Основы коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Коррекционная работа в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной федеральной адаптированной общей образовательной программы (ФАООП). Коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ФАООП.
Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель коррекционной работы:
Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи:
Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития обучающихся;
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, посредством внедрения современных здоровье сберегающих технологий;
Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей обучающихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлению их коррекции;
Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации детей к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.
Основные направления коррекционного сопровождения обучающихся обусловлены особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ в рамках ФГОС НОО:
Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития обучающихся с ОВЗ специалистами школьного ПМПк, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием обучающихся.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп обучающихся.
Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий в соответствии с достижениями обучающихся.
Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие педагогов в ПМПк, методических объединениях.
Коррекционно-развивающая работа включает:
– выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
– организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
– системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
– коррекцию и развитие высших психических функций;
– развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
– социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Основное содержание работы:
проведение на занятиях игр и упражнений на регуляцию психофизиологического состояния, снятие нервно-психического напряжения, включая элементы упражнений для дыхания;
внедрение и использование современных здоровьесберегающих технологий: игровая (различные игры на развитие эмоций, воли, когнитивной сферы), сказкотерапия (закончи сказку, задай вопрос по сказке, проиллюстрируй сказку), мандалотерапия – раскрасить понравившуюся мандалу или давай договоримся так, чтобы рисунки в круге были одинаковыми.
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий в рамках ФГОС НОО:
Системность и последовательность.
Индивидуально-дифференцированный подход.
Психологическая безопасность.
Принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.
Структура коррекционных занятий:
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Примерная структура коррекционно-развивающего занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей.
3. Основное содержание занятия – совокупность коррекционно-развивающих упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
4. Рефлексия занятия – оценка занятия.
5. Ритуал прощания.
При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:
а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы обучающихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;
б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;
г) создавать необходимый психологический микроклимат на занятиях, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.
При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ребенку субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599, зарегистрирован в Минюст России 3 февраля 2015 г № 35850).
Письмо министерства образования и науки РФ "Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ" от 16 февраля 2015г. № ВК-333/07.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г. № 4/15.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.
Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
6. Алендеева О.М. Мои первые шаги к успешности. Программа по развитию познавательных процессов, социального и эмоционального интеллекта младших школьников: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2013.
3