Методика организации научно-исследовательской деятельности обучающихся
Аннотация
В условиях реформирования системы профобразования, в связи с пристальным вниманием к результатам обучения особое значение для развития личности студента приобретают умения отбирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучение, как организация научно-исследовательской деятельности.
При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для обучающихся и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Легко ли это? Как организовать научно-исследовательскую деятельность обучающихся?
Цель данной презентации: познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы как одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности студентов.
Основополагающий вопрос
Научно-исследовательская работа - что это: очередная дань моде или попытка реформировать систему образования.
Цели и задачи
Цель: Познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы как одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности студентов.
Методические:
1. Раскрыть роль проведения научных исследований в развитии творческой личности.
2. Сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.
3. Оказать практическую помощь в работе педагогам-научным руководителям
Определение научно-исследовательской деятельности
Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности обучающихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке.
Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для обучающихся и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности студента.
Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
Учебно – исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления, активизацию личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (то есть самостоятельно полученных знаний, являющихся новыми и лично значимыми для конкретного учащегося). Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в исследовании любой сложности и тематике.
Специфика научно-исследовательской деятельности
Главная цель НИД – самореализация личности обучающегося на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя(учителя) происходит развитие личности студента в трех направлениях:
Студент:
самосовершенствование
самопознание
самовоспитание
В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества студента:
- навык самостоятельной исследовательской деятельности;
- навык работы с научно-познавательной литературой;
- инициатива и творчество;
- использование, расширение и углубление предметных знаний;
- навык совместной работы с участниками исследования;
- самоутверждение обучающихся в данной предметной области и т.д.
Этапы исследования
№ | Основные этапы работы | Сроки | Содержание работы |
1 | Подготовительный | 2 мес | Сформировать мотивацию к деятельности Анализ литературы Разработка программы проведения исследования |
2 | Экспериментальный | 0,5 года | Проведение исследования |
3 | Рефлексивный | 0,5 года | Анализ проведенной работы Оформление отчета по исследовательской работе |
4 | Итоговый этап | | Защита результатов исследования |
Выбор темы исследования
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.
Темы исследований:
теоретические (ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках)
эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов)
Основные критерии выбора темы:
1. Тема интересна не только студенту, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.
2.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Формулировка темы
Тема – это визитная карточка исследования.
Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер
Требования к формулировке темы:
1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и обучающемуся.
3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.
Обоснование актуальности темы
Обосновать актуальность выбора темы
исследования – значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научногопознания.
Главные правила:
1 Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.
2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.
3 Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема- некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).
4. Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.
Актуальность исследования формулирует важность и необходимость исследования данной проблемы.
Описывает затруднения и проблемы, противоречия практики , из которых вытекает необходимость исследования и проведение эксперимента по данной теме .
Отвечает на вопросы:
Что не устраивает , в чем состоит проблемная ситуация?
Что хотелось бы изменить?
Почему эту проблему нужно изучать сейчас?
Сформулировать проблему
Цель и задачи исследования
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:
выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….
Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.
Задачи исследования- действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
Какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели эксперимента? Какие промежуточные результаты необходимы для достижения цели? Какие шаги нужно сделать для достижения цели?
Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Классификация задач исследования
Степень сложности экспериментальных данных:
Практические (Служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура воздуха) и исследуется связанное с этим параметром изменение (понижение температуры). Результат стабилен и не требует анализа).
Собственно исследовательские (Применяются в школах. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности зависит от расстояния до трубы завода и метеоусловий, рост растения зависит от температуры воздуха и полива и т.д. ).
Научные (Эти задачи неприменимы в образовательном процессе, так как данные задачи решают ученые, делая великие открытия).
Определяя объект исследования, надо ответить на вопрос: что рассматривается?
Определяя предмет исследования, надо ответить на вопрос: как будет рассматриваться объект именно в данном исследовании?
