СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие по организации исследовательской деятельности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности обучающихся»


Семинар-практикум

«Организация исследовательской деятельности обучающихся» СЛАЙД 1

Цель: cоздание условий для методической поддержки педагогов в рамках подготовки к РНПК и ознакомиться с наиболее оптимальной формой планирования и организации исследовательской деятельности.

План проведения семинара-практикума СЛАЙД 2

Теоретический этап (организационная часть) – 5 минут

Методический этап (выступление из опыта работы – ….) – 5 минут

Практический этап (работа в творческих группах) – 10+ по 3 минуты на представление результатов

Заключительный этап (рефлексия: обмен мнениями о работе семинара).

Оборудование и материалы: мультимедиапроектор, экран, раздаточный материал

Участники: педагогический коллектив школы

Цитаты, тезисы: СЛАЙД 3

1. Любознательность – главный мотив исследовательского поведения.

А.И.Савенков

2. В будущем безграмотным будет считаться не тот, кто не может читать и писать, а тот, кто не сможет учиться, забывать, что учил и переучиваться.

Алвин Тоффлер

3.Обучая других, обучаешься сам

Я. А. Каменский


  1. Теоретический этап

Интенсивное обновление, модернизация компонентов образовательного процесса объективно подняли планку профессиональных требований к педагогу. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи

Школой востребован не учитель – «урокодатель», а учитель-исследователь, учитель-технолог, учитель-психолог! Эти качества могут развиваться только в условиях, когда учитель активно занимается поисковой инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент воздействия на учеников с целью достижения максимально возможного результата в их развитии.

Наш семинар посвящён проблеме организации исследовательской деятельности. Сегодня будем работать в группах. (4 группы – 4 знака стихий). У каждой группы есть лист под названием «Методика проведения учебного исследования. Тренировочное занятие». Все свои практические задания фиксируем там.


  1. Методический этап

Ознакомление с опытом работы по организации научно-исследовательской работы учителей ….

  1. Практический этап

Структура учебного исследования.

- Давайте вспомним основные этапы проектно-исследовательской деятельности.

Практическое задание 1.

Обсуждение в группах.

Перед вами листы бумаги под №1. На них обозначены эти этапы, но вперемешку. Расставьте цифры, соответствующие номеру каждого этапа.

По слайду на доске проверяется правильность выполнения. СЛАЙД 5

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

Выдвижение гипотез.

Поиск и предложение возможных вариантов решения.

Сбор материала.

Обобщение полученных данных.

Подготовка проекта.

Защита проекта.

Сейчас мы рассмотрим некоторые из этапов.


Выбор темы. 

СЛАЙД 6

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

фантастические- темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

Независимо от вида темы, существует несколько общих правил выбора темы:

СЛАЙД 7

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Практическое задание 2.

Каждой группе выдается листок с перечнем предметов:

Деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль.

Работа групп: выбрать предмет, придумать тему исследования, соблюдая изложенные правила.


Выдвижение гипотез. СЛАЙД 8

Гипотеза (в переводе с древнегреческого - «основание», «предположение») - это научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом (изучаемом) явлении.

Гипотеза должна удовлетворять следующему ряду требований:

быть проверяемой;

содержать предположение;

быть логически непротиворечивой;

соответствовать фактам.

быть максимально возможно простой.

- Как рождаются гипотезы? Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это проблема. А откуда берутся проблемы? Здесь обычно действует относительно несложная последовательность. Сначала собираются и анализируются отдельные факты, размышления, опыты и т.д. Затем эти факты и размышления позволяют увидеть что-то необычное, неожиданное: неясности, несоответствия, нарушения в цепи предшествующих доказательств и др. В результате выявляется множество проблем и для решения каждой вырабатывается ряд гипотез. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы, затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа процесса творческого мышления. Важно погрузиться в стихию мысленной игры, риска, всего того, без чего движение к новому невозможно.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: “если..,то..”, “так…, как..”, “при условии, что..”, т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Вначале лучше составить рабочий вариант гипотезы, который может быть уточнён после накопления определённого материала.

В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться.

Практическое задание № 3.

