СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практический материал по теме "Строевые упражнения"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учащихся 2 курса Начального отделения по учебному предмету "Основы теории методики физической культуры"

Просмотр содержимого документа
«Практический материал по теме "Строевые упражнения"»

Практические занятия по учебному предмету

«Основы теории и методики физической культуры»

Тема 1. Строевые упражнения

Требования учебной программы по физической культуре и здоровью:

1 класс: Строевая (основная) стойка; построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; расхождение по заранее установленным местам; размыкание на ширину поднятых в стороны рук; повороты переступанием. Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!», «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!».

2 класс: Расчет на «первый-второй»; перестроения из одной шеренги в две и обратно; передвижение в колонне по одному; размыкание и смыкание приставным шагом; повороты переступанием и прыжком. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!». «Вольно!», «В обход – шагом марш!».

3 класс: Расчет по порядку; построение в две шеренги, перестроение из колонны по одному в колонну по два на месте. Выполнение команд: «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!», «Змейкой – МАРШ!», «По диагонали – МАРШ!».

4 класс: Перестроение на месте из одной шеренги в две (три) уступами; из двух шеренг в два круга, из колонны по одному в колонну по два (три) поворотом в движении. Выполнение команд: «Кру-ГОМ!», «Противоходом налево (направо) МАРШ!».

Нижний лев.угол

Для удобства исполнения строевых упражнений в спортивном зале устанавливают следующие условные точки: центр, середина, углы. Они определяются по первоначальному положению строя.

Строевые упражнения – двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. Строевые упражнения применяются в различных частях урока.

Строй – установленное размещение учащихся для совместных действий.

Фланг – правая и левая оконечности строя. При поворотах строя название флангов не меняется.

Фронт – сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.

Интервал – расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом.

Дистанция – расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперёд руку.

Направляющий – учащийся, идущий в колонне первым.

Замыкающий - учащийся, идущий в колонне последним.

Шеренга – строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна – строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

Строевая (основная) стойка - подразумевает положение, при котором учащийся стоит прямо; пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены; плечи развернуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со сжатыми и согнутыми пальцами прижаты к средней линии бедра; голову держит прямо; смотрит вперед.

При обучении строевым упражнениям пользуются методами показа, рассказа и практического выполнения. Как правило, показ сочетается с объяснением, а затем следует практическое действие. При непосредственном практическом освоении используется целостный метод и метод расчленённого разучивания. Целостным методом в основном обучают строевым приёмам.

По распоряжению, как и по команде, выполняется комплекс двигательных действий, однако без строгой обусловленности. Например: «Сомкнитесь вправо!», «Повернитесь направо!» и т.д.

Предварительная часть команды указывает на предстоящее действие, она организует внимание учащихся и поэтому произносится громко, отчетливо, несколько нараспев. Затем следует пауза (1,5-2 с), которая позволяет сосредоточить внимание на предстоящем действии. Исполнительная часть команды подается отрывисто, энергично - повелительным тоном.

В младших классах показ может сочетается с обучением «по разделениям», например: при поворотах на месте «переступанием»; при перестроении из одной шеренги в две (после предварительного расчета на первый, второй) вторые номера по команде «делай раз» выполняют шаг левой назад, по команде «делай два» — шаг правой в сторону, по команде «делай три» приставляют левую к правой. При перестроении из двухшереножного строя в одношереножный эти же действия выполняются в обратной последовательности. После нескольких повторений, когда вторые" номера заучат движения, учащиеся меняются местами.


Группы строевых упражнений


Строевые приёмы



Повороты переступанием и прыжком – команды: «Напра-во!», «Нале-во!», «Полповорота напра-во!», «Полповорота нале-во!», «Кру-гом!»

«Равняйсь!» - выравнивание по носкам, поворачивать голову направо. «Смирно!» - принимают строевую стойку

«Становись!» - принимают строевую стойку

Расчёт группы – команда «По порядку рассчитайсь!»; поворот головы налево с названием порядкового номера, по окончании левофланговый – шаг вперёд – «Расчёт окончен!». «На Первый-второй рассчитайсь!», «На 6, 3, на месте – рассчитайсь!» и т.д.





«Разойдись!» - учащиеся расходятся для самостоятель-ных действий


«Вольно!» - встать свободно, ослабить в колене ногу, не разговаривать.

«Отставить!» - учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде








Передвижения




в колонне по одному в обход «В обход – шагом МАРШ!»


Передвижения по точкам и границам зала: «В правый верхний угол МАРШ!»

обычным шагом: выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже шаг!»


Выполнение команды: «По диагонали - МАРШ!»

Выполнение команд:

«Противоходом налево (направо) МАРШ!». «Змейкой – МАРШ!»






Построения и перестроения




Из колонны по 1 в колонну по 2: «В колонну по 2 – стройся!» «В колонну по 1 – стройся!»

Уступами из шеренги и обратно: команда «На 6, 3, на месте - Расчитайсь!»

«На свои места - шагом МАРШ!».

Из двух шеренг в два круга: «В два круга -стройся!»

Построение в колонну по команде: «В колонну по одному становись!»

Перестроение из одной шеренги в две и обратно «В 2 шеренги – стройся!», «В 1 шеренгу – стройся!»

Построение в шеренгу, по команде «класс, в одну (2) шеренгу становись!»









Из колонны по одному в колонну по два (три) поворотом в движении: «Через центр (налево) в колонну по два (по три) – Марш! Направляющие на месте! «Класс стой – 1,2!», «Слева, в обход налево, в колонну по 1 – шагом марш!»









Размыкания и смыкания



Размыкание на ширину поднятых в стороны рук: «От направляющего (от середины) на ширину поднятых в стороны рук приставными шагами разом-­кнись!» «К направляющему (к середине (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!»

Размыкание на 2 (3) шага:: «От направляющего (от середины) на два (три) шага приставными шагами разом-­кнись!» «К середине (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!