Практические занятия по учебному предмету
«Основы теории и методики физической культуры»
Тема 1. Строевые упражнения
Требования учебной программы по физической культуре и здоровью:
1 класс: Строевая (основная) стойка; построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; расхождение по заранее установленным местам; размыкание на ширину поднятых в стороны рук; повороты переступанием. Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!», «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!».
2 класс: Расчет на «первый-второй»; перестроения из одной шеренги в две и обратно; передвижение в колонне по одному; размыкание и смыкание приставным шагом; повороты переступанием и прыжком. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!». «Вольно!», «В обход – шагом марш!».
3 класс: Расчет по порядку; построение в две шеренги, перестроение из колонны по одному в колонну по два на месте. Выполнение команд: «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!», «Змейкой – МАРШ!», «По диагонали – МАРШ!».
4 класс: Перестроение на месте из одной шеренги в две (три) уступами; из двух шеренг в два круга, из колонны по одному в колонну по два (три) поворотом в движении. Выполнение команд: «Кру-ГОМ!», «Противоходом налево (направо) МАРШ!».
Нижний лев.угол
Для удобства исполнения строевых упражнений в спортивном зале устанавливают следующие условные точки: центр, середина, углы. Они определяются по первоначальному положению строя.
Строевые упражнения – двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. Строевые упражнения применяются в различных частях урока.
Строй – установленное размещение учащихся для совместных действий.
Фланг – правая и левая оконечности строя. При поворотах строя название флангов не меняется.
Фронт – сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.
Интервал – расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом.
Дистанция – расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперёд руку.
Направляющий – учащийся, идущий в колонне первым.
Замыкающий - учащийся, идущий в колонне последним.
Шеренга – строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.
Колонна – строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.
Строевая (основная) стойка - подразумевает положение, при котором учащийся стоит прямо; пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены; плечи развернуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со сжатыми и согнутыми пальцами прижаты к средней линии бедра; голову держит прямо; смотрит вперед.
При обучении строевым упражнениям пользуются методами показа, рассказа и практического выполнения. Как правило, показ сочетается с объяснением, а затем следует практическое действие. При непосредственном практическом освоении используется целостный метод и метод расчленённого разучивания. Целостным методом в основном обучают строевым приёмам.
По распоряжению, как и по команде, выполняется комплекс двигательных действий, однако без строгой обусловленности. Например: «Сомкнитесь вправо!», «Повернитесь направо!» и т.д.
Предварительная часть команды указывает на предстоящее действие, она организует внимание учащихся и поэтому произносится громко, отчетливо, несколько нараспев. Затем следует пауза (1,5-2 с), которая позволяет сосредоточить внимание на предстоящем действии. Исполнительная часть команды подается отрывисто, энергично - повелительным тоном.
В младших классах показ может сочетается с обучением «по разделениям», например: при поворотах на месте «переступанием»; при перестроении из одной шеренги в две (после предварительного расчета на первый, второй) вторые номера по команде «делай раз» выполняют шаг левой назад, по команде «делай два» — шаг правой в сторону, по команде «делай три» приставляют левую к правой. При перестроении из двухшереножного строя в одношереножный эти же действия выполняются в обратной последовательности. После нескольких повторений, когда вторые" номера заучат движения, учащиеся меняются местами.
Группы строевых упражнений
Строевые приёмы
Повороты переступанием и прыжком – команды: «Напра-во!», «Нале-во!», «Полповорота напра-во!», «Полповорота нале-во!», «Кру-гом!»
«Равняйсь!» - выравнивание по носкам, поворачивать голову направо. «Смирно!» - принимают строевую стойку
«Становись!» - принимают строевую стойку
Расчёт группы – команда «По порядку рассчитайсь!»; поворот головы налево с названием порядкового номера, по окончании левофланговый – шаг вперёд – «Расчёт окончен!». «На Первый-второй рассчитайсь!», «На 6, 3, на месте – рассчитайсь!» и т.д.
«Разойдись!» - учащиеся расходятся для самостоятель-ных действий
«Вольно!» - встать свободно, ослабить в колене ногу, не разговаривать.
«Отставить!» - учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде
Передвижения
в колонне по одному в обход «В обход – шагом МАРШ!»
Передвижения по точкам и границам зала: «В правый верхний угол МАРШ!»
обычным шагом: выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!»
