СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционная работа в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)  направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной федеральной адаптированной общей образовательной программы (ФАООП). Коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ФАООП.

Просмотр содержимого документа
«Основы коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Основы коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной федеральной адаптированной общей образовательной программы (ФАООП). Коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ФАООП.

Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.


Цель коррекционной работы:

Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.


Задачи:

  • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития обучающихся;

  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, посредством внедрения современных здоровье сберегающих технологий;

  • Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей обучающихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлению их коррекции;

  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;

  • Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации детей к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.


Основные направления коррекционного сопровождения обучающихся обусловлены особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ в рамках ФГОС НОО:

Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития обучающихся с ОВЗ специалистами школьного ПМПк, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием обучающихся.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп обучающихся.

Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями обучающихся.

Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие педагогов в ПМПк, методических объединениях.


Коррекционно-развивающая работа включает:

– выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

– организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

– системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

– коррекцию и развитие высших психических функций;

– развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

– социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.


Основное содержание работы:

  • проведение на занятиях игр и упражнений на регуляцию психофизиологического состояния, снятие нервно-психического напряжения, включая элементы упражнений для дыхания;

  • внедрение и использование современных здоровьесберегающих технологий: игровая (различные игры на развитие эмоций, воли, когнитивной сферы), сказкотерапия (закончи сказку, задай вопрос по сказке, проиллюстрируй сказку), мандалотерапия – раскрасить понравившуюся мандалу или давай договоримся так, чтобы рисунки в круге были одинаковыми.


Принципы построения коррекционно-развивающих занятий в рамках ФГОС НОО:

  • Системность и последовательность.

  • Индивидуально-дифференцированный подход.

  • Психологическая безопасность.

  • Принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.


Структура коррекционных занятий:

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Примерная структура коррекционно-развивающего занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей.

3. Основное содержание занятия – совокупность коррекционно-развивающих упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.

4. Рефлексия занятия – оценка занятия.

5. Ритуал прощания.


При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:

а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы обучающихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;

в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;

г) создавать необходимый психологический микроклимат на занятиях, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.


При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ребенку субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850).

  2. Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07.

  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15.

  4. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.

  5. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

6. Алендеева О.М. Мои первые шаги к успешности. Программа по развитию познавательных процессов, социального и эмоционального интеллекта младших школьников: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2013.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!