Задание: придумать условие, в котором будет полезен предмет, который вы выбрали (т.е. выдвинуть гипотезу).

-Есть ли среди ваших гипотез неправдоподобные? Такие гипотезы называются “ провокационными идеями”.


Определение цели и задач исследования.СЛАЙД 9

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдёт доказательство гипотезы.

Цель исследования - это результат, который нужно достичь.

Наиболее типичные цели:

1. Определение характеристик явлений, не изученных ранее.

2. Выявление взаимосвязи неких явлений.

3. Изучение развития явлений.

4. Описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей.

5. Создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи.

(Например: выявить…; установить…; обосновать…; уточнить..; разработать..;)

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. А они рождаются именно из формулировок задач.

Задача исследования - это пути и средства, которые выбираются для достижения цели. Задачи лучше формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоёмким, а их количество определяется глубиной исследования.

Условно, возможные задачи (по задаваемым вопросам) можно подразделить на следующие типы:

Количественные (отвечающие на вопрос “Сколько?”).

Количественные задачи на выявление связей между явлениями (“Какова связь?”).

Качественные задачи (отвечающие на вопрос “Есть ли?”).

Функциональные (отвечающие на вопросы “для чего?”, или “Зачем?”).

Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос “Как?”).

Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос “Почему?”).

Итак, цель - это идеальный результат, где исследователь выделяет конкретные задачи исследования.

Практическое задание 4

Задание: наметьте цель и 3 задачи исследования.


Работа с источниками информации.

Практическое задание 5

Данные источники информации распределите по предложенным группам.

Группы:

Текстовая информация:

Графическая информация:

Звуковая информация.

Источники информации: ответы одноклассников, рисунки, книги, схемы, энциклопедии, рекомендации учителя, доклады, статьи, инструкции.

СЛАЙД 10 Проверка в группах, проверка по эталону.

Текстовая информация: книги, энциклопедии, доклады, статьи, инструкции.

Графическая информация: рисунки, схемы – инструкции.

Звуковая информация: рекомендации учителя, ответы одноклассников, инструкции.


Определение методов исследования. СЛАЙД 11

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

Метод - это способ достижения цели. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определённого результата. Методы исследования служат инструментом добывания фактического материала. Во всех случаях методика исследования должна быть описана так, чтобы любой исследователь при желании мог повторить эти исследования и получить такие же результаты.

Методы научного познания делятся на общие и специальные. 

Применение специальных методов решения требует большинство специальных проблем конкретных наук. Они определяются характером исследуемого объекта, никогда не бывают произвольными. Как правило, их применение требует от исследователя значительной подготовленности.

В отличие от специальных, общие методы используют в различных по предмету науках – от литературы до химии и математики. К ним относятся:

теоретические методы (анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, интеграция, моделирование и т.д.);

практические (наблюдение, сравнение, эксперимент, интервью и беседа, фотографирование, видеосъемка);

математические (статистические методы, методы модели теории графов и сетевого моделирования;методы и модели динамического программирования;методы и модели массового обслуживания;метод визуализации данных (функции, графики, диаграммы и т.д.);

Список методов Вам предложен.

Практическое задание 6

Предположите, какие методы, известные вашим учащимся, они могут применить в проектируемой работе, а с чем их предстоит познакомить).



Подготовка и публичная презентация результатов исследований. СЛАЙД 12

 компьютерная презентация;

 реферат;

 доклад;

 портфолио и т.д.

Здесь следует помнить, что:

На выступление отводится 7-10 минут;

Не надо говорить о теме, о литературе;

Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу содержания работы;

Интерес к исследовательской деятельности во многом зависит от того, как представлены её результаты.

 Практическое задание 7

Задание: наметьте процедуру защиты, представления результатов работы. Отметьте, какими доступными ресурсами это можно обеспечить.

Теперь, составленный вами план следует представить для ознакомления другим группам. От группы высказывается один человек.


4. Заключительный этап

- Я предлагаю вам теперь подвести итог данного семинара. Получили ли вы то, что хотели?

Благодарю вас за занятие, надеюсь, что оно принесло вам пользу и его результаты будут видны по итогам проведения конкурсов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!