Конспект урока
Организационный момент: Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.
Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.
На прошлом уроке мы с вами говорили о греческой культуре, давайте с вами проверим, как вы усвоили пройденный материал.
I. Из перечисленных имен выделите | 1.Знаменитых греческих скульпторов 2.Авторов трагедий 3.Автора комедий | А) Эсхил, Б) Софокл, В) Еврипид, Г) Аристофан, Д) Фидий, Е) Мирон, Ж) Поликлет. |
II. Соотнесите имя род деятельности | 1. Пифагор 2. Платон 3. Аристотель 4. Геродот 5. Гиппократ | А) Учение об устройстве мира и об идеальном государстве Б) Знаменитый философ и математик В) Знаменитый греческий врач Г) «Отец истории» Д) Заложил основы многих наук о природе, обществе, политике. |
III.Соотнесите термин с определением | 1 Палестры 2.Парфенон 3. Скенэ 4. Орхестра 5. Ордер | А) Древнегреческая архитектурная система Б) Храм Афины В) В театре круглая площадка для представления Г) Строение для переодевания актеров Д)Специальные площадки и помещения для занятий спортом |
Проверка теста проводится в режиме взаимопроверки (ребята обмениваются карточками). Критерии: 0-1 ошибка: «5» и «5»-; 2-3 ошибки – «4»; 4-5 ошибок – «3»; 6 и более ошибок – «2» Оценку за тест внесите в лист самоконтроля.
Мотивационная беседа
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал. Теперь давайте перейдем к изучению нового.
Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сформулировать тему урока сами.
Слайд (амфора и кольца)
Учитель:? Вы, конечно же, готовы назвать тему нашего сегодняшнего урока? («Олимпийские игры в древности» - записываем в тетрадь) Ребята, а вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции
Постановка целей урока: Учитель: Что же мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке? (Что же вам хотелось бы узнать об Олимпийских играх?)
Проследить историю возникновения Олимпийских игр;
Познакомиться с организацией и проведением Олимпиады;
Показать их значение в жизни Древней Греции.
Проблемное задание: - Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?»
Изучение нового материала.
Учитель: ребята, откройте учебники (с.104), найдите в каком году состоялись первые Олимпийские игры и где они проводились ? (состоялись в 776 г до н. э.). Вспомним, что означает «До нашей эры»? Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? Что нужно сделать, что бы посчитать?
Перед вами карта Древней Греции
1. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?
(Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес)
2.Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия? (Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).
Опережающее Д.З. Учитель: Существует много мифов о том, как появились Олимпийские игры и почему именно Олимпия стала столицей соревнований. Ребятам было дано опережающее задание узнать об этом, давайте внимательно послушаем (после выступления, вам предстоит ответить на вопросы «Кто стал основателем Олимпийских игр, согласно мифам? Какому богу посвятили греки эти игры?») Делают сообщения
1. О возникновении легендарных празднеств повествуют многие греческие мифы. Согласно самому древнему, Зевс низверг в Тартар (в глубь земли) своего отца Крона, который уничтожал всех своих детей. Этот поступок сделал Зевса Властителем мира. Около могилы Крона он провел первые состязания по бегу, отпраздновав таким образом свою победу. Так возник у греков обычай проводить спортивные состязания.
2.Другие предания называют учредителями легендарных игр народных героя Пелопа, внука Зевса и сына лидийского правителя из Малой Азии Тантала. Пелоп прибыл на южный греческий полуостров, впоследствии названный его именем, встретил неподалеку от Олимпии прекрасную Гипподамию, дочь царя Эномая, у которого попросил руки девы. Ее отец, которому оракул предсказал смерть от руки зятя, предложил Пелопу испытание — состязание на колесницах. Юноша-пришелец принял вызов царя. Узнав, что Эномай поразил копьем уже 13 женихов во время гонок, Пелоп подкупил царского возничего, который заменил в оси колеса бронзовую чеку на восковую. В гонке от алтаря Посейдона в Коринфе до алтаря Зевса в Олимпии. Эномай не смог настичь Пелопа и убить его: квадрига царя развалилась, а сам он погиб. Похоронив Эномая, Пелоп женился на Гипподамии, а получив власть над городом учредил игры в Олимпии.
3.Согласно другим мифам, празднество атлетов учреждены Гераклом после того, как он совершил свой шестой подвиг — очищение скотного двора царя Элиды Авгия. Всего за день герой очистил стойла и загоны для бесчисленного царского стада, которые никто не убирал три десятка лет. И справился с этой работой, пустив воды реки Кладей в проломы стен скотного двора. Но царь не заплатил за уборку "авгиевых конюшен". Геракл наказал правителя Элиды — сразив его в сражении. Принеся жертвы богам — обитателям Олимпа, герой устроил в честь своего отца Зевса игры в Олимпии.
4.Тяжелые войны разоряли греческие государства. Однажды царь Элиды Ифит отправился в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как он царь маленькой страны может уберечь свой народ от войны и грабежа. Дельфийский оракул посоветовал Ифиту: «Нужно, чтобы ты основал Игры угодные богам!» Ифит отправился к своему могущественному соседу – царю Спарты – Ликургу. После переговоров Элида была признана нейтральным государством. И все другие полисы согласились с этим. Ифит, чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учредил Олимпийские игры, которые стали проходить в Олимпии каждые 4 года. По преданию они с Ликургом учредили и правила спортивных игр.