Выполнение команды: «По диагонали - МАРШ!»
Выполнение команд:
«Противоходом налево (направо) МАРШ!». «Змейкой – МАРШ!»
Построения и перестроения
Из колонны по 1 в колонну по 2: «В колонну по 2 – стройся!» «В колонну по 1 – стройся!»
Уступами из шеренги и обратно: команда «На 6, 3, на месте - Расчитайсь!»
«На свои места - шагом МАРШ!».
Из двух шеренг в два круга: «В два круга -стройся!»
Построение в колонну по команде: «В колонну по одному становись!»
Перестроение из одной шеренги в две и обратно «В 2 шеренги – стройся!», «В 1 шеренгу – стройся!»
Построение в шеренгу, по команде «класс, в одну (2) шеренгу становись!»
Из колонны по одному в колонну по два (три) поворотом в движении: «Через центр (налево) в колонну по два (по три) – Марш! Направляющие на месте! «Класс стой – 1,2!», «Слева, в обход налево, в колонну по 1 – шагом марш!»
Размыкания и смыкания
Размыкание на ширину поднятых в стороны рук: «От направляющего (от середины) на ширину поднятых в стороны рук приставными шагами разом-кнись!» «К направляющему (к середине (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!»
Размыкание на 2 (3) шага:: «От направляющего (от середины) на два (три) шага приставными шагами разом-кнись!» «К середине (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!»
Тема 2. Общеразвивающие упражнения
Основные исходные положения (Петров, П.К. Методика преподавания гимнастики в школе, с.149-162).
Требования к составлению комплекса ОРУ.
Способы обучения и проведения ОРУ.
Требования к составлению комплекса ОРУ
При записи отдельного движения необходимо указывать:
а) исходное положение, из которого начинается движение;
б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.);
в) направление движения (вправо, назад, влево и т. п.);
г) конечное положение (если необходимо).
В соответствии с правилами сокращения гимнастической терминологии принято опускать некоторые слова: «нога» — пратически во всех случаях; «вперед» — при выполнении шагов и выпадов; «туловище» — при наклонах; «выставить», «отставить», «поднять» — при выполнении движений руками или ногами; «ладонь внутрь» — в положении рук вперед, назад, вверх или вниз; «ладони книзу» — в положении рук в стороны, влево или вправо; «вернуться» — при возвращении в и. п. Например, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, руки в стороны ладонями книзу» записывается — «выпад правой, руки в стороны»; вместо «наклон туловища влево, поднять руки вверх ладонями внутрь» — «наклон влево, руки вверх» и т. п. Не указывается также обычный, наиболее распространенный способ хвата сверху.
При записи комплекса ОРУ каждое упражнение нумеруется, например:
1. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.
- сгибая левую, наклон вправо, руки вверх;
- и. п.;
3-4 - то же влево.
Составление комплекса ОРУ.
Комплекс ОРУ составляют из 6-8 упражнений для различных мышечных групп и систем организма. Очередность упражнений в комплексе:
Упражнение на ощущение правильной осанки.
Простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба на месте с высоким подниманием ног, приседание с наклоном вперед и движением рук, выпады и др.).
Упражнения с преимущественной работой разных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног).
Упражнения, преимущественно направленными на улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы (прыжки, бег на месте).
Способы обучения ОРУ
По показу. Упражнение показывают «зеркально», стоя лицом к учащимся. Для начала подается команда «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». Если все приняли правильное положение, то далее следует команда «Упражнение начи-НАЙ!». Учитель при этом вместе с учениками выполняет упражнение 2-3 раза сам. Для окончания упражнения – подается команда «ЗАКОНЧИЛИ!».
По показу и рассказу. Учитель, показывая упражнение, объясняет, что и как нужно выполнять, обращает внимание на наиболее трудные места. Способ может использоваться при освоении новых и сравнительно сложных по координации движений.
По разделениям. Учитель подает команду «Исходное положение ПРИНЯТЬ!» (показывает или называет его), а далее вместе с учащимися выполняет движения на каждый счет. Например: «Упор присев принять — ДЕЛАЙ РАЗ!», проверяет и требует правильного исполнения; «Упор лежа - ДЕЛАЙ ДВА!»; «Согнуть руки — ДЕЛАЙ ТРИ!» и т. д. После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениями подается команда: «В целом упражнение начи-НАЙ!». Этот способ эффективен при освоении новых упражнений, рассчитанных на 4-8 счетов.