Тема | Цель | Объект | Предмет |
Формирование системы дополнительных квалификаций в профессиональном лицее на основе компетентностного подхода | Разработка системы дополнительных квалификаций в профессиональном лицее, реализуемой на основе компетентностного подхода | Система дополнительных квалификаций в профессиональном лицее | Структура и модель формирования дополнительных квалификаций дополнительных квалификаций в профессиональном лицее |
Изучение научной литературы
Приступая к проведению научно- исследовательской работы, необходимо изучить научную литературу по данному вопросу. Поначалу может сложиться впечатление, что трудно найти в большом количестве книг, газет и журналов именно то, что надо по теме. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками.
Работая с литературой по теме, обучающийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал. Он должен различать:
1.Просмотровое чтение.
2. Ознакомительное (выборочное) чтение.
3. Изучающее чтение.
Освоенный алгоритм работы позволит обучающемуся в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме.
Определение гипотезы
Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение».
В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы.
Гипотеза должна соответствовать ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».
Пример 1
Проблема ‒ поиск средств и условий развития интеллектуально ‒ творческой деятельности (ИТД)обучающихся при обучении математике
Гипотеза ‒педагогическое взаимодействие в процессе обучения математике будет способствовать развитию ИТД обучающихся, если в основе методики обучения будет лежать использование системы открытых заданий
Пример 2
Проблема отыскания причин снижения уровня грамотности выпускников школы
Гипотеза если определить изменения при осуществлении познавательной деятельности учащихся, то это позволит выделить причины снижения уровня грамотности выпускников за счет выявления новых механизмов усвоения правописания
Пример 3
Методы исследования
теоретические (Моделирование Абстрагирование Анализ и синтез От простого к сложному)
эмпирические (Наблюдение Сравнение Эксперимент Тестирование Интервьюирование)
математические (Статистические Сетевое моделиров. Программирование Визуализация)
Метод – это способ достижения цели исследования
II. Проведение научного исследования
1.Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы. В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План исследования поможет шаг за шагом позволяет познать новые факты и закономерности.
Дата | мероприятие | оборудование | Ответственные |
| | | |
Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят: насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.
III. Оформление научно- исследовательской работы
Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике -это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы.
Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс).
IV. Защита результатов исследования
Основные формы представления результатов:
-сообщение
-полный текст учебного исследования
-тезисы
-научная статья (описание хода работы)
-отчет
-план исследования
-устный доклад
-стендовый доклад (оформление наглядного материала )
-реферат проблемного характера
-компьютерная программа
-прибор с описанием его действия,
-видео- и аудиоматериалы.
Уровни представления работ:
- внутри образовательного учреждения, региональные, международные.
Виды научно-исследовательских работ учащихся
Информационно-реферативные
Экспериментально -творческие
Натуралистические и описательные
Исследовательские
Проблемно – реферативные
Виды работ учащихся
Информационно- реферативные Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы
Проблемно - реферативные Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы /элементы исследовательской работы/.
Экспериментально - творческие Это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования (общественно - экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.)
Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Тема : Рециклинг резиновых покрышек автомобиля.
Цель: изучить эффективность процесса рециклинга изношенных шин автомобилей и возможность дальнейшего использования полученного продукта в производстве резиновых покрытий.
Задачи:
1. изучить литературу по данной теме;
2. исследовать движение изношенных шин в г. Улан-Удэ; 3. изучить принцип работы компании ООО «Байкал – полимер»; 4. выработать рекомендации по внедрению опыта компании ООО «Байкал-полимер» по переработке использованных автомобильных шин.
Гипотеза: Если рециклинг будет эффективен, то может явиться одним из условий экологической безопасности и экономического благополучия республики.
Объект исследования: резиновые покрышки.
Предмет исследования: рециклинг.
Методы исследования: статистический, анализирующий, исторический.
Гипотеза: Если рециклинг будет эффективен, то может явиться одним из условий экологической безопасности и экономического благополучия республики.
Объект исследования: резиновые покрышки.
Предмет исследования: рециклинг.
Методы исследования: статистический, анализирующий, исторический.
Заключение
Академик Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». Современный учитель является важнейший фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, к готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Научно-исследовательская деятельность – это не дань моде, это попытка реформировать систему образования.
Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в образовательном процессе. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.
Таким образом, владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности обучающихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования образования.