Спасибо ребята!
А сейчас вы увидите и услышите глашатаев, которые осуществляли призыв к Олимпийским играм. Из их призыва вам необходимо выявить особенности проведения Олимпийских игр.
1 глашатай: Всем! Всем! Всем!
2 глашатай: Приближается великий праздник благословенной Эллады - Олимпийские Игры!
1 глашатай: В честь Бога Зевса устраиваем мы это торжество через каждые четыре года.
2 глашатай: Объявляется священный мир во всей Элладе!
1 глашатай: Все военные действия должны прекратиться!
2 глашатай: Горе тому, кто поднимает меч на путника, идущего в Олимпию! Даже пираты - гроза морей, не осмелятся грабить пред гневом Зевса и Посейдона!
1 глашатай: Проклятие и громадный штраф на тот полис, что осмелится пойти войной на соседа!
2 глашатай: Всем! Всем! Приглашаем граждан свободной Эллады на
священные игры!
Учитель - Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?
Отвечают на вопрос:
1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.
2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.
3. Проводились раз в 4 года
Учитель – Скажите, как вы поняли из призыва, кто мог участвовать в Олимпийских играх?
Физминутка:
Мальчики и девочки,- вы на моём уроке.
Скорей поставьте руки в боки,
А теперь на плечи руки, чтоб не водилось скуки.
И качайтесь в такт прибоя-
Ты со мною, я с тобою,
Ты со мною, я с тобою.
Присели, привстали,
Присели, привстали, сели за парту
Потянулись и конечно улыбнулись.
(Ребята, а вы узнали, что это за музыка? Это самая узнаваемая греческая мелодия в мире. Знаменитый греческий танец сиртаки знают и любят во всём мире, он давно уже стал визитной карточкой Греции. Автор — греческий композитор Микис Теодоракиса).
Учитель: И так, продолжаем урок.
– Ребята, для того чтобы узнать о правилах проведения Олимпийских игр, состязаниях, знаменитых олимпийцах
вам необходимо выполнить самостоятельную работу в карточках используя текст учебника.
Задание - закончить предложения, вставить пропущенные слова.
В Греции спортивные состязания были обязательной частью празднеств в честь богов. Каждые (1)__ года в разгар лета в (2)_____________, области на Пелопоннесе, проводились игры в честь (3)__________. Первые Олимпийские игры состоялись в (4)___ г. до н.э. Игры продолжались (5)__ дней, а непосредственно соревнования (6)__ дня. В первый день игр приносились жертвы (7)________, происходило торжественное открытие игр. Участниками игр могли быть только (8)_________, полноправные граждане полисов. Программа игр включала более полутора десятков видов соревнований, главными из них были (9)_____, прыжки в длину, метание (10)__________, метание диска, (11)_________. Победителем назывался тот, кто бежал (12)_____________ всех; прыгал, метал копье или диск (13)______________ всех. Один из победителей Олимпийских игр – (14) ________ из Кротона. Победителей Олимпийских игр награждали (15)______________ венком, в конных состязаниях – (16)___________________ ветвью. Спортивные состязания дополнялись выступлениями (17)_____________ и (18)________.
Проверим, как вы справились с работой (один встает, вставляет пропущенные слова, остальные внимательно слушают, дополняют, исправляют) Работа проверяется в режиме самопроверки. Критерии: «5» - справился с работой, правильно вставил все слова; «4» - не успел вставить или вставил неверно 1-4 слова; «3» - неверно вставлены 5-8 слов; «2» - 9 ошибок и более. Оценку за тест внесите в лист самоконтроля.
Учитель: В 2014 г. прошли зимние Олимпийские Игры в Сочи. Что нового появилось в Олимпийских играх?
Проверим, как вы усвоили пройденный материал…
Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?
1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .
2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры.
3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры.
4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.
5. Впервые на соревнования в Олимпии победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.
6. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.
7. Милон Кротонский – один из известнейших олимпиоников.
8. Пятиборье - это соревнование одного человека в пяти видах спорта
(Взаимопроверка) Критерии: «5» - 0 ошибок; «4» - 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки; «2» - 5 ошибок и более. Оценку за тест внесите в лист самоконтроля.
Проблемное задание: И так ребята, в начале урока был сформулирован проблемный вопрос - «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?» Проанализировав знания полученные в ходе урока постарайтесь дать на него ответ.(Огромное количество участников и зрителей, игры и приуроченные к ним празднества проходили очень пышно, победители приобретали почет и необычайную известность)
Домашнее задание: (на выбор)
1.Составить ментальную карту используя конструктор
2.Придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя
Ребята, перед вами на столе сигнальные карточки, выберите ту, надпись на которой говорит о том как вы сегодня усвоили материал и работали на уроке.
Зеленая карточка. Я на уроке был активен, работал хорошо, мне было все понятно.
Желтая карточка. Я все понял, но не был активен.
Красная карточка. Материал урока был трудным для меня, я его усвоил плохо.
Мы с вами зажгли своеобразный Олимпийский огонь
Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!