Игровой способ. Можно выполнять упражнения по сигналу: учитель поднимает руки в стороны (лучше с флажками). По этому сигналу ученики должны сделать упор присев и возвратиться в и. п., а по сигналу руки на пояс - стоя на коленях, наклониться назад и т. п. На занятиях также используются подвижные игры: «Запрещенное движение», «Класс смирно», «День и ночь» и др.
Способы проведения ОРУ
Раздельный способ. Внешним признаком раздельного способа является пауза для объяснения между отдельными упражнениями комплекса. Способ представляет наибольшие возможности для обучения и достижения высокого качества выполнения каждого упражнения. Для проведения комплекса ОРУ этим способом предварительно ведется обучение каждому упражнению одним из описанных выше приемов (по показу, рассказу и т. д.). Для перевода учащихся из положения стоя в положение сидя, лежа и наоборот подаются соответствующие команды «СЕСТЬ!», «ЛЕЧЬ!», «ВСТАТЬ!». Раздельный способ имеет эффективен при обучении, поэтому если комплекс предварительно разучен или основной задачей урока является разминка, то наиболее эффективно использование других способов проведения ОРУ.
Поточный способ. Поточный способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т. е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий. Способ рекомендуется учащимся 4-х классов. При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:
- упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным способом;
- переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;
- поточный способ требует обязательного музыкального сопровождения.
Первое упражнение начинается после объяснения и команды «Упражнение начи-НАЙ!». Для перехода к следующему упражнению подаются команды: «Последний - упражнение начинают выполнять последний раз - и «МОЖНО» или «И» на последний счет выполняемого упражнения.
Проходной способ. Отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр зала. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). Во втором случае упражнения выполняются при поочередном передвижении шеренг в 2, 4, 6 человек и более в каждой.
Круговой способ. Для развития физических качеств в основной части урока наиболее эффективно использование кругового способа проведения ОРУ, особенности которого заключаются в следующем. В зале определяются несколько мест занятий (станций) в зависимости от имеющихся гимнастических снарядов и инвентаря, а также задач урока. Количество станций и групп (отделений) учащихся должно быть одинаковым. После проведения общей разминки, если в этом есть необходимость, учащиеся распределяются по «станциям».
Сам учитель должен находиться на той «станции», где в данный момент наиболее сложное задание и где необходима его помощь. По указанию учителя учащиеся выполняют известное количество упражнений и переходят на следующее место занятий против часовой стрелки, и так до завершения полного круга. В целях усиления эффекта учитель постепенно увеличивает от занятия к занятию нагрузку, вес отягощений, количество «станций» в круге, количество кругов, число повторений на каждом месте занятий и скорость выполнения заданий.
Тема 3. Прикладные упражнения
Требования учебной программы по физической культуре и здоровью:
Ходьба обычным и широким шагом, на носках руки на поясе, за голову, вверх, в стороны; в полуприседе, с высоким подниманием бедра, приставным шагом в правую и левую стороны; с перешагиванием через препятствия, выпадами влево и вправо, ступая в кольца или в круги, в приседе, скрестным шагом влево и вправо, спиной вперед.
Бег в колонне в медленном темпе, приставным шагом, спиной вперед, с подниманием бедра, с захлестыванием голени, по разметкам, «змейкой», «восьмеркой».
Прыжки. Имитация прыжков птиц, животных; через «удочку», прыжки на двух ногах с продвижением вперед; на месте толчком двух ног с поворотом на 180 градусов; через короткую скакалку на двух и на одной ноге; через длинную скакалку; в глубину с мягким приземлением.
Метания. Подбрасывание и ловля малого мяча двумя руками; перебрасывание мяча из руки в руку; удары мячом о пол и ловля после отскока двумя руками.
Упражнения в равновесии.
1 класс Стойка на носках; стойка на одной ноге, вторая нога согнута со сменой положения рук; ходьба по прямой линии на полу обычным и укороченным шагом, по гимнастической скамейке, по рейке гимнастической скамейки.
2 класс Ходьба на носках, приставным шагом в правую и левую стороны, с высоким подниманием бедра по рейке гимнастической скамейки (по гимнастическому бревну); повороты на 360 градусов стоя на двух ногах на рейке гимнастической скамейки (на гимнастическом бревне), упор присев, упор стоя на колене.
