Тема | Олимпийские игры в древности |
Цель | Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр. |
Задачи | Образовательные: сформировать у обучающихся представление о любимом общегреческом празднике - Олимпийских играх; дать представление, когда и где состоялись первые Олимпийские игры, в чью честь они проводились, как шли подготовка и проведение игр; познакомить с основными видами спортивных состязаний; подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр для эллинистического и современного обществ. Развивающие: развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой), историческими источниками, иллюстративным рядом; развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией; развивать навык подготовки сообщения; развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности); формулировать умения выполнять эмоционально-оценочные суждения развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником Воспитательные: формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности; стремиться к физическому совершенствованию, желанию заниматься спортом, вести здоровый образ жизни; совершенствовать формы и методы самовоспитания; воспитание интереса к истории; чувства сопричастности к такому явлению как Олимпийское движение; желание учащихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы |
УУД | Личностные: обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений Древней Греции; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира. Регулятивные: развивать навыки самооценки, определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные: обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, выступать публично. Познавательные: Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать, анализировать – выделять главное, представлять информацию с использованием ИКТ. |
Планируемые результаты | Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; формирование представления о значимости спорта и здорового образа жизни для современного человека на примере истории древних греков. Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением. развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план); развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение); развитие умения работать в коллективе. Предметные: формирование умения систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; формирование умения применять полученные знания на практике; развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся ИКТ – компетентности: - осуществлять информационное подключение к сети Интернет; - входить в информационную среду ОУ; - соблюдать требования ТБ, гигиены при работе с устройствами ИКТ; - использовать различные приёмы поиска информации в сети Интернет, в различных базах данных и сохранять их; - осуществлять редактирование и структурирование текста средствами тестового редактора; - форматировать текстовые документы; - участвовать в коллективном создании текстового документа; - соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет; - различать безопасные ресурсы сети Интернет. - осуществлять фиксацию изображений через документ-камеру. |
Основные понятия | Атлет, пятиборье, стадион, олимпионики, элладоники. |
Межпредметные связи | География, русский язык, физическая культура |
Ресурсы: Основные Дополнительные | Основные: рабочая программа, учебник, компьютер учителя, ноутбуки для учащихся, мультимедийный проектор, документ – камера, презентация. Дополнительные: Интернет - ресурсы |
Вид урока | Урок открытия новых знаний |
Технологии | Критического мышления, ИКТ, системно-деятельностный подход. |
Организация пространства | Работа в группах |
Особенности класса | В 5-А классе 28 человек: Базовый уровень усвоения материала – 20 человек Повышенный уровень усвоения материала – 5 человек Уровень интеллектуальных способностей: - ниже среднего – 3 человека; Учебная мотивация к урокам истории: высокая: 20 человек, 81% Средняя: 8 человека, 19% Общая подготовленность класса: - дети умеют работать в группах и парах; - умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; - развиты навыки самооценки и взаимооценки. Уровень работоспособности на уроке – высокий. При планировании урока были учтены возрастные особенности учащихся. |
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности. Цель этапа: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока. | Развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого | Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением. |
2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: закрепление и углубление знаний по предмету. |
Выполняют индивидуальную работу –заполнение таблицы «Могущество и упадок Афин» (Приложение 1). Соотносят результат работы с образцом. (На экране) | Следит за выполнением работы учащихся. Направляет учащихся на выявление неточностей. | Освоение знаний по теме «Древняя Греция» Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира. | Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности Демонстрируют знания по пройденному материалу. Личностные: умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. Цель этапа: Выявление места и причин затруднения, проблемы. Поиск решения учебной задачи |
Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала. Просматривают видеофрагмент, рисунки учащихся через документ-камеру. Выступают с сообщениями, приготовленными заранее с использованием ЭОР. | Организует формулирование темы урока учащимися через просмотр видеофрагмента зажжения олимпийского огня в Сочи – Олимпийские игры в древности. | Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей . | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: действие смыслообразования, т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность. Познавательные: Обмениваются полученной информацией Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению. ИКТ-компетентности: - использовать различные приёмы поиска информации в сети Интернет, в различных базах данных и сохранять их; осуществлять фиксацию изображений через документ-камеру. Выполнение домашнего задания с использованием ЭОР. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель этапа: построить проект выхода из затруднения |
Постановка учащимися целей, задач, планирование хода урока. Определение методов работы. Участники групп получают дорожные листы для организации своей работы 1 группа – Приложение 2 2 группа- Приложение 3 3 группа – Приложение 4 4 группа – Приложение 5 Работа в группах. Поиск информации в образовательном пространстве с использованием компьютера, отбор нужной информации. | Организует постановку цели, составление плана урока, корректировка методов работы. 1 группа Элладоники работает над вопросом - «Виды соревнований » 2 группа Хронографы работает над вопросом - «Как происходили Олимпийские игры?» 3 группа Олимпионики работает над вопросом - «Победители Олимпийских игр» 4 группа Стратеги работает над вопросом - «Какие правила и традиции были на Олимпийских играх?» | Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, анализировать их по предложенным признакам | Регулятивные: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ИКТ – компетентности: осуществлять информационное подключение к сети Интернет; - входить в информационную среду ОУ; - соблюдать требования ТБ, гигиены при работе с устройствами ИКТ; - использовать различные приёмы поиска информации в сети Интернет, в различных базах данных и сохранять их; - осуществлять редактирование и структурирование текста средствами тестового редактора; - форматировать текстовые документы; - участвовать в коллективном создании текстового документа; |
5. Этап реализации построения проекта. Цель этапа: реализовать построенный проект. |
Физ. минутка. | | | |
Выполняют упражнения для глаз и общеукрепляющие. | Организует выполнение упражнений на снятие напряжения глаз и предупреждение общей утомляемости. | | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. |
Отчёт групп о проделанной работе. Выступления с видеоподдержкой, цитированием фрагментов из сообщения. Обобщают, делают выводы, опираясь на слова-подсказки. Ответы учеников. (1. Поклонение богам Стремление показать силу и ловкость) | На основе изученного материала обобщить выводы и ответить на вопрос «Почему древние греки стали проводить Олимпийские игры?» Слова- подсказки: Поклонение, сила, ловкость. | Создание ярких образов и картин, связанных с ключевыми событиями Олимпийских игр в Древней Греции. | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении проблем; Регулятивные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. ИКТ-компетентности: выступление с видеоподдержкой, создание краткого сообщения, цитирование фрагментов из сообщения. |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель этапа: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых. |
Выполнение тестовых заданий. | Интерактивный тест «Олимпийские игры». | Готовность применять новые знания и умения. | Коммуникативные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция. Оценивание качества и уровня усвоения. ИКТ-компетентности: - осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве с применением системы интерактивного тестирования. |
| | | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель этапа: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке. |
Оценивают уровень своих достижений на уроке – заполняют листы самооценки. Приложение 6. Выводят баллы. Рефлекия:: - на уроке я узнал… - мне помогли средства ИКТ… - самым интересным был этап… | Предлагает заполнить листы самооценки, подсчитать баллы и перевести в отметку. Проводить рефлексию. | | Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе; Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
Информация о домашнем задании – Цель: постановка учебных задач. |
Записывают домашнее задание в дневник. | Объясняет выполнение домашнего задания. | Творческое задание: написать сочинение от имени участника или зрителя Олимпийских игр., параграф 33. | Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи Коммуникативные: умение слушать. |
Разминку с нами выполняйте.
Не спеши, лево-право, лево-право.
До пяти все посчитаем.
Потихонечку все сели.
И глазами поморгали.