамейке; бег по гимнастической скамейке; повороты на 180° стоя на рейке гимнастической скамейки; ходьба на носках по рейке гимнастической скамейки.

4 класс Ходьба по гимнастическому бревну, по рейке перевернутой гимнастической скамейки приставным шагом, широким шагом, с предметом на голове, с выпадами, с поворотами на 360 градусов; поворот прыжком влево и вправо на 90 градусов; ходьба по наклонной гимнастической скамейке; упор присев с опорой на колено; соскок прогнувшись из упора присев.

Лазанье. Лазанье по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях; подтягивание на горизонтальной гимнастической скамейке в положении лежа на животе; лазанье по наклонной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре присев; подтягивание на руках лежа на животе и бедрах по наклонной гимнастической скамейке; лазанье по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами; по гимнастической стенке в горизонтальном направлении приставным шагом с попеременным перехватом рук; лазанье по гимнастической стенке в горизонтальном направлении с поворотом на 360 градусов.


Тема 4. Акробатические упражнения

Требования учебной программы по физической культуре и здоровью:

1 класс Группировка из исходного положения стоя, сидя, лежа на спине; перекат вперед и назад в группировке; перекат в сторону в группировке из стойки на коленях; перекат в правую и левую стороны из исходного положения лежа на спине, руки внизу; лежа на спине, руки вверху.

2 класс Быстрая группировка: из основной стойки, руки вверху ладонями вперед; из упора присев; из исходного положения лежа на спине, руки вверху ладонями вперед. Кувырок вперед в группировке. Стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках согнув ноги перекат вперед в упор присев. Перекат в сторону, прогнувшись из исходного положения лежа на груди, руки вверх, в сторону в группировке из стойки на коленях.

3 класс Полушпагат с опорой на руки; кувырок вперед в группировке; перекат вправо (влево) из стойки на правом (левом) колене, левая (правая) нога в сторону на носок, руки в стороны; перекат назад с последующей опорой руками за головой; стойка на лопатках; «мост» из положения лежа на спине.

4 класс Полушпагат и шпагат с опорой на руки; кувырок вперед и назад; перекат назад в стойку на лопатках; «мост» из положения лежа на спине.



Тема 4. Легкоатлетические упражнения


Требования учебной программы по физической культуре и здоровью:

Ходьба: обычным и широким шагом, по разметкам, с перешагиванием через препятствия; ходьба с ускорением, с изменением направления движения.

Бег: бег в колонне в медленном и среднем темпе, с ускорением, в чередовании с ходьбой; с подниманием бедра, с захлестыванием голени, с изменением направления по сигналу; челночный бег 4х9 м; бег 10, 20, 30 м; 6-мин.бег; бег 500м (д), 800м (м) (1-3кл); бег на заданное расстояние и время; бег с изменением скорости, с преодолением условных препятствий, с передачей эстафет, бег 30м с высокого старта; бег семенящим шагом, с выпрыгиванием толчком правой и левой ногой; бег 800м (д), 1000м (м) (4кл).

Прыжки: прыжки по «кочкам», прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжок через вертикальное препятствие (резинка, планка на высоте 20-25 см); прыжок в длину с места толчком двумя ногами; прыжки на одной ноге по «классам» (квадратам); прыжки в длину с короткого (5-6 шагов) разбега; прыжки в шаге; выпрыгивание с доставанием рукой подвешенного предмета; тройной прыжок толчком двумя ногами (4кл).

Метания: метание малого мяча (теннисного мяча - 4кл) одной рукой с места в горизонтальную и вертикальную цель (гимнастический обруч) с расстояния 2-3м (1кл.), 3-4м (2кл), 4-5м (3кл.), 5-7м (4кл) из положения стоя лицом в сторону метания; броски набивного мяча (0,5) кг двумя руками снизу вперед-вверх, от груди вперед-вверх, из исходного положения стоя, ноги на ширине плеч, лицом в сторону метания (сидя, ноги врозь) на дальность и заданное расстояние; метание малого мяча с места из исходного положения стоя лицом в сторону метания на заданное расстояние; метание малого мяча с места на дальность; броски набивного мяча (0,5) кг двумя руками из-за головы из исходного положения сидя, ноги врозь на заданное расстояние (4 кл).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!