3 класс Стойка на двух и одной ноге на носках с закрытыми глазами; то же на гимнастической скамейке; бег по гимнастической скамейке; повороты на 180° стоя на рейке гимнастической скамейки; ходьба на носках по рейке гимнастической скамейки.
4 класс Ходьба по гимнастическому бревну, по рейке перевернутой гимнастической скамейки приставным шагом, широким шагом, с предметом на голове, с выпадами, с поворотами на 360 градусов; поворот прыжком влево и вправо на 90 градусов; ходьба по наклонной гимнастической скамейке; упор присев с опорой на колено; соскок прогнувшись из упора присев.
Лазанье. Лазанье по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях; подтягивание на горизонтальной гимнастической скамейке в положении лежа на животе; лазанье по наклонной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре присев; подтягивание на руках лежа на животе и бедрах по наклонной гимнастической скамейке; лазанье по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами; по гимнастической стенке в горизонтальном направлении приставным шагом с попеременным перехватом рук; лазанье по гимнастической стенке в горизонтальном направлении с поворотом на 360 градусов.
Тема 4. Акробатические упражнения
Требования учебной программы по физической культуре и здоровью:
1 класс Группировка из исходного положения стоя, сидя, лежа на спине; перекат вперед и назад в группировке; перекат в сторону в группировке из стойки на коленях; перекат в правую и левую стороны из исходного положения лежа на спине, руки внизу; лежа на спине, руки вверху.
2 класс Быстрая группировка: из основной стойки, руки вверху ладонями вперед; из упора присев; из исходного положения лежа на спине, руки вверху ладонями вперед. Кувырок вперед в группировке. Стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках согнув ноги перекат вперед в упор присев. Перекат в сторону, прогнувшись из исходного положения лежа на груди, руки вверх, в сторону в группировке из стойки на коленях.
3 класс Полушпагат с опорой на руки; кувырок вперед в группировке; перекат вправо (влево) из стойки на правом (левом) колене, левая (правая) нога в сторону на носок, руки в стороны; перекат назад с последующей опорой руками за головой; стойка на лопатках; «мост» из положения лежа на спине.
4 класс Полушпагат и шпагат с опорой на руки; кувырок вперед и назад; перекат назад в стойку на лопатках; «мост» из положения лежа на спине.
Тема 4. Легкоатлетические упражнения
Требования учебной программы по физической культуре и здоровью:
Ходьба: обычным и широким шагом, по разметкам, с перешагиванием через препятствия; ходьба с ускорением, с изменением направления движения.
Бег: бег в колонне в медленном и среднем темпе, с ускорением, в чередовании с ходьбой; с подниманием бедра, с захлестыванием голени, с изменением направления по сигналу; челночный бег 4х9 м; бег 10, 20, 30 м; 6-мин.бег; бег 500м (д), 800м (м) (1-3кл); бег на заданное расстояние и время; бег с изменением скорости, с преодолением условных препятствий, с передачей эстафет, бег 30м с высокого старта; бег семенящим шагом, с выпрыгиванием толчком правой и левой ногой; бег 800м (д), 1000м (м) (4кл).
Прыжки: прыжки по «кочкам», прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжок через вертикальное препятствие (резинка, планка на высоте 20-25 см); прыжок в длину с места толчком двумя ногами; прыжки на одной ноге по «классам» (квадратам); прыжки в длину с короткого (5-6 шагов) разбега; прыжки в шаге; выпрыгивание с доставанием рукой подвешенного предмета; тройной прыжок толчком двумя ногами (4кл).
Метания: метание малого мяча (теннисного мяча - 4кл) одной рукой с места в горизонтальную и вертикальную цель (гимнастический обруч) с расстояния 2-3м (1кл.), 3-4м (2кл), 4-5м (3кл.), 5-7м (4кл) из положения стоя лицом в сторону метания; броски набивного мяча (0,5) кг двумя руками снизу вперед-вверх, от груди вперед-вверх, из исходного положения стоя, ноги на ширине плеч, лицом в сторону метания (сидя, ноги врозь) на дальность и заданное расстояние; метание малого мяча с места из исходного положения стоя лицом в сторону метания на заданное расстояние; метание малого мяча с места на дальность; броски набивного мяча (0,5) кг двумя руками из-за головы из исходного положения сидя, ноги врозь на заданное расстояние (4